Имя Казимира Чарновского ничего не говорит не только широкой публике, но и, пожалуй, специалистам. Между тем он - один из первых изобретателей подводной лодки в России.
Казимир Гаврилович родился в 1791 г. в помещичьей семье в Минске. Получил хорошее домашнее образование. Прекрасно владел французским языком, неоднократно бывал за границей и уже в молодости увлекался работами по судостроению и судоходству, гражданскому строительству. Еще юношей всей душой проникся идеей восстановления независимого Польского государства. Когда в 1812 г. Наполеон напал на Россию, Казимир вступил в польские войска, сражавшиеся на стороне французского императора в надежде на свободу Польши. Но довольно скоро поручик Чарновский разочаровался в Бонапарте, убедившись, что "союзное" Франции Варшавское герцогство используют совершенно в других целях. Он возвращается в свое родовое имение Корытницу.
ЗАГОВОРЩИК ПИШЕТ ЦАРЮ
Лишь годы спустя Чарновский вступил в польское тайное "Национально-патриотическое общество", созданное в 1821 г. В конце 1824 г., оставив семью в Варшаве, он уезжает в Петербург, где продолжает принимать активное участие в работе нелегальной организации. Трудно сказать, был ли он 14 декабря 1825 г. на Сенатской площади и принимал ли участие в восстании декабристов. Ясно одно - он полностью был на стороне восставших.
В 1826 г. Чарновский поступил в Медико-хирургическую академию. Но тогда же все свободное от занятий время он отдает работе над проектом подводной лодки.
В 1828 г. студент академии Илличевский написал донос в полицию о том, что Чарновский связан с тайным обществом. За ним был установлен негласный надзор и вскоре "сигнал" подтвердился. В апреле 1829 г. на квартиру Казимира нагрянули жандармы. После тщательного обыска он был арестован и сразу же доставлен на допрос к начальнику III отделения и шефу жандармов Александру Бенкендорфу, а затем заключен в Петропавловскую крепость.
И вот, будучи узником, Чарновский 19 июля 1829 г. обратился к Николаю I с кратким письмом, в котором предлагал построить за 40 дней подводную лодку при наличии достаточного количества рабочих и материалов, а за 60 дней подводное судно, в котором "можно будет поставить несколько пушек, и так нынешней еще осенью можно будет действовать на подводных судах против неприятелей". В послании также говорилось следующее: "Первый опыт трудов моих... дерзаю представить у подножия трона вашего императорского величества. В 1825 году я изобрел подводное судно и до нынешнего времени старался оное усовершенствовать, и надеюсь, что мое изобретение может иметь отличительный успех..."
Это письмо и наскоро сделанные уже в заключении чертежи были переданы царю. Следует подчеркнуть, что автора не интересовали ни свобода, ни деньги. Захваченный своей идеей, он мечтал только о ее практическом воплощении. Чарновскому предложили представить более подробное письменное изложение проекта. Он составил его описание на 64 страницах.
Необходимо отметить, что Чарновский сделал это в одиночной камере Петропавловки, а потому указывал: "если мое описание подводных суднов найдется в чем-то не докладное или неясное, то всепокорнейше прошу меня в этом извинить, потому что мне не позволено иметь никаких инструментов для сделания плана, а так за неимением оных не сделал плана, а только с памяти описывал".
ПРОЕКТ ПОДВОДНОГО СУДНА
Проект состоит из трех частей. В первой рассказано, что такое подводные суда вообще и дается описание предлагаемой подводной лодки. Здесь отмечено, что будущие субмарины могут быть малыми, средними, большими и изготавливаться из железа или меди, поскольку "металлы по своей протяженности, крепости и упругости, весьма способны к постройке подводных судов".
Во второй части описано устройство большого подводного судна, вооруженного пушками. Кроме огнестрельного оружия, Чарновский хотел снабдить лодку миной, которую следовало доставлять под днище неприятельского корабля. Изобретатель предполагал применить запал, который, по его мысли, должен был действовать автоматически после отхода лодки от подрываемого корабля на безопасное расстояние. В качестве воспламеняющего вещества в запале предусматривалась смесь химических веществ. Минный запал Чарновского состоял из трубки, вставленной одним концом в корпус мины. Наружный конец трубки закрывался пробкой из квасцов, которые через некоторое время растворялись в воде. После того как морская вода получала доступ к горючей смеси запала, происходил взрыв мины.
В третьей части проекта разъясняются преимущества подводных судов над надводными.
В основных чертах описание подводной лодки и большого подводного судна совпадают.
Длина ПЛ Чарновского около 10 м. Наибольшая ширина - около 3 м. Она должна была приводиться в движение гребцами при помощи особых весел. Устройство этих весел напоминало зонтики. Система погружения состояла из 28 кожаных мехов, которые располагались равномерно по бортам и сообщались с забортным пространством для приема воды. Для всплытия лодки на поверхность вода вытеснялась из мехов при помощи рычагов. Складная мачта позволяла лодке ходить на поверхности под парусом. Особая башня с подзорной трубой служила для наблюдения. Подробно описано внутреннее устройство ПЛ: места для гребцов, наполняющиеся воздухом тюфяки для отдыха матросов. Не была забыта и печь (камбуз) для приготовления пищи. Конечно, Чарновский не мог обойти вопрос о снабжении экипажа воздухом для дыхания. В проекте говорится об особых аппаратах для "сгущения" воздуха, о сосудах со "сгущенным" воздухом и об особой, похожей на трубу насоса кишке, выходящей на поверхность воды для обмена воздуха (некий прообраз "шнорхеля").
