0
3475
Газета История Интернет-версия

17.09.2003 00:00:00

"Не знает покоя сердце наше"

Александр Горелов

Об авторе: Александр Сергеевич Горелов - член редакционного совета Российской католической энциклопедии.

Тэги: Августин, биография, юбилей


Католическая Церковь 28 августа отмечает память святого Августина, епископа Иппонийского, в православной традиции обычно именуемого блаженным Августином.

Августин - один из наиболее значительных христианских мыслителей всех времен, а для католиков и протестантов, несомненно, самый значительный. Его тезисы до сих пор получают противоречивые оценки и постоянно становятся источником разногласий. Но сама личность автора, сила его интеллекта и жар самоотверженного поиска истины не перестают вызывать уважение исследователей, стоящих на самых разных религиозно-мировоззренческих позициях.

Главная особенность творчества Августина - обращенность к личности, субъекту со всеми его сомнениями и беспокойством, стремлением к любви и счастью. Какими бы вопросами Августин ни задавался, ответы на них он искал в глубинах души. Он первым указал на раздвоенность сознания, раскрыл напряженность и противоречивость внутренней жизни. Неудивительно, что Августина называют "первым современным человеком", и не зря философы-экзистенциалисты XX в. видели в нем одного из своих предшественников.

Согласно Августину, ключ к разгадке тайн души - вера. Только Бог открывает человеку истину о самом человеке. В одном из своих сочинений Августин спрашивает себя, что же он в действительности хочет познать, и сам отвечает: "Бога и душу. - И больше ничего? - Решительно ничего". Таким образом, богопознание и самопознание тесно связаны.

Самая известная и читаемая книга блаженного Августина - "Исповедь". В той или иной степени ей подражали и Петрарка, и Данте, и Паскаль, вплоть до Руссо и Толстого. Рассказывая собственную духовную биографию, Августин в то же время говорит как бы от лица всего человечества, ищущего Бога: "Ты создал нас для Себя, и не знает покоя сердце наше, пока не успокоится в Тебе".

Происхождение

Аврелий Августин родился в 354 г. в Римской империи в городе Тагасте на территории современного Алжира. Многие авторы видят что-то африканское в характере Августина и в стиле его произведений: пылкая эмоциональность, самозабвенная целеустремленность и радикальность суждений словно происходят из раскаленных пустынь его родины. Северная Африка и до Августина дала христианству ряд знаменитых авторов, например Тертуллиана, прославившегося своим принципом "Верую, ибо абсурдно". У Августина, напротив, вера и разум всегда помогают друг другу: вера основывает понимание, а понимание, в свою очередь, углубляет веру.

Августин - автор, чьи произведения были рассчитаны на западного читателя, ибо его родным языком была латынь. При всей своей образованности греческий он знал плохо. Творчество Августина, столь сильно повлиявшее на западное, "латинское" христианство, до Нового времени оставалось почти неизвестным ни в Византии, ни на Руси.

Беспутная юность

Августин жил на закате античной цивилизации в преддверии Средневековья. Христианство, прежде гонимое властями, получило государственное признание и поддержку, но многие жители империи оставались язычниками, а вера недавно обратившихся христиан часто была поверхностной.

Отец Августина, Патриций, был язычником, мать Моника - ревностной христианкой; впоследствии под ее влиянием муж перед смертью также обратился в христианство. Сам Августин был воспитан матерью в христианской вере, но не крещен в детстве. В IV в. крещение старались откладывать как можно дольше. Подготовка к крещению обычно занимала несколько лет. Поскольку крещение освобождает человека от всех грехов, совершенных ранее, то многие старались креститься в конце жизни, дабы предстать перед Богом очищенными. В "Исповеди" Августин горько сетует, что в младенчестве его лишили духовных богатств, даруемых крещением.

