0
9749
Газета История Интернет-версия

12.11.2010 00:00:00

Проливы преткновения – от Византии до наших дней

Александр Широкорад

Об авторе: Александр Борисович Широкорад - историк, писатель.

Тэги: босфор, турция, россия, конвенция


босфор, турция, россия, конвенция Мечеть Айя -София, котoрую несколько поколений русских царей мечтали вновь сделать православным собором Святой Софии.
Фото автора

Через несколько месяцев мир будет отмечать 75-ю годовщину конвенции Монтрё, определившую статус черноморских проливов Босфор и Дарданеллы. Конвенция Монтрё – чуть ли не единственный международный договор, просуществовавший без поправок все это время. Однако с 1991 года Турция предпринимает попытки заменить конвенцию внутритурецкими законами и сделать международные проливы своими внутренними водами. Нетрудно понять, что в случае перехода проливов под турецкий контроль с разрешительной системой прохода через них гражданских и военных судов российская экономика понесет огромный ущерб, а безопасность Российской Федерации окажется под угрозой.

ПУТЬ ИЗ ВАРЯГ В ГРЕКИ

Нельзя забывать, что путь из варяг в греки и далее в Средиземное море стал государствообразующим для Руси.

Суда русов проходили проливы уже в IX веке. Так, в «Житии Георгия Амастридского» говорится о нашествии русов на византийский город в Малой Азии Амастриду где-то между 830 и 842 годом.

18 июня 860 года около 200 судов русов пришли к Босфору. Об этом походе нам известно из византийских источников, среди которых наиболее ценные принадлежат патриарху Фотию (около 810 г. – после 886 г.) – свидетелю и участнику этого события. Замечу, что поход русов был совершен не с целью грабежа, а прежде всего как возмездие за убийство и обращение в рабство за долги нескольких русов в Константинополе.

Любопытно, что флотилией русов командовал князь Аскольд. Тот самый Аскольд, который в 844 году штурмовал испанский город Севилью. Арабский историк называет его Аскольд аль Дир (в переводе с готского Djur означает «зверь»). Киевский летописец спустя два века что-то недопонял или не расслышал, и в итоге в истории России Карамзина появились два князя – Аскольд и Дир.

Для нас же важно, что в IX веке русский князь Аскольд с дружиной как минимум два раза проходил через Босфор и Дарданеллы.

Затем последовали походы на Константинополь русских князей Олега, Игоря и других. Отмечу, что это не были чисто грабительские набеги. Несколько раз русские князья заключали с Византийской империей мирные договоры, главной целью которых являлись права русских купцов на посещение проливов.

В 1204 году Константинополь был вероломно захвачен крестоносцами. «Воины Христа» отправились в четвертый крестовый поход, чтобы освободить от неверных Иерусалим. А вместо этого устроили дикий погром православных святынь в Константинополе.

Нетрудно догадаться, что в 1204 году подвергся полному разрушению и русский торговый квартал.

Почти полное прекращение русской торговли в Константинополе и транзит через проливы привели к экономическому и политическому угасанию Киева.

В 1453 году турки захватывают Константинополь, переименовывают его в Стамбул и делают столицей Оттоманской империи. Тут стоит заметить, что русские князья были бессильны оказать военную помощь последним византийским императорам, отделенные от Константинополя не только морем, но и сотнями верст Дикого поля, контролируемого татарами.

Тем не менее и в этой крайне сложной обстановке Русская церковь отправляла огромные суммы денег в Царьград. К примеру, митрополит Кирилл только в 1395–1396 годах отправил в Царьград 20 тыс. руб. (огромная по тем временам сумма). Как были истрачены эти деньги – неизвестно, но очевидно, что подавляющая их часть пошла на нужды обороны.

К началу XVI века практически все побережье Черного моря становится владением султана или его вассалов. В итоге Россия на три с половиной века потеряла доступ к берегам Черного моря.

ТЕНЬ АЛЛАХА НА ЗЕМЛЕ

Турецкие султаны называли себя тенью Аллаха на земле. Султан одновременно считался и халифом, то есть главой всех мусульман. Московские государи не замедлили дать достойный ответ в «идеологической» войне – «Москва – третий Рим, а четвертому не быть».

