0
4324
Газета История Интернет-версия

06.07.2011 00:00:00

Аристократ русского протестантизма

Владимир Попов

Об авторе: Владимир Александрович Попов - преподаватель Московского богословского института Российского союза евангельских христиан-баптистов.

Тэги: пашков, протестантизм


пашков, протестантизм Власти считали, что Василий Пашков, пользуясь своим положением помещика, вносит смуту в души крестьян.

«Щедрая рука, благотворительность и внимание к нуждам ближнего генерала Пашкова в своем поместье видны на каждом шагу. У кого нет лошадки, пала коровка, валится домишко, идут к генералу Пашкову. Никому нет отказа. Генерал каждого принимает, как отец, расспросит подробно, ласково, с участием. Получившие помощь идут в свои семейства, благословляя миротворца. Религия принята генералом Пашковым с непоколебимой верой. Он объясняет ее и простым мужичкам во всякое время. Его благородная рука и доброе сердце всегда распространены не только к крестьянам, живущим подле него, но и далеко» – так писал на исходе XIX века один из местных народных корреспондентов в газету «Новое время» о владельце родовой усадьбы в Моршанском уезде Тамбовской губернии, петербургском аристократе Василии Александровиче Пашкове (1831–1902).

Великосветский евангелист

Пашков в народе почему-то слыл генералом, хотя после ратной службы в Кавалергардском полку вышел в отставку в чине полковника.

С начала 1870-х годов этот богатый дворянин неожиданно приобретает широкую популярность в России и за ее пределами как основатель религиозного движения, известного под названием «Евангельские христиане-пашковцы».

У светского льва, любителя балов, конных скачек, красивых женщин в 40-летнем возрасте произошла коренная ломка интересов и жизненного уклада из-за пробуждения горячей веры. Пашков становится страстным последователем евангельского учения. Его фешенебельный особняк в Петербурге на Французской набережной превратился в духовный центр, где хозяин произносил проповеди для лиц из всех сословий, а его жена и дочери обучали гостей духовному пению.

О необычных собраниях в доме Пашкова наперебой писали не только либеральные или православно-националистические, но и сатирические газеты. В газете «Стрекоза» от 18 мая 1880 года появилась карикатура с изображением собраний важных господ и смиренных слуг, чинно сидящих вместе на мягких стульях. Венчает разношерстную публику большая голова Пашкова. Внизу картинки размашистая надпись: «Спасенный среди спасаемых».

По инициативе Пашкова в 1876 году было создано Общество поощрения духовно-нравственного чтения – мощная всероссийская издательская корпорация, которая выпускала большими тиражами книги Священного Писания, труды отечественных и западных проповедников, сборники христианских песнопений, духовный журнал «Русский рабочий». Христианскую благотворительность Пашков начал с открытия дешевых столовых, школ, прачечных для бедных, назначения стипендий малоимущим студентам.

С наступлением весенней поры и до глубокой осени Пашков подолгу живет в своих имениях. Одна из его крупных вотчин, Тамбовская, занимала 25 тыс. десятин пахотной земли и лесных угодий. Помимо забот административно-хозяйственных помещик в своих имениях с увлечением отдавался делам духовным. Пашков регулярно созывал религиозные собрания, на которых самолично читал и толковал Евангелие для рабочих, служащих имения, местных жителей. Среди соработников Пашкова в духовно-просветительской деятельности особым усердием отличались управляющий Генрих Гильтон и кассир Игнатий Альмановский. Они занимались распространением духовных брошюр, организовывали евангельские собрания по домам и на лоне природы.

Плоды тамбовской «Реформации»

В мае 1884 года хозяин тамбовской усадьбы, к удивлению многих, был выслан за пределы России по специальному царскому указу. Еще в 1877–1878 годах Пашкову были сделаны официальные предупреждения о прекращении вольных религиозных собеседований с народом. Тогдашний обер-прокурор Святейшего Синода, борец со всякого рода инакомыслием и самостийностью Константин Победоносцев направляет царю Александру III докладные записки о духовной деятельности Пашкова: «Тем он и опасен, что заводит с севера, из столицы, из высшего сословия и правительственной интеллигенции новый раскол навстречу идущей с юго-запада штунде, возникшей в среде крестьянского населения. Итак, пока еще есть время, надлежит без замедления принять меры к пресечению пашковских и подобных им собраний и предупредить дальнейшее распространение нового толка и нового раскола, к которым Церковь и государство, доныне нераздельные в России, не могут оставаться равнодушными».

Победоносцев и другие высшие чиновники были напуганы тем, что Пашков в апреле 1884 года осмелился организовать в Петербурге первый в истории России Объединительный съезд представителей протестантских течений. Этот уникальный духовный форум на третий день был разогнан полицией. Делегатов какое-то время держали в Петропавловской крепости и затем выдворили из столицы к месту жительства.

