Отечественный пантеон славы. Фото Владимира Гундарова
Нет преувеличения в том, что духовная сфера российского общества, в том числе и ее информационная составляющая, находится в кризисном состоянии. Оценки прошлого и настоящего не только различны, но порой прямо противоположны; в состоянии противоборства находятся идеи и взгляды на перспективы развития России, на ее место и роль в мировом сообществе; идет явная и скрытая борьба различных социальных сил за умы и души людей по коренным мировоззренческим, нравственно-этическим, эстетическим и другим жизненно важным проблемам, которые составляют содержание символов Отечества.Информационная война против нашей страны, ее народов приобретает новые формы и техническую оснащенность. Она угрожает безопасности личности, общества и государства, всем сферам национальной безопасности России. Но, пожалуй, особенно военной.
ТОРЖЕСТВО СМЕРДЯКОВЩИНЫ
Средства массовой информации тиражируют различные материалы, чтобы доказать, что не фашистская Германия была агрессором и напала на нашу страну, а Советский Союз готовил нападение на Германию и потому последняя была вынуждена начать превентивную войну. В этих целях даже в школьных учебниках пакт Молотова–Риббентропа 1939 года характеризуется преступным. Как будто не было Мюнхенского сговора западных стран с Гитлером, после чего Европа оказалась под властью нацистской Германии, и не было желания западных стран, США направить агрессора на Восток – в сторону СССР.
Извращаются важнейшие события Великой Отечественной войны. Особенно циничны попытки оболгать, опорочить Великую Победу советского народа, ее творцов – Красную армию, советский народ, военное и политическое руководство страны. Велико стремление представить Победу как достигнутую вопреки существовавшему в СССР общественному строю, но благодаря «генералу Морозу», пространствам России и бездорожью, неисчислимости людских ресурсов, помощи союзников – США и Англии, то есть тем обстоятельствам, на которые указывали битые гитлеровские генералы. Многие так называемые исследователи истории войны отрицают военный подвиг советских солдат и полководцев, талант и мастерство инженеров и организаторов производства, героизм и стойкость народа в целом.
Принижая Великую Победу Советского Союза над фашизмом, некоторые фальсификаторы – оруженосцы информационной войны – рассуждают так, как в свое время рассуждал лакей Смердяков в романе Федора Достоевского «Братья Карамазовы». В разговоре с Марьей Кондратьевной он говорил: «В двенадцатом году было на Россию великое нашествие императора Наполеона французского первого, отца нынешнему, и хорошо, кабы нас тогда покорили эти самые французы: умная нация покорила бы весьма глупую-с и присоединила к себе. Совсем даже были бы другие порядки-с». Но вот не задумываются, очевидно, последователи Смердякова о том, какие порядки установил бы германский фашизм в случае победы. Однако человечество знает о «новом порядке» и потому осудило его морально, а Нюрнбергский трибунал покарал преступников.
Объектом информационной войны против нашего Отечества были и остаются его государственные символы – герб, гимн, знамя Советского Союза – государства, спавшего от фашизма себя и все человечество. Своим содержанием, мировоззренческим и народным духом, масштабностью, торжественностью, боевым настроем, мелодичностью гимн с 1944 года вдохновлял советских людей на решающие сражения и бои 1944 года, а в 1945 году – на Великую Победу над фашистской Германией, а затем и над милитаристской Японией. Этот гимн символизировал восстановление страны в первые послевоенные годы, а затем как великую державу в двухполюсном мире.
Примечательно, что мелодия гимна Советского Союза стала мелодией гимна Российской Федерации – преемницы СССР. Но патриотичность приобрела новые оттенки, адекватные современному российскому обществу.
Для верного объективного понимания истории Великой Отечественной войны и проникновения в смысл Великой Победы над фашизмом определяющее значение имеет государственный флаг. Флаг, под которым народы СССР строили общество на принципах социальной справедливости и народовластия. В Великой Отечественной войне этот флаг осенял защитников, вдохновлял на разгром фашизма. Водруженный над Рейхстагом в поверженном Берлине, он стал символом Великой Победы.