Однако в описании устройства лодки Чарновского остается и много неясного.
Проект был передан генералу корпуса путей сообщения Базену. Это был знающий инженер, знакомый не только с попытками устройства подводной лодки в Англии, Америке и Франции, но и лично знавший французских инженеров братьев Куасин, которые произвели удачные опыты с подводным судном в 1810 г. в Гавре. Их подводная лодка вмещала 9 человек, в том числе 4 гребцов. Инженер Базен смотрел на Чарновского как на первого в России автора проекта подводного судна, хотя и отказывался назвать его изобретателем, имея в виду его предшественников за границей.
Сделав ряд критических замечаний и не зная, что автор проекта политический арестант, Базен свой отзыв на 22 страницах закончил так: "Впрочем, я не могу не признаться, что хотя описанная в записке подводная лодка не удовлетворяет всем желаемым условиям, однако изобретение ее делает честь сочинителю, и должно полагать, что его усердие и практические знания могли бы быть полезны при дальнейших исследованиях и производстве решительных опытов для введения и усовершенствования подводного судоходства в Российской империи".
Высказав ряд замечаний и предложений, Базен выразил пожелание иметь чертеж всей лодки и различных ее деталей. Вместе с тем он отметил, что "расположение разных частей лодки и размещение потребностей доказывает, что сочинитель имеет практические познания по морской части". Казалось, лестное мнение Базена о проекте обязывало дать его автору все необходимое для работы в интересах государства. Но Чарновский оказался в еще более суровых условиях. Его перевели из Петропавловки в Шлиссельбург.
При переводе не позаботились уведомить коменданта крепости генерал-майора Колотинского о разрешении царя на работы по созданию чертежей, и он отобрал все присланное с узником. Сначала о Чарновском совсем забыли. Потом вспомнили в Главном штабе, и началась обычная волокита. Только 6 сентября 1830 г. было получено разрешение продолжать проектирование. И хотя не с кем было обсудить замысел, проконсультироваться, посоветоваться, неоткуда взять справочную литературу, узник сделал просимые Базеном пояснения.
24 октября 1832 г. Базен дал на них свои замечания. В целом они были неблагоприятными для автора проекта, так как не содержали прежнего решительного указания на необходимость использовать способности Чарновского для подводного судостроения. Возможно, что при помощи такого опытного инженера как Базен проект удалось бы значительно усовершенствовать и даже сделать модель ПЛ. Но генерал Базен, уже зная, что Чарновский - политический преступник, уклонился от помощи ему и к тому же дал весьма нелестное заключение: "Нельзя не признать, что сочинитель имеет много воображения и даже сведений, приобретенных им практикою или чтением книг, но его проект служит новым доказательством, что воображение, не управляемое основательными познаниями в науках, не в состоянии произвести полезного изобретения".
НЕСОСТОЯВШИЙСЯ МЯТЕЖ
15 мая 1834 г. по повелению Николая I Чарновского отправили на поселение в Архангельскую губернию под строгий надзор полиции. 27 мая его доставили в сопровождении жандарма в Архангельск и вскоре определили в штат губернского правления канцелярским служащим "с производством ему по трудам и заслугам жалования". Трудился Чарновский усердно, полиция доносила, что он "ни в каких законнопротивных поступках не замечен". В начале 1837 г. ссыльного перевели в губернскую строительную комиссию и представили к присвоению чина коллежского регистратора (самый младший гражданский чин 14-го класса) и хотели назначить помощником губернского архитектора. Однако в феврале 1839 г. на Чарновского поступил новый донос. Ссыльный мастеровой Николай Гжимковский сообщил начальству, что он и его товарищ Томас Бродовский познакомились с неким Черниговским, были у него дома, где он предложил им поднять восстание в Архангельске. Руководство подготовкой выступления Черниговский брал на себя.
Губернатор приказал произвести дознание. Оно быстро установило, что Черниговский - это Чарновский.
4 апреля 1839 г. Казимир Чарновский по повелению Николая I был под конвоем из Архангельска отправлен в Вятку, а через некоторое время определен на поселение в небольшой уездный городок Сарапул. За несостоявшимся мятежником установили строжайший надзор. Он был окончательно сломлен, старался ни с кем не встречаться, не заводил знакомств и, по отзывам уездного городничего, "вел себя очень хорошо". В Сарапуле Чарновский прожил 8 лет в тяжелой нужде, морально подавленный. Здесь он и скончался 27 сентября 1847 г.
Невольно возникает вопрос: работал ли Чарновский над проектом своей подводной лодки будучи в ссылке в Архангельске и Сарапуле? Увы, судя по всему, нет.