0
2946
Газета История Интернет-версия

19.11.2003 00:00:00

Разделяй и властвуй

Михаил Шкаровский

Об авторе: Михаил Витальевич Шкаровский - доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Центрального государственного архива Санкт-Петербурга.

Тэги: германия, ссср, война, рпц


Готовясь к нападению на СССР, нацисты рассчитывали активно использовать религию в своих целях. Такая политика уже проводилась ими как в Германии, так и на захваченных территориях в Европе с 1933 по 1941 г. Методы нацистской политики в отношении Русской Православной Церкви в Третьем рейхе были перенесены и на религиозные организации, действовавшие на территориях Советского Союза, оккупированных вооруженными силами Германии.

Позицию государственных ведомств нацистской Германии в церковной политике на Востоке определяли различные факторы: пропагандистский, идеологический и международный, а также политическая ситуация в Германии, ситуация на Восточном фронте и, наконец, политика в отношении религии руководства СССР. Каждый из указанных факторов по-разному воздействовал на принятие решений тем или иным ведомством. Наибольшие изменения в ходе войны претерпела в этом плане деятельность Имперского министерства по делам восточных территорий, которое регулировало деятельность Православной Церкви в тылу немецкой армии.

Существовало несколько государственных учреждений Германии, занимавшихся делами Православной Церкви. По степени жесткости их позиций они распределялись следующим образом: самую мягкую занимало Министерство церковных дел, далее следовало Верховное командование вооруженных сил и военная администрация в России, затем Имперское министерство по делам восточных территорий, значительно большей жесткостью в отношении религиозных организаций отличалось Главное управление имперской безопасности (которое возглавлял с 1939 по 1942 г. Рейнхард Гейдрих и с 1942 по 1945 г. Эрнст Кальтенбруннер. - Прим. ред.), и уже открыто враждебной по отношению к Православной Церкви была позиция руководства нацистской партии - начальника Партийной канцелярии Мартина Бормана и самого Гитлера.

В конце июля 1941 г. фюрер лично издал свои директивы о церковной политике на Востоке. Четыре директивы Гитлера, касающиеся армии, были дословно воспроизведены в приказе Верховного командования вооруженных сил от 6 августа 1941 г. Уже через две с небольшим недели после своего учреждения Имперское министерство по делам восточных территорий подготовило 3 августа свои указания военным организациям об отношении к религиозному вопросу, правда, широкого распространения в войсках они не получили. Основная линия директив от 3 и 6 августа совпадает, но есть и некоторые различия.

В указаниях Имперского министерства по делам восточных территорий говорится о том, что религиозной деятельности местного населения препятствовать не следует, но отсутствует фраза, что ее следует и поощрять. Относительно запрета на участие военных священников-капелланов вооруженных сил в местной церковной жизни делалось исключение для немецких колоний на территории СССР (т.е. исключение делалось только для католиков и лютеран. - Прим. ред.). Самый обширный и детальный "оперативный приказ # 10" об отношении к церковному вопросу на занятых территориях Советского Союза на основе июльских директив Гитлера издал 16 августа 1941 г. шеф Имперского управления безопасности Гейдрих. В нем тоже категорически запрещалось какое-либо содействие религиозной жизни.

Таким образом, уже в августе 1941 г. была выработана направляющая линия в церковном вопросе на Востоке, которая продолжала дорабатываться вплоть до лета 1942 г. Германские органы власти должны были лишь терпеть Православную Церковь и при этом содействовать ее максимально возможному дроблению на отдельные течения во избежание возможной консолидации "руководящих элементов" для борьбы против рейха.

Одновременно партийным и государственным аппаратом нацистской Германии ставились перед различными ведомствами задачи пропагандистского использования Православной Церкви как организации, преследуемой советской властью и потенциально враждебной большевизму, а также использования Церкви на оккупированных территориях для поддержки действий германской администрации у населения.