На Светлую Пасху 1656 года царь Алексей Михайлович, христосуясь с греческими купцами, пообещал освободить их из турецкого рабства: «Бог призовет меня к ответу в день суда, если, имея возможность освободить их, пренебрегу этим».

Увы, войны с турками Петра Великого и Анны Иоанновны не дали России выйти на берега Черного моря. Лишь после войны 1768–1774 годов Екатерине II удалось добиться включения в текст Кайнаджийского договора статьи о праве прохода через проливы русским купеческим судам. Да и эти суда имели ограничения в размерах. Но, увы, султаны и после 1774 года трактовали эту статью по своей прихоти: захотят – пропустят русские суда, захотят – не пропустят.

Вернуть исконное право России на свободный проход через проливы военных и торговых судов, которое, как мы знаем, силой добыл себе князь Аскольд, нам помог┘ генерал Бонапарт. Его войска в 1797 году захватили Ионические острова, а в следующем году «враг рода человеческого» высадился в Египте. Селим III, ожидая увидеть французов на Босфоре, обратился со слезной просьбой о помощи к императору Павлу I. 23 декабря 1798 года (3 января 1799 года по новому стилю) в Константинополе был заключен Союзный оборонительный договор между империей Всероссийской и Оттоманской Портой. Турция обязалась открыть проливы для русского военного флота. «Для всех же других наций без исключения вход в Черное море будет закрыт». Таким образом, договор сделал Черное море закрытым русско-турецким бассейном. В то же время было зафиксировано право России, как черноморской державы, быть одним из гарантов судоходного режима Босфора и Дарданелл.

Как говорится, история не терпит сослагательного наклонения, но если бы Турция неукоснительно соблюдала этот договор, то в истории русско-турецких войн можно было бы поставить точку. Ведь заключили же в 1809 году Швеция с Россией мир и до сих пор ни разу не воевали. Хотя на Швецию постоянно давила Европа, чтобы заставить воевать с русскими.

Эскадра адмирала Ушакова под грохот салюта прошла Босфор, приветствованная толпами турок и даже самим Селимом III. Однако подстрекаемые западными державами, осенью 1806 года турки закрыли проливы для русских военных кораблей и наложили серьезные ограничения на проход торговых судов. Результат – русско-турецкая война 1806–1811 годов.

Далее следует серия договоров (Ункяр-Искелесийского 1833 года, Лондонские 1841 и 1871 годов), согласно которым через проливы могли свободно проходить торговые суда всех стран, а военным судам вход воспрещался, кроме, разумеется, кораблей турецкого флота.

Следует заметить, что турки с 1857 года выборочно пропускали через проливы русские военные суда. Например, в 1858 году из Николаева в Средиземное море прошли два новых 135-пушечных корабля – «Синоп» и «Цесаревич». А в 1857–1858 годах в обратном направлении прошли шесть корветов. В 1859 году паровой фрегат «Громобой» с великим князем Константином Константиновичем посетил Стамбул и т.д. Однако в ходе русско-японской войны 1904–1905 годов турки отказались пропустить через Босфор корабли Черноморского флота.

КОНВЕНЦИЯ МОНТРЁ

Лишь в 1936 году в швейцарском городе Монтрё была заключена более или менее приемлемая конвенция о проливах.

Конвенция подтвердила принцип права свободного прохода и плавания в проливах и объявила свободным проход через проливы торговых судов всех стран.

В мирное время торговые суда пользуются полной свободой прохода через проливы днем и ночью независимо от флага и груза, без каких-либо формальностей.

Проводка судов лоцманами необязательна. Однако по желанию капитанов судов, направляющихся в Черное море, лоцманы могут быть вызваны из соответствующих лоцманских пунктов на подходах к проливам.

Во время войны, если Турция не является воюющей стороной, торговые суда независимо от флага и груза будут пользоваться полной свободой транзита и судоходства в проливах на тех же условиях, что и в мирное время. Если же Турция будет воюющей стороной, то торговые суда, не принадлежащие стране, находящейся в войне с Турцией, пользуются свободой прохода и судоходства в проливах при условии, что эти суда не оказывают никакого содействия противнику и входят в проливы только днем.

Конвенцией предусмотрено резкое разграничение для прохода через проливы кораблей прибрежных и неприбрежных к Черному морю держав.

