0
2902
Газета История Интернет-версия

12.04.2001 00:00:00

Мифология реальности и реальность мифологии

Тэги: Мифы, мифология, современной, России


Мифы и мифология в современной России. Под редакцией К.Аймермахера, Ф.Бомсдорфа, Г.Бордюгова - М.: АИРО-XX, 2000, 216 с.

ПРОВЕРИТЬ алгеброй научного анализа магическую гармонию мифа - задача не из легких. Особенно в применении к современности как эре немилосердного конфликта между желаемым и действительным, как эпохе фонтанирующих социальных коллизий, реанимирующих старые и бурно рождающих новые поверья. За решение этой задачи взялась интеллектуальная команда, профессионально оснащенная на все случаи жизни. Тут и философы, в том числе культурологического направления (Карл Аймермахер, Фольк Бомсдорф, Сергей Неклюдов, М.Хагермайстер), и историки (Геннадий Бордюгов, Андрей Левандовский, Татьяна Филиппова), и филологи (Елена Левкиевская, А.Топорков), и литературный критик (Лев Аннинский), и эксперт по геополитике (Сергей Антоненко). Подготовленный ими труд является результатом творческого сотрудничества Ассоциации исследователей российского общества XX века (АИРО-XX) и Института русской и советской культуры имени Ю.М. Лотмана Рурского университета в Бохуме (Германия) (при поддержке фонда Фридриха Науманна).

В центре внимания авторов три тесно взаимодействующих проблемы: теория мифа, мифы массового сознания, мифы власти и мифы о власти. Подробно анализируются структура и функции мифа, а также психология его восприятия. В контексте исторической мифологии тщательно препарируются такие неоднозначные проявления национального самосознания и самопознания россиян, как "русская идея" и конспирологическая концепция "заговора против России". Оценивая миф как инструмент властвования на материалах истории России двух последних столетий, структурируя и моделируя мифологию как бедных и слабых, так и богатых и сильных, авторы стремятся также нащупать природу и характерные проявления контакта между мифами "верхов" и мифами "низов". На примере резкого перехода от советского к постсоветскому образу жизни рассматривается феномен мутации мифов и мифологических конструкций в ходе крупных социальных подвижек и катаклизмов. Не ограничивая себя взглядом на миф как на объект научного рассмотрения, отдельные участники дискуссии стремятся глубже познать природу бытующих у нас поверий, избирая позицию "внутри мифа".

Трудно найти феномен более широкий, многообразный и противоречивый, чем миф. И это обстоятельство отразилось на содержании книги, на позициях авторов. Редакторы труда - авторы введения, например, - склонны вслед за славистом Дмитрием Чижевским считать, что "русская идея" - это "тяжелая болезнь, изнуряющая сознание русского народа". Другие же (Е.Левкиевская) готовы воспринимать ее в качестве "естественной и нормальной" формы самопознания нации. Такого рода "несостыковки" лишь подчеркивают диалектическую сложность объекта дискуссии и творческий характер развернувшегося дискурса.

Нельзя не согласиться с высказанным в книге убеждением, что "на сегодняшний день при подходе к такой тонкой, но прочной материи, как мифологическое сознание, важнейшим эвристическим требованием является именно понимание" (Т.Филиппова).

Книга интересна и конкретными наблюдениями сопоставительного плана, свидетельствующими, например, о том, что "революция сверху", последнюю из которых мы пережили на исходе второго тысячелетия, рождает совсем иные мифы и иных героев, чем "революция снизу": "Большевики, вне всяких сомнений, были сами захвачены революционным мифом и во многом соответствовали ему своими личными качествами. Своей судьбой: боролись, страдали, подвергались гонениям... "Реформаторы" же при советской власти в подавляющем большинстве своем принадлежали к привилегированному слою советского общества и "под гнетом тоталитаризма" жили припеваючи". Отсюда и героями нашего времени стали "упитанные фигуры "молодых реформаторов" - радикалов" (А.Левандовский), плоть от плоти прежней партийно-государственной номенклатуры.

Мифологическое сознание неистребимо - такой лейтмотив звучит практически во всех статьях сборника. Констатация эта одними авторами окрашивается в пессимистические тона призрачности надежд на то, что "человечество поумнеет". Другие же, напротив, настаивают на необходимости и полезности конструктивных мифов и даже предлагают их модели: "Новый, конструктивный миф "светлого прошлого" (без которого нереально преодоление нынешнего социального невроза, а, следовательно, и никакое устремление в будущее) может быть построен не на идее "утраченного рая", а на образе уникальной "школы" исторического опыта, через которую мы все, поколения живущих в России, прошли - и благодарны ей...".

"Не надо тонуть раньше времени" - призывает в своем ярком, взволнованном эссе Лев Аннинский. Но для этого прежде всего требуется не поддаваться психологии потенциального утопленника, к которой соотечественников наших порой подталкивает бесстрастный и безысходный анализ сложившейся в России ситуации. Но там, где приговор разума выглядит окончательным и обжалованию не подлежит, россиянину помогал и помогает миф, призывающий его выжить и жить "всем чертям назло". Такого рода мифы (в первую очередь исторические) для массового сознания - это "память сердца", которая, как известно, всегда "сильней рассудка памяти печальной". Жизнь учит простого человека: не следует безоглядно полагаться на мифы надежды, утешения, самостояния и исторического оптимизма, но не гоже их и игнорировать.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
561
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
489
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
589
Полномочия присяжных пока не расширяют

Полномочия присяжных пока не расширяют

Екатерина Трифонова

В развитии «народного суда» РФ уже отстает и от Казахстана

0
420

Другие новости