Широкорад А.Б. Великая речная война. – М.: Вече, 2006, 416 с.
Книга Александра Широкорада (серия «Военные тайны ХХ века») посвящена одной из наименее известных страниц Гражданской войны в России – боевым действиям на реках и озерах.
Для профессиональных военных историков любая война продолжает оставаться предметом глубокого анализа и изучения. А значит, они никогда не прекращают поиск новых фактов, документов, относящихся к той или иной кампании. Именно это позволило автору данного труда в полной мере осветить операции речных и озерных флотилий красных и белых, снабдить издание иллюстрациями, картами и схемами.
Никогда в истории войн, ни до, ни после указанного выше периода, речные и озерные флотилии не играли столь важной роли в боях. Кстати, как правило, они по своей огневой мощи существенно превосходили соединения сухопутных войск, сражавшихся на различных фронтах в 1918–1920 годах. Буксирные пароходы превращались в канонерские лодки, а пассажирские пароходы – в крейсеры. При этом корабли красных и белых выпустили на порядок больше снарядов, чем весь Российский императорский флот в Первой мировой войне.
Книга написана на основе изучения и обобщения архивных документов, исторической литературы, энциклопедических материалов и современных публикаций. Здесь нет однобоко представленных побед только красных или их противников. Александр Широкорад попытался воссоздать объективную картину боевых действий: успехи и неудачи обеих сторон. Но и тогда девиз Суворова «Побеждать не числом, а умением» наиболее точно определял, почему в том или ином случае кто-то брал верх в бою на водных просторах.
Заслуга автора состоит и в том, что он сумел проследить судьбу многих судов, т.к. за время «русской смуты» они могли до пяти раз менять названия, входить в состав красных флотилий или оказаться в руках врагов большевизма.
Не меньше проблем возникало у исследователя из-за разнотипности артиллерийского вооружения и боеприпасов. В то время на речных флотилиях использовались десятки отечественных и иностранных артиллерийских систем морских и сухопутных образцов. Поэтому автор приводит лишь краткие сведения о судах и вооружении сразу же после первого их упоминания в тексте.
Думается, примерное представление о содержании книги «Великая речная война» читатель получит из перечисления семи ее разделов: боевые действия на верхней Волге и Каме в 1918–1919 годах; боевые действия на Каме в 1919 году; Каспий и нижняя Волга; Северодвинская флотилия; Онежская флотилия; Днепровские флотилии; малые флотилии запада и юга России. Вместе с тем надо отметить, что Александр Широкорад рассказал только об операциях крупных флотилий, сыгравших существенную роль в Гражданской войне.
И еще одна любопытная деталь. В 1920-х годах суда и корабли речных и озерных войн были разоружены и превратились вновь в буксиры, танкеры и пассажирские пароходы. Однако десятки из них в 1941 году вновь встали в ратный строй и приняли участие в Великой Отечественной войне. Часть из них в 1944–1945 годах сумела дойти до Белграда, Будапешта, Братиславы, Вены и Харбина.