0
4440
Газета История Интернет-версия

06.02.2013 00:00:00

Для многих Владимир Соловьев был "фриком", или, проще говоря, чудаком

Тэги: соловьев, философия


28 января исполнилось 160 лет со дня рождения философа Владимира Соловьева (1853-1900), одного из крупнейших русских мыслителей. О его религиозных исканиях журналист Александр ХРАМОВ беседовал с доцентом Центра изучения религий РГГУ Алексеем ЮДИНЫМ.

– Владимир Соловьев считается родоначальником самобытной русской философской традиции. Поэтому многих до сих пор волнует вопрос – порвал ли Соловьев, внук православного священника, с верой предков? Принял ли он католицизм?

– Долгое время об этом вообще ничего не было известно, тем более при жизни Владимира Сергеевича. Затем пошли какие-то слухи, и постепенно дело стало проясняться. На сегодняшний день всё, что мы имеем внятного об этой истории – это некий документ, претендующий на документальное свидетельство, подписанный тремя лицами. Одно из них – Николай Толстой, первый русский грекокатолический священник. Документ удостоверяет в том, что 18 февраля 1896 года, в домашней часовне, на съемной квартире в Москве, Соловьев исповедовался у отца Николая, прочитал Тридентский символ веры и причастился. Соответственно, по достаточно жестким церковно-юридическим критериям того времени произошел его переход в Католическую Церковь, но в восточном, греко-византийском обряде.

– Значит, Соловьев по праву фигурирует в списках наиболее выдающихся русских католиков?

– В том-то и проблема, что вслед за пресловутым «переходом» Соловьева ничего практического в этом плане не последовало. Это было событием сугубо индивидуальным, имевшим для него, надо полагать, глубоко личное, символическое значение. Соловьев делал это для себя, а не для своих потенциальных последователей. Более того, умирая, философ исповедовался и причастился у православного священника. В этом смысле Соловьев, конечно, не был католиком, он не стал практикующим членом Католической Церкви. Кстати, поэт Вячеслав Иванов, наиболее близкий Соловьеву по духу человек, в 1926 году в Риме совершил переход в католичество также совершенно индивидуально-символически. Следуя «соловьевской линии», Иванов держал это при себе, уклонялся от публичных разговоров на эту тему, и уже тем более никогда не занимался открытой апологией своего шага.

– Тем не менее, философ вполне открыто выступал за сближение Рима и Православных Церквей. Как смотрели на это представители Католической Церкви?

– В 1887 году Соловьев направил тогдашнему Папе Льву XIII специальный документ – «Промеморию», в котором он на свой манер излагал драматургию объединения. Говорят, что Папа, человек весьма практичный, произнес по поводу этого документа всего одну фразу – «Прекрасная идея, но, если не произойдет чуда, вещь совершенно невозможная». Конечно, можно вспомнить о боснийском епископе Йосипе Юрае Штроссмайере, о хорватском священнике и политическом деятеле Франьо Рачки. Эти люди очень хорошо принимали Соловьева и всячески пытались поддержать его проект объединения Церквей. Но для многих Соловьев был чудаком, как сейчас говорят, «фриком». Его взгляды с трудом вписывались в традиционное католическое богословие. Например, иезуит Павел Пирлинг, с которым у Соловьева шла интенсивная переписка, позже говорил о его «мрачном славянском мистицизме», о туманной софиологии – всё это совершенно неприемлемо для строго католического мировоззрения. Да и манера поведения Владимира Сергеевича тоже многих настораживала – вдруг он срывается, куда-то едет, получает мистические откровения и как-то странно шутит об этом. Ничего удивительного в том, что для католических церковных кругов он мог казаться очень странным и даже опасным человеком.

– А если обратиться к дню сегодняшнему – как относятся к Соловьеву современные иерархи Русской Православной Церкви? Имеет ли для них значение католический бэкграунд философа?

– Патриарх Кирилл как-то назвал Владимира Сергеевича «великим русским философом». Но обратим внимание на то, в каком контексте это было сказано. Такая характеристика прозвучала в приветственном слове Патриарха участникам международного симпозиума «Этические аспекты банковской деятельности и социальная роль банков», который прошел в Москве в ноябре 2011 года. То есть Предстоятель РПЦ обращается к Соловьеву не как к некоему пророку экуменизма, русский философ оказался востребован как интеллектуальная величина первого плана в христианском подходе к решению социально-этических вопросов. Об этом говорит и цитата из Соловьева, которую привел Патриарх: «Христианский идеал народного хозяйства основан на почве безусловной справедливости». Было бы странно, если бы современная РПЦ могла игнорировать наследие крупнейшего русского философа. Тем не менее, для православного сознания в его наследии слишком много «криминала», о чем прямо пишет митрополит Иларион в своем труде «Православие». В этом труде Иларион отказывается признать Соловьева «вполне православным мыслителем». Он считает, что разработанная философом идея вселенского христианства «предполагала подчинение Православной Церкви Риму», а вся богословская мысль Соловьева «находилась под сильным влиянием католичества».

