0
1515
Газета История Интернет-версия

05.10.2005 00:00:00

Протестантский Кампанелла на российской почве

Владимир Попов

Об авторе: Владимир Александрович Попов - преподаватель истории и теологии Московского института Российского Союза евангельских христиан-баптистов.

Тэги: проханов, толстой, протестант


Иван Степанович Проханов (1869-1935) оставил яркий след в истории отечественного протестантизма. Инженер-путеец, правозащитник, издатель и публицист, организатор духовно-просветительских союзов и миссий - вот далеко не полный перечень того, чем занимался Проханов.

Еще во время учебы во Владикавказском училище Иван Проханов открывает для себя, что следование за Христом неразрывно связано со служением обществу. В августе 1888 года юноша из Владикавказа перебрался в столицу и стал студентом Петербургского технологического института. Учебу Проханов сочетает с активной духовной работой в местных евангельских общинах, поставленных Победоносцевым вне закона.

Проханов пытается привлечь внимание просвещенной интеллигенции к проблеме отсутствия свободы совести в России. С 1890 года он организует подпольное издание правозащитного журнала "Беседа". На его страницах выступали евангельские христиане, баптисты, штундисты и последователи религиозно-философского учения Льва Толстого.

С великим писателем Проханов познакомился в 1893 году после окончания института. Вскоре Проханову пришлось включиться в помощь, которую Толстой оказывал духоборам. На острове Кипр в бедственном положении оказалась большая партия русских духоборов-переселенцев, направлявшихся в Канаду. Людей косили болезни. Нужен был самоотверженный человек с организаторскими способностями и знанием английского языка. Такого человека духоборы обрели в лице Проханова. Сын Толстого Сергей Львович отыскал Проханова в Париже и от имени отца предложил Ивану Степановичу срочно отправиться на помощь духоборам. Тот согласился.

На Кипре, ухаживая за больными, Проханов заболел сам. Но стоило болезни отступить, он вновь носился из барака в барак с сумками лекарств, самоотверженно отдавая всего себя страждущим.

В Россию Проханов возвратился в 1898 году. А до этого ему удалось изучать богословие в учебных заведениях Парижа и Лондона. В апреле 1905 года по всем общинам пронеслась радостная весть: вышел царский указ о началах веротерпимости. Местные власти очень медленно и неохотно вникали в суть новых положений закона. Проханов получал от ссыльных тревожные письма. Они взывали о помощи. Правозащитник обращался с ходатайством к председателю Комитета министров Сергею Витте. Премьер обещал свое содействие, и вскоре был обнародован Циркуляр МВД об освобождении всех заключенных и ссыльных, отбывавших наказание по религиозным делам.

Реформа 1905 года создала благоприятную атмосферу для деятельности евангельских общин. Проханов приступил к изданию ежемесячного журнала "Христианин" с многочисленными приложениями и сборниками духовных песнопений. Одновременно он основывает граммофонное предприятие "Глория", которое выпускало пластинки с популярными народными песнями на евангельскую тематику. В начале 1910 года Проханов выпустил первую в России протестантскую газету "Утренняя звезда", где освещались проблемы церковной и общественно-политической жизни. К этому времени Проханов завершил объединение евангельских общин во Всероссийский союз и стал его председателем.

Недолгим был период расцвета свободного духовного творчества. Накануне Первой мировой войны протестанты вновь оказались в положении изгоев. В газетах замелькали устрашающие статьи о евангелистах и баптистах. Правительство закрывает журнал "Христианин" и газету "Утренняя Звезда".

После Февральской революции в конце мая 1917 года Проханов организовывает в Петрограде 4-й Всероссийский съезд евангельских христиан и знакомит верующих с планом образования христианско-демократической партии "Воскресение". 25 августа 1917 года он выступает на московском Государственном совещании, организованном Временным правительством. На первый план Проханов выдвигает духовное просвещение народа и полное отделение Церкви от государства.

После революции большевики, провозгласив свободу совести, объявили равенство всех Церквей и исповеданий перед законом. Однако до практической нормализации отношений между верующими и властями было далеко. 6 мая 1921 года Ивана Степановича арестовали за организацию съезда христианской молодежи в Твери, но вскоре выпустили. Осенью 1923-го он снова оказался за решеткой. Оба раза Проханову инкриминировали контрреволюционную агитацию.

Во многих районах страны тогда свирепствовали голод и эпидемии. В 1921 году от нехватки продовольствия страдали 17 губерний, областей и автономных республик. По рекомендации Проханова при Всесоюзном Совете евангельских христиан была организована Комиссия помощи голодающим.

Немало сил и энтузиазма вложил также Проханов в организацию христианского кооперативного движения. Под его попечением в начале 1920-х годов сформировались сельскохозяйственные коммуны "Гефсимания" и "Вифания" в Тверской губернии. Работы Проханова "Евангельское христианство и социальный вопрос", "Новая или евангельская жизнь" служили теоретическим базисом и практическим руководством при устройстве трудовых общин.

Проханов писал: "Мы верим, что евангельское движение в России должно выразиться не только в проповеди, но и в создании новых форм социально-экономической жизни. Евангелие должно оказать влияние на улучшение промышленного производства и сельского хозяйства. Евангельские яблоки, евангельская пшеница, евангельская птица должны быть лучшими"

В августе 1927 года Проханов снаряжает экспедицию в Алтайский край, чтобы выбрать землю для закладки большого поселения. В первоначальных планах будущий город обозначался как "Евангельск", но власти вынудили Проханова изменить название.

1 сентября 1927 года поисковая группа прибыла в Новосибирск. Новое поселение предполагалось заложить у слияния рек Бии, Катуни и Оби. Для грандиозного строительства Проханов смог подготовить огромный контингент высококвалифицированных специалистов. На Кавказе была создана специальная сельхозшкола, куда направлялись выпускники Библейских курсов для изучения усовершенствованных приемов земледелия.

Замыслы Проханова не нашли полной реализации. Часть общин просуществовала всего три-четыре года, другие распались на пороге 1930-х годов. Много кривотолков ходило и вокруг личности Проханова. Консервативно настроенные круги верующих не вмещали широту его интересов, а потому очень настороженно и с опаской следили за всеми новшествами Ивана Степановича.

Но главный тормоз ставили власти. Далеко идущие планы Проханова испугали большевиков. Они увидели в нем мощного соперника. Да и сам политический климат страны стал резко меняться в худшую сторону. При полном одобрении Сталина в 1929 году появился закон о религиозных объединениях, который изобиловал сплошными запретами. Вся общественная, просветительская, трудовая и кооперативная деятельность протестантов была запрещена.

Большевики готовились объявить "безбожную" пятилетку. Число храмов и молитвенных домов должно было быть сведено к минимуму, и посещать их разрешалось только пожилым людям. Деятельность религиозных объединений по новому закону сводилась лишь к отправлению религиозного культа. Ни о каком "социальном Евангелии" не могло быть и речи. С плохим предчувствием отправлялся Проханов в зарубежную поездку по церковным делам в июне 1928 года. И действительно - на родину он больше не вернулся.

Всего семь лет прожил он на чужбине, непрерывно путешествовал по странам Европы и Америки, организовывая общины и миссии среди русской эмиграции. Тяжелая болезнь и смерть застала его в Берлине в 1935 году.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1628
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1013
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
731
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1004

Другие новости