Религиозная жизнь общества во времена Августина была достаточно разнообразной: ереси и синкретические учения, сочетавшие элементы разных верований, сосуществовали с христианством. К одной из ересей, манихейской, Августин примкнул в молодости, несмотря на увещевания матери, на какое-то время даже выгнавшей сына из дому. Ему казалось, что Библия (особенно Ветхий Завет) полна нелепостей, тогда как учение манихеев гораздо разумнее и понятнее. Они считали, что весь мир основан на противоборстве двух начал - доброго и злого. Привлекательность этого учения для Августина состояла в том, что ответственность за свои ошибки и грехи можно возложить на присутствие злого начала: "Мне лестно было извинять себя и обвинять что-то другое, что было со мной и в то же время не было".

"В юности сердце мое, - пишет Августин, - горело насытиться адом". В "Исповеди" Августин уделяет большое место своим былым грехам и их мотивам. Он вспоминает воровство груш из чужого сада: "Мы унесли оттуда огромную ношу не для еды себе (даже если кое-что и съели); и мы готовы были выбросить ее хоть свиньям, лишь бы совершить поступок, который тем был приятен, что был запретен... я любил падение свое". Затем он рассказывает о грехам юности: "Мне и распутничать нравилось не только из любви к распутству, но и из тщеславия... лишь бы меня не презирали за мою невинность и не ставили бы ни в грош за мое целомудрие".

В его поступках нет ничего необычного для тогдашней (да и теперешней) молодежи: обличения Августина относятся не только к нему самому, но и ко всему миру, лежащему во зле и этого даже не замечающему. Особенный акцент автор делает на половой невоздержанности: целомудрие, по-видимому, действительно составляло проблему для уроженца Африки. Впрочем, не стоит преувеличивать распущенность Августина. В течение долгого времени он имел связь лишь с одной женщиной (имя ее не сохранилось). По-видимому, узаконить брак мешало ее социальное положение. У них был сын Адеодат, которого Августин очень любил.

Образование у древних не имело специализации в современном смысле, основное внимание уделялось словесности, риторике, необходимой и сенатору, и военачальнику, и жрецу. Родители Августина, не будучи богатыми, постарались дать сыну приличное образование. Окончив школу, он сам стал учителем риторики в африканском Карфагене. Затем вопреки желанию матери переехал в Рим и наконец был приглашен в государственную школу в Медиолан (современный Милан) - тогдашнее местопребывание императора Западной Римской империи.

Обращение

Августин продолжал напряженно искать истину. Изучение неоплатонической философии показало ему абсурдность "манихейских басен". Позднее он рассматривал философию неоплатоников как наибольшее приближение к христианству в языческой мысли. Они учили о едином Боге, о Божественном Слове, которым создан мир и которое просвещает каждого человека. Не было только учения о том, что это Слово воплотилось в человека и искупило людей через смерть на кресте.

Проповеди выдающегося богослова той эпохи - епископа Амвросия Медиоланского - показали Августину осмысленность и красоту Писания. На обращение Августина повлияла и его мать Моника, приехавшая в Медиолан. Августин принял крещение незадолго до своего 33-летия вместе с сыном Адеодатом, который вскоре умер, как и Моника. Мать блаженного Августина также канонизирована Католической Церковью и считается покровительницей матерей.

Августин ушел со службы, вернулся в Африку, где раздал все свое имущество бедным и вместе с группой христиан стал вести аскетическую жизнь. Впоследствии он был избран епископом города Иппона Регия. Августин жил очень скромно, почти все деньги отдавал бедным и совмещал активное пастырское служение с написанием огромного количества богословских сочинений. Из ритора, обучающего техническим приемам владения словом, которое может быть обращено на службу как истине, так и лжи, Августин стал проповедником, употребившим свой опыт для несения людям света веры.

Проблема зла

Со свойственным ему интересом к сложной внутренней жизни человека, к динамике греха и обращения, Августин не мог не заинтересоваться вопросом о природе и корнях зла. Он отверг манихейское решение вопроса как упрощенное. Собственное решение Августина, ставшее классическим для средневековой философии, было подсказано неоплатонизмом. Бог абсолютно благ и творит только благо. Все, что есть, представляет собой большее или меньшее благо. Никакого вечного начала у зла нет, иначе благой Бог оказался бы не всемогущим. Подобно тому как тьма - лишь отсутствие света, зло - только отсутствие блага, оно не имеет собственной сущности и может существовать только как паразит.