Проход военных кораблей прибрежных держав объявлен в мирное время свободным при условии выполнения некоторых требований. Так, только черноморским государствам разрешено проводить через проливы все типы надводных кораблей независимо от их вооружения и водоизмещения.

Только черноморские государства могут проводить через проливы подводные лодки в следующих случаях:

1) в целях возвращения подводных лодок, сооруженных или купленных вне Черного моря, к своим базам в Черном море при условии, что Турция заблаговременно будем уведомлена о закладке или о покупке;

2) если необходим ремонт подводных лодок на верфях вне Черного моря при условии, что точные данные по этому вопросу будут сообщены Турции.

И в том, и в другом случае подводные лодки должны проходить проливы в одиночку, только днем и в надводном положении.

Нечерноморским государствам разрешено проводить через проливы корабли водоизмещением до 10 тыс. тонн с артиллерией калибра до 203 мм включительно.

В случае участия Турции в войне проход военных судов через проливы зависит исключительно от усмотрения турецкого правительства. Турция имеет право применять эту статью и в случае, если она «считала бы себя находящейся под угрозой непосредственной военной опасности».

С началом Второй мировой войны Турция объявила о своем нейтралитете. На самом же деле турецкие власти прямо и косвенно помогали Германии и Италии. Действительно, линкоры, крейсера и даже эсминцы этих стран не проходили через проливы, однако лишь потому, что надобности в этом у держав оси не было. У Италии и так не хватало боевых кораблей для противодействия британскому флоту в Средиземном море, а у немцев там своих надводных кораблей вообще не было.

Однако германские минные заградители, тральщики, корабли ПЛО, десантные суда, военные транспорты всех видов сотнями ежегодно в 1941–1944 годах проходили через Босфор. При этом эпизодически демонтировалась и складировалась в трюмах часть артиллерийского вооружения.

Через Дунай, порты Румынии, проливы, а далее на занятую немцами территорию Греции, на Балканы и далее в Италию и Францию шла одна из важнейших коммуникаций Третьего рейха.

Соответствовал ли проход германских кораблей через проливы конвенции Монтрё? Очевидные грубейшие нарушения отсутствовали, но тем не менее придраться было к чему. В 1941, 1942 и 1943 годах советское посольство в Анкаре неоднократно обращало внимание МИД Турции на нарушение конвенции Монтрё, на недопустимость прохода через проливы немецких и других кораблей под флагами торгового флота, но, по имевшимся у посольства данным, «с целями военного характера».

В памятной записке советского посла Виноградова, врученной министру иностранных дел Сарджоглу 17 июня 1944 года, говорилось о ряде случаев прохода через проливы немецких военных и военно-вспомогательных судов под видом торговых.

Конвенция Монтрё действует до сих пор. До 1991 года турки боялись советской военной мощи и более или менее сносно выполняли все ее статьи. Основные нарушения конвенции сводились к эпизодическому пропуску в Черное море американских крейсеров и эсминцев с ракетами на борту. Причем ракеты могли иметь ядерные боевые части. Замечу, что флот США при заходе в порты других государств принципиально не дает информации о наличии или отсутствии ядерного оружия на борту.

Во время заключения конвенции в 1936 году не было ни управляемых ракет, ни ядерного оружия, а предельно мощным корабельным оружием, подлежащим пропуску в Черное море, была 203-миллиметровая пушка. Максимальная дальность такого орудия составляла 40 км, а вес снаряда – 100 кг. Очевидно, подобные ограничения следует распространить и на современное ракетное оружие, то есть дальность стрельбы ракет – 40 км и вес ракеты – не более 100 кг.

Дальность американских крылатых ракет «Томагавк» – около 2600 км. Такие ракеты запускаются из торпедных аппаратов подводных лодок и шахтных пусковых установок крейсеров типа «Тикондерога» и эсминцев типов «Орли Берд», «Спрюенс» и др. В ходе двух войн с Ираком и агрессии в Югославии надводные корабли и подводные лодки США производили массовые пуски ракет «Томагавк». При этом в большинстве случаев эти ракеты обеспечивали поражение точечных объектов – позиций баллистических и зенитных ракет, подземных бункеров, мостов и т.д.

Если соединения кораблей США с ракетами «Томагавк» войдут в Черное море, то в радиусе действия их окажется вся территория РФ до Урала включительно. Даже без применения ядерных боевых частей «Томагавки» могут вывести из строя большую часть наших ракетных установок, штабов и прочей инфраструктуры.


