0
1845
Газета История Интернет-версия

04.06.2003 00:00:00

Приключения итальянцев в Колхиде

Людмила Хрушкова

Об авторе: Людмила Георгиевна Хрушкова - доктор исторических наук, профессор Центра изучения религий РГГУ.

Тэги: колхида, италия, католицизм


В этом году 28 мая исполнилось 550 лет со дня падения Константинополя. Это одно из тех событий мировой истории, последствия которых огромны и многообразны. Однако мы затронем лишь один частный вопрос, а именно, как закат Византии повлиял на судьбу народов, населявших северную часть древней Колхиды, Мегрелию и Абхазию.

Вскоре после падения византийской столицы турецкие корабли появились у Севастополиса (современный Сухуми). Они контролировали главные прибрежные города и требовали дань, угрожая блокадой. Постепенно древняя христианская культура края, где, согласно традиции, проповедовали апостолы Андрей и Симон, стала клониться к упадку. Часть населения вспомнила старые языческие верования, которые полностью никогда и не забывались. Иные, особенно из высшего сословия, приняли ислам. Православный архиепископ Антиохийский Макарий, который в 1664-1665 гг. провел в Мегрелии и Абхазии около полутора лет, называет древние епископские центры в Мокве, Бедиа, Дранде. К архиепископу приходили местные жители и просили окрестить их. А епископа Моквы Макарий вынужден был сместить за то, что он занимался работорговлей, в течение года продав туркам 60 красивых женщин и мальчиков из числа своей паствы.

В XVII в. в разных провинциях Западной Грузии - Гурии, Имеретии, Мегрелии - появляются католические миссионеры из Италии. Итальянцы, в особенности генуэзцы, давно и хорошо знали это побережье. Не одно столетие они вели здесь торговлю. В XIV и XV вв. в Севастополисе существовали генуэзское консульство и католическая епархия со своим епископом. В первой половине XVII в. католическая миссия находилась в местечке Чипурия, недалеко от современного города Зугдиди близ правого берега Инугри. Сюда прибывали монахи из разных орденов. Среди них доминиканец Арканджело Ламберти, театинцы Иоанн Лукка, Кристофоро Кастелли, Джузеппе Мария Цампи и др. Они приезжали надолго, жили в крае десятилетиями, внимательно наблюдая и ведя записи. Их интересовало все: природа и хозяйство, история и обычаи местных жителей, церкви, реликвии и обряды. Потом они публиковали свои "Реляции", описания края. Особенно интересен "Альбом" Кастелли, хранящийся в библиотеке Палермо. Этот одаренный художник оставил нам сотни рисунков, которые сопровождал надписями и комментариями. Здесь пейзажи и портреты исторических лиц, памятники архитектуры и типы жителей, спортивные игры, сцены крещения детей и многое другое.

Арканджело Ламберти прибыл из окрестностей Неаполя. Среди его заметок описание необычных обрядов, которые он наблюдал в церкви св. Георгия в селе Илори, находящейся в Очамчирском районе в Абхазии. Эта небольшая церковь скромной архитектуры, построенная в XI в., пользовалась особой популярностью, а культ святого Георгия переплетался здесь с культом быка. На Пасху бык с золочеными рогами торжественно появлялся в церкви. Затем его убивали и ели, считалось, что его мясо обладает исцеляющей силой. А 21 октября, в день святого Георгия, бык чудесным образом оказывался в специально опечатанной церкви. Благодаря особому покровительству святого Илорская церковь была наполнена сокровищами, и еще во второй половине XIX в. исследователи могли видеть там прекрасную коллекцию золотых и серебряных литургических сосудов. Среди них знаменитая золотая чаша царя Баграта (999 г.) Она и сохранилась, может быть, до наших дней именно благодаря особому почитанию Илорской церкви.

Некоторые свидетельства Арканджело Ламберти хорошо дополняются рисунками Кастелли. На одном из них видим красавицу в богатом одеянии, которая прикрывает лицо платком. Это Дареджан Шервашидзе (Шарашиа), дочь владетельного князя Абхазии. Ламберти пишет, что "помимо природной красоты она обладала всеми добродетелями, которые подобают женщине ее фамилии: в вышивании, чтении, письме, в великодушии и учтивости она не имела себе подобных". Ее муж, правитель Мегрелии Леван II Дадиани, обвинил жену в супружеской неверности и жестоко наказал ее, отрезав нос и уши. После этого ожесточенные военные столкновения князей Шервашидзе и Дадиани стали неизбежными. Немало было сожжено и разграблено деревень, захвачено пленников, пострадал и дворец в селе Лыхны, древней резиденции абхазского владетеля.