По Августину, зло всегда проистекает из неверной направленности воли. Человеческой воле по природе свойственно стремиться к высшему благу - к Богу. Однако она может обращаться и на низшее вместо высшего, на сотворенные вещи вместо их Творца. В основе любого греха лежит привязанность к самому себе, вещам и людям, которая закрывает доступ к Богу. Но ничто, кроме Бога, не может удовлетворить волю, поэтому неверная направленность причиняет ей постоянные страдания.

Сократ считал выбор зла следствием незнания, ошибкой в расчете: если бы человек всегда знал, в чем благо, он стремился бы к нему. Августин же говорил не об ошибке разума, а об извращенности воли: даже зная благо, человек может стремиться ко злу.

Троица

Правильное устремление воли проявляется в любви к Богу, а также к каждому человеку как образу и подобию Божию. Тема любви занимает большое место в творчестве Августина. Часто цитируют его слова "Люби и делай что хочешь". Бог - это любовь. Любя ближнего, христианин участвует в той любви, что связывает три Лица Святой Троицы.

На протяжении всего IV века христиане обсуждали отношения между Богом Отцом, Богом Сыном и Святым Духом. Свой вклад в эту полемику внес и Августин. Согласно ему, на всех Божьих творениях лежит печать троичности, есть она и в человеке. Человек - это единство бытия, знания и воли: он и существует, и знает, что существует, и желает бытия и знания, любит их. В Божественной Троице бытию соответствует Отец, знанию - Сын, рождаемый Отцом, воле - Святой Дух, исходящий от Отца и объединяющий Отца и Сына как Их взаимная любовь.

В дальнейшей истории Западной Церкви учение Августина нашло отражение в тезисе об исхождении Святого Духа от Отца и Сына; христианский Восток считал, что Святой Дух исходит только от Отца. Этой добавке "и от Сына", называемой по-латыни Filioque, было суждено сыграть роковую роль одного из мотивов для разделения Католической и Православной Церквей. На Западе понимание Святого Духа как взаимной любви Отца и Сына стало классическим, наложив свой отпечаток даже на систему Гегеля, который полагал, что его троичная диалектика тезиса, антитезиса и примиряющего их синтеза является переводом на философский язык догмата о Троице.

Первородный грех и предопределение

Почему нужно было искупление человечества Христом, почему существует Церковь с ее таинствами? Августин отвечает, что человек нуждается в спасении и не может достичь его своими средствами. Извращение воли каждого человека настолько велико, что он не в состоянии сам задать ей верное направление. При обращении человека инициатива всецело принадлежит Богу: человек приходит к Нему только потому, что Бог любит человека и открывается ему, первым идет навстречу. Человек не может заслужить спасительного действия Бога, оно дается даром, поэтому и называется благодатью (по-латыни gratia - это слово обозначает милость, снисхождение). До того как это произошло, человек не может не грешить, он несвободен. Первородный грех непослушания Богу, совершенный Адамом и Евой, распространяется на всех людей и порабощает их. Это учение о первородном грехе и благодати в целом было принято Церковью.

Августин предполагал, что первородный грех распространяется путем телесного зачатия, поэтому свободен от него был только Иисус Христос, рожденный от Девы. Августин вообще негативно оценивал сексуальную жизнь даже в рамках брака: брак нужен только для того, чтобы как-то ограничить сексуальную активность людей, неспособных к воздержанию, а также для рождения детей, хотя полное воздержание было бы гораздо лучше. К сожалению, подобные воззрения на брак обусловили позицию многих христиан на долгие века.