НАШИ СИМВОЛЫ
В сложившейся в российском обществе обстановке важную роль играют воинские символы как образ сражающихся воинов, защитников Отечества, победителей. Эти символы героизма, ратных подвигов, отваги, храбрости, стойкости, самопожертвования. Все они – но каждый символ по-своему – условно обозначают идеи, образ, определенные действия защитников Отечества и победителей во всемирно-исторической битве с фашизмом.
Это прежде всего символ Родины-матери – грандиозное скульптурное сооружение в Волгограде на Мамаевом кургане. Это незабываемый образ Отечества – Советского Союза, стойкости, непоколебимости его народов, Красной армии и тружеников тыла, поднявшихся на бой «с фашистской силой темною, с проклятою ордой». Устоявших под напором фашистских полчищ, изменивших ход войны и одержавших Великую Победу.
Величествен как символ скульптурный образ воина Красной армии – освободителя народов от фашизма, установленный в Берлине.
Символами являются и памятники героическим защитникам Брестской крепости, городов-героев Москвы, Ленинграда, Севастополя и других, и памятники Героям Советского Союза – летчикам, пехотинцам, артиллеристам, морякам, труженикам тыла.
В Великой Отечественной войне особую роль играли наиболее устойчивые воинские традиции, ставшие ее символами. Они наполнены духом высшей справедливости, освободительной миссии, гуманизма, народности.
В первую очередь это почитание воинского знамени, под которым воины в России присягали, давали клятву не щадить «живота», для «верной и нелицемерной службы», всегда и везде воздавали знамени воинскую честь. Под сенью своих знамен российские воины служили в мирное время, а в военное – со знаменами шли в бой. Офицеры и солдаты любой ценой старались сохранить Боевое знамя.
Героизм в бою – еще одна старинная традиция россиян и символ Великой Отечественной войны. Войска, партизаны не вставали перед врагом на колени. Стоять насмерть перед врагом, защищать свою территорию, родной дом являлось нравственной нормой, неписаным правилом. Формы массового героизма были многообразны. Но для Великой Отечественной войны особенно характерным был коллективный подвиг частей, соединений, заводов, колхозов. Это героизм особого рода – длительный и самого высокого накала, ратный труд миллионов красноармейцев в условиях постоянной смертельной опасности, беззаветный труд миллионов рабочих, крестьян, служащих, научно-технической интеллигенции при предельном напряжении духовных сил, часто в условиях голода и холода. На волне массового героизма родилась гвардия, ставшая олицетворением мужественного служения Родине.
Символом мужества и героизма подвигов воинов в борьбе за Отечество являются боевые награды: ордена и медали, наградное оружие, различные реликвии. К началу ХХ века наградная система Российской армии включала десятки орденов и медалей, которыми награждались прежде всего офицеры, а также нижние чины. Дальнейшее развитие она получила в Советском Союзе, особенно во время Великой Отечественной войны. Достаточно сказать, что особой славой пользовался орден Красного Знамени – символ верного служения Отечеству, народу, символ храбрости, отваги, героизма. Учреждение звания Герой Советского Союза – как высшего символа – 16 апреля 1934 года явилось дальнейшим специфическим развитием славной русской традиции. В целом с апреля 1934 года по июнь 1941 года этой высшей степени отличия удостоились 626 человек (из них 64 – за подвиг в мирное время). За годы Великой Отечественной войны звания Героя Советского Союза были удостоены 11 635 воинов армии и флота, партизан и подпольщиков. 115 из них награждены этим званием дважды. Прославленные летчики-истребители Покрышкин, Кожедуб – трижды. Среди Героев Советского Союза свыше 8400 воинов Сухопутных войск, почти 2300 авиаторов, более 500 военных моряков.
ВСЕ РАЗРУШИТЬ, А ПОТОМ…
После 1945 года традиция героизма проявилась в ситуациях, требовавших особого мужества и героизма. Это было связано с освоением оружия массового поражения. Появилась целая плеяда новых героев. Без героизма невозможен был бы и прорыв россиян в космос. 12 апреля 1961 года весь мир узнал имя Гагарина, который осуществил первый орбитальный полет в космосе вокруг Земли.
Стали достоянием общественности и многие подвиги россиян, проявивших высокие образцы мужества и героизм далеко за рубежами Родины – в локальных конфликтах в Египте и Сирии, Ливии и Алжире, Корее и Вьетнаме, Анголе и Кубе, Никарагуа, на территории Афганистана. Пропаганда воинских подвигов – одна из давних отечественных традиций.