Разумеется, местные правители тоже были в числе портретируемых. Например, абхазский князь изображен в полном вооружении, с луком и колчаном, полным стрел, на фоне гор и двух церквей как владетель христианской страны.

Вообще Кастелли охотно рисует всадников, ведь в изображениях лошадей, их движениях, сложных ракурсах рисовальщик может показать свое искусство. Любопытный рисунок изображает спортивную сцену - игру в мяч, которую на современном языке именуют "конным футболом". Этой игрой, которая требует большой ловкости и смелости, очень увлекались византийцы, ее любили и на Кавказе (по-грузински ее называют "цхенбурти"). Кастелли изображает четырех всадников с клюшками на полном скаку, в бурной борьбе за мяч, справа - большой жилой дом с пристройками, вдали - крестово-купольная церковь того типа, который в IX-XI вв. был самым распространенным в Абхазии. Больше всего она похожа на храм в селе Лыхны, стоящий рядом с развалинами дворца Шервашидзе. Остается только добавить, что на этой обширной площади эту захватывающе быструю, азартную и опасную игру можно видеть и в наши дни.

Может быть, на одном рисунке мы видим самого художника. Сцена изображает крещение ребенка, рядом стоит человек в монашеском одеянии с трубой, воссылающей глас к небесам. Не сам ли это дон Кристофоро в момент своих миссионерских трудов? На дальнем плане виден большой епископский храм в селе Дранда, построенный в византийском стиле. Как видно, рисунок выполнен до 1634 г., когда турки высадили на берег большой десант и сожгли церковь. Среди иллюстраций альбома Кастелли так называемая великая Абхазская стена, представленная "с высоты птичьего полета". Эта грандиозная фортификация является одним из самых загадочных сооружений Кавказа. О ней высказывалось множество предположений: ее строительство приписывали то древним грекам, то абхазцам или византийцам, то Левану II Дадиани. По мнению Ламберти, стена должна была защищать Мегрелию от вторжения абхазов.

Разгадка была найдена совсем недавно. Среди древних манускриптов в монастыре святой Екатерины на Синае профессор З.Алексидзе открыл древнегрузинскую рукопись. Ее анализ позволяет сделать вывод, что стену скорее всего построили персы-сасаниды во второй половине VI в. - в конце юстиниановской эпохи или вскоре после нее.

Один из самых впечатляющих рисунков в альбоме Кастелли - храм в Пицунде, который с конца XIV и до середины XVII в. был кафедрой Католикоса (Патриарха) всей Западной Грузии. Он был известен и за пределами Кавказа. Иоанн Лукка в 1629 г. видел в церкви чашу, наполненную золотыми и серебряными монетами. Как ему объяснил местный священник, эти дары принесли казаки-запорожцы в честь удачного турецкого похода. Это огромное сооружение Кастелли называет "чудесным храмом", "величайшей и древнейшей церковью". Ее строительство местное предание приписывает самому апостолу Андрею, который проповедовал в этих краях. Здесь же рисовальщик изображает амазонок, которые, согласно античной традиции, жили в Колхиде. Они изображены, как и должно, обнаженными и воинственными. Группа горцев-сванов пытается снять мраморную колонну. Перед другой колонной, увенчанной крестом, маленькие коленопреклоненные фигурки изображены в позе поклонения. Это мрамор, привезенный из Константинополя, его фрагменты и сейчас можно видеть в Пицундском археологическом музее. В Пицунде в Успенском монастыре жил православный Патриарх Малакия, с которым был близок Кастелли. Древность этого религиозного центра восходит если и не к апостольским временам, то, несомненно, к константиновской эпохе. Поблизости от большого пицундского храма и сейчас видны руины церкви, где служил епископ Стратофил, участник Первого Никейского Собора 325 г., который подписал все его документы, включая основной - Символ веры.

Мы не знаем, сколько мегрелов и абхазов обратились в католичество. Вряд ли их было много. Но те записки и рисунки, которые оставили миссионеры, являются драгоценными историческими документами.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1501
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1708
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1814
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4147

Другие новости