– Чем вообще объясняются симпатии Соловьева к папству и католицизму? Его надеждами на построение всемирной теократии? Вспоминается первый русский философ Петр Чаадаев, увлеченный идеей мирового прогресса, о котором тоже говорили, что он стал католиком…

– Поговаривать-то поговаривали, но католиком Чаадаев так и не стал. Соловьев видел в Риме не только centrum unitatis христианского исторического проекта, но и главный центр мировой истории – «великий, святой и вечный Рим». Соловьев не говорил о диалоге между христианскими конфессиями в современном смысле слова. Конечно, он считал необходимым расчистить завалы на историческом пути христианства и сам приложил к тому немало усилий. Но в целом он был запрограммирован на некое сверхсобытие – должно случиться нечто особое, что проявит органическое единство православия и католичества и приведет к окончательной реализации исторического дела христианства. При этом Соловьев не хотел размениваться по мелочам. Поэтому он достаточно жестко отвергал и униатский проект, и индивидуальные обращения в латинство (в этом свете его собственный переход кажется полной неожиданностью). У Соловьева замысел был намного круче. Он мыслил геополитическими для того времени схемами – российский император, Римский Папа...

– Какое место в творчестве Соловьева занимают «Три разговора» и их центральный эпизод – «Краткая повесть об антихристе»? Можно ли сказать, что в этом произведении, которое было написано философом незадолго до смерти, он отрекается от своих прежних взглядов?

– Да, уже к началу 90-х годов Соловьев демонтирует свой теократический проект. Хотя теократический период занял всего пять лет в его творчестве, с 1884-го по 1889-ый, это было самое плодотворное для Соловьева время, взлет интеллектуальной и публичной активности. Соловьев хотел реанимировать государство как инструмент христианской политики построения Царства Божия. В целом это не расходилось с христианскими представлениями того времени, как православными, так и католическими. Концепция совершенно автономного в религиозном плане государства казалась тогда крамольной, ее осудил еще Пий IX в «Силлабусе». Но в «Трех разговорах» вопрос о государстве снимается в метаисторической перспективе, как и вопрос об объединении Церквей. В конце времен апокалиптический Папа Петр II, старец Иоанн, духовный лидер православного мира, и интеллектуальный лидер протестантского мира профессор Эрнст Паули протягивают друг другу руки и произносят решающее исповедание веры во Христа воскресшего. Это исповедание и становится окончательным приговором антихристу. Но вовсе не как церковно-политический проект и не как апофеоз земной теократии.

– А может ли вообще государство стать христианским, или это неизбежно приведет к подмене? Ведь антихрист в «Краткой повести» действует в теократическом ключе: учреждает всемирное государство, останавливает войны, кормит голодных, короче, претворяет в жизнь христианские заповеди…

– Соловьев долгое время верил в провиденциальную роль государства в исполнении исторического дела христианства. Однако позже он пересматривает свое отношение, теперь государство для него только формально-юридический союз. Широко известен афоризм Владимира Сергеевича: государство существует не для того, чтобы превратить земную жизнь в рай, а для того, чтобы не дать ей превратиться в ад. И антихрист в «Краткой повести» – это безжалостная пародия на прежние теократические иллюзии. Герой повести Соловьева – это не анти-Христос, а лже-Христос. Внешне он филантроп, аскет и великий гуманист. Он пишет трактат под названием «Открытый путь ко всеобщему миру и благоденствию» и создает великую империю. В его мыслях и в его царстве есть место христианству, но нет места Христу. Суть «Краткой повести…» хорошо уловил итальянский богослов Джакомо Биффи в своей работе «Антихрист грядет». Соловьев, считает Биффи, видел главную опасность в том, что христианство сведется к чисто человеческим проявлениям взаимопомощи, солидарности, филантропии, а суть Евангелия – к диалогу между народами и религиями, к поискам благополучия и апологии прогресса. Кстати, когда создавались «Три разговора», философ вел ожесточенный спор с Львом Толстым, который видел в Евангелии лишь гуманитарную, продвинутую нравственную программу.

– Быть может, пророчество Соловьева уже сбывается? Европейские соединенные штаты, которые создает антихрист в «Краткой повести», напоминают современный Евросоюз даже в мелочах, вроде запрета вивисекции и поощрения обществ охраны животных. Права человека, социальные пособия – суть практическое воплощение христианской морали, но при этом в проекте конституции ЕС христианство и Бог не упоминаются…

– Финальная провидческая мысль Соловьева состояла в том, что прогресс при культовом отношении к нему – вещь очень опасная. Гуманистическая, прекраснодушная, но религиозно стерильная Европа – эти симптомы грядущей опасности были заметны уже в конце XIX века. Уже сейчас все чаще говорят о христианофобии даже в европейском контексте – о том, что публичная проповедь и открытое выражение христианских взглядов вызывают сопротивление со стороны политического и культурного мейнстрима. Жизнь становится все лучше и все бессмысленней…


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
768
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
679
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
796
Полномочия присяжных пока не расширяют

Полномочия присяжных пока не расширяют

Екатерина Трифонова

В развитии «народного суда» РФ уже отстает и от Казахстана

0
544

Другие новости