СТРАННО все-таки получается: о грядущем трехсотлетии Санкт-Петербурга фанфары трубят едва ли не на каждом углу, СМИ без устали рассказывают о Северной Пальмире, ее памятниках, улицах, даже о нынешнем и будущем губернаторах...
А вот о трехсотлетии Балтийского флота, без которого Санкт-Петербургу не бывать - ни слова... Даже военные СМИ словно воды в рот набрали. А ведь в России, пожалуй, не сыщется второе оперативно-стратегическое объединеие с подобным стажем. И еще к тому же действующее!
И цель данной публикации напомнить читателю обо всем этом. И если не рассказать (для рассказа не то что одной статьи - одной книги не хватит), то хотя бы перечислить деяния старейшего флота державы. Ибо нет глубже реки, чем река забвения.
ЗАРОЖДЕНИЕ
Итак, все началось... Тут существуют три точки отсчета, и каждая имеет полное право считаться первой. Октябрь 1702 г. На реке Сясь, впадающей в Ладожское озеро, закладываются первые парусные корабли для Балтики. 24 марта 1703 г. На Олонецкой верфи закладывается 28-пушечный фрегат "Штандарт". 7 мая 1703 г. В устье Невы гребная флотилия под командованием Петра I атакует шведские суда и после жестокого абордажного боя берет в плен. На золотых и серебряных медалях, которых удостоились все участники боя, было выбито "Небываемое бывает".
Спустя девять дней после этой победы на острове Заячий основывается крепость, а 29 июня - церковь святых Петра и Павла. Начинается история Санкт-Петербурга.
Город и флот неотделимы. Уже на следующий год на левом берегу Невы строится Адмиралтейская верфь. Балтийский флот к этому времени насчитывает 29 вымпелов, в их числе 9 фрегатов - сила достаточно внушительная.
16 марта 1710 г. осадный корпус Апраксина, первого в России генерал-адмирала, выступает в поход. Корпусу предстоит штурмовать Выборг - считавшуюся неприступной шведскую крепость на берегу Финского залива. 30 апреля на соединение с Апраксиным вышел Балтийский флот под началом Петра, теперь в его составе 250 боевых и вспомогательных судов. Плавание проходит в тяжелейших условиях, залив почти весь забит льдом. И, несмотря на это, 9 мая флот доставляет Апраксину все необходимое для штурма. Выборг взят.
1714 год, 27 июля - Гангут, 1719 год, 29 мая - Эзель, 1720 год, 27 июля - Гренгам. Эти названия и эти даты до сих пор звучат для флотского уха, как торжественный марш. Противник разбит наголову, его корабли либо сожжены, либо взяты в плен. Россия окончательно утверждает себя на Балтике, превращается в сильную морскую державу.
Главной базой Балтийского флота в 1724 г. становится Кронштадт, его форты обеспечивают безопасность новой столицы с моря.
К слову сказать, за всю долгую историю Петербурга только единожды, в июле 1854 г., корабли противника появились в видимости Кронштадта. Но, простояв неделю, англо-французская эскадра почла за благо отойти. Форсировать минные поля под огнем корабельной артиллерии и фортов союзники посчитали невозможным.
ОТКРЫТИЯ И ВОЙНЫ
XVIII век ознаменован великими географическими открытиями. В их числе открытия русских моряков, разумеется, балтийцев. Другого флота у России тогда попросту не было... А направление этим открытиям было дано гением Петра. Он уже тогда понимал, что значит для России ее северный фасад!
Одна за другой снаряжаются экспедиции. Их первоначальная цель выяснить, существует ли проход между Азией и Северной Америкой, конечная - Северный морской путь. Для торговли с Японией и Китаем.
В 1732 г. на боте "Святой Гавриил" Иван Федоров и Михаил Гвоздев пересекли пролив с запада на восток и нанесли на карту. Впоследствии его назовут Беринговым, в честь капитана-командора Витуса Беринга, который возглавил вторую Камчатскую экспедицию (ее еще назовут Великой Северной). Ни по количеству участников, ни по достигнутым результатам ей не было равных.
