0
1378
Газета История Интернет-версия

22.05.2008 00:00:00

Об альманахах слово

Тэги: издание, книга, альманах, история


издание, книга, альманах, история Пушкин читает, а Дельвиг слушает и уже задумал «Северные цветы».
И. Репин. А.С.Пушкин на акте в Лицее 8 января 1815 года. Всероссийский музей А.С.Пушкина, Санкт-Петербург

Выходит наконец-то книгоиздание из мрачной поры навязывания читателю чаще всего чтива-китча. А все ли типы-виды изданий в ходу?

Наказ Карамзина

Тут бы поболе внимания альманаху! Почему-то запамятовали, как были они привлекательны в царские и советские времена. Лучшие из них помогали познавать литературу, историю или вообще гуманитарные науки – и во многообразии (!) тем, и во многожанровости, и с возможностью путешествий в поисках новых знаний в веках и тысячелетиях, обманывая цензоров будто бы аполитичностью.

Увы, нынче альманахов мало, хотя в ходу сборники. Но сборники далеко не всегда отвечают чаяниям не только выдающегося историка, но и издателя альманаха «Аглая» Карамзина: «И простой гражданин должен читать историю». Они ограничены рамками одножанровости и однотемия, застандаризованы, не проявляют изыск в возможностях быть доступным не только специалистам.

Издатель – ТТП

Историческое просветительство и торгово-промышленный бизнес – может ли быть что-то общее?

Новый альманах появился – «Доброхот». Президент Торгово-промышленной палаты РФ Примаков четок в предисловии: «В наш прагматичный век все мы должны помнить о неизбывности и спасительной роли духовного начала в нашей жизни». Замечу: издатель альманаха – ТПП Набережных Челнов и региона «Закамье».

Я порадовался изданию. Оно, несомненно, явление высшего пилотажа в сфере исторического просветительства. Вадим Чурбанов, москвич, доктор философии, составитель и главный редактор, на правильном пути. Ему бы только создать себе в помощь редколлегию.

Особенности

Чем привлекает «Доброхот»? Своеобразным компасом стал эпиграф из Льва Толстого: «С тех пор как есть история, есть выдающиеся умы, которые сделали человечество тем, что оно есть. Эти высоты умственные распределены по всем тысячелетиям истории».

Он интересен воссоединением научности и занимательностью ради приобщения к новым страницам биографий славных доброхотов. На это работает многогранье рубрик – к примеру, «Мудрость тысячелетий», «Поучения», «Характеры и судьбы», «Кумиры российской публики 100 лет назад», «Татарские звезды» и еще, еще. В числе «героев» – Владимир Мономах и Патриарх Никон, Мусоргский и Мичурин, фантасты Лем и Артур Кларк, другие во множестве. Порадовала «Прикамская тетрадь» «своими» деятелями: строители, промышленники, земледельцы. Важная особенность: биографистика подкреплена интересно «поданными» материалами из правовой, социальной, культурной, бытовой атмосферы – например, выискал даже подборку текстов российских гимнов и приравненных к ним музыкальных символов. Завлекают к чтению и россыпи забытых или вовсе не известных фактов истории. Выделю: в авторах не только историки и писатели, но и авторитетные деятели искусств, да какие имена: Баталов, Нина Молева┘

Опыт прошлого

Без альманахов нельзя. Дорожку к современному типу издания начали торить французы «Альманахом муз» в 1764-м. Через семь лет Россия заявила себя почином Хераскова и его «Российским Парнасом». Друг Пушкина Дельвиг заявил себя замечательным изданием «Северные цветы» с участием Пушкина! Белинский откликается на альманах Смирдина: «Драгоценная книга».

Как бы ни было цензурно, но и в советские времена случались «драгоценности». Вспомню некоторые, ибо, будучи главным редактором или директором издательств, самолично познавал, как они рождались в нелегких творческих поисках: биографический «Прометей», научно-популярный «Эврика» и для любителей странствий «Бригантина» («Молодая гвардия»), «Восточный» (ИХЛ) и «Альманах исторических сенсаций» («Раритет»). Дорог мне как давнему деятелю книголюбского движения замечательный у Общества книголюбов «Библиофил».

Завлекали читателя – повторю – воссоединением научности, новизной материалов и занимательностью.

О надобности новых альманахов

Да, этот тип книгоиздания еще не занял на рынке подобающего места. Вот бы возобновить те, что я упомянул выше. Вот бы придумать новые, к примеру, «Книголюб», «Пушкинский», «Толстовский» и «Шолоховский», «Ученый», «Благотворитель и меценат», «Юный историк», «Юный книгочей»┘

Но что-то мало инициативы. Как понимаю, прежде всего потому, что книжной торговле сподручнее торговать быстрорастворимым товаром. И еще потому, что многозатратное это дело для издателя «придумать» альманах так, чтобы, как выражаются профессионалы прилавка, «шла книга в улет».

«Альманах исторических сенсаций» (АИС) имел тираж 100 000 экз. И это-то в условиях рынка. Чем взял? Встречают по одежке, давно сказано. И названием. И уже по переплету перечислением того нового, что давала наука история. И броскими заголовками. И необычным форматом. И талантом художника, который доказал, что заманивать читателя можно без китчевой пошлости.

Поддержки бы поболе

Ясное дело, что издателю-альманашнику нужны доказательства – реальные – заинтересованности Власти и Общества в этом типе просветительского издания. Мечтаю о следующем.

– Министерство культуры и его Агентство по СМИ введут особый раздел грандов для общественно значимых альманахов и учредят конкурс на лучшее таковое издание;

– Управление президента РФ учредит альманах «Мнемозина – сокровища архивов и музеев» в содружестве с государственными архивами и музеями;

– институты истории, литературы и иных гуманитарных наук РАН встретятся с издателями – как сотрудничать (помянутый мной АИС родился в содружестве с Институтом истории России РАН);

– главная библиотека страны и Ассоциация книгоиздателей проведут историко-познавательную выставку альманахов;

– президиум ТТП РФ разошлет по своим региональным центрам рекомендации последовать опыту коллег Татарии – искать возможности создавать новые альманахи, да так, чтобы распространялись, как «Доброхот», не только в регионах;

– Общество книголюбов, Ассоциация книгораспространителей и журналисты поищут возможности помогать книжной торговле распространять альманахи.

Вместо резюме

Покойный писатель Владимир Богомолов – суров был, как известно, на похвалы – заполучил АИС и признался: «Взялся полистать на ночь глядя. Уж извини. Но так ночь и пролетела». Как же я возрадовался, что совместное с академическим институтом издание столь изощренный читатель взял себе в вольготную охотку!


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1504
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1712
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1817
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4155

Другие новости