Баку сегодня.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Недавно в интернете увидел сообщение, которое вызвало у меня бурю эмоций, связанных с впечатлениями и воспоминаниями почти двадцатилетней давности. В то время в так называемом «черном январе» 1990 года я по приказу министра обороны СССР находился в командировке в Баку, где было объявлено чрезвычайное положение в связи с межэтническим конфликтом.
Человеку свойственно забывать немало из того тяжелого и страшного, что ему приходится видеть в жизни. И пламя вражды, разгоревшейся тогда в древнем городе, издавна гордившимся своими многонациональными культурными традициями и интернационализмом, почти утихло в моей памяти. Но старые душевные раны разбередила информация о разборке в центре азербайджанской столицы одной из ее исторических достопримечательностей – памятника 26 Бакинским комиссарам. В свое время, когда я посещал древний город, часто останавливался у него, любовался прекрасной работой скульпторов, почти физически ощутимой мужественностью, высокой интерактивностью, привлекающей внимание многих горожан и гостей. Как мне рассказывали жители, у этого памятника назначались свидания, молодожены и дети часто клали у подножья свежие цветы.
Безусловно, каждый народ имеет право выбора: каким памятникам поклоняться, какие игнорировать, оставив в назидание потомкам, а какие разрушать. Но перед этим неплохо было бы представителям различных государственных институтов и общественных организаций, ответственных как за сохранение, так и за разрушение монументов, совершить исторический экскурс, проанализировать настоящее и все это экстраполировать в будущее.
Правда истории заставляет нас перенести ретроспективный взгляд и в более ранние времена, когда также проверялись на прочность межнациональные отношения.
Поистине судьбоносным оказалось для народов Закавказья начало XIX века. Именно тогда началось присоединение всего Азербайджана к России. Карабахское, Бакинское и другие ханства сделали свой выбор и связали свою судьбу с судьбой русского народа, а также и других народов могучей в прошлом империи.
После присоединения Азербайджана к России благодаря успешной защите закавказских границ русскими войсками и действующими совместно с ними плечом к плечу воинскими частями азербайджанского, грузинского, армянского и других народов Кавказа во время Русско-турецкой войны 1828–1829 годов, Крымской войны, вплоть до нашествия на Азербайджан турецко-германских и английских интервентов в 1918 году, то есть в течение 90 лет, на территорию Азербайджана не ступала нога солдата вражеской армии. Посредством добровольного объединения была также ликвидирована феодальная раздробленность и междоусобная вражда. Передовая общественная мысль по достоинству оценивала политическое, военное и экономическое значение этого важнейшего события.
Великий азербайджанский просветитель Мирза Фатали Ахундов призывал своих друзей и соратников быть признательными тому, что благодаря покровительству русского государства народ был избавлен от имевших в прошлом место нашествий и грабежей захватнических полчищ и обрел наконец покой.
Последовавшее вскоре за победой Октябрьской революции провозглашение советской власти в Баку привело к созданию в апреле 1918 года Бакинского Совнаркома, деятельность которого вошла в историю под именем Бакинской коммуны. Ее возглавил известный революционер-интернационалист, представитель бакинского рабочего класса, этнический армянин Степан Шаумян.
Не случайно был интернациональным и состав Бакинской коммуны. Армянин Степан Шаумян, русский Иван Фиолетов, азербайджанец Мешади Азизбеков, грузин Алеша Джапаридзе и другие остались в памяти народа под легендарным именем 26 Бакинских комиссаров бессмертным символом самопожертвования во имя счастья и процветания всех народов страны.
Современные ученые местной националистической ориентации в своих работах и выступлениях настойчиво пытаются трактовать события того периода в Азербайджане лишь как следствие межнациональных противоречий. Выдвигая тезис о «противоречивой приверженности» граждан своих государств одновременно к «своей нации» и к «социальной группе», они делили и делят свои народы по националистической вертикали. Согласно этому делению обычный труженик оказывается в одной упряжке с дельцами, уголовниками, предпринимателями, нарушающими законы. Вопреки исторической действительности они утверждают, что в марте 1918 года в Баку пролетарская солидарность исчезла в «безумном межнациональном кровопускании», а летом 1918 года судьба Бакинской коммуны была предрешена лояльным отношением национальных отрядов рабочего класса к турецкой интервенции.
Подобная позиция позаимствована из националистической печати 1920-х годов. Но не «симпатии азербайджанцев к туркам» и не «страх перед ними армян и русских» привели к временному торжеству контрреволюции и падению Бакинской коммуны. Истинными виновниками были эсеры, дашнаки, меньшевики, среди которых были и русские, и азербайджанцы, и армяне...
Не стоило бы терять время в дискуссиях с учеными-националистами. Но драматическая ситуация и в Азербайджане в 90-х годах прошлого столетия, и недавно происшедшая трагедия на территории Абхазии и Грузии заставляет многих людей рассматривать причины всех бед сквозь националистическую призму. Как и прежде, поиск виновников ведется не в лабиринтах бюрократических кабинетов и не среди своей местной националистически настроенной мафии, именовавшейся раньше попросту буржуазией, а на соседней улице или в соседском доме, где жили вчерашние друзья, а ныне кровные враги.
И ныне в сражениях на историческом фронте наши оппоненты, занимающиеся историей по заказу, пытаются утверждать (как и при оценке ввода советских войск на территорию Прибалтики в 1940-х годах), что Красная армия в 1920–1921 годах по очереди захватила закавказские республики, оккупировала Азербайджан. Разумеется, они не испытывают необходимости в упоминании невыгодных для них фактов: мощных политических забастовок бакинских рабочих в период с декабря 1918-го по август 1919 года, вооруженных выступлений крестьян Гянджинской губернии в 1919-м – начале 1920-х годов, установления советской власти в Ленкорани весной 1919 года. Речь, конечно, не идет о победоносном восстании рабочих Баку, в результате которого 28 апреля 1920 года было свергнуто мусаватистское правительство и провозглашена Азербайджанская Советская Республика.
Вхождение Советского Азербайджана одним из первых в состав СССР было результатом многолетней совместной деятельности его народа с народами России, актом национального спасения от внешней интервенции и междоусобных распрей. История в который раз на своем новом витке подвергла испытаниям на прочность узы дружбы и сотрудничества между русским и азербайджанским народами, которые они с честью выдержали. Не пора ли и теперь внять ее суровым урокам и найти выход из межнационального тупика?
Справедливости ради хочу заметить, что при достаточно лояльном отношении к России и русским людям, среди которых многие представители как азербайджанского, так и армянского народа проживают и трудятся, до сих пор не найден компромисс между ними самими. Это связано и с затянувшимся кризисом в территориальных вопросах, и со ставшими непреодолимыми культурными противоречиями. Достаточно сказать, что на различных научно-практических мероприятиях в Москве по проблемам культуры, межнационального характера, терроризма я никогда не встречал присутствующих одновременно армян и азербайджанцев. И более того, на мое «Почему?» ответа ни разу не было дано ни национальными учеными, ни политиками. Неудивительно, что в заложниках у такого рода исторических «табу» оказываются зачастую не только люди, но и книги, памятники, произведения искусства.
Изучение истории сейчас стало наиболее эффективным орудием политической борьбы, способным воспитать у граждан России и государств южных регионов либо уважение к прошлому, либо махровый национализм, питающий нездоровые политические ожидания как со стороны, так и у местных экстремистов.