0
2080
Газета История Интернет-версия

23.02.2001 00:00:00

Поле деятельности на четырех континентах

Николай Зленко

Об авторе: Николай Николаевич Зленко - заместитель начальника Главного управления международного военного сотрудничества МО РФ, генерал-лейтенант.

Тэги: сотрудничество, мероприятия, обязательства


Военное сотрудничество с иностранными государствами - сфера международной деятельности, включающая комплекс взаимных мероприятий, направленных на укрепление обороноспособности и национальной безопасности участвующих в нем стран. Оно осуществляется на основе равноправия и взаимовыгодных интересов, с соблюдением соответствующих международных обязательств (договоров) и национального законодательства.

СВОЙ ПОЧЕРК

Практическая необходимость в создании специального коммерческого структурного подразделения со статусом Государственного посредника в системе государственного регулирования и сопровождения военно-политического, а в дальнейшем военно-технического сотрудничества Советского Союза с иностранными государствами возникла в ходе Второй мировой войны. В июле-августе 1941 г. Великобритания подписывает с СССР два межправительственных соглашения: "О совместных действиях в войне против Германии" и "О товарообороте, кредите и клиринге". В рамках этих соглашений начались поставки военной техники в СССР из США и Англии, в частности через Иран. В дальнейшем в Иране была организована сборка американских автомобилей и английских военных самолетов для поставки в СССР.

Всесоюзному объединению "Ирансовтранс" Наркомвнешторга СССР была поручена реализация в Иране указанных межправительственных соглашений. Именно "Ирансовтранс", в состав которого входил специальный отдел "Техноэкспорт", фактически стал первым Государственным посредником, получившим полномочия правительства СССР на практическую реализацию военно-технического сотрудничества с иностранными государствами.

После Второй мировой войны началась борьба за политическое, военное и экономическое влияние на развивающиеся страны. СССР имел свой характерный почерк в этой борьбе, в том числе в области военно-технического сотрудничества. Менее чем за десять лет после окончания Второй мировой войны доля вооружения и военной техники, поставляемых на экспорт промышленностью России, превысила объемы экспортных поставок непосредственно из наличия Министерства обороны. Для координации экспорта, повышения его оперативности и эффективности в мае 1953 г. создается Главное инженерное управление Министерства внешней торговли (ГИУ).

ПРЕРОГАТИВЫ

В Министерстве обороны данной проблематикой с 1951 г. занималось 10-е управление Генерального штаба. После заключения Варшавского договора оно получило статус 10-го Главного управления Генштаба. В составе управления была, в частности, группа представителей стран Варшавского договора (по одному от каждой страны) - в качестве заместителей начальника Штаба Объединенных Вооруженных сил.

Прерогативами Главного управления были: руководство деятельностью аппаратов Главных военных советников, анализ военно-политической обстановки в странах сотрудничества, оказание им помощи в создании и развитии национальных вооруженных сил, поставки вооружения и военной техники дружественным странам, передача им лицензий, технической документации для производства и ремонта военной техники. Сюда входила также организация технического содействия в производстве, проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, ремонте вооружения и военной техники, в строительстве объектов военного назначения.

Позднее, с расширением объемов этой деятельности, Министерству обороны, в том числе и 10-му Главному управлению ГШ, за счет средств Государственного комитета по внешним экономическим связям (ГКЭС) была выделена дополнительная численность личного состава - для организации соответствующих служб по техническому содействию.

При возникновении кризисных ситуаций в различных регионах мира в 10-м Главном управлении создавались оперативные дежурные группы по отслеживанию обстановки, движения транспортов, доставляющих вооружение и военную технику в дружественные страны.

Такие временные группы создавались во время войны во Вьетнаме, на Ближнем Востоке, Афганистане, Эфиопии и других районах.

Управление военно-технического сотрудничества в составе Главного управления международного военного сотрудничества МО РФ в своем нынешнем виде является основным и единственным структурным подразделением Министерства обороны, осуществляющим планирование, организацию и контроль мероприятий военного и военно-технического сотрудничества Российской Федерации с зарубежными странами в полном объеме.

Управлением проводится большая работа по поддержанию связей в военной и военно-технической областях как с традиционными нашими партнерами, так и по налаживанию партнерских отношений с новыми государствами, включая и государства - участники НАТО.

ПОРТФЕЛЬ ЗАКАЗОВ

Работать приходится в непростых условиях постоянно меняющейся нормативно-правовой базы военно-технического сотрудничества. Достаточно сказать, что только основные указы президента России в указанной сфере за период с 1995 г. менялись дважды.

Уже к 1968 г. в России сформировался значительный портфель заказов со стороны развивающихся стран, связанных с оказанием технического содействия в создании национальной оборонной промышленности, в производстве отдельных видов вооружения и военной техники, в становлении военной и вспомогательной инфраструктуры. Как и прежде, чисто коммерческие интересы и критерии в оценке и экспертизе этого специфического портфеля отступали на второй план. География иностранных заказчиков, общий объем заказов, их специфика, связанная со значительным отличием от сделок купли-продажи, необходимость координации взаимодействия большего числа министерств и ведомств потребовали формирования в дополнение к ГИУ еще одного специализированного Государственного посредника.

Так было образовано Главное техническое управление Государственного комитета по внешним экономическим связям (ГТУ). Основной задачей его было обеспечение комплексного решения проблем создания в иностранных государствах объектов военного и специального назначения, включая проведение изысканий на местности, проектирование, поставку технологического оборудования, оснастки, инструмента, монтаж оборудования, ввод в эксплуатацию и т.д. Несомненным плюсом оказалось то, что удалось объединить в одном внешнеполитическом пакете услуг, предлагаемых Россией развивающимся странам, техническое содействие в строительстве и крупных хозяйственных объектов, и специальных объектов военного и военно-промышленного назначения.

