0
1926
Газета История Интернет-версия

12.04.2001 00:00:00

Преступления "Пятой колонны"

Тэги: Семиряга, Коллаборационизм, Германия


Семиряга М.И. Коллаборационизм. Природа, типология и проявления в годы Второй мировой войны. - М.: РОССПЭН, 2000, 863 с.

ИЗУЧАЯ феномен коллаборационизма, автор рассмотрел буквально все аспекты темы, начиная от причин, обусловивших сотрудничество тех или иных слоев населения оккупированных стран с захватчиками, различных вариантов этого сотрудничества и кончая формами коллаборационизма в странах - сателлитах Германии. Особое внимание автор уделил национальным отношениям и в тех, и других странах - ведь нерешенность национальных противоречий была одной из главных причин, породивших коллаборационизм. Нет необходимости говорить об остроте национальных конфликтов в Европе, существовавших издавна, но они были существенно умножены Версальским и другими мирными договорами, подписанными в итоге Первой мировой войны, во многом облегчившими фашистскую агрессию.

В обширном разделе книги, где рассматриваются национальные проблемы и конфликты, лежавшие в основе проявлений коллаборационизма, фигурируют все страны Европы, оккупированные нацистами или подвергшиеся нападению (как СССР), и в каждом случае раскрывается специфика поведения "пятой колонны!" данной страны.

Другой раздел книги, представляющий повышенный интерес, касается той стороны деятельности коллаборационистов, которая составляет наибольшую их вину перед народами соответствующих стран. Это участие в карательных операциях против соотечественников. Среди страшных преступлений периода войны, в которых коллаборационисты сыграли свою пагубную роль, был Холокост еврейского населения Европы. Материалы, приводимые в этой связи автором, свидетельствуют о том, что без деятельного участия коллаборационистов гитлеровцам было бы очень трудно совершить это чудовищное злодеяние.

Существенно важен вопрос о роли коллаборационистов в вооруженной борьбе против армий антигитлеровской коалиции. Этот раздел вызовет особый интерес ибо изложение касается главным образом СССР, конкретнее, власовских формирований, вооруженных отрядов украинских националистов, казачьих частей, национальных отрядов, оказывавших сопротивление Красной Армии. В этой связи Михаил Семиряга затрагивает проблему плена, в котором оказалось огромное количество советских военнослужащих. Автор раскрывает трагедию, постигшую миллионы советских солдат и командиров, связанную с представлением Сталина и его приближенных о том, будто эти солдаты оказались в гитлеровском плену добровольно. С ужасающим положением всех, кто оказался в гитлеровских концлагерях, тесно связан и вопрос о власовской армии (и других подобных формированиях).

Для многих советских граждан в начале 40-х годов еще достаточно свежи были воспоминания о голоде 1921-1922 гг., коллективизации с ее ужасающими последствиями практически для всего крестьянства, в последние же предвоенные годы - о массовых репрессиях, коснувшихся всех слоев общества. Автор подчеркивает, что официальная пропаганда, несмотря на все усилия, не смогла нейтрализовать влияние перечисленных факторов на общественное сознание, сказались и условия, в которых оказалось население оккупированных республик и областей СССР в результате тяжелых поражений 1941-1942 гг. Недовольством определялось в конечном счете и сотрудничество с оккупантами некоторых слоев населения Кавказа и Крыма, повлекшее за собой депортацию целых народов.

Заголовок одного из разделов книги гласит: "Изменники Родины, или Жертвы войны?". Автор склоняется к последнему - если, конечно, речь идет о безусловно вынужденном обстоятельствами бытовом сотрудничестве с оккупантами. Которое ни в малейшей степени не было связано с преступлениями против человечества.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Великобритания готова инвестировать в экономику Киргизии

Великобритания готова инвестировать в экономику Киргизии

Виктория Панфилова

Лондон укрепляет позиции в Центральной Азии

0
393
Знание свидетеля событий

Знание свидетеля событий

Ольга Камарго

Андрей Щербак-Жуков

95 лет со дня рождения историка Натана Эйдельмана

0
426
Пять книг недели

Пять книг недели

0
248
В берете и с усиками сто лет тому назад

В берете и с усиками сто лет тому назад

Кирилл Плетнер

Пригородный блюз то ли о старом бронтозавре, то ли о подлеце в самом соку

0
438

Другие новости