Геннадий Петров. Дворец у Синего моста. - СПб.: 2001
Сколько сотен томов уже написано о зданиях и улицах Петербурга. Первые описания восьмого чуда света появились в 1710-х годах (читайте пастора города Нарвы Симона Дитриха Геркенса). Историки полагают, что то был заказ самого Петра Первого.
Книга Геннадия Петрова в ряду официальных (заказ Законодательного собрания Петербурга). Но это совсем не идеологическая монография. Работа Петрова - полноценное академическое исследование с корпоративной поддержкой высококвалифицированных рецензентов.
"Дворец у Синего моста" сближается с московским Домом на Набережной. На первом плане люди - творцы земного бытия. Но исторический материал, безусловно, масштабнее.
Начало бурной жизни у Синего моста положил граф И.Г. Чернышев. Он в 1762 году сумел увидеть, "вычислить" некий политический "микрокосм" - не на Васильевском острове - объекте мечтаний Петра Первого, а за Невой, и поставил на том месте свой дом. Четыре года спустя в новом дворце пировал российский политический бомонд, вместе с императрицей Екатериной Второй. В дальнейшем владельцы его менялись. Забрав дворец в казну, Павел Первый подарил его принцу Л.Д. Конде. Николай Первый подарил дочери Марии (отсюда имя дворца - Мариинский). В конечном итоге здание вновь вернулось в государственную казну и стало резиденцией Государственного Совета, возникшего в 1801 году. В лоне Государственного Совета рождался российский парламентаризм┘ После 1917 года во дворце заседал Ленсовет. Повествование доведено до последних наших дней. Поистине мистическое место.
В начале повествования читатель погружается в городскую среду Петербурга. Узнает о первотворце дворца И.Г. Чернышева - гениальном Ж.-Б.-М. Валлен Деламоте. А рождение Мариинского дворца - 1839 год. Его перестраивал сызнова петербургский архитектор А.И. Штакеншнейдер. В тот период он находился под сильным обаянием знаменитого мюнхенского архитектора Лео фон Кленце. Это имя упомянуто и в книге Петрова. Лео фон Кленце создал в самом сердце Европы серию роскошных музейных зданий - Глиптотеку, Пинакотеку, Пропилеи. В России он полноправно считался одним из авторов императорской резиденции эпохи Николая Первого, перестроенной после пожара 1837 года. В Зимнем дворце Кленце представил уникальный проект под названием "Новый Эрмитаж", весьма спорный для Петербурга. Кленце изменил привычное понятие "Эрмитажа" - уединенного пространства, камерной атмосферы душевного покоя - и вписал в облик Петербурга, в его духовную жизнь подлинно новое явление: художественный музеум европейского типа с множеством технологических новаций, с нетрадиционной внутренней планировкой, с стеклянным потолком или библиотекой. Поколение Штакеншнейдера шло по стопам Кленце не только в освоении западных школ, но и Византии, создавая и воплощая так называемое новогреческое направление. Опыт "стройки века" - Нового Эрмитажа - многому научил Штакеншнейдера, создателя Мариинского дворца.
А вот история Школы гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров - совершенно российская страница повествования. 14 лет она обживала это здание. Закрытое военное учебное заведение воспитывало "правильного человека", послушного государству. Но читатель узнает из книги, что школу закончил и М.Ю. Лермонтов. Напомним и другие имена, прославившие школу, ставшие украшением Государственного Совета.
В 1840-х годах к школе имел отношение генерал-лейтенант Яков Иванович Ростовцов - тесно связанный с системой российского образования. Он, кроме прочего, издавал журнал для военно-учебных заведений, а в дальнейшем их инспектировал. Это Ростовцов дал "зеленый свет" в науку Петру Семенову, будущему Тян-Шанскому, выпускнику школы 1845 года.
Вспомним известное полотно Ильи Репина "Государственный Совет". В центре - Семенов-Тян-Шанский. Он был назначен в Совет в 1897 году. В книге Петрова мы вновь после 70 лет провала читаем достойный очерк о Петре Петровиче, выдающемся государственном деятеле. В советской историографии деятельность Тян-Шанского была "вымарана" из истории. Осталось и прижилось нейтрально-политическое клише для школьных учебников - "географ и путешественник". Оно появилось после 100-летнего юбилея (1927 год) не случайно, возможно, во спасение (если припомнить судьбу его детей и внуков после 1917 года).
Очерк Петрова в книге "Дворец у Синего моста" необходимо дополнить информацией о 1872 годе. Тогда по инициативе Семенова (высокий титул Тян-Шанский был присвоен в 1906 году) в России проводилась восьмая сессия международного статистического конгресса. Она прошла в Петербурге, Москве и Варшаве. Семенов тогда переживал триумф - он демонстрировал Европе успехи первой российской городской переписи населения Петербурга, в которой применялись новые методики. Он показал, что в России родилось новое явление - научная статистика, основание прогнозирования будущего. Успехи события 1872 года повлияли и на российское правительство, прежде опасавшееся открытости цифровой информации.
Семенов не был карьеристом. C юности он был увлечен идеей построения общеевропейского дома и верил, что научное знание преобразует мир. Ему принадлежит идея единого европейского информационного пространства, что было чрезвычайно важно для модернизации России после отмены крепостного права.
Читатели найдут в книге Петрова много политических аналогий с днем настоящим. Вот, например, цитированное Петровым наблюдение российского историка Василия Осиповича Ключевского 1902 года: "В настоящую минуту правительство и общество в России находятся между собой в отношении двух враждебных сторон, воюющих за власть. Общество хочет властного участия в управлении┘"
Остается одно пожелание - чтобы книга стала доступна специалистам и любителям истории.