Архитектура петербургских храмов - это удивительная смесь византийско-греческо-русских и европейских стилей. Город строился под руководством и по проектам приглашенных иностранных мастеров, часто инославных. Поэтому даже православные храмы молодой столицы Российской империи напоминали храмы городов Прибалтики, а иногда Италии, Франции, Голландии и Швеции.
После восстания декабристов 14 декабря 1825 г. император Николай I принял решение положить конец копированию западноевропейской культуры. Процесс обращения к национальным истокам захватил всю русскую культуру второй четверти XIX века. Новое архитектурное направление - неовизантийский стиль возглавил К.А. Тон, прославившийся неовизантийским проектом Екатерининской церкви у Калинкина моста (1830-1837 гг.) и получивший задание на проектирование храма Христа Спасителя в Москве.
Среди самых известных и посещаемых были храмы Александро-Невского монастыря, основанного в начале XVIII в. В "Истории Петра" Пушкин пишет о том, что в 1710 г. царь "при устье речки Черной заложил монастырь во имя Троицы и в честь Александра Невского".
Старшим сыном прадеда Пушкина - Абрама Петровича Ганнибала был Иван Абрамович Ганнибал. Он был среди героев знаменитого Чесменского сражения (июнь 1770 г.). В честь Чесменской победы императрица Екатерина II распорядилась построить церковь близ императорской дачи, задуманной как дворец для кратковременных остановок во время переезда императорского двора в Царское Село. Возведение храма по проекту архитектора Ю.М. Фельтена было закончено в 1780 г. - к 10-й годовщине победы, одержанной русским флотом при Чесме.
Собор во имя святых апостолов Петра и Павла в Петропавловской крепости является старейшим храмом Санкт-Петербурга. Собор строился 21 год; он был освящен 29 июня 1733 г. 18 апреля 1828 г. Пушкин вместе с Петром Вяземским совершил прогулку по Петропавловской крепости. Они бродили часа два, видели крестный ход, царские гробницы. "Много странного и мрачно-грозно-поэтического в этой прогулке по крепостным валам и по головам сидящих внизу в казематах", - писал Вяземский жене 19 апреля.
Католический храм Св. Екатерины издавна являлся крупным духовным центром столицы. Постройка храма в 1759 году была поручена французскому архитектору Жану Батисту Мишелю Деламоту (1729-1800). Здание церкви было заложено в 1763 г., но его возведение растянулось на 20 лет. Этот храм посещали не только прихожане Петербурга. Здесь бывали Адам Мицкевич, Оноре де Бальзак, Ференц Лист, Теофиль Готье, Александр Дюма. Собор Св. Екатерины постоянно посещали и русские, тяготевшие к католичеству: Петр Чаадаев, Иван Гагарин, Зинаида Волконская, княгиня Александра Петровна Голицына и многие другие.
10 января 1837 года в том же самом храме состоялось бракосочетание Жоржа Дантеса и Екатерины Гончаровой, сестры Наталии Николаевны. На следующий день, 11 января, состоялось бракосочетание Е.Н. Гончаровой и Ж.Дантеса, то есть второй обряд венчания, но уже в православном Исаакиевском соборе.
Указом от 24 августа 1733 г. императрица Анна Иоанновна повелела просить у Святейшего Синода разрешения построить на "першпективной дороге" церковь в честь чудотворной Казанской иконы Божией Матери. В 1797 году император Павел I объявил конкурс на составление проекта нового храма, а 27 августа 1801 года состоялась его торжественная закладка. Храм строился 10 лет по проекту А.Н. Воронихина. Он был освящен 15 сентября 1811 г. митрополитом Санкт-Петербургским Амвросием в присутствии императора Александра I и двора. С 1811 по 1858 г. Казанский собор был кафедральным храмом Санкт-Петербурга. 13 июня 1813 г. в Казанском соборе был похоронен светлейший князь Михаил Илларионович Кутузов.