Всего за десять лет своего существования в качестве самостоятельного Государственного посредника ГТУ заключило контракты на оказание технического содействия почти с 40 иностранными государствами. При активном участии ГТУ за рубежом появилось более 1200 объектов специального назначения, находящихся в различной стадии создания и функционирования. Среди них - военные заводы, ремонтные предприятия, военно-морские базы, аэродромы, пункты связи, центры обучения, а также, например, такие необычные объекты, как мавзолеи Димитрова, Хо Ши Мина, Нето.

Деловые отношения поддерживались с иностранными заказчиками почти из 50 стран. Но с течением времени основные концепции в области военно-технического сотрудничества начали становиться не вполне адекватными новым тенденциям мирового рынка вооружений.

ИСТОКИ ДИСБАЛАНСА

Ежегодные объемы экспорта вооружений, военной техники, включая запасные части, комплектующие изделия, создание специальных объектов, составлявшие в период 1981-1989 гг. в среднем 6-10 млрд. долл. США, стали уже недосягаемы для посредников. Структура платежей иностранных покупателей за российский экспорт продолжала оставаться крайне несбалансированной. Платежи в свободно конвертируемой валюте и нефтью не превышали 10-15%, доля специальных государственных кредитов достигала 60%, а безвозмездная помощь (бесплатные поставки вооружений и военной техники, другого военного имущества) устойчиво составляла не менее 30% от общих объемов специального экспорта.

К началу 90-х гг. потребности традиционных для России иностранных заказчиков (более 40 стран) в вооружении, военной технике и объектах специального назначения были практически полностью удовлетворены, и новый этап перевооружения и модернизации мог наступить только через 5-8 лет.

Государственные посредники (ГИУ переименовали в "Оборонэкспорт", ГТУ - в государственную компанию "Спецвнештехника"), сохраняя статус структурных подразделений Министерства внешних экономических связей России, вынуждены были расширить сферы своей деятельности, разрушая при этом границы специализации по видам военно-технического сотрудничества и исторически сложившимся связям с традиционными иностранными заказчиками.

Мировой рынок военно-технического содействия с явным доминированием на нем России прошел пик в средине 80-х гг. К началу 90-х гг. число специальных объектов, введенных в эксплуатацию при участии России, уменьшилось до 700, а к 1992 г. их число снизилось до 500 и стало необратимо сокращаться.

С учетом значительных изменений структуры мирового рынка вооружений, его географии, преобразований в военно-промышленном комплексе России, связанных с экономической реформой, в соответствии с Указом президента России на базе трех Государственных посредников в конце 1993 г. создается Государственная компания "Росвооружение" со статусом самостоятельной коммерческой организации, то есть не подчиненной ни одному из министерств и ведомств. Одновременно в сфере военно-технического сотрудничества России с иностранными государствами продолжают функционировать несколько российских посредников, получивших временное право вести переговоры и заключать контракты на экспорт вооружений и военной техники.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПОСРЕДНИК

К октябрю 1995 г. компания "Росвооружение" назначается единственным Государственным посредником по экспорту и импорту продукции, работ и услуг военного назначения по всей разрешенной на экспорт номенклатуре, как изготавливаемой на предприятиях оборонной промышленности, так и находящейся в наличии у Министерства обороны России.

Оборотные средства "Росвооружения" всего за три года увеличиваются более чем в 80 раз, объемы налогов, перечисленных в бюджет, - более чем в 7 раз, число заключенных контрактов - почти в 3 раза. В августе 1997 г. в соответствии с Указом президента России три федеральных государственных унитарных предприятия "Росвооружение", "Промэкспорт" и "Российские технологии" получают статус государственного посредника по экспорту вооружений, военной техники, запасных частей к ним, работ (услуг) военного назначения и т.п. Таким образом, институт Государственного посредника прошел еще одну стадию преобразований.

В ноябре-декабре 2000 г. президентом Российской Федерации подписаны основные нормативно-правовые документы в области военно-технического сотрудничества. Имеется в виду указ # 1854 "О создании федерального государственного унитарного предприятия "Рособоронэкспорт", согласно которому "Рособоронэкспорт" является единственным Государственным посредником и правопреемником ФГУП "Росвооружение" и ФГУП "Промэкспорт", а на Министерство обороны Российской Федерации возложены функции регулирования военно-технического сотрудничества РФ с иностранными государствами. Это также указ

# 1953 "Вопросы военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами", в соответствии с которым образован Комитет Российской Федерации по военно-техническому сотрудничеству с иностранными государствами. Названный Комитет является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в пределах своей компетенции реализацию решений президента и правительства Российской Федерации по регулированию и контролю деятельности в области ВТС Российской Федерации с иностранными государствами и обеспечивающим исполнение положений международных договоров в области ВТС.

Следует особо отметить, что по всем мероприятиям, относящимся к совместной компетенции Комитета и Минобороны России, координацию деятельности Комитета осуществляет министр обороны Российской Федерации.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Владимир Полканов

Как предприятия отрасли решают кадровые проблемы

0
641
Путин обсудил вопросы языкознания

Путин обсудил вопросы языкознания

Иван Родин

2028-й скорее станет Годом Тютчева, чем Толстого

0
930
Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Татьяна Астафьева

"Роснефть" за год вложила в экологические проекты 74 миллиарда рублей

0
738
Местное самоуправление постепенно унифицируют везде

Местное самоуправление постепенно унифицируют везде

Дарья Гармоненко

В Хакасии муниципальная реформа уже встроена в политический конфликт

0
898

Другие новости