Характер боевого противостояния Японии и США во время Второй мировой войны предопределялся тем исключительно важным обстоятельством, что Япония, еще до нападения на Перл-Харбор, захватила огромные территории, разбросанные в бассейнах Тихого и Индийского океанов. Тем самым она непомерно растянула свои коммуникации. Для их охраны требовались надводные и подводные корабли, весьма большое количество самолетов. Подводные лодки в большей степени, нежели авианосцы и крейсеры, нуждались в промежуточных местах базирования. Такими портами для них стали прежде всего отдаленные от метрополии Гонконг, Пенанг и Сингапур.
ОБЪЕКТЫ ОХОТЫ
Страна восходящего солнца вступила в войну, имея на вооружении подводные лодки 10-11 типов, некоторые были построены по немецкому образцу еще в 1923 г. Всего у Японии было 63 боевых единицы, одна треть из них приняла участие в операции по уничтожению американского флота в Перл-Харборе. Японские субмарины действовали на разных, далеко отстоящих друг от друга оперативных направлениях. Главным объектом охоты подводных лодок были в первую очередь транспортные суда из Англии и Америки.
Известны также случаи применения субмарин против американских береговых объектов. Практиковались, например, совместные артиллерийские удары по наземным целям двух и даже трех лодок. Всего за время войны японские субмарины около 50 раз обстреливали всевозможные объекты, расположенные от побережья США (районы Лос-Анджелеса и Санта-Барбары) до Австралии. Нет слов, эти боевые операции нельзя причислить к стратегическим, но переполох они вызывали немалый. Вспыхнувшие после обстрелов в Ньюкасле и Голети пожары продолжались несколько дней, среди американцев этих городов царила паника.
Гидросамолет субмарины "I-25" (командир - капитан 3 ранга Тагами) в августе 1942 г. сбросил две зажигательные бомбы на территорию штата Орегон. Кстати, это первый и последний случай бомбардировки континентальной части Америки за всю Вторую мировую войну.
У японского командования были далеко идущие планы даже за несколько месяцев до окончания войны. Так, в 1945 г. планировалась операция с использованием подводных лодок для вывода из строя Панамского канала.
ПРИКАЗ АДМИРАЛА
Один из лучших стратегов Японии, командующий Объединенным флотом адмирал Исороку Ямамото, издал приказ, в котором говорилось: "На Востоке американский флот должен быть уничтожен. Победа должна обеспечить слом воли противника в борьбе. От результатов этого сражения зависит взлет или падение империи. Каждый должен выполнить свой долг до конца".
Японские подводники близко к сердцу приняли этот приказ. Из разных концов морского театра боевых действий приходили в Курэ, штаб-квартиру Исороку Ямамото, сообщения. Докладывали о своих успехах и подводные крейсеры, на борту которых находились самолеты, специально спроектированные для применения с палубы субмарин.
Наиболее удачными оказались гидросамолеты "Yокосuка Е14VI" образца 1940 г. Они приняли активное участие в боевых действиях на Тихом океане. Так, бортовой самолет крейсерской лодки "I-7" произвел последнюю разведку перед нанесением знаменитого удара по Перл-Харбору.
Несмотря на очевидные результаты, у японских подводников были серьезные проблемы. Им не хватало горючего и других нефтепродуктов. Японское командование отдавало себе отчет, что их последняя надежда - это нефть Филиппин, надеялись они и на помощь со стороны Германии.
Адмирал Исоруку Ямамото за год до своей гибели в море несколько раз вносил предложения: создать совместно с немецкими субмаринами мощную ударную силу в Индийском и Тихом океанах. Это подтверждает и гроссадмирал Карл Дениц: "Наш военно-морской атташе в Токио усиленно заботился о координации германских и японских военно-морских операций".
С этой целью Япония предлагала использовать в качестве опорных две базы - Пенанг и Сабанг. Выбор пал на малайзийский Пенанг - хорошо известный немцам порт.
Соглашаясь на Пенанг, гроссадмирал Карл Дениц ставил условие, чтобы порт был технически оборудован, в достатке имелось горючее, смазочные масла, запасные части, боеприпасы и, разумеется, консервы. Немецкие подводники к японскому рациону непривычны, поэтому должны питаться европейским продовольствием. Японское командование приняло все условия.
Однако немцы не торопились посылать свои субмарины, хотя к весне 1943 г. опорная база Пенанг полностью подготовилась к приему гостей из Германии.
