0
6690
Газета История Интернет-версия

09.09.2011 00:00:00

Родина, как и мать, всегда одна

Юрий Сосинский-Семихат

Об авторе: Юрий Сосинский-Семихат родился в Москве. Выпускник историко-филологического факультета РГГУ.

Тэги: история


история Владимир Брониславович Сосинский-Семихат.
Фото предоставлено автором

Мой дед Владимир Брониславович Сосинский-Семихат родился в 1900 году в семье инженера. Семья проживала в имении Сосенки в Прибалтике близ города Млава.

Февральская революция застала 17-летнего Владимира в Бердянске. Будучи студентом, он принимал участие в левом движении. Однако впоследствии судьба распорядилась так, что бывший студент оказался в рядах белой армии, куда он был призван по набору. После отступления белогвардейцев из Крыма В.Б.Сосинский был вынужден эмигрировать. Еще во время боев с красноармейцами он был тяжело ранен. За отвагу молодой офицер получил лично от Врангеля орден Николая Чудотворца – высшую награду царской армии. В 1922 году вместе с другими отрядами армии Врангеля он был эвакуирован в Константинополь.

Позднее Владимир Брониславович переехал во Францию. В Париже в 20–30-е годы сосредоточился весь «свет» российской писательской элиты. В.Б.Сосинский, будучи участником литературных кружков, сблизился с Мариной Цветаевой и Алексеем Ремизовым, которые стали его хорошими друзьями. А в 1929 году он женится на Ариадне Викторовне Черновой, дочери В.М.Чернова, лидера эсеров, председателя Учредительного собрания России, разогнанного большевиками.

В первые дни Второй мировой войны В.Б.Сосинский вступил в Иностранный легион. Тогда никто не думал, что Франция так скоро «вчистую» проиграет нацистской Германии. В документальной повести «Битва за Францию», сохранившейся в семейном архиве, Владимир Брониславович воспроизводит свои размышления в сентябре 1939 года: «Объединенными усилиями Великих держав, в числе которых я мыслил и свою Родину, мы побеждаем нацизм, тогда еще не достигший той мощности военного потенциала, какой он достиг два года спустя. Мы побеждаем в 1939 году, хотя, конечно, легче было задушить его в зародыше, или даже в 1938 году. Я очень тяжело переживал Мюнхен».

21-й полк, включавший в себя иностранный легион, в апреле 1940 года был переброшен в Эльзас, а 19 мая доставлен в Арденны. «Здесь мы стали частью 9-й армии генерала Корапа, состоявшей, как справедливо отмечают советские историки, из второразрядных дивизий, – продолжает Владимир Брониславович Сосинский. – И именно на нее, на эту многострадальную армию, под Седаном обрушился главный удар┘ Несмотря на слабое вооружение, полное отсутствие танков и самолетов (не видели мы их ни разу за 30 боевых дней, за исключением небольшого воздушного боя около Шенского леса) наш полк, крепко засевший у берегов Арденнского канала в густых лесах, которые немцы бомбили днем и ночью, продержался на этих позициях более 20 дней».

По мнению участника событий, стойкость 21-го полка объяснялась отчасти тем, что иностранцы, прожившие в стране много лет, были более расположены воевать с нацистами, чем сами французы. К тому же в Арденнах была расквартирована Сенсирская трехдюймовая батарея, которая била танки прямой наводкой. После того как батарея была уничтожена, началось долгое отступление через Арденны, Марну и Мез. Позднее, когда французы капитулировали, В.Б.Сосинский вместе с другими легионерами попал в плен.

После поражения Франции Шарль де Голль выступил в Лондоне со своей знаменитой речью, в которой призвал к продолжению войны против фашизма. С этого времени за границей начинают создаваться французские отряды добровольцев, призванные принять участие в дальнейшем освобождении страны от фашизма.

Во Франции было создано правительство Виши. С этого времени принято говорить о коллаборационистах – французах, согласившихся сотрудничать с гитлеровцами, и участниках сопротивления, продолживших борьбу против немцев. Большинство русских эмигрантов поначалу смирились с оккупацией Франции, а к движению Cопротивления поначалу присоединились лишь немногие.

Освободившись из плена, Владимир Брониславович принял активное участие в движении Сопротивления. Русское подполье совместно с французами активно занималось организацией диверсий и саботажей в самых различных районах оккупированной Франции. Значительный ущерб наносился врагу благодаря подрывам на заводах и складах. В нескольких таких операциях принимал участие и Владимир Брониславович. Поскольку за русскими всегда наблюдали немецкие агенты и коллаборационисты, приходилось действовать крайне осторожно, прибегая ко всевозможным хитростям. Однажды Владимиру Брониславовичу удалось практически в одиночку подорвать вражеский арсенал. Чтобы избежать подозрений, он установил в лесу «бикфордов шнур» большой длины. Так что, когда объект взорвался, русский офицер со своими соратниками находился уже за много километров от места диверсии.

Перед началом операции союзников в Нормандии Вадим Андреев и Владимир Сосинский подняли восстание против захватчиков на острове Олерон. Сюда привозили советских военнопленных, которые вынуждены были выполнять различные работы под надзором немцев. Еще летом 1943 года В.Л.Андрееву и В.Б.Сосинскому удалось установить контакты с советскими военнопленными, готовыми продолжить борьбу против фашистов в тылу. Французское подполье развивает сотрудничество с русскими на Олероне, образовав мощную группу Сопротивления. Крупнейшим успехом принято считать уничтожение склада боеприпасов на острове. Кроме того, перед началом апрельского наступления союзников 1945 года русским партизанам под предводительством Андреева удалось снять замки со всех немецких орудий и выбросить их в океан. В результате вражеская артиллерия не смогла открыть огонь по наступающим французам.

События 1945 года восстанавливает в краткой биографии отца его сын Сергей. Незадолго до освобождения острова Сосинский эвакуировался на материк и предоставил французским военным важные сведения о положении на острове. В мае 1945 года он принял участие в высадке союзников на остров Олерон, во время которого и произошло восстание бывших советских военнопленных. «Как он любил вспоминать, это была единственная победоносная война, в которой он принял участие», – заключает Сергей Сосинский.

В результате диверсий партизан обороноспособность немецкого гарнизона была сильно подорвана. В конце апреля – начале мая 1945 года остров был полностью освобожден от нацистов. Без всяких сомнений можно сказать, что россияне внесли в эту маленькую победу свой большой вклад, отмечает историк М.В.Ковалев.

После войны В.Б.Сосинский был награжден французским военным крестом и несколькими медалями. Однако на родину ему было суждено вернуться только в 1960 году.

В заключение хотелось бы привести слова сына В.Б.Сосинского Сергея:

«Владимир Брониславович познал в жизни все, о чем мог мечтать мужчина в XX столетии: любовь, войну, спокойную семейную жизнь и творчество. Единственное испытание, которое не выпало на долю Сосинского, – это слава. Думается, однако, что и это испытание он вынес бы легко и безболезненно, как и все остальное в его жизни».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Скоростной сплав

Скоростной сплав

Василий Столбунов

В России разрабатывается материал для производства сверхлегких гоночных колес

0
1182
К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
1833
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
1713
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
3188

Другие новости