Пушкин был знаком с протоиереем Казанского собора Петром Николаевичем Мысловским (1777-1846), членом Российской академии наук
. 3 декабря 1832 года прот. Петр Мысловский подал свой голос за избрание Пушкина в члены Российской академии.
В 1776-1781 гг. для наследника российского престола Павла Петровича был выстроен существующий ныне Каменноостровский дворец и церковь во имя Рождества святого Иоанна Предтечи. Работами по строительству дворца и церкви руководил Юрий Матвеевич Фельтен. Будущий император Павел I принимал непосредственное участие в проектировании и постройке здания. 24 июня 1778 г. храм освятил митрополит Московский Платон (Левшин) (1737-1812).
После того как император Павел I был избран главой ордена Святого Иоанна Иерусалимского, церковь была передана этому ордену. В 1799 г. при храме было устроено кладбище мальтийских кавалеров. В здании церкви мальтийские кавалеры принимали присягу.
20 июля 1833 г. в Предтеченской церкви состоялись крестины сына Пушкина Александра. Восприемниками были Павел Воинович Нащокин и Екатерина Ивановна Загряжская. Предтеченский храм стал своего рода фамильным для семьи Пушкина. 22 июня 1835 г. здесь был крещен сын Пушкина Григорий; восприемниками его были В.А. Жуковский и Е.И. Загряжская.
Лето 1836 г. Пушкин проводил на даче на Каменном острове. Незадолго до этого поэт похоронил мать, скончавшуюся 29 марта 1836 г. А 27 июня того же года в Каменноостровской церкви во имя рождества св. Иоанна Предтечи крестили младшую дочь Пушкина Наталью, названную в честь матери. Восприемниками были граф М.Ю. Вильегорский и Е.И. Загряжская.
Последняя квартира Пушкина была в доме на Мойке. Он поселился здесь осенью 1836 г., и поскольку соседние здания еще не были надстроены, из окон квартиры, глядевших во двор, можно было увидеть громаду еще не до конца отделанного здания немецкой церкви Св. Петра.
Последним петербургским храмом в биографии Пушкина стала церковь во имя Спаса Нерукотворного Образа при придворной Конюшенной части в здании Конюшенного ведомства (Спасо-Конюшенная). Первоначальная деревянная церковь в главном здании придворных конюшен была устроена при императрице Анне Иоанновне и освящена во имя образа Спаса Нерукотворного в 1737 г. В 1747 г. на Конюшенной площади перед зданием конюшен была построена и освящена каменная церковь. В 1823 г. архитектор В.П. Стасов перестроил здание храма. Одной из главных святынь храма был большой Нерукотворный образ Спасителя, привезенный из Константинополя и переданный в церковь при императрице Анне Иоанновне.
После дуэли тяжелораненого Пушкина привезли в дом Волконских на Мойке, где поэт снимал квартиру, после чего послали за священником из ближайшей церкви. Это был придворный протоиерей Петр Дмитриевич Песоцкий, настоятель Конюшенной церкви. Первоначально отпевание поэта было назначено в Исаакиевском соборе. Надгробное слово над покойным Пушкиным предполагал произнести протоиерей Алексей Малов (1787-1855).
Но на третий день было окончательно решено, где и когда отпоют поэта. В ночь на 1 февраля друзья перенесли гроб в Конюшенную церковь, ближайшую к дому, где жил Пушкин. Наутро, 1 февраля 1837 г., был совершен чин отпевания. Ночью 3 февраля гроб с телом поэта был увезен из церкви в Святогорский монастырь, где Пушкин и был похоронен.
Конюшенная церковь была закрыта 19 мая 1923 г., а последний ее настоятель, священник Федор Знаменский, арестован. В течение многих лет здание храма занимали различные организации. 12 июля 1991 г. Спасо-Конюшенная церковь была возвращена верующим и передана в ведение Санкт-Петербургской епархии.