0
7605
Газета История Интернет-версия

08.10.2004 00:00:00

Пленных войн XX века разыскивают в веке XXI

Владимир Золотарев

Об авторе: Владимир Антонович Золотарев - председатель комиссии при президенте РФ по военнопленным, интернированным и пропавшим без вести.

Тэги: россия, сша, комиссия, поиск, военнопленные


"Горе побежденному" - такой принцип действовал в войнах практически до конца XIX века: захваченных в плен убивали или превращали в рабов. И именно Россия была среди стран, инициировавших выработку международных правил о гуманном отношении к военнопленным. Следует отметить, что в российском законодательстве опыт правового регулирования этой сферы общественных отношений имелся - определенные нормы были заложены в Соборное уложение 1649 года (VII глава) и Воинские артикулы 1715 года. Князь Михаил Кутузов в приказе русским армиям от 21 декабря 1812 года (2 января 1813 года по новому стилю) в городе Вильно писал: "Не последуем примеру врагов наших в их буйстве и неистовствах, унижающих солдата┘"

КОНВЕНЦИИ ПО ЗАЩИТЕ ВОЕННОПЛЕННЫХ

Российская империя ратифицировала Женевскую конвенцию 1864 года "Об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях" и принятую в дополнение к ней Женевскую конвенцию 1906 года. В юридической литературе эти документы получили наименование конвенций Красного Креста, так как были приняты на международных конференциях, созванных этой организацией. Результатом проведения Гаагских конференций 1899 и 1907 годов стало принятие конвенций, распространивших правовую защиту на все категории военнопленных. При этом конференция 1899 года была созвана по предложению Николая II, а в основу одобренной в Гааге конвенции "О законах и обычаях сухопутной войны" были положены предложения известного российского юриста-международника Федора Мартенса, а также положения оставшейся неутвержденной Брюссельской декларации 1874 года, заслуга в разработке которой также принадлежит России.

Гаагские конвенции закрепили международно-правовой принцип, заключавшийся в том, что удержание солдат и офицеров противника в плену не является ни местью, ни наказанием, а служит воспрепятствованию военнослужащему принимать дальнейшее участие в боевых действиях. Установленный в этих документах правовой статус военнопленных предполагал гуманное обращение с ними. В тексте конвенций содержался запрет на преследование военнопленных за свои убеждения и вероисповедание, оговаривался режим содержания, материального обеспечения и трудового использования, медицинского обслуживания военнопленных. Документы конференций 1899 и 1907 годов содержали положения о мирном разрешении международных споров, нейтралитете, защите мирных жителей в период военных действий, в них был, наконец, определен состав комбатантов - участников боевых действий, которые имели право на статус военнопленных.

Особая значимость Гаагских конвенций заключалась в том, что они возложили ответственность за содержание военнопленных на правительства воюющих держав. Данное положение подталкивало правительства государств к разработке своих нормативно-правовых документов, касавшихся содержания в стране бывших военнослужащих противника, созданию системы органов, обеспечивавших прием от войск, обеспечение и эвакуацию их в тыл страны и трудовое использование. В России таким документом стало утвержденное правительством 7 октября 1914 года "Положение о военнопленных", которое определило правовой статус военнопленных, порядок их содержания, медицинского обеспечения и трудового использования в годы Первой мировой войны. По вопросу эвакуации военнопленных из прифронтовых районов в нем говорилось, что захваченные в плен военнослужащие противника должны сосредотачиваться в определенных местах, откуда по распоряжению Верховного главнокомандующего они будут доставляться в особо назначенные сборные пункты для дальнейшего отправления в тыл империи.

России выпало бремя содержать на своей территории более трех с половиной миллионов военнослужащих противника. Обитателей лагерных бараков все настойчивее охватывали антивоенные настроения. Военнопленные создавали социал-демократические кружки и группы, вступали в РСДРП(б). После Февральской революции тенденции активного вовлечения военнопленных в российскую политическую жизнь значительно укрепились, что совершенно не устраивало Временное правительство. А потому при первой же возможности была предпринята попытка восстановить их прежний статус-кво. Ужесточился лагерный режим, усиленно пресекавший попытки общения пленных с местным населением, миролюбиво относившимся к поверженному врагу. Самых активных участников участившихся митингов и демонстраций лагерному руководству предписывалось водворять в тюрьмы и штрафные лагеря. Однако неудача корниловского наступления осенью 1917 года и Октябрьская революция положили конец попыткам властей пресечь все усиливающееся политическое движение среди военнопленных.