Семь отрядов - и во главе каждого лейтенант Балтийского флота - за 10 лет открыли и описали десятки островов, проливов, бухт... Была основана русская Америка - земли в западном полушарии от Алеутских островов до Калифорнии, отныне над ними полощет флаг российской короны.
И снова боевые действия. На этот раз в Семилетнюю войну, 1756-1763 гг. Ее важнейший эпизод - взятие Кольберга - крепости на побережье Балтийского моря. Крепость брал десантный отряд под командованием будущего прославленного флотоводца, а тогда капитана I ранга Григория Спиридова. Падение Кольберга решило исход борьбы за Померанию. Только вступление на престол Петра III, давнего поклонника Фридриха, спасло тогда Пруссию от неминуемого поражения.
Прославила балтийцев и экспедиция в Архипелаг, предпринятая в царствование Екатерины II, в 1769 г., когда русская эскадра уничтожила в Хиосском проливе и Чесменской бухте турецкий флот, тем самым "отворив" для нашего флота Черное море...
Новое столетие - и новые географические открытия. Их началом стало первое кругосветное плавание русских моряков. Оно продолжалось целых три года, с 1803-го по 1806-й. Шлюпы "Надежда" и "Нева" под командованием капитан-лейтенантов Ивана Крузенштерна и Юрия Лисянского обогнули земной шар. А 16 января 1820 г. другие два шлюпа, "Восток" и "Мирный", достигли Антарктиды, было сделано одно из величайших географических открытий. Капитанами шлюпов были капитан 2 ранга Фаддей Беллинсгаузен и лейтенант Михаил Лазарев.
Балтийский флот - это не только новые названия на географических картах. В 1895 г. преподаватель Минной школы в Кронштадте Александр Попов изобретает радиотелеграф. В 1913 г. в состав Балтийского флота вступает эскадренный миноносец "Новик", самый быстроходный в мире боевой корабль.
Этот длинный перечень побед, открытий, свершений можно продолжить почти до наших дней. Но уже из того, что приведено, ясна значимость Балтийского флота не только для военной истории России - для государства в целом.
Что же касается "почти", то оно связано с изменениями, которые подразумевает короткое и крайне неоднозначное слово: реформа. Реформа, которая привела к тому, что на балтийском ТВД у нас остался только один незамерзающий порт - Балтийск, а корабельный состав сократился почти в 4 раза: с 350 вымпелов до 90.
ДРУГИЕ МАСШТАБЫ
Значит ли это, что старейший флот державы утратил свое значение, а на акватории Балтийского моря с Россией перестали считаться? Да нет же, ничего подобного. Более того, в Калининграде бытует убеждение, что, не будь на Балтике флота и подчиненной ему армейской группировки (к слову сказать, подобное объединение существует только там), не было бы и этой свистопляски с паспортами и визами из России в Россию... Об этом совершенно недвусмысленно сказал мне командующий БФ адмирал Валуев.
Да, флот "ужался", но за счет кораблей, которые уже отплавали свое и значение которых для боеготовности было ничтожно. В Таллине, например, базировалась бригада, которая участвовала еще в послевоенном боевом тралении. Половина ее кораблей были законсервированы...
В Лиепае стояла дивизия дизельных подводных лодок. Дивизия прославленная, со своими героями (среди них Маринеско), своими традициями. Но нужна ли она на Балтике сейчас? Может быть, достаточно одного дивизиона?
В составе сегодняшнего Балтфлота эскадренные миноносцы "Беспокойный", "Неустрашимый", "Настойчивый", корабли, ни в чем не уступающие кораблям НАТО того же класса, а кое в чем их превосходящие, сторожевые корабли, десантные суда... Армейская группировка, равно как и флотская авиация, оснащена самым современным вооружением и радиотехническими средствами.