Стамбул, как и в прежние времена, является крупнейшим торговым и транзитным узлом на пересечении стратегически важных морских путей.
Фото автора

КАК ХОЧУ, ТАК И ВОРОЧУ

После распада СССР и прихода к власти правительства Ельцина турецкие правители стали пытаться в одностороннем порядке изменить статьи конвенции Монтрё. Так, 1 июля 1994 года Турция ввела новые правила судоходства в проливах. Согласно им, турецкие власти получили право приостанавливать судоходство в проливах при проведении строительных работ, включая подводные бурения, тушение пожара, научно-исследовательскую деятельность и спортивные мероприятия, акты спасания и оказания помощи, мероприятия по предотвращению и устранению последствий загрязнения морской среды, операции по расследованию преступлений и аварий и в других подобных случаях, а также право вводить обязательную лоцманскую проводку там, где они сочтут необходимым.

Корабли длиной свыше 200 м должны проходить проливы в светлое время суток и обязательно с турецким лоцманом. Турецкие власти получили право проводить досмотр торговых судов, прежде всего танкеров, на предмет их соответствия национальным и международным эксплуатационно-экологическим стандартам. Введены штрафы и другие санкции за несоблюдение этих стандартов – вплоть до отправки судна обратно, ограничения стоянки (заправки) в примыкающих портах и др.

Еще в феврале 1996 года вопрос о неправомерности введения Турцией Регламента судоходства в проливах был поднят на заседании Комитета по экономическим, торговым, технологическим и экологическим вопросам Парламентской ассамблеи стран Черноморского экономического сотрудничества. Например, в результате введения регламента с 1 июля 1994 года по 31 декабря 1995 года было 268 случаев необоснованных задержек российских судов, что привело к потере 1553 часов эксплуатационного времени и к ущербу в сумме более 885 тыс. долл. США, не считая упущенной выгоды, потерянных контрактов и санкций за опоздания.

В октябре 2002 года в Турции была принята новая инструкция о применении правил судоходства в проливах. Теперь крупнотоннажные суда должны проходить Босфор только в светлое время суток и со скоростью не более 8 узлов. Замечу, что оба берега Босфора сильно освещены всю ночь. А по утверждению специалистов, суда с «опасным грузом» по новым правилам должны предупреждать турецкие власти о прохождении Босфора за 72 часа. От Новороссийска до Босфора – 48 часов ходу, от Одессы – еще меньше. Если же предварительная заявка поступила не вовремя – неминуемы простои, задержки, повышение транспортных расходов.

Турецкие власти сетуют на то, что в день в среднем проливами для навигации пользуются 136 кораблей, из которых 27 – танкеры.

Замечу, что и это не так много, и интервал между судами, идущими в обе стороны, получается 21 минута.

В сентябре 2010 года окна нашего теплохода выходили на Босфор, и я в течение пяти суток убедился, что транзитные суда через Босфор (включая турецкие) ходят достаточно редко, иной раз по несколько часов никого не видно. Во всяком случае, в 1980-х годах движение судов на Неве, Волге и по каналам Волго-Балт и им. Москвы было на порядок интенсивнее, что я тоже лично наблюдал.

Создают аварийную ситуацию на Босфоре исключительно сами турки. Вот, к примеру, 3 ноября 1970 года в проливе Дарданеллы в тумане на крейсер «Дзержинский» стал надвигаться турецкий сухогруз. Крейсер уступил дорогу турку, но тот двинулся на крейсер и таранил его в левый борт в районе 18–20 шпангоута. После этого турецкий сухогруз «Траве» ушел с места столкновения.

Мне могут возразить, что это, мол, единичный случай. Так спросите у наших военных моряков, был ли хоть один случай прохода наших крупных боевых кораблей через Босфор без сопровождения вьющихся как мухи турецких военных и подозрительных гражданских катеров? Эти катера проходили у бортов наших кораблей на расстоянии несколько метров. По рассказам моряков, не менее двух таких катеров погибли под форштевнями кораблей. Вот, к примеру, 15 марта 1983 года тяжелый авианосный крейсер «Новороссийск» вошел в Босфор. В проливе его сопровождали три турецких ракетных катера, три больших патрульных катера, а также два разведывательных судна с корпусами черного и белого цветов, за что наши моряки прозвали их «Белый кардинал» и «Черный кардинал».

