-Евгений Геннадиеви, какова история штурманского дела?
- Выбор направления движения корабля в открытом море происходил по звездам и Солнцу. Только в первом тысячелетии до нашей эры китайцы открыли компас, но в Европе об этом стало известно только через тысячу лет. Со временем был изобретен морской хронометр, а для измерения скорости и пройденного расстояния был создан лаг.
В полной мере штурманское искусство потребовалось в эпоху Великих географических открытий, когда в Португалии и Испании были созданы принципиально новые суда - каравеллы для длительного плавания в океане.
Штурман становится третьим лицом в корабельной иерархии португальского и испанского флотов: капитан, маэстре (старший помощник капитана), штурман. В портовых городах Португалии Испании, Италии и других приморских европейских государств возникли Навигационные и Математические хунты, ставшие прообразом современных Штурманских служб. Эти хунты возглавлялись самыми опытными и грамотными штурманами.
- Когда штурмана появились в России?
- Первым понял необходимость превращения огромной континентальной России в современную, промышленно развитую, а значит, морскую державу, ее великий и просвещенный реформатор Петр Первый. Для этого надо было создать флот и, победив турок при Азове и шведов на Балтике, пробить морской путь для экономических связей с Европой на западе. Поэтому он начал в 1696 г. создавать мощный военный флот. Но если для битвы при Азове русскими кораблями управляли кормщики, то для плавания по мелководному и опасному Балтийскому морю нужны были грамотные капитаны и штурмана. Для их подготовки и учредил Петр Первый 25 января 1701 г. в Москве Навигацкую школу.
В 1720 г. при непосредственном участии Петра Первого был принят Морской устав, в котором впервые в России были определены основы организации и деятельности Штурманской службы Российского флота. Возглавлял ее "капитан над штурманами" - прообраз современного флагманского штурмана. В Морском уставе времен Петра Первого за посадку корабля на мель штурману полагались всего два наказания: смертная казнь или каторга, смотря по рассмотрению дела в суде.
- Сурово. Не потому ли, что статус штурманов был недостаточно высок?
- Поскольку при строительстве флота Петр брал в пример Голландию и Германию, не имевших таких географических открытий, как Португалия и Испания, и не обладавших высококлассными штурманами, первоначально на российском флоте штурмана занимали невысокое положение и до 1757 г. даже не имели офицерских флотских званий. Это привело к кризису в штурманском деле, который разбирала специальная комиссия Адмиралтейств-коллегии в 1797 г. Принятые меры позволили открыть новые учебные заведения, штурманам разрешили продвигаться в службе по командной линии. Известный русский ученый и адмирал Степан Макаров окончил в 1865 г. Морское училище в Николаевске-на-Амуре в звании кондуктора Корпуса флотских штурманов. Подготовка отечественных штурманов достигла высокого уровня, что позволило российским морякам осуществить многие дальние и кругосветные походы и даже открыть Антарктиду. Штурман подводной лодки "Пантера" Аксель Берг стал основоположником советской кибернетики, адмиралом-инженером, академиком. Штурман броненосца "Орел" Николай Сакеллари - основоположником советской штурманской школы.
Среди более позднего поколения штурманов, ставших флотоводцами, - бывший главнокомандующий ВМФ, дважды Герой Советского Союза, адмирал флота Советского Союза Сергей Горшков, Герой Советского Союза адмирал флота Георгий Егоров, Герой Советского Союза, адмирал, академик Аркадий Михайловский, нынешний главком ВМФ адмирал флота Владимир Куроедов, начальник Главного штаба ВМФ адмирал Виктор Кравченко и другие.
- Ну, если все обстоит так хорошо, то какая реформа нужна Штурманской службе ВМФ?
- Видите ли, в чем дело. Организация Штурманской службы ВМФ, как и всякий живой организм, всегда реформировалась вместе с флотом и решаемыми им задачами. После 1917 г. Штурманскую службу включили в состав Гидрографической службы ВМФ в виде Управления безопасности кораблевождения, которым руководил тогда Константин Ухов. Однако при планировании боевых действий соединения, а тем более управлении силами в бою этим уже занимались командир и начальник штаба соединения, которым было не до расчетов. Их дело командовать силами в бою.
Поэтому в 1943 г. решением наркома ВМФ адмирала Николая Кузнецова была введена должность главного штурмана ВМФ и соответствующие ей должности флагманских штурманов на флотах и соединениях.
Началом современного этапа реформ является подчинение Штурманской службы флотов начальникам штабов флотов и заместителю главнокомандующего ВМФ, что устанавливает единую вертикаль управления службой на всех уровнях до штаба соединения, корабля включительно.
При всех достижениях предыдущих лет Штурманской службой были в значительной мере утрачены позиции, касающиеся управления силами. Из документов ВМФ исключено понятие "навигационное обеспечение", а введенное вместо него понятие "решение навигационных задач кораблевождения" оказалось ведомственным и специальным и не вошло ни в один общефлотский руководящий документ. По смыслу он соответствует корабельному уровню, а для группы кораблей и группировки сил целесообразно было бы ввести новый термин (вид деятельности) - "штурманское обеспечение".
Кроме того, по результатам НИР "Штурвал", проведенной в 1999 г. Военно-морской академией и 24-го НИИ МО принято решение об увеличении штатов штурманской службы ВМФ и флотов. Штурманское обеспечение как вид боевого и оперативного обеспечения включено в проекты новых руководящих документов ВС РФ оперативного уровня. Дальнейшее развитие навигация получит при тесном взаимодействии Главного управления навигации и океанографии МО и Государственного НИИ навигации и гидрографии со Штурманской службой и при поддержке организаций и ведомств РФ, занимающихся созданием технических средств навигации.
- Что нового вносят в работу штурманов новые методы сбора и обработки информации?
- Во всем мире идет процесс автоматизации функций штурманской деятельности (как, впрочем, и других специалистов флота на различных уровнях управления силами), ранее занимавших большую часть рабочего времени и всегда составлявших основу профессиональной подготовки штурманов: нанесение обстановки, выполнение расчетов и прокладка маршрута перехода с учетом требований навигационной безопасности и правил плавания, производство обсерваций, ведение счисления, отображение места корабля и пространственных элементов обстановки. Формализация многих этих и других процессов позволит автоматизировать многие аспекты рутинной работы штурмана. ВМФ РФ постепенно вовлекается в этот процесс и в перспективе мы можем столкнуться с ситуацией, когда у корабельного штурмана могут остаться только функции инженера, эксплуатирующего навигационный комплекс. Так, в ВМС США навигационный комплекс находится в заведовании специалистов боевой части оружия, а не штурмана.
Поэтому уже сегодня следует формировать подходы к определению роли и места штурмана в рамках автоматизированного кораблевождения и автоматизированной системы управления силами флота. Представляется целесообразным рассмотреть возможность возвращения к ситуации 20-летней давности, когда корабельный штурман вел на навигационной карте боевую прокладку и вырабатывал для командира рекомендации по маневрированию на основе положений тактики и с учетом всей (а не только навигационной) обстановки, возможностей своих сил и противника. Такую задачу в будущем вряд ли удастся автоматизировать, а современный Боевой информационный пост решить ее не способен.