"МОРСКИЕ КОРОВЫ"
Как известно, в основу своих военных планов Генеральный штаб Японии, как и ее союзник Германия, положил идею краткосрочной, молниеносной войны. Известно, что эта затея в конечном счете потерпела крах. Не помогло японцам и ускоренное строительство линкоров, авианосцев, подводных лодок, на которые командование возлагало большие надежды. Ранее уже было сказано, что Япония вступила в войну, имея 63 боевые субмарины, но в ходе затянувшихся боевых действий вошли в строй еще 129 лодок, в том числе крейсерских - 50, средних - 47, малых - 9, транспортных - 23. Последние, прозванные "Дойными коровами" или "Морскими коровами", предназначались для перевозки не только нефтепродуктов, но и так необходимого для войны сырья, которым Япония делилась (частично) с Германией.
Может возникнуть вопрос: откуда такое богатство? Ведь страна практически не имела ни единой тонны собственной нефти. Ее недра лишены полезных ископаемых. Ответ простой: захватив Голландскую Индию, Япония овладела крупнейшими источниками стратегического сырья. Достаточно сказать, что этот район вместе с Малайей давал до войны 16% всей мировой добычи олова, почти 75% каучука и, что главное, 85% нефти, добываемой на Дальнем Востоке. Японская сторона стремилась помочь Германии. На подводных лодках производилась доставка каучука, олова, вольфрама, ртути, молибдена, хинина, опиума... На обратном пути "Морские коровы" вывозили из Германии торпеды (новейшая акустическая торпеда, носившая условное название "Цаункениг"), локаторы (новейшие - "Хагенук"), ракеты "Фау" в разобранном виде, чертежи, а также военных специалистов - для обслуживания новейшей немецкой техники и обучения офицеров и матросов Императорского флота.
ПОДЛОДКИ ЗА ВОЛЬФРАМ
В штабе гроссадмирала Карла Деница приняли решение передать японцам подводные лодки, сошедшие со стапелей "Дойче верф" Гамбурга в 1943 г. Новизна их была в том, что они имели на борту не только упомянутые торпеды и локаторы, но и "шноркель" - особое устройство для работы дизелей под водой на перископной глубине, обеспечивающее лодке длительное плавание без всплытия в надводное положение для зарядки аккумуляторных батарей, а также вентилирования субмарины. В мае 1943 г. к берегам Японии отправилась субмарина "U-511", которая, благополучно пройдя через два океана, 7 августа прибыла в военно-морскую базу Курэ. Три месяца заняло плавание. Японцы встретили своих союзников торжественно, флотский оркестр исполнил национальный гимн Германии.
16 сентября состоялась официальная передача лодки, которая получила бортовой номер "RO-500". Старший инженер
"U-511" Гейнц Рехсе вспоминал после войны: "Представлялось смешным видеть японский флаг, развевающийся на боевой рубке вместо немецкого штандарта". Несколько позже японцам передали другую лодку - "U-1224". Она тоже без приключений пересекла Атлантику и Индийский океан, и после короткой остановки в Сингапуре, прибыла в Курэ. 15 февраля 1944 г. лодку передали в состав ВМС Японии. Командиром был назначен капитан-лейтенант Норита. Во время первого выхода на боевое задание субмарину "RO-501" обнаружили два американских эсминца "Френсис" и "Робинсон". Игра в "кошки-мышки" продолжалась не очень долго. Сбросив удачно серию глубинных бомб, эсминцы достигли цели.
Подводная лодка "U-859", относящаяся к "Морским коровам", считалась удачливой. Отправившись в Японию с ценным грузом - несколько десятков тонн ртути, - лодка по пути атаковала поочередно три американских судна, все они канули в морскую пучину. В районе Малаккского пролива ее подстерегала английская субмарина "Тренчант". В состоявшемся поединке победительницей вышла англичанка. "U-859" ушла на дно, похоронив 47 членов экипажа.
В конце 1943 г. отправились в Японию сразу шесть "Морских коров" с ценным грузом и новейшими торпедами "Цаункениг". На обратном пути они должны были взять на борт каучук и другие виды сырья. Однако прибыли из них в Пенанг лишь "U-195" (командир - обер-лейтенант Фридрих Штейнфельд), "U-1062" (командир - обер-лейтенант Карл Альбрехт), "U-219" (командир - корветен-капитан Вальтер Бургхаген). Пока эти субмарины добирались до порта назначения, пришел приказ "U-195" и "U-219" передать японским ВМС в зачет за отгруженное ранее сырье - нефть, каучук, олово и так далее. Отправилась домой только "U-1062". Уже на подходе к военно-морской базе Брест (Франция) субмарину обнаружил американский эсминец "Фессенден". Лодке не удалось ускользнуть от большой серии глубинных бомб. Погиб весь экипаж - 55 матросов и офицеров.