Директивы Гитлера о запрете военнослужащим вермахта оказывать какое-либо содействие возрождению церковной жизни на Востоке последовали не случайно. Во второй половине 1941 г. отдельные офицеры и представители германской военной администрации помогали открытию храмов и даже приказывали это делать. Чтобы полностью прекратить подобное, одного указа оказалось недостаточно, и в сентябре Гитлер решил издать новые дополнительные директивы. Они были изданы вместе с прежними четырьмя 2 октября 1941 г. в виде приказов командующих тыловыми частями групп армий "Север", "Центр" и "Юг". Вскоре со стороны военного руководства в различных инструкциях последовали дополнительные указания, разъясняющие войскам позицию, которую следует занять по отношению к Православной Церкви. Постепенно, хотя и не сразу, эти приказы оказали свое действие, и всякая помощь церковным организациям со стороны германских войск была прекращена.

В первые месяцы войны с СССР органы Полиции безопасности ("Зипо" - Sicherheitspolizei. - Прим. ред.) и СД (Sicherheitsdienst - тайная служба безопасности. - Прим. ред.) попытались получить преобладающее влияние на религиозные организации. Это хорошо видно на примере Белоруссии и Украины. Взгляды Полиции безопасности и Имперского министерства по делам восточных территорий совпадали далеко не во всем. Так, в Главном управлении имперской безопасности (откуда направлялась и координировалась деятельность Полиции безопасности и СД. - Прим. ред.) начали разрабатываться более долгосрочные послевоенные планы политики в отношении религиозной жизни на Востоке. Уже 31 октября 1941 г. была издана соответствующая секретная директива, содержание которой не оставляет сомнений в том, что в случае победы гитлеровской Германии над СССР православие на оккупированных территориях было бы уничтожено, а вместо него нацисты стали бы насаждать "новую религию", лишенную основных христианских догматов.

Имперское министерство по делам восточных территорий подобными планами не занималось. Оно решало более конкретные задачи: эксплуатация хозяйственного потенциала оккупированных территорий, обеспечение поддержки местным населением германской администрации и т.п. Естественно, что большое значение придавалось пропагандистской деятельности и в этой связи очень заманчивым казалось использовать религиозные чувства населения. Именно министерство и его отличавшиеся значительной самостоятельностью рейхскомиссары с конца 1941 г. в наибольшей степени определяли церковную политику германских органов власти на Украине, в Белоруссии и Прибалтике.

Разработка в министерстве основополагающего закона о религиозной свободе на занятых восточных территориях и его обсуждение продолжались семь месяцев: с октября 1941 г. по начало мая 1942 г. В итоге последний, восемнадцатый проект был категорически отвергнут Гитлером. Издан был лишь сокращенный вариант самостоятельных указов рейхскомиссаров и разъяснительных распоряжений к так и не принятому закону.

Пик этих дебатов пришелся на весну 1942 г. К этому времени религиозный подъем на оккупированных территориях СССР заставил особенно серьезно заняться германское руководство церковным вопросом. Следует отметить, что Гитлер занимался религиозными проблемами вплотную и считал их одними из важнейших в деле "управления покоренными народами". 11 апреля 1942 г. в кругу приближенных он изложил свое видение религиозной политики: насильственное дробление православных Церквей, принудительное изменение характера верований населения, запрещение "устройства единых Церквей для сколько-нибудь значительных русских территорий".

Главный идеолог нацизма и заместитель Гитлера, рейхсминистр по делам оккупированных восточных территорий Альфред Розенберг 13 мая выслал рейхскомиссарам текст будущих указов вместе с разъяснением направляющей линии германской политики по отношению к религиозным организациям на занятых восточных территориях. Их основные положения сводились к четырем пунктам: 1. Религиозным группам категорически воспрещалось заниматься политикой. 2. Религиозные группы должны быть разделены по признакам национальным и территориальным. 3. Религиозные организации не должны мешать деятельности оккупационных властей. 4. Особая предосторожность рекомендовалась в отношении Русской Православной Церкви, воплощавшей враждебную Германии национальную идею.