Большевиками они рассматривались как "братья по классу", которые должны были водрузить в своих странах знамена мировой революции - такие лозунги были провозглашены на созванном в апреле 1918 года Всероссийском съезде военнопленных. Новая власть делала все возможное и для обеспечения лояльности россиян, оказавшихся в германском и австро-венгерском плену, а таких насчитывалось около 2,5 миллиона. Известие о победе Октябрьской революции большинство российских военнопленных, не испытывавших пиетета к царскому режиму, втянувшему страну в войну, обернувшуюся тяготами и лишениями плена, восприняло как весть об освобождении. Первые декреты советского правительства были направлены на защиту интересов российских пленных и гарантировали материальную поддержку возвратившимся на родину и семьям еще находившихся в плену российских военных.

Естественно, что к тем, кто оказался в плену в ходе начавшейся Гражданской войны, отношение было иное. Постановлением Совета рабочей и крестьянской обороны от 1 августа 1919 года семьи бывших красноармейцев лишались всех видов государственного пособия и земельного надела. 22 апреля 1920 года в Особые отделы фронтов и армий поступила телеграмма из ВЧК о строжайшей фильтрации пленных и перебежчиков и направлении неблагонадежных в концлагеря, "лояльных" - в трудовые армии, остальных - в места заключения военнопленных.

Вскоре после подписания в марте 1918 года Брестского мирного договора советское руководство по указанию Ленина установило контакты с Международным Комитетом Красного Креста (МККК). 30 мая того же года Совет народных комиссаров (СНК) РСФСР принял постановление "О признании Женевской и других международных конвенций, касающихся Общества Красного Креста" и обязался соблюдать соглашения, ранее ратифицированные царской Россией. В 1921 году МККК объявил о том, что РСФСР получает право на покровительство Женевских соглашений и признает Красный Крест. В 1925 году действие Женевских конвенций 1864 и 1906 годов было распространено на всю территорию СССР. А вот целесообразность признания Гаагских конвенций была поставлена под сомнение. Свое отношение к ним Сталин выразил в декабре 1925 года на XIV съезде ВКП(б), охарактеризовав конференцию 1899 года как "образец беспримерного лицемерия буржуазной дипломатии".

НАРУШЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ПРАВИЛ

16 февраля 1925 года правительство Швейцарии направило советскому руководству текст изменений, которые предполагалось внести в Женевскую конвенцию 1906 года с учетом положений Гаагских конвенций и опыта Первой мировой войны, который продемонстрировал, что установление даже самых гуманных законов ведения войн еще не означает их соблюдения. После широкой дискуссии в высших политических и военных кругах СССР было принято решение установить режим плена за счет внутреннего законодательства.

Дело в том, что новая военная доктрина, разработанная Михаилом Тухачевским, предполагала ведение вооруженных действий на территории противника с небольшими потерями и незначительным количеством военнопленных с советской стороны. В такой ситуации связывать себя какими-либо обязательствами с "классовыми врагами", казалось, не имеет смысла. Но главный камень преткновения состоял в том, что в обновленном тесте конвенции гарантировался доступ представителей Красного Креста в лагеря военнопленных. Каждому из подписавших ее государств давалось право через МККК оказывать гуманитарную помощь своим военнослужащим, попавшим в неприятельский плен, что шло вразрез с убеждениями советского руководства.

Мнение Сталина о том, что воину Красной Армии лучше погибнуть, чем оказаться во вражеском плену было закреплено в советском законодательстве. "Положением о воинских преступлениях" 1927 года устанавливалось равенство понятий "сдача в плен" и "добровольный переход на сторону противника", который карался расстрелом с конфискацией имущества. К тому же Сталин опасался, что слишком мягкие условия международных конвенций могут отрицательно сказаться на политико-моральном состоянии солдат и командиров РККА.