Однако самым спорным положением в августиновской теории первородного греха стало учение о предопределении. Поскольку в деле спасения человека все зависит от благодатной помощи Бога, получается, что Бог по Своей непостижимой мудрости предопределяет одних людей к спасению, а других к осуждению. Этот вывод, к которому сам Августин пришел в конце жизни, так никогда и не был признан Католической Церковью: учение о предопределении к осуждению входит в слишком заметное противоречие с христианским образом любящего Бога, "Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины" (Первое послание к Тимофею апостола Павла, 2:4). Оно противоречит многим высказываниям и самого Августина, который сознавал, что предопределение снимает с человека ответственность за его поступки. Тем не менее концепция предопределения и споры по этому поводу периодически возобновлялись в истории христианства. Например, вера в предопределение свойственна многим протестантам, в частности кальвинистам.

Два града

В 410 г. "вечный город" Рим пал под ударами варваров. Жителей империи охватила растерянность: получалось, что язычество в течение веков вело римский народ от победы к победе, а христианство оказалось бессильно защитить государство. В ответ на эти доводы Августин в трактате "О граде Божьем" представил христианскую концепцию истории. Вся мировая история начиная с Каина и Авеля являет собой картину борьбы двух градов - небесного и земного, Божьего и дьявольского: в основании одного града лежит "любовь к Богу, доходящая до ненависти к себе самому", в основании другого - "любовь к себе самому, доходящая до ненависти к Богу".

До самого конца мира два града остаются перемешанными, так что ни одно из государств не может быть полностью отождествлено с градом Божьим. Все они, по сути, ничем не отличаются от шайки разбойников. Не представляет исключения и Римская империя, в основании которой лежит убийство Ромулом Рема. Сами добродетели римских граждан представляли собой лишь скрытые пороки. Конечно, приняв христианство, империя способствовала его утверждению и распространению, но все же ее задачи и задачи Церкви не тождественны, и крушение империи не есть поражение Царства Божьего. Теперь задача Церкви - обратить в христианство своих новых властителей-варваров. Таким образом, для Августина значение истории - не в потоке видимых событий, а в скрытой за ними драме греха и спасения.

Августин умер в 430 г., когда варвары уже осаждали Иппон Регий. Начинался новый исторический период - Средневековье, в ходе которого Церковь исполнила предсказание Августина, обратила завоевателей в христианскую веру и построила на обломках Римской империи новую цивилизацию. Влияние самого августиновского трактата на средневековую политическую мысль было ключевым, но неоднозначным. Сторонники папской теократии использовали тезисы Августина для доказательства необходимости господства Церкви над государством, хотя сам он не отождествлял земную Церковь с градом Божьим (не все христиане праведники, и даже нынешние враги Церкви могут покаяться и войти в Царство Божье). В то же время тезис Августина о принципиальном различии между задачами государства и целями христианства в конечном итоге привел к современной идее свободы совести и конфессионально нейтрального государства.

Время и вечность

Одна из легенд об Августине повествует, как он, размышляя над тайной Троицы, встретил на берегу мальчика, который рыл ямку и наполнял ее водой из моря, таская ее в ладошках. "Что ты делаешь?" - спросил Августин. "Я хочу перелить в мою ямку все море", - ответил мальчик. "Я - как этот мальчик", - с грустью подумал богослов.

Писать о самом Августине - значит, уподобиться тому же мальчику. Трудно даже перечислить все те темы, в разработку которых Августин внес существенный вклад: церковные таинства, толкование Священного Писания, доказательства существования Бога, сотворение мира, происхождение человеческой души... Этот удивительный богослов предвосхитил и декартовское "Мыслю - следовательно, существую", и современные концепции семиотики, и математическую теорию множеств...

Редко серьезные работы о природе времени обходятся без классической цитаты из "Исповеди": "...ни будущего, ни прошлого нет, и неправильно говорить о существовании трех времен, прошедшего, настоящего и будущего. Правильнее было бы, пожалуй, говорить так: есть три времени - настоящее прошедшего, настоящее настоящего и настоящее будущего. Некие три времени эти существуют в нашей душе и нигде в другом месте я их не вижу: настоящее прошедшего - это память; настоящее настоящего - его непосредственное созерцание; настоящее будущего - его ожидание".

Может быть, и правда, ход времени существует лишь в нашем сознании, а на самом деле мы живем в Божественной вечности и Августин - по-прежнему наш современник?


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
2008
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4677
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2549
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2937

Другие новости