Вот масштабы сегодня другие, тут ничего не скажешь.
Осенью я был в Балтийске, городе, где прослужил 6 лет, где до сих пор стоит на берегу канала дом, в котором довелось жить...
На ночь меня расположили на базовом тральщике (БТЩ) "Алексей Лебедев". Всю ночь мы проговорили с заместителем комбрига о делах флотских, и только после завтрака я узнал от поджарого с аккуратно подстриженными усиками мичмана (он исполнял обязанности командира БЧ-5, лейтенант, не прослужив и года, списался), что БТЩ только пару дней как ошвартовался в родной базе. "Ходили с визитом дружбы". - "Куда?" - " В Клайпеду".
Клайпеду?! В мое время это даже походом-то не считалось.
Но на верхней палубе, отдраенной так, что хлеб можно резать, мне показали "Книгу отзывов", и я прочитал: "Счастья вам, ребята, приходите чаще". И подпись: Витаутас Мицкявичус. И таких записей были десятки.
Но самой важной показалось мне эта:
"Мы побывали на кораблях США и немецких и такого внимания и тепла не видели. Желаем каждый раз бывать в Клайпеде. Семья Смидович".
Так, значит, не только мы гостим у соседей, американцы тоже. И я в полной мере оценил важность даже такого флотского трудяги, как БТЩ "Алексей Лебедев".
"На нем служат ребята с образованием 8-9 классов, родители в подавляющем большинстве рабочие и крестьяне. Очень много моряков из неполных семей, есть и такие, у которых отцы имели судимость". Сведения сообщил мне бригадный "психолог" капитан-лейтенант Олег Старцев. "Психологом" величают для краткости офицера по социальным вопросам и профилактике правонарушений, и статистикой он располагает. А потом в кубрике я читал этим ребятам стихи и видел в глазах розовощеких парней нескрываемое внимание. То ли впервые видели живого поэта, то ли стихи и впрямь понравились...
Помощник командующего БФ, капитан 1 ранга Анатолий Лобский докладывает: "По результатам прошлого года флот признан лучшим". Он больше всех выполнил огневых упражнений, корабли в три раза чаще по сравнению с прошлым годом выходили в море. Вот и сейчас покинут причалы 20 кораблей. В июле флот примет участие в совместных учениях ВМС стран НАТО и Балтийского региона "Балтопс-2003". Причем если обычно участвовал один корабль, то теперь их будет два: "Настойчивый" и большой десантный корабль "Калининград". И, наконец, 28 мая десять кораблей уйдут в Петербург - на празднование трехсотлетия.
В 2005 г. Балтийский флот пополнится новыми кораблями. Войдет в строй "Ярослав Мудрый", его иногда называют БПК, но по своим параметрам это скорее всего крейсер, и с ним еще два корабля второго ранга. Все они достраиваются на стапелях калининградского судостроительного завода "Янтарь", а ведь было время - и не такое уж и отдаленное, когда завод собирались превратить в сборочный цех для японских автомобилей...
И еще придет в Балтийск новая дизельная подводная лодка. Что не мешает городу уже в этом году стать конечным пунктом паромной переправы Балтийск - Санкт-Петербург.
Перед отъездом я посетил музей ДКБФ (в Таллине он занимал когда-то двухэтажный особняк). Напротив музея Свято-Георгиевский морской собор, бывшая Реформатская кирха. А за собором огромная, как стадион, площадь Балтийской славы. Я еще застал здесь красно-коричневые руины. Сейчас на их месте высились реликвии прошлого: орудийная башня, рубка подводной лодки...
Как же все это совпало: собор, о котором раньше и заикнуться-то было нельзя, площадь - музей под открытым небом, крепостные стены за углом....
И все же главным было другое. Площадь обрывалась причалами, и у каждого из них стояли боевые корабли. Корабли флота, которому вот-вот должно исполниться 300 лет.
Балтийск-Калининград-Москва