С БОЛЬШИМ удивлением прочитала в номере "EL-НГ" от 7.06 материал "История без гонораров". Если бы он сопровождался припиской "на правах рекламы", то никаких вопросов не вызывал бы. Для материала такого жанра он содержит обязательные элементы: рассказ о деятельности частного издательства "Аиро-XX" от лица его главного редактора (Геннадий Бордюгов) и директора (Александр Ушаков), имена спонсоров (здесь в этом качестве выступают зарубежные слависты) и, наконец, перечень товаров и услуг (в данном случае - по изданию научной литературы). Но даже в качестве рекламного материала он по содержанию подпадает под определение "недобросовестная конкурентная борьба". Ведь добросовестные конкуренты, к примеру, даже рекламируя порошок "Тайд", противопоставляют его магические свойства собирательному образу "обычного порошка". Совсем иначе ведут себя руководители издательства "Аиро-XX". Собственную деятельность они противопоставляют двум вполне реальным государственным научным фондам - РФФИ (Российский фонд фундаментальных исследований) и РГНФ (Российский государственный научный фонд). При этом в интервью грубо искажается содержание статьи Андрея Ваганова, помещенной в "НГ-наука" 14.04.2001. Андрей Ваганов выступал против внесения поправок в Устав этих фондов, согласно одной из которых научные исследования, финансируемые фондами, должны выполняться научными учреждениями. За спинами тех, кто добивался этой и некоторых других поправок, стоит научная бюрократия, руководители научных учреждений, которые спят и видят, что им поручат распоряжаться средствами фондов в дополнение к бюджетному финансированию. Эту поправку в Устав, кажется, принял РФФИ, а РГНФ удалось хотя бы частично отстоять права ученых и в конечном счете изменить формулировку на "в научных учреждениях", что далеко не одно и то же, поскольку в последнем случае все-таки держателем гранта выступают не учреждение, а его сотрудники, то есть реальные исполнители, которые и распоряжаются отпущенными средствами. Главное, против чего протестовал Ваганов, - наступление чиновников на фонд, попытки поставить его деятельность под контроль научной бюрократии.
Но против этого натиска из последних сил борются и сами фонды, борются ученые, которые сумели оценить достоинства новой формы поддержки фундаментальной науки. Борьба идет не против фондов, которые всеми силами стремятся сохранить то, ради чего они были созданы, - систему адресной и конкурсной поддержки науки.
Руководители "Аиро-XX" этих тонкостей в статье Ваганова не уловили - взяв его в союзники, они буквально "огнем и мечом" прошлись по деятельности фонда и при этом ссылаются на негативные экспертные оценки деятельности фонда на страницах "НГ-наука"... Поэтому, обвиняя РФФИ и РГНФ в том, что их деятельность основывается на "конкурсе не идей, а должностей и связей", руководители "Аиро-XX" валят, что называется, с больной головы на здоровую. С момента своего возникновения фонды находятся под непрерывным натиском тех, кто хотел бы, чтобы именно "должности и связи" ставились здесь во главу угла.
Фонды в их нынешнем виде крайне неудобны для этих людей: практика работы на грантовой основе требует своевременной подачи заявок, предоставления отчетов, выполнения обязательств, и никакие связи не спасают при этом от занесения в черный список, от отрицательных экспертных оценок и т.п.
О значении РГНФ могут сказать со всей ответственностью, что почти исключительно благодаря ему в гуманитарной академической науке сохраняется пусть тонкий, но реально существующий слой молодежи. Я могла бы назвать своих коллег, заведомо лишенных каких-либо связей ввиду их иногороднего происхождения, которые при поддержке фонда провели ряд экспедиций, подготовили и издали монографии, успешно защитили докторские диссертации. Читая лекции в провинциальных вузах, я неоднократно наблюдала, какую революционную роль играет в них простой компьютер, купленный за счет гранта, для них это буквально лампочка Ильича.
Не знаю, с какой целью пытаются дискредитировать работу фондов руководители "Аиро-XX", но даже они едва ли могут отрицать, что сегодня если не каждая вторая, то каждая первая научная книга по истории, филологии, философии и другим отраслям гуманитарного знания подготовлена или издана при поддержки фондов. Загляните в "Аннотированный каталог научной литературы", изданный РГНФ в 2001 году, простой перечень изданных при поддержке фонда книг по истории и археологии занимает почти 70 страниц, а такие каталоги выходят ежегодно с 1996 года.
А какую роль играет фонд для развития науки в провинции, в проведении конференций, симпозиумов, подготовки исследовательских проектов! И вот, заведя собственное издательство, руководители "Аиро-XX" всю эту огромную деятельность так легко готовы перечеркнуть двумя фразами!
Очень обидно было читать их рассуждения в духе купеческих зазываний: "свежий товар у нас, у соседей все краденое". Вот и мне хочется обратиться ко всем вновь возникающим издателям научной литературы с таким призывом: занимайтесь своим делом, не трогайте то, за счет чего сегодня с таким огромным трудом выживает все жизнеспособное в науке. Иначе мы рискуем остаться не только без гонораров, но и без истории.