0
1439
Газета История Интернет-версия

26.10.2000 00:00:00

Словарь-манифест

Тэги: Шмитт, медиевистика, словарь, Ле Гофф


Jacque Le Goff, Jean-Claude Schmitt. Dictionnaire raisonne de l"Occident medieval. Paris, Fayard, 1236 pp.

Жак Ле Гофф, Жан-Клод Шмитт. Толковый словарь средневекового Запада. - Париж: Файар, 1236 с.

К концу ХХ столетия интерес французского общества к Средневековью резко возрос, о чем свидетельствует не только поток научной и художественной литературы, но и популярность университетских курсов, где любые возрастные границы между слушателями уже перестали существовать. Французская наука должна подтверждать свое право на жизнь открытостью своих аудиторий. В такой ситуации медиевистика, с одной стороны, становится барометром общественных интеллектуальных вкусов: она должна им следовать, чтобы быть популярной, с другой стороны, она может эти вкусы активно формировать.

Историческая антропология - научная дисциплина, вполне утвердившаяся во французской системе высшего образования,- лежит в основе данного труда. Сославшись на знаменитое высказывание Марка Блока, историками-антропологами следует считать тех своеобразных "людоедов", которые спешат "на запах человечины", которые ищут в истории реального живого человека, а не голые факты, слишком часто ставившиеся во главу угла позитивистски настроенными историками. Историки-антропологи пополнили свой научный багаж за счет эпистемологического кризиса, который произошел в начале ХХ века в социальных науках и связан с именами Эмиля Дюркгейма, Макса Вебера и других. Этот кризис научил историков задавать своим средневековым документам те же вопросы, которые этнологи задавали аборигенам Африки и Амазонии.

Показать относительность современных ценностей при всей нашей зависимости от наследия Средневековья - вот пафос современной французской медиевистики. И в этом кроется успех даже тех исторических исследований, которые посвящены, казалось бы, совсем узким сюжетам (например, материалам инквизиционного процесса, проходившего в XIV веке в маленькой пиренейской деревушке, ставшим основой огромной книги Эмманюэля Леруа Ладюри). Опыт историков-антропологов полностью отвечает подспудному желанию современного человека, живущего в интегрирующемся мире, познать чужое, в том числе свое чужое. Действительно, следует отметить, что "Толковый словарь" ограничивается лишь "своим чужим", то есть западным Средневековьем, за исключением нескольких статей, посвященных "границам" западнохристианского мира: "Византия и Запад" (Мишель Балар и Ален Дюселлье), "Византия, взгляд с Запада" (Мишель Балар) и "Ислам" (Пьер Гишар).

"Толковый словарь" вовсе не является единственным словарем западного Средневековья, но он является, несомненно, единственным в своем роде. В последние полтора десятилетия вышли в свет "Dictionary of the Middle Ages" под редакцией Джозефа Стрейера (New York, 1982-1989), "Энциклопедический словарь Средневековья" под редакцией Андре Воше (1997, на французском и итальянском языках), а также многотомный Lexikon des Mittelalters (Mьnchen und Zurich, 1980-1998) - лучшее справочное пособие для медиевистов. И все же "Толковый словарь" заполняет определенный пробел: его отличие в том, что он предназначен как для работы профессионального историка, который получает представление о состоянии исследований по самым разным аспектам средневековой истории, включая основную историографию (со знакомства с ней можно легко начать собственное исследование), так и просто для всякого любителя приятного чтения на досуге. К радости любителей энциклопедического чтива, они не найдут в этом словаре никаких сокращений, обилие которых сразу превращает энциклопедию в справочник, от чтения которого трудно получить удовольствие.

"Толковый словарь" представляет историю в становлении, в развитии, в дебатах, эхо которых явственно слышится в таких проблемных статьях, как "Средневековье" (об истории понятия, Кристиан Амальви), "Феодализм" (Ален Герро), "Государство" (Жан-Филипп Жене), "Вера" (Ален Буро), "Изображения" (Жан-Клод Шмитт). Статьи расположены, естественно, в алфавитном порядке, но они не просто следуют друг за другом. С помощью перекрестных ссылок, чем-то напоминающих средневековые конкорданции, которые стали активно использоваться в западноевропейской библейской экзегетике начиная с XIII века, статьи образуют систему, позволяющую составить представление об определенном круге проблем функционирования средневекового общества и культуры. Казалось бы, ничего нового - отсылки в том или ином виде присутствуют в любой профессиональной энциклопедии. Но в том, к чему они отсылают, тоже присутствует авторская и редакторская позиции. Так, например, статья "Изображения", "Images" (основное поле междисциплинарных исследований Группы исторической антропологии, GAHOM) отсылает к статьям "Собор" (Ален Эрланд-Бранденбург), "Клирики и миряне" (Ж.-Кл. Шмитт), "Библия" (Ги Лобришон), "Византия и Запад", "Сны" (Жак Ле Гофф), "Символ" (Мишель Пастуро). Читатель уже по этим названиям получает представление о том, в каком ключе рассматривается история развития средневековых изображений. Она включает в себя не только (и не столько) традиционную историю искусства, поскольку среди историков данного направления, вслед за немецким искусствоведом Хансом Бельтингом, принято говорить о Средневековье как "эпохе до искусства" (современное понятие искусства можно применять, по их мнению, лишь начиная с Возрождения). Для медиевистов-антропологов эти изображения в системе средневековой культуры неразрывно связаны с понятиями образов, снов, представлений. Это последнее понятие (французское representation гораздо шире, чем его русский перевод) на сегодняшний день фактически полностью заменило собой давно приевшееся и гораздо менее точное, по мнению Ле Гоффа и Шмитта, понятие "ментальность".

Я привел лишь один из ярких примеров того, как на страницах "Толкового словаря" разворачивается настоящее истолкование Средневековья, несомненно, одно из возможных истолкований, в чем редакторы вполне отдают себе отчет. Это опыт "истории-проблемы", попытки не реконструировать факты такими, "какими они были на самом деле" (Леопольд фон Ранке), а понять логику функционирования общества со всех его материальных, социальных, идеологических, ментальных проявлениях.

Словарь написан огромным коллективом историков самого высокого уровня, из которых треть - не французы. Многих из них трудно было бы заподозрить в какой-либо особой привязанности к опыту "Анналов". Каким же образом из сотрудничества столь разных ученых вышел "манифест" исторической антропологии? Успех этого предприятия, как кажется, не в последнюю очередь зиждется на той консолидирующей роли, которую продолжает играть французская медиевистика, давно преодолевшая рамки этноцентричной научной школы, на европейской и, шире, мировой гуманитарной сцене.

Париж


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1531
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1734
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1840
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4185

Другие новости