В 2003 году турецкий катер попытался помешать проходу большого десантного корабля «Цезарь Куников» и потребовал по УКВ остановиться. Командир корабля капитан 2 ранга Сергей Синкин ответил: «Не мешайте моим действиям». На палубе развернулись автоматчики – морпехи, экипаж по тревоге занял боевые посты.

Сильно мешают судоходству в Босфоре десятки малых пассажирских судов типа нашего речного трамвая «Москвич», в полнейшем беспорядке пересекающих фарватер в центре Стамбула. Возникает естественный вопрос: кто кому мешает – международное судоходство этим суденышкам или наоборот? Как утверждают специалисты, почти все столкновения в последние годы произошли с судами турецкого каботажного флота, которые ходят поперек проливов, но турецкая сторона старается об этом помалкивать.

А почему бы турецким властям не упорядочить движение речных трамваев? Кстати, в Стамбуле уже два моста через Босфор и строится третий, а в 2009 году должен был войти в строй железнодорожный туннель с 11 (!) линиями скоростных поездов. Теперь его хотят закончить к концу нынешнего года.

ДОГОВОРЫ ДОЛЖНЫ СОБЛЮДАТЬСЯ

Параллельно с разглагольствованием о сложности обстановки на Босфоре турецкие власти построили десятки небольших паромов, которые носятся во всех направлениях со скоростью 30–40 узлов. Во всем мире стараются строить большие паромы со скоростью 6–8 узлов. С такой скоростью за 8–10 минут вполне можно пересечь Босфор. Нетрудно догадаться, что скоростные паромы – это потенциальные танкодесантные корабли. Разумеется, турки вольны их строить, но место ли этим «метеорам» в Босфоре?

Управление движением судов в Босфоре остается на архаичном уровне. А между тем, согласно исследованиям, выполненным отделом технологий безопасности мореплавания Регистра Ллойда, современная система радарного контроля способна увеличить пропускную способность проливов в несколько раз.

Наконец, турки грубо нарушают конвенцию Монтрё, присваивая себе право на обыск иностранных судов. Вот, к примеру, в 1997 году Республика Кипр пожелала закупить в РФ зенитно-ракетный комплекс С-300, что в те годы было совершенно рутинным делом. И русские продавали С-300, и американцы поставляли свой аналогичный комплекс «Патриот» в десятки стран, включая средиземноморские. Но тут турецкое правительство заявило, что оно захватит силой суда, везущие С-300 на Кипр, и даже провело в проливах незаконный обыск нескольких судов, ходивших под флагами Украины, Египта, Эквадора и Экваториальной Гвинеи.

Замечу, что С-300 на Кипр было легко доставить с Балтики под конвоем российских и греческих боевых кораблей. Но правительство Ельцина на это не пошло и молча наблюдало, как турки демонстративно вытирают ноги о конвенцию Монтрё.

Кстати, и по другим нарушениям конвенции мне неизвестны протесты российского правительства. Может, кто-то из наших дипломатов посетовал, может, гримасу скорчил. Но достойна ли такая реакция нашей державы? У РФ достаточно рычагов, от экономических до военных, чтобы напомнить Турции древний постулат – Pacta sunt servanda – договора должны соблюдаться.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Конгресс утверждает новую команду Белого дома

Конгресс утверждает новую команду Белого дома

Геннадий Петров

Избранному президенту США пообещали кадровые проблемы, но в перспективе

0
673
Украину превращают в европейскую фабрику вооружений

Украину превращают в европейскую фабрику вооружений

Владимир Мухин

ЕС демонстрирует намерение поддерживать Киев финансами, боеприпасами, техникой и технологиями

0
887
Россияне хотели бы жить под властью князя Владимира

Россияне хотели бы жить под властью князя Владимира

Дарья Гармоненко

Согласно соцопросу, в "правящую элиту" также входят Илья Муромец и Василиса Премудрая

0
770
Ордеру на обыск предлагают установить срок годности

Ордеру на обыск предлагают установить срок годности

Иван Родин

В Госдуму от "Новых людей" поступила точечная поправка к Уголовно-процессуальному кодексу

0
597

Другие новости