В последнее время перед Вооруженными силами России все чаще и чаще встает проблема предупреждения командования о возможности боевых действий в том или ином регионе еще на ранней стадии их приготовления. В связи с этим хотелось бы вспомнить опыт ведения радиоразведки частями Красной Армии и Военно-морского флота в период вооруженных конфликтов у озера Хасан, реки Халхин-Гол и в советско-финляндской войне.
У ОЗЕРА ХАСАН
Радиоразведка Особой Краснознаменной Дальневосточной армии принимала участие в боевых действиях против японских агрессоров в районе озера Хасан. Особенно отличились в этих боях радиопеленгаторные подразделения, которые уверенно определяли местоположение и передислокацию командных пунктов японских войск, а также отслеживали перемещения частей японской армии.
Всего за 1938 г. силами радиоразведки был выявлен состав и дислокация 713 войсковых соединений и частей японских и маньчжурских войск. В докладе Главному Совету народного комиссара обороны СССР отмечалось, что "доля данных радиоразведки в общем количестве, добывавшихся различными видами разведки, составляла 30-35%. В отдельные периоды (первые месяцы японо-китайской войны, операции японцев по захвату Нанкина и Ханькоу) все 100% разведывательных данных были данными радиоразведки. 75% данных о перемещениях войск из Японии в Китай и Маньчжурию, а также о дислокации войск в зонах боевых действий были данными радиоразведки".
Во время вооруженного противоборства на озере Хасан получили свой первый боевой опыт моряки-радиоразведчики Тихоокеанского флота (ТОФ). Радиоразведка была приведена в боевую готовность и работала с полным напряжением сил. Радиосети соединенной эскадры противника, японских военно-морских баз Сасебо и Майдзуру, корейских пунктов базирования Расин, Сейсин и Гензан, радиосвязь кораблей, транспортов и судов в этих районах контролировались с наибольшей полнотой. Опытные радисты, хорошо знавшие построение радиограмм, сами выделяли те транспорты и суда, на которых находились значительные воинские подразделения японцев.
Радиоразведчиков ТОФ интересовало состояние аналогичной японской службы. Отсутствие сил для наблюдения за радиоразведывательной сетью противника и широкое использование в ней проводной связи не позволили радиоразведчикам удовлетворить свой интерес полностью. Однако из отдельных эпизодов удалось получить некоторый материал о японской радиоразведке. Так, перехват переговоров между ледоколом "Отомари", приписанным к военному флоту, и радиостанцией на Тихоокеанском побережье у озера Хоккайдо и последующая обработка этого материала позволили установить факт проведения испытаний берегового радиопеленгатора и их результаты.
Среди передач ледокола "Отомари" имелись радиограммы, содержащие, как было установлено и доказано анализом, координаты судна, а в радиограммах береговой станции были выделены пеленги на него на то же или очень близкое время. Прокладка обратных пеленгов от ледокола позволила найти точку установки берегового радиопеленгатора в районе города Немуро, а разбросы пеленгов около этой точки или места ледокола характеризовали точность пеленгования.
Таким образом, радиоразведчики отыскивали уязвимые места в системе радиосвязи противника и давали командованию данные, которые помогли на ранней стадии выявить начало подготовки боевых действий.
НА РЕКЕ ХАЛХИН-ГОЛ
В событиях на реке Халхин-Гол принимали участие 20-я отдельная радиоразведывательная рота и 10-я радиостанция ОСНАЗ. Действия радиоразведки в операциях носили сравнительно ограниченный характер, однако, по оценке командования, она со своими задачами справилась.
Здесь интересен эпизод, связанный с дезинформацией японского командования о наших намерениях. Для маскировки времени и направления главного удара Красной Армии, который готовился в сентябре 1939 г., Георгий Жуков, командовавший армейской группой, организовал демонстративные работы по возведению оборонительных сооружений. Важно было проверить, как оценивали обстановку японцы. Эту информацию добыла радиоразведка.
За несколько дней до намеченного штурма позиций противника радиоразведка перехватила японскую радиограмму, в которой сообщалось, что русские готовят прочную и глубокую оборону на длительный период. Так, радиоразведка подтвердила, что неприятель введен в заблуждение и замысел нашего командования полностью удался.
Одновременно с боевыми действиями у Халхин-Гола японцы предпринимали попытки организации всевозможных инцидентов на особо важных направлениях нашей границы. Радиоразведчики Амурской Краснознаменной военной флотилии в этот период вели непрерывное наблюдение за передвижениями кораблей Сунгарийской речной флотилии противника. Так, ими было выявлено и своевременно доложено командованию о выходе из Харбина 16 кораблей с морской пехотой на борту в район нижнего течения реки Сунгари и ожидаемом прибытии ее на Амур. С получением такой важной информации на подходах к устью Сунгари силы Амурской флотилии взяли под полный контроль японские корабли и решительно пресекли всякие попытки нарушения наших территориальных вод.
Сунгарийская флотилия вынуждена была возвратиться в свои тыловые базы. Решительные действия мониторов, канонерских лодок и бронекатеров флотилии по предотвращению и срыву японских провокаций на сунгарийском направлении в 1939 г. стали возможными благодаря функционированию созданной системы радиоразведки Амурской флотилии. Как видно из вышеприведенных примеров, данные радиоразведки, своевременно доложенные командованию, дают прекрасную возможность предупреждать действия противника, также эти данные с успехом могут быть использованы для умелой дезинформации.
В СОВЕТСКО-ФИНЛЯНДСКОЙ ВОЙНЕ
Основные события войны с финнами развернулись на Карельском перешейке, где действовал 336-й радиоразведывательный дивизион. Условия, в которых ему пришлось работать, оказались весьма сложными. Ведение радиоразведки глубинных объектов, основную часть которых составляли авиационные штабы, аэродромы и самолеты, требовало широкой гониобазы. Для получения данных о войсках противника в тактической зоне на линии Маннергейма необходимо было приближение средств радиоразведки к переднему краю на более узкой гониобазе. Дивизион вышел из этого затруднительного положения, выделив из своего состава дополнительные подразделения.
На Карельский перешеек были выдвинуты приемный центр и оперативное отделение, а также небольшие маневренные пеленгаторные группы, в которых, кроме штатных, начал применяться разработанный в срочном порядке всеволновой рамочный радиопеленгатор для перекрытия диапазона, использовавшегося финскими войсковыми радиостанциями и выходившего за пределы диапазонов коротковолнового и средневолнового радиопеленгаторов. Маневренные пеленгаторные группы, взаимодействуя с основными подразделениями, помогали устанавливать местоположение штабов и пунктов управления в тактической зоне.
Успешно выполнялась и задача по разведке военно-воздушных сил. Пеленгованием устанавливались аэродромы базирования авиации, и по особенностям в радиосвязи определялось время вылета машин на задание.
В этот же период радиоразведчики Балтийского флота выявляли районы и характер морских перевозок противника в Финском и Ботническом заливах; большинство сведений, добытых ими, было подтверждено визуальным наблюдением и воздушной разведкой. Оценив положительный вклад радиоразведки в обеспечение боевых действий флота, начальник штаба флота отметил, что, к сожалению, имели место случаи необоснованного недоверия к данным радиоразведки.