Советский Союз отказался от участия в третьей Международной Женевской конференции, на открытие которой 27 июля 1929 года прибыли представители 47 государств. На этом международном форуме были приняты две новые конвенции - "Об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях" и "Об обращении с военнопленными". Первое соглашение устанавливало, что военнопленные, нуждающиеся в медицинской помощи, получают ее на одинаковых основаниях с военнослужащими государства, осуществившего пленение, а второе распространяло нормы обращения с пленными не только на граждан стран, ее ратифицировавших, но и на всех людей, независимо от их гражданства, в том числе гражданское население. В обновленном тексте конвенций было подтверждено, что отношение к военнопленным должно строиться на гуманных основах. В них содержался не только запрет на жестокое обращение, оскорбления и угрозы, но и на применение мер принуждения для получения от военнопленных сведений военного характера. В документе подчеркивалась неправомерность развертывания тюрем и концлагерей, а также расстрелов по этническому признаку, гарантировался доступ представителей Красного Креста в лагеря.

В советской печати того периода новые Женевские конвенции были преподнесены как часть буржуазного права, несовместимого с идеологией Советского государства. Встретив негативную реакцию международного сообщества, 25 августа 1931 года советский МИД все же выпустил декларацию о присоединении СССР к конвенции 1929 года "Об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях". При этом советским гражданам было объявлено, что подписывает документ "буржуазного права войны" Советский Союз только потому, что преследует цель "облегчить положение массы братьев по классу, массы трудящихся, поставленных враждебным ему классом по ту сторону фронта". Отказ от присоединения ко второй конвенции 1929 года - "Об обращении с военнопленными" - советская сторона мотивировала несогласием с содержащимися в ее тексте нормами, запрещающими применение в отношении военнопленных репрессивных мер и придающими привилегированный статус захваченным в плен офицерам.

Тем не менее 19 марта 1931 года в Советском Союзе постановлением ЦИК и СНК СССР было утверждено внутригосударственное "Положение о военнопленных", которое почти полностью совпадало с текстом Женевской конвенции о содержании военнопленных от 27 июля 1929 года. Восемь лет спустя, 20 сентября 1939 года, документ с таким же названием утвердил Экономический совет СНК СССР.

Но, несмотря на принятие этих внутригосударственных документов, нельзя забывать, что именно отказом СССР присоединиться к Женевской конвенции мотивировал Гитлер свои призывы не применять в отношении советских военнопленных нормы международного права. За месяц до вторжения в Советский Союз Верховное командование вермахта (ОКВ) подготовило инструкции об обращении с захваченными в плен представителями политической власти, находящимися в РККА. Одно из предложений сводилось к необходимости уничтожения политкомиссаров еще во фронтовых лагерях.

С началом войны стало ясно, что истребление не только пленных, но и мирного населения принимает все более ужасающие масштабы. Пытаясь исправить положение, 27 июня 1941 года нарком иностранных дел Вячеслав Молотов телеграфирует председателю МККК о готовности Советского Союза осуществить обмен списками военнопленных и возможности пересмотра отношения к Гаагской конвенции "О законах и обычаях сухопутной войны". Вопрос о присоединении к Женевской конвенции 1929 года советское правительство вынесло за скобки, в тоже время утвердило постановлением СНК СССР от 1 июля 1941 года "Положение о военнопленных", основанное именно на этой конвенции и содержавшее документальное подтверждение заявления о соблюдении международно-правовых норм ведения войны. В дополнение к нему были выпущены приказы НКВД СССР "О порядке содержания и учета военнопленных в лагерях НКВД" от 7 августа 1941 года и "О состоянии лагерей военнопленных" от 15 августа 1941 года.

17 июля 1941 года Вячеслав Молотов специальной нотой через посольство и Красный Крест Швеции довел до сведения Германии и ее союзников согласие СССР выполнять требования Гаагской конвенции 1907 года "О законах и обычаях сухопутной войны". В документе подчеркивалось, что Советское правительство будет соблюдать требования конвенции в отношении фашистской Германии "лишь постольку, поскольку эта конвенция будет соблюдаться самой Германией". Советское правительство рассчитывало на положительный ответ Берлина, но руководство фашистской Германии оставило ноту советского правительства без внимания. Более того, этим же днем - 17 июля 1941 года - датирован приказ гестапо, предусматривавший уничтожение "всех советских военнопленных, которые были или могли быть опасны для национал-социализма". В то время как советская сторона делала все возможное для налаживания работы по приему от войск и эвакуации военнопленных и их обеспечению, германская верхушка предпринимала шаги в противоположном направлении. 8 августа 1941 года Управление по делам военнопленных при ОКВ выпустило новые правила, еще более ужесточившие обращение с советскими военнопленными во всех лагерях.