Таким образом, к лету 1942 г. была окончательно выработана направляющая линия германской церковной политики на Востоке, и в дальнейшем она существенно не менялась.

Чтобы не допустить возрождения единой Русской Православной Церкви, Имперское министерство по делам восточных территорий уже с осени 1941 г. поддерживало инициативы некоторых православных иерархов на Украине, в Прибалтике и Белоруссии, которые выступили против Московской Патриархии и объявили о своем намерении образовать автокефальные (независимые) церковные организации.

Почти все оккупированные германскими войсками области РСФСР находились в прифронтовой полосе и управлялись военной администрацией, которая во многих случаях в своих практических мероприятиях смягчала нацистскую политику в отношении Церкви. Особенно благоприятной по сравнению с другими регионами была ситуация на северо-западе России, где успешно действовала так называемая Псковская православная миссия. Глава Прибалтийского экзархата Московской Патриархии митрополит Сергий (Воскресенский) смог уже в середине августа 1941 г. получить разрешение военного командования на создание Миссии и в дальнейшем вплоть до своего убийства (в апреле 1944 г.) уделял ее работе большое внимание. Религиозное возрождение в различных регионах России было тесно связано с ростом национального самосознания.

Особая ситуация сложилась на Украине. Германская администрация здесь первоначально активно поддерживала церковных сепаратистов и способствовала созданию Украинской Автокефальной Церкви в противовес возникшей на несколько месяцев раньше Автономной Церкви в составе Московского Патриархата. Но по мере все большего ухудшения отношений с украинскими националистами, развертывания партизанского движения сторонников одного из руководителей националистического движения Степана Бандеры Автокефальная Церковь Украины теряла свое привилегированное положение.

Некоторые изменения в нацистской политике в отношении Церкви произошли в конце 1943-го - 1944 г. Желая противодействовать советской пропаганде, Главное управление имперской безопасности с согласия Партийной канцелярии само выступило инициатором проведения конференций православных архиереев. В Вене с 8 по 13 октября 1943 г. прошла конференция иерархов Русской Православной Церкви Заграницей. А затем в марте-апреле 1944 г. состоялась целая серия подобных мероприятий: в Варшаве - две конференции епископов Автокефальной и Автономной Украинских Церквей, в Минске - иерархов Белорусской Православной Церкви, в Риге - духовенства Прибалтийского экзархата Московского Патриархата.

В это же время руководство Министерства по делам восточных территорий вернулось к своей старой идее поддержки национальных Церквей, прежде всего созданию единой Украинской Церкви с проведением в перспективе Всеукраинского Поместного Собора и даже избранием Патриарха.

В мае 1944 г., несмотря на то что архиереи Украинской Автокефальной Церкви и Украинской Автономной Церкви уже находились в эвакуации в Варшаве, сотрудники Имперского министерства по делам восточных территорий тем не менее считали вполне реальным выполнение своего плана. Поэтому они развили удивительную для конца войны активность в области церковной политики. В архивных делах этого ведомства именно за этот год скопилось наибольшее количество соответствующих документов. Но наступление Советской армии внесло свои коррективы в эти планы, и украинских архиереев пришлось спешно эвакуировать из Польши в Словакию.

По понятным причинам в 1945 г. Имперское министерство по делам восточных территорий церковными делами занималось уже мало. Действия нацистов перед отступлением из оккупированных областей - массовое сжигание и разграбление храмов, депортация и убийства священнослужителей - свидетельствовали о враждебности национал-социалистической идеологии христианству.