Преследования напрямую затронули и некоторых служащих пашковских имений. Еще в декабре 1883 года был арестован помощник Пашкова в делах духовных кассир тамбовского имения Игнатий Альмановский. Арестанта доставили в моршанскую тюрьму. Основанием для ареста послужили донесения местного исправника губернатору: «Приемы Альмановского крайне соблазнительны для черни, ибо почти всякая просьба со стороны крестьян, обращенная к нему в момент чтения Евангелия, если не исполняется в тот же раз, так по крайней мере принимается им, и обратившийся с таковою встречает ручательство в непременном исполнении ея конторою Пашкова».

Пашков почти сразу обратился к царю с прошением в защиту своего служащего. Ответа от царя не последовало, но Альмановский через четыре месяца после ареста все-таки был освобожден из-под стражи с условием не произносить самочинных проповедей перед населением.

Из тюремных врат Альмановского выпустили, но от пристального полицейского надзора не освободили. Моршанский исправник через своих тайных агентов не спускал глаз с поднадзорного и в своих рапортах губернатору отмечал: «Дальнейшее пребывание Альмановского в пашковской экономии, безусловно, породит последователей учения, распространять которые в среде народа он почитает священным долгом».

Исполнять и далее «священный долг» не дозволили. Кассир получил строгое предписание от властей – в течение двух суток покинуть имение Пашкова и удалиться из Тамбовской губернии. В противном случае ему угрожали новым арестом.

Не избежал притеснений и управляющий пашковским имением Генрих Гильтон. Почти 20 лет этот англичанин не покладая рук обустраивал российские земли. До прибытия на Тамбовщину в 1882 году он трудился в нижегородском поместье Пашкова, ранее управлял работами на его же меднорудных заводах в Оренбургской губернии.

Опытный и честный управляющий попал в немилость к российским властям только из-за того, что разделял веру Пашкова и осмелился содействовать владельцу имений в распространении духовно-нравственных брошюр.

В начале 1887 года Департамент полиции приказал тамбовскому губернатору «выслать Гильтона безвозвратно за границу, предоставив ему для устройства своих дел время до 1 июня текущего года». Чуть позже время на сборы продлили. Гильтону долго пришлось оформлять необходимые документы, готовить семью к выезду. Кроме жены у него было четверо детей.

17 августа 1887 года Гильтон и его семейство, распрощавшись с местными жителями, выехали из тамбовской усадьбы Пашкова. А через 10 дней как снег на голову губернатору пришла телеграмма от министра внутренних дел графа Дмитрия Толстого: «Приостановить высылку за границу пашковского управляющего Гильтона». Поутру следующего дня исправник в Моршанске читал депешу от губернатора: «Если Гильтон вернется, то не препятствовать ему проживать во вверенном вам уезде».

Гильтон, однако, не вернулся, хотя и получил вскоре извещение о новом повороте дела и не успел еще пересечь пограничные рубежи. Решил, видимо, что доверять российским чиновникам – дело весьма рискованное.

До самого Пашкова доходили слухи обо всех перипетиях судьбы его служащих и единоверцев. Проживая вынужденно в Европе, он всей душой и сердцем был в России. К тому же насильственный выезд Пашкова за рубеж не лишил его юридических имущественных прав на российские имения. Пашков шлет царю челобитную за челобитной с просьбой дать ему возможность посетить свои владения. В начале лета 1887 года Александр III проявил благосклонность, Пашкову было дано высочайшее разрешение на краткий приезд в Россию для устройства личных и имущественных дел.


Русские протестанты-пашковцы отправлялись на могилу своего «пророка», похороненного на чужбине.
Фото из архива автора

Народник от протестантизма

Оказавшись на родине, Василий Александрович и сын его Александр начинают посещение своих вотчин с тамбовского имения. Помещика встречали толпы крестьян. Вместе с сыном они обошли десятки крестьянских изб, вникая в нужды каждого семейства и выписывая затем необходимые пособия и вспомоществования семьям. Несмотря на напряженные отношения с местным духовенством, Пашков более 30 десятин земли подарил православному приходскому причту в деревне Гаучеровка.

Департамент полиции обязал тамбовского губернатора барона Фредерикса установить строгое негласное наблюдение за Пашковым. Поэтому моршанский уездный исправник Хрущов составлял подробные донесения губернскому начальству о деяниях Пашкова в родовом поместье. Многочисленные длинные рапорты исправника пестрят детальными сообщениями: «Пашков жертвует лес на избы, дает деньги на покупку лошади, приговаривая, что делает это во славу Христа и по закону Его. К некоторым крестьянам Пашков обращался с назиданием, чтобы они не воровали, не обижали друг друга, не вредили бы имуществу человека, не делали бы потрав в его имении, потому что Бог посылает урожай хлеба не для Пашкова только, но и для всех».

Очень близкие контакты Пашкова с народом, сдобренные к тому же простыми евангельскими поучениями, сильно насторожили начальство. Обеспокоенные власти усмотрели в христианской благотворительности Пашкова следы «злокозненной сектантской пропаганды». Особое негодование не замедлил выплеснуть Победоносцев. В письме к государю он упрекал Оттона Рихтера, заведующего делами царской Канцелярии прошения, за неосмотрительность в продвижении просьбы Пашкова, сожалел о том, что лично с ним не посоветовались, когда давали разрешение на въезд в Россию этому помещику.

