Николай Усков. Христианство и монашество в Западной Европе в раннее Средневековье. Германские земли II/III-XI вв. - СПб.: Алетейя, 2001, 506 с. Серия "Bibliotheca medii aevi".
ОСНОВАНИЕ новой серии в санкт-петербургском издательстве "Алетейя" ознаменовалось выходом в свет нескольких отечественных книг по истории Средних веков. Что особенно отрадно, среди них есть несколько авторских монографий, поскольку именно они, а не коллективные работы и не акты конференций знаменуют собой этапы развития науки.
Первая из этих книг принадлежит перу сотрудника кафедры Средних веков МГУ Николая Ускова. Этот плод десятилетних исследований является в отечественной историографии первым специально посвященным феномену средневекового монашества трудом после диссертации Льва Карсавина, написанной в начале прошлого века. Такое длительное невнимание к истории Церкви не требует специального объяснения. Автору пришлось идти по почти не паханному полю и самому разрабатывать как новые подходы к истории монашества, так и соответствующую терминологию.
Автор концентрирует свое внимание на германских землях, поэтому наиболее сильное влияние на него оказало немецкое историописание, что заметно и по стилю изложения, и по размещению текста на странице: любой читатель заметит, как много места занимает здесь библиографический аппарат, причем в нем мы найдем не только ссылки на источники и использованную литературу, но и довольно пространные экскурсы, обсуждение теорий оппонентов и исторических деталей, обрамляющих основную канву рассуждений. Такой стиль свойственен современным немецким медиевистам, поэтому читатель должен быть готов к чтению, для него не совсем привычному.
Книга состоит из двух частей. В первой рассматриваются основные этапы христианизации Германии и роли в нем монашества. Важным моментом для автора является полемика с распространенными по сей день представлениями о ключевой роли ирландских странствующих монахов в этом процессе. Автор приводит интересные подробности о их жизни в континентальной Европе, о их взаимоотношениях с местными жителями. Большой интерес вызывают также исследования феномена "паломничества" - это слово поставлено в кавычки, поскольку раннесредневековые peregrini вовсе не то же самое, что паломники или позднее русский феномен "странничества".
Особое внимание в книге уделено истории Санкт-Галленского монастыря, процветавшего в последние века первого тысячелетия. Дошедший до нас богатейший материал позволяет увидеть не только политические события, в которых монастырь активно участвовал, не только имущественные споры, о которых нам рассказывают полиптики и картулярии, но и отдельных людей, в поведении, чувствах, обычаях которых история монашества предстает в совершенно новом свете, в котором ее нет даже у такого вдумчивого исследователя, каким был Лев Платонович Карсавин. Так и должно быть: историография не стоит на месте. И если у читателя будут силы обратить внимание не только на основной текст, но и на многочисленные примечания, он сможет себе составить правильное представление также и о том, чем живет современная западная медиевистика. В этом также несомненное достоинство работы Николая Ускова.