Еще лет десять тому назад считалось, что Германия передала Японии только одну подводную лодку, однако мои разыскания свидетельствуют об ином. Теперь можно с уверенностью утверждать, что в разные сроки, начиная с 1943 г., было передано 6 новейших субмарин, которые благополучно дошли до Пенанга и затем до военно-морской базы Курэ.
В дальних вояжах транспортных субмарин, задействованных на перевозке стратегического сырья, вооружения и другой военной техники, успеха добивались только лодки-одиночки, которым удавалось уйти от погони морской авиации союзников США. Уязвимым местом являлась слабая разведка. Высылаемые вперед на разведку субмарины с бортовыми самолетами приносили ничтожно малую информацию. Из тех отрывочных сведений, которые автор смог "выудить", следует: к самым большим достижениям, по-видимому, можно отнести совместные действия в Индийском и Тихом океанах подводных лодок (японо-германо-итальянских), которые уничтожили 149 судов противника. Правда, это стоило им недешево. Из 45 субмарин только 16 вернулись на свои базы.
ИСПОДТИШКА
Несмотря на то что между СССР и Японией был заключен договор о нейтралитете, командование Императорского флота нарушало статьи о свободном судоходстве. Сегодня с большой точностью можно утверждать, что, начиная с 1941 г. по август 1945 г., японцы 178 раз задерживали советские суда на сроки от нескольких часов до нескольких месяцев. Японцы задерживали наши мирные пароходы и рыболовецкие сейнеры, как бы для досмотра: нет ли на борту стратегических грузов и воинских подразделений?
Кроме таких контрольных проверок, имели место и явные провокации, которых не сосчитать. Японские субмарины, например в районе Курильской гряды и в проливе Лаперуза, отрабатывали торпедные атаки по "движущимся целям", выпускали торпеды и уходили на глубину. В судовых вахтенных журналах все чаще и чаще стали появляться записи такого рода: "Атакован неизвестной подводной лодкой". Это было зафиксировано многими судами. Но вскоре "учебные атаки" превратились в настоящие. Архивные документы свидетельствуют о 20 потопленных гражданских кораблях. Сегодня мы знаем из американских источников, что подобранные с воды советские моряки доставлялись в японские порты Хонто и Вакканай, что на острове Хоккайдо. Так образовался лагерь русских моряков, которых японцы называли интернированными.
В памяти всплывает гибель экипажа подводной лодки Л-16; 11 октября 1942 г. на переходе Датч-Харбор - Сан-Франциско она была атакована и потоплена "неизвестной" субмариной. Впоследствии оказалось, что это была японская подлодка
"I-25", та самая, чей бортовой самолет бомбил военные объекты американского штата Орегон. На следующий год "I-25" не ушла от возмездия, ее потопил глубинными бомбами эсминец "Тейлор" (США).
Как видно, договор о нейтралитете не мешал Японии разбойничать на морях. Когда говорят (некоторые историки), что Советский Союз (иногда - лично Иосиф Сталин) нарушил этот договор в августе 1945 г. в угоду своим союзникам США и Англии, то возникает большой вопрос: а не был ли "нейтралитет" в значительной мере иллюзорным?
Впрочем, счет за военные "прегрешения", и очень серьезный счет, можно предъявить даже нашим союзникам-американцам. Был у них после Перл-Харбора такой девиз: "Топи их всех!". Буквальное следование ему приводило нередко к тому, что торпедным атакам подвергались все без разбору суда, попадавшиеся на пути, в том числе и советские. Спустя какое-то время выяснялось, что произошла непростительная и грубая акция, американцы, разумеется, всегда отнекивались. У них имелась возможность сослаться на японских подводников, которые, мол, нарушая договор о нейтралитете с СССР, пускали на дно корабли соседнего государства. Поначалу так думали и члены экипажей наших пароходов, которых поднимали из воды не американцы, а команды японских сторожевых кораблей.
Как ни прискорбно, но семь советских судов, следовавших с военными грузами из США, - на совести американских командиров подводных лодок. Перечислю наши потери: пароход "Ангарстрой" (1.05.1942), пароход "Кола" (16.02.1943), пароход "Ильмень" (17.02.1943), траулер # 20 (9.07.1943), пароход "Белоруссия" (3.03.1944), пароход "Обь" (6.07.1944), пароход "Трансбалт" (13.06.1945).
Впервые американцы признали причастность своей субмарины "Пермит" к торпедированию траулера # 20 в том же 1943 г. Президент Франклин Рузвельт послал Иосифу Сталину письмо, в котором сожалел о случившемся факте, и пообещал, что впредь подобное не повторится. Но, как видно из перечня, американские субмарины продолжали топить советские пароходы.