Пашков питал большую надежду на то, что его визит в Россию все-таки не будет временным, власти пойдут навстречу его ходатайствам и дадут дозволение на постоянное жительство в Российской империи. Но надежды Пашкова никак не оправдались. Все просьбы к царю и влиятельным сановникам оказались тщетными. Неугомонного проповедника постарались как можно быстрее вновь выдворить за пределы родной земли.

Уже в начале октября 1887 года Пашков, по предписанию Департамента полиции, вынужден был удалиться опять за границу. На Западе проповедник нашел для себя много духовной работы. Странствуя по Европе, он вливается в число сотрудников знаменитой на весь мир христианской миссии Армия спасения. Проповеди Пашкова звучат на уличных собраниях Армии спасения, на конференциях Международного евангельского альянса, также он выделяет средства на поддержку миссионеров в Индии, в Китае.

Из России Пашков получал сотни писем. Писали именитые друзья из Петербурга, простые крестьяне-единоверцы из провинций. Пашков с болью узнавал о том, что в России умножается количество ссыльных за отход от официальной Церкви. Василий Кирпичников, многолетний служащий тамбовского имения, хорошо знающий свое дело лесничий, был сослан по этапу в Минусинск Енисейской губернии. Пашков узнал об этом из письма его жены Авдотьи. Она решила разделить судьбу мужа, намереваясь отправиться к месту ссылки в Сибирь. Пашков незамедлительно высылает Авдотье денежное пособие на дальнюю дорогу.

Помимо беспокойств о судьбе страждущих за убеждения, организации необходимой помощи им Пашкова не оставляют заботы о благоустройстве крестьянского и рабочего населения в его имениях. В 1895 году Василий Александрович присылает в Департамент земледелия и Тамбовское губернское земство проект устройства низшей сельскохозяйственной школы для подготовки специалистов разного профиля с трехгодичным сроком обучения. Проект предусматривал оснащение школы современным оборудованием, учебно-производственными мастерскими. Предполагалось также возвести комплекс новых зданий.

Несмотря на то что подобного типа школ в Тамбовской губернии не было и явная польза этого начинания была осознана Департаментом земледелия, проект попал в капкан идеологических и бюрократических проволочек. Вместо того чтобы сразу приступить к производственно-технической стороне дела, тамбовский губернатор затеял долгую переписку с моршанским исправником по вопросам религиозных вероучений. На запросы губернатора бдительный страж порядка в рапорте от 20 декабря 1899 года ответствовал: «При очевидной полезности учреждения сельхозшколы в Моршанском уезде устройство таковой школы в имении полковника Пашкова вызывает некоторые опасения, связанные с вопросом об известной Вашему превосходительству пропаганде, для которой общение крестьянской молодежи в среде экономических служащих может создать благоприятную обстановку. Поэтому я положил бы, что, пока не исчезнут все следы пропаганды, учреждение сельхозшколы в селе Матчерке едва ли будет удобным».

Чиновники Канцелярии тамбовского губернатора стали ворошить все старые бумаги, где отмечались религиозная деятельность Пашкова и меры властей о ее пресечении. Все справки о деяниях Пашкова как проповедника губернатор отправил в Департамент земледелия, заключив, что школу открывать не следует.

На защиту проекта Пашкова неожиданно встал уполномоченный по сельхозчасти Тамбовской губернии В.Н.Дьяков. 23 мая 1900 года он составил обстоятельное письмо губернатору, в котором детально обрисовал моршанское имение Пашкова как продуктивное многоотраслевое хозяйство. «Такие специальные школы чрезвычайно необходимы в настоящее тяжелое время, переживаемое русским сельским хозяйством, когда и большой, и малый хозяин одинаково гнутся под тяжестью целого ряда неблагоприятных условий в виде недородов, низких цен на хлеб, дороговизны на все остальное», – пояснял Дьяков. Губернатору доводы Дьякова показались весьма убедительными. Он отправляет письмо уполномоченного в Департамент земледелия со своей положительной резолюцией.

В общем хоре чиновников пробивалась и трезвые голоса, вполне свободные от пут какой-либо идеологии. Но столь затяжная волокита так и не открыла возможностей для практического воплощения дельного пашковского проекта.

Заботливый помещик-новатор, проповедник евангельских идеалов, искренний патриот России Василий Пашков так и не смог в дальнейшем вернуться на столь дорогую ему родину. Жизненный путь русского аристократа-скитальца оборвался в Париже 30 января 1902 года. Погребение тела усопшего совершалось в Риме на протестантском кладбище. Заканчивая траурную церемонию, пастор Теодор Монод прочитал слова Христа из Евангелия: «Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное». Это же изречение было запечатлено и на большом надгробном памятнике Пашкову.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

Михаил Сергеев

Спад в металлургии и строительстве маскируется надеждами на будущее

0
1169
Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

0
721
КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

Дарья Гармоненко

Зюганов расширяет фронт борьбы за непрерывность российской истории

0
1408
Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Олег Никифоров

Обновленная ядерная доктрина РФ позволяет наносить удары по поставщикам вооружений Киеву

0
1377

Другие новости