Конечно, без нарушений международных правил ведения войн не обошлись и советские войска, особенно на начальном периоде войны, когда армейские командиры нередко стремились избавиться от немецких военнопленных, становившихся обузой в условиях отступления. В отечественной и зарубежной печати есть и другие подобные примеры. Однако следует отметить, что такое отношение к военнопленным в СССР не было возведено в ранг государственной политики. На протяжении всего военного периода советское руководство делало все возможное для налаживания системы жизнеобеспечения военнопленных. Высокий уровень смертности среди пленных, который отрицать нельзя, нужно связывать не с нарушением международно-правовых норм, а с тяжелыми условиями военного времени.

В послевоенный период СССР присоединился к Женевским конвенциям 1949 года (в 1977 году к ним были приняты дополнительные протоколы), которые устанавливали правила отношения к военнослужащим страны-противника при захвате их в плен и содержании в плену.

ВЗАИМОПОМОЩЬ И ОБМЕН ДАННЫМИ

С проблемами военнопленных тесно увязано решение таких вопросов, как установление судеб граждан, пропавших без вести при защите интересов государства. В разных странах эта работа, значение которой состоит прежде всего в преодолении негативных настроений в обществе, вызываемых последствиями вооруженных конфликтов, проводится в разных формах. В России специальный орган, призванный координировать эту сферу деятельности - Комиссия по военнопленным, интернированным и пропавшим без вести при президенте Российской Федерации - был учрежден в 1993 году. Такому решению предшествовала достигнутая Борисом Ельциным и Джорджем Бушем-старшим 26 марта 1992 года на встрече в Кэмп-Дэвиде договоренность о создании Совместной российско-американской комиссии по делам военнопленных и пропавших без вести. В США такая структура существовала и ранее - сейчас Управление по делам военнопленных и пропавших без вести Министерства обороны США возглавляет специальный помощник шефа Пентагона Джерри Дженнингс.

В состав комиссии при российском президенте входят представители федеральных органов исполнительной власти, Государственной Думы, а также общественных организаций - всего 47 человек. Особым направлением деятельности Комиссии является Северо-Кавказский регион. Шесть лет назад было выпущено специальное поручение президента России (# 524 от 15 апреля 1998 года) о сосредоточении усилий на организации мероприятий по идентификации неопознанных тел граждан РФ, погибших на территории Северо-Кавказского региона в период 1994-1996 годов. На сегодняшний день посредством идентификации удалось установить судьбы 390 военнослужащих. На идентификационных исследованиях находятся останки более 310 погибших, 17 из которых эксгумированы в 2003 году и шесть - в 2004 году. Тем не менее, по данным на 1 августа 2004 года, остаются не установленными судьбы 549 военнослужащих федеральных сил и сотрудников органов внутренних дел, 300 из которых пропали в период 1994-1996 годов.

В рамках Совместной российско-американской комиссии проводятся консультативные и поисково-экспедиционные мероприятия на территории Российской Федерации и США по выяснению судеб военнопленных и пропавших без вести советских и американских граждан в годы Второй мировой войны, войнах во Вьетнаме и Корее и инцидентах холодной войны.

Так, американская сторона предоставила России 6 тысяч страниц архивных документов, что позволило прояснить судьбы около 450 тысяч советских перемещенных лиц периода Второй мировой войны; свидетельства о смерти 87 советских граждан - заключенных концлагеря Бухенвальд; передала 111 страниц документов по воздушным боям между американскими и советскими самолетами в конце Второй мировой, а также сведения о самолете П-40, пилотировавшимся советским экипажем и разбившимся на Чукотке.

По войне в Корее России оказана помощь в прояснении судьбы 43 из 45 пропавших без вести советских летчиков путем установления мест их захоронения в Порт-Артуре, на Дальнем Востоке и в Ворошилове-Уссурийском, переданы копии всей документации трех американских авиаполков, участвовавших в корейской войне и архивные материалы о найденном американцами самолете МиГ-15. Российская сторона обнаружила в американских архивах сведения о 15 из 28 устанавливаемых инцидентах периода холодной войны, связанных с гибелью экипажей подводных лодок, вертолетов и самолетов, получила информацию о 44 советских военнослужащих, пропавших без вести во время венгерских событий 1956 года, члене экипажа Ил-28, сбитого в 1950 году. Опознаны 6 членов экипажа подводной лодки К-129, затонувшей в 1968 году, и самолета Ту-16, разбившегося в Норвежском море в 1968 году. Российской стороне также дана информация о советских военнослужащих, пропавших или захваченных в Эфиопии в 1978 году. Сведения, предоставленные американской стороной, помогли прояснить судьбы 163 российских граждан, пропавших без вести в Афганистане. США передали в дар 124-й медико-криминалистической лаборатории МО РФ в Ростове-на-Дону 3000 наборов для анализа крови и химические реагенты для анализа ДНК, что поможет при идентификации останков пропавших без вести военнослужащих.

