В группы советских войск за пределами СССР входили самые боеспособные части.
Фото из книги "Советская армия"
В Центральном Музее Вооруженных сил состоялась встреча ветеранов Группы Советских войск в Германии/Западной группы войск (ГСВГ/ЗГВ). Она была посвящена 64-й годовщине создания этой группировки, а также 15-летию ее возвращения на Родину. Среди участников встречи были известные политики и военачальники, государственные служащие, военные историки и руководители общественных военно-патриотических объединений, в разные времена проходившие военную службу в составе Группы Советских войск в Германии/Западной группе войск.
Открыл встречу генерал-полковник Матвей Бурлаков, которому в 1994 году привелось выводить эту группировку российских войск на Родину. Ныне он возглавляет общественное объединение «Союз ветеранов ЗГВ/ГСВГ».
Обращаясь к участникам встречи, военачальник напомнил, что Группа Советских войск в Германии была создана из победоносных армий и дивизий 1-го Украинского, 1-го и 2-го Белорусских фронтов 9 июня 1945 года и с этого дня встала на 50-летнее боевое дежурство в Европе. За это время в ее соединениях, частях и учреждениях служили и трудились свыше 8,5 млн. граждан СССР, России и стран СНГ. Целое европейское государство. Но самое главное, за этот полувековой период никто не посмел потревожить мирную жизнь миллионов граждан континента.
«За время существования ГСВГ/ЗГВ мы никого не устрашали в Европе, – заметил 16-й главком, – но и никого не боялись. День и ночь в войсках Группы, фактически до последних месяцев ее существования, шла напряженная боевая учеба. Мы честно делали свою суровую мужскую работу – берегли покой нашей Родины. Но ЗГВ/ГСВГ была не только нашим форпостом в Европе, но и уникальной кузницей кадров, настоящей «фабрикой звезд» высшего руководства Вооруженных сил. Будущие министры обороны и начальники Генерального штаба, главкомы родов и видов войск прошли здесь замечательную школу командирского становления.
В непростых условиях завершалась боевая летопись Западной группы войск. В неоправданно сжатые сроки российским войскам было предписано скорое возвращение на Родину.
Это была беспрецедентная по своим масштабам и темпам стратегическая операция по передислокации войск, не имеющая аналогов в истории военного искусства. Войска совершали марш одновременно в трех средах: по морю, воздуху и суше, и точно в назначенный срок, не потеряв ни одного человека, вернулись в Россию. Историкам и ученым, политикам и военачальникам еще предстоит осмыслить ее итоги и уроки, но несомненно одно – наше возвращение из Германии было и остается крупнейшим военно-политическим событием новейшей истории, примером доброй воли России во имя сохранения мира на этом континенте». При этом участники встречи отмечали, что наши прославленные соединения и части покидали немецкую землю не бегом и не в опломбированных вагонах, как кому-то хотелось, а с развернутыми боевыми знаменами, добрыми пожеланиями руководства Германии и напутственным молебном Русской православной церкви.
Ветеран Группы Советских войск в Германии, а ныне спикер Законодательного собрания Ульяновской области Борис Зотов вспоминает: «Крупнейшая в мире полумиллионная группировка войск, оснащенная ядерным оружием и самой современной боевой техникой, словно холодный душ, остужала горячие головы натовских стратегов, одним фактом своего существования приводя их в настоящий шок и трепет.
Отчетливо помню наши действия в период обострения берлинского вопроса в Европе и событий Карибского кризиса. Части нашей 18-й мотострелковой Таганрогской дивизии 3-й ударной армии были подняты по боевой тревоге и вышли в назначенные районы сосредоточения. Мы получили по 2–3 боекомплекта и ожидали приказа к началу военных действий. На автострадах с противоположной стороны и воздушных коридорах в районе Западного Берлина шла активная передислокация американских войск. Зенитные батареи нашего полка встали на круглосуточное боевое дежурство. Командиры подразделений, среди которых служило немало фронтовиков, были настроены к самым решительным действиям. Американцы также вели за нами постоянное наблюдение и не могли не видеть наших суровых приготовлений. Вскоре мы заметили, что их ковбойская бравада куда-то потихоньку улетучилась. Согласованные действия руководства ГДР и командования ГСВГ обеспечили перекрытие границы в Берлине. Срочно была построена Берлинская стена. Европа вновь оказалась на грани войны.
Как очевидец и участник тех событий, отмечаю высочайший морально-боевой дух воинского коллектива нашей части. Мы были словно одна боевая семья. Особенно этот настрой проявился, когда Карибский кризис достиг своего апогея. На построении части нам объявили: «Кто готов ехать добровольцем на Кубу?» Весь полк сделал шаг вперед. По оценкам наших командиров и воспоминаниям моих земляков из других частей и гарнизонов, такой боевой настрой был во всей Группе войск.
С тех пор прошло немало лет, но с вершины своего нынешнего жизненного и служебного опыта могу уверенно сказать, что мне посчастливилось служить в авангарде наших Вооруженных сил – Группе Советских войск в Германии».
В заключительной части встречи президент Союза ветеранов ЗГВ/ГСВГ генерал-полковник Бурлаков вручил удостоверения новым членам общественного объединения.