Прокопьев А.Ю. Германия в эпоху религиозного раскола. 1555-1648. СПб.: ИЦ "Гуманитарная академия", 2002, 384 с.
Если посмотреть на историю как на предмет массового читательского спроса, а не как на строго научную дисциплину, станет очевидно, что по сути своей она дискретна. Мы знаем много ярких увлекательных страниц - греко-персидские войны, завоевания Александра Македонского, век Людовика XIV, французские и русские революции┘ А между этими потрясающими по своему драматизму событиями зияют пустоты. И дело не в том, что ничего не происходило, просто среднестатистический читатель в истории видит не предмет изучения, а повод для увлекательного времяпрепровождения. Труд историка отчасти ведь в том и состоит - рассказать о малоизвестных событиях так, чтобы привлечь к ним внимание как можно большего числа людей.
Книга Андрея Прокопьева "Германия в эпоху религиозного раскола" повествует о проблемах, которые в нашем отечестве никогда никого особенно не волновали. До описываемых событий в Европе была Реформация, позже - наполеоновские войны. А между ними затерялись Аугсбургский мир и Тридцатилетняя война, закончившаяся миром Вестфальским. Не думаю, что многие выпускники отечественных исторических факультетов смогут поведать об этом времени. Причина здесь двоякого рода. С одной стороны, эти события касались исключительно внутренних немецких дел и не имели значительных последствий для всей Европы, с другой - в то время в Германии не родилось ни одного культурного или политического деятеля с мировым именем, обстоятельства жизни которого позволили бы увлечься этой эпохой. Несомненно, Тридцатилетняя междоусобная война была одной из самых трагических и кровавых страниц в немецкой истории - но следствием ее стало лишь ослабление роли империи в общеевропейской политике. Вестфальский мир узаконил некое равновесие и позволил империи просуществовать еще полтора столетия.
К счастью, не все еще у нас в стране диктуется потребительским спросом - существуют и общемировые научные тенденции. Поводом для работы Прокопьева послужил настоящий взрыв интереса к данному периоду, происшедший в Германии во второй половине ХХ века. История этой страны - бесконечное выяснение отношений между знатными родами, борьба за наследование земель, усложненная религиозными раздорами католиков, протестантов и кальвинистов. Проблемы вероисповедания, постоянные столкновения конфессий в немецких княжествах оказались столь серьезны, что современные историки предпочитают этот период именовать "конфессиональной эпохой". Главной предпосылкой немецких исследований стало убеждение, что в век религиозных войн здесь была найдена и узаконена система межсословных и межрелигиозных отношений, позволившая немцам создать идеальные на тот момент условия для развития науки, искусства и предпринимательства. Величайшим же достижением Вестфальского мира считается выработка свода правил и законов, согласно которым все три религиозные структуры получили равные права на германских землях. Так немцы много раньше других народов пришли к осознанию необходимости свободы вероисповедания, а в светских институтах начался процесс духовной секуляризации.
Книга Андрея Прокопьева родилась из курса лекций и семинаров, прочитанного автором в Санкт-Петербургском государственном университете. Это и определило ее специфику. Научный вклад Прокопьева в разработку темы минимален. Он изложил в сжатой и доступной форме последние достижения немецких коллег. "Германия в эпоху религиозного раскола" - грамотное пособие для отечественных аспирантов и студентов. В книге есть критический разбор историографии, списки литературы и источников, обстоятельное изложение основных событий, но отсутствует интерес к подробностям и обоснование утверждений. Автор понемногу рассказал обо всем: внешней и внутренней политике, династических спорах, религии, быте различных слоев населения, искусстве, исторических деятелях, системе управления государством, войне. Но нет здесь живых, увлекательных историй. Их заменили логические цепочки и умозрительные заключения о событиях и их последствиях.