Россия, в свою очередь, предоставила американцам широкий доступ к хранящимся в Центральном архиве Министерства обороны в Подольске документам 64-го истребительного авиакорпуса основного соединения, задействованного в боевых действиях в Корее. Это позволило американской стороне сообщить информацию 264 семьям пропавших без вести военнослужащих. Для американцев по их просьбе были организованы встречи с высокопоставленными должностными лицами, отвечавшими в период корейской войны за мероприятия по военнопленным, а также со специалистами МАИ, участвовавшими в изучении технических характеристик самолета Ф-86, доставленного в институт из Кореи. Гости из США получили возможность побеседовать с сотрудниками КГБ СССР, занимавшимися работой с американскими военнопленными в период войны во Вьетнаме.

Российская сторона предоставила часть материалов из доклада ГРУ ГШ о боевых действиях во Вьетнаме и 356 выдержек из секретных документов, содержащих информацию о сбитых американских военных самолетах. На основании изучения более 700 архивных дел выявлены и переданы установленным порядком Соединенным Штатам сведения о 356 случаях поражения американских самолетов над территорией Северного Вьетнама. Удалось установить 5 мест падения военных самолетов США и 2 места захоронения экипажей на территории Корейского полуострова.

Что касается инцидентов периода холодной войны, то российская сторона предоставила материалы ПВО, касавшиеся самолета С-130, сбитого советским истребителем МиГ-17 в 1958 году.

Продолжается поиск архивных документов, имеющих отношение к установлению судеб двух членов экипажа американского самолета РБ-47, сбитого во время разведывательных полетов над Баренцевым морем 1 июля 1960 года. В целях дальнейшего выяснения сведений о судьбе экипажей самолетов ВМС США, сбитых 6 ноября 1951 года, 13 июня 1952-го, 29 июля 1953-го и 17 апреля 1955-го при нарушении воздушного пространства СССР, планируется проведение исследовательской работы по изучению документов архива штаба Дальневосточного военного округа.

В настоящее время по просьбе американской стороны осуществляется архивный поиск сведений о гражданах США, находившихся в годы Второй мировой войны на излечении в советских военно-медицинских учреждениях. Уже переданы сведения на 31 американского военнослужащего, установлены фамилии еще 60 граждан. С учетом экспертной оценки объемов работ для реализации данного проекта потребуется время до декабря 2008 года. Комиссия располагает сведениями о 6 местах падения американских самолетов периода Второй мировой войны в различных районах Камчатского полуострова. В целях исследования указанных участков с 9 по 25 августа 2004 года на полуостров была организована совместная поисковая экспедиция.

Для совершенствования взаимодействия архивных учреждений России и США в работе по установлению судеб граждан бывшего СССР и США, пропавших без вести в годы Второй мировой войны, а также в период холодной войны, в апреле 2004 года под эгидой Совместной комиссии в Вашингтоне состоялась Российско-американская архивная конференция с участием ведущих специалистов. С 22 по 29 сентября в Москве прошла рабочая сессия Совместной комиссии, на которой определены дальнейшие приоритеты ее деятельности. Ведется активная подготовка к проведению XIX пленарной сессии комиссии, которая состоится в Вашингтоне с 7 по 14 ноября 2004 года.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Бюджетные деньги тратятся впустую» – продюсер Владимир Киселев о Шамане, молодежной политике и IT-корпорациях

«Бюджетные деньги тратятся впустую» – продюсер Владимир Киселев о Шамане, молодежной политике и IT-корпорациях

0
2501
Бизнес ищет свет в конце «углеродного тоннеля»

Бизнес ищет свет в конце «углеродного тоннеля»

Владимир Полканов

С чем российские компании едут на очередную конференцию ООН по климату

0
3135
«Джаз на Байкале»: музыкальный праздник в Иркутске прошел при поддержке Эн+

«Джаз на Байкале»: музыкальный праздник в Иркутске прошел при поддержке Эн+

Василий Матвеев

0
2330
Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
4118

Другие новости