Тем не менее за годы оккупации Православная Церковь на занятой немцами территории СССР была восстановлена. Сепаратистских национальных Церквей нигде, кроме Украины, создать не удалось, да и там за ней пошло меньшинство духовенства и верующих. Открывшиеся храмы превратились в центры русского национального самосознания, вокруг них сплотилась значительная часть населения. Всего за три года оккупации было восстановлено более 40% от дореволюционного количества церквей. Существуют разные цифры открытых на оккупированной территории СССР православных храмов. Современные историки, как правило, говорят о 7547 храмах, ссылаясь на отчет Совета по делам РПЦ о состоянии Русской Православной Церкви на 1 января 1948 г. Но к тому времени было уже закрыто около 850 храмов в РСФСР, 600 - на Украине, 300 - в Белоруссии и 100 - в Восточной Молдавии (Приднестровье). Таким образом, общее количество равнялось как минимум 9400 храмов. Эта цифра примерно соответствует встречавшемуся в советской литературе упоминанию о 10 тыс. храмов. Кроме того, было воссоздано около 60 монастырей - 45 на Украине, 6 - в Белоруссии и 8-9 - в РСФСР.

Религиозная жизнь на оккупированной территории СССР сразу же стала сферой острой идеологической борьбы между нацистской Германией и советским государством.

Советское военное командование, так же как и германское, пыталось оказывать влияние на религиозную деятельность в оккупированных республиках и областях через партизан, разведку, внедрение своих агентов и т.п. Первоначально с церковной политикой германских властей пытались бороться насильственными методами. Так, в некоторых населенных пунктах священники, невзирая на степень их вины, были расстреляны партизанами. Но уже с 1942 г. тактика начала меняться. Постепенно она все больше координировалась с Московской Патриархией и митрополитом Московским Сергием (Страгородским). Это отмечалось, в частности, в германском "Проекте итогового доклада о деятельности военной администрации на Востоке" (май-июнь 1943 г.). В нем говорилось: "Советское руководство в 1942 году также отказалось от своей враждебной Церкви политики. При взятии Харькова большевики велели широко открыть двери церквей и устраивать благодарственные молебны..."

С 1943 г., когда митрополит Сергий (Страгородский) был избран Собором епископов и возведен в сан Патриарха в Москве, советское командование и Московская Патриархия переходят к согласованным пропагандистским акциям на занятой немцами территории с целью препятствовать распространению германского влияния на православное духовенство и мирян. В результате в 1943-1944 гг. доля сторонников Московской Патриархии среди духовенства оккупированных областей постоянно росла. После изгнания фашистских войск подавляющая часть украинских, белорусских, прибалтийских православных приходов относительно безболезненно вошла в ее состав. То же происходило и с монастырями.

Последствия "религиозного возрождения" на оккупированной территории СССР были довольно значительны. Западные историки Василий Алексеев и Феофанис Ставру склонны даже, несколько преувеличивая, придавать ему определяющее значение в дальнейших судьбах Русской Православной Церкви в СССР: "Германский фашизм был не менее враждебен христианству и особенно Русской Православной Церкви, чем советский коммунизм. Тем не менее их столкновение, приведшее к оккупации германской армией значительной части территории СССР приблизительно с одной третью населения страны, создало особые условия, сыгравшие решающую роль в судьбе Русской Православной Церкви... В целом по размаху и интенсивности это религиозное возрождение может быть названо вторым крещением Руси" (Alexeev W., Stavrou T., The Great Revival. Minneapolis: Burgess Publishing Co., 1976.). В любом случае несомненно, что оно оказало заметное влияние в годы войны на изменение религиозной политики советского руководства.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Георгий Соловьев

За 20 лет своей истории компания вошла в число лидеров региональной энергетики

0
1383
Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Владимир Полканов

Как предприятия отрасли решают кадровые проблемы

0
1318
Путин обсудил вопросы языкознания

Путин обсудил вопросы языкознания

Иван Родин

2028-й скорее станет Годом Тютчева, чем Толстого

0
1550
Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Татьяна Астафьева

"Роснефть" за год вложила в экологические проекты 74 миллиарда рублей

0
1277

Другие новости