Испокон веков основы героизма закладывались совместными усилиями семьи, школы и армии. И все-таки в этом триумвирате лидирует армия. Это означает, что, пока существует военная опасность, общество не может обойтись без достаточно сильной армии, а она была и остается прежде всего школой героизма.
Героика Великой Отечественной войны служит источником и средством воспитания послевоенных поколений в духе патриотизма. Велика сила живого примера, никогда не угаснет стремление людей подражать образцам высокой нравственности. Особенно сильное воздействие на ум и чувства молодых людей оказывают подвиги самого высокого порядка, самопожертвования. Оно всегда осуществлялось ради самых благородных целей во имя жизни других, спасения своего народа.
Характерно, что, несмотря на трагичность подвигов, связанных с самопожертвованием, они совершались не фанатиками или людьми, разочаровавшимися в жизни. Известный разведчик Николай Кузнецов писал: «Я люблю жизнь, я еще молод. Но потому, что Отчизна, которую я люблю как свою родную мать, требует от меня пожертвовать жизнью во имя освобождения от немецких оккупантов. Я сделаю это».
Красная армия богата примерами сознательного самопожертвования в условиях, когда заведомо было известно, что об этом никто не узнает. Подвиг наедине с врагом, в отрыве от товарищей втройне ценен.
Особым воинским символом является воинская присяга. Издавна в торжественной обстановке, при развернутом знамени воины клялись защищать государство, служить Отечеству, народу.
ИВАНЫ, НЕ ПОМНЯЩИЕ РОДСТВА
Как показали события конца ХХ – начала ХХI века государственные и воинские символы Великой Отечественной войны стали особым объектом информационной борьбы. Примеров тому немало. Так, в начале нынешнего века принизить величие Великой Победы и унизить главного, основного победителя – советский народ – не раз пытались путем подмены знамени, водруженного над Рейхстагом. Делались попытки убрать со знамени серп и молот, оставив лишь звезду. Но восторжествовали историческая справедливость, правда.
Есть и другие факты. В Волгограде, где находится один из символов Великой Отечественной войны – монумент Родины-матери на Мамаевом кургане, нашлись чиновники, которые в угоду изменения «бренда» города предложили переместить монумент на другое место. К счастью, общественность города осудила эти попытки и отвергла их.
Однако ненавистникам и хулителям советского прошлого неймется. Вот и в этом году, когда отмечалось 70-летие Сталинградской битвы, совершено еще одно осквернение символа мужества и героизма: местная певица, любительница петь нагишом, в сопровождении двух друзей и оператора взобралась на Мамаев курган и устроила в пантеоне Славы скандальную фотосессию, а затем ее выложила в социальную сеть «ВКонтакте». Картинки сопровождались скабрезными шуточками в адрес скульптуры «Родина-мать».
Справедливость обязывает признать, что этот поступок – не просто хулиганский, это и преступление, и печальное свидетельство утраты молодыми людьми связи с прошлым, причем прошлым героическим, их отрыва от реальности. И это, к сожалению, свидетельствует об исторической беспечности властей области, города и правоохранительных органов.
Но бездействуют не только местные власти и общественные организации, когда оскверняются или игнорируются символы советского периода истории Отечества. В статье «Не трогайте символы», опубликованной в «Независимой газете» 1 июля этого года (Виктор Литовкин. «Не трогайте символы»; см. «НГ» от 01.07.13) говорилось о том, что и во властных, и в общественных структурах немало тех, кто хотел бы разрушить еще один символ – «выкорчевать» из Кремлевской стены урны с прахом выдающихся деятелей, перенести их из государственного пантеона, из центра столицы, куда-то за город, на только что созданное мемориальное кладбище. Во имя развлекательных концертов с участием поп-звезд. Тем самым оскорбляются, выбрасываются из истории и политические деятели, и маршалы Советского Союза, и космонавты, и видные ученые, конструкторы, и другие выдающиеся личности, которые внесли важный вклад либо в развитие, либо в защиту нашего Отечества.
В связи с этим возникает вопрос: неужели разного рода развлекательные мероприятия на Красной площади должны быть ее символом, а тем самым и символом страны с ее героико-драматической историей?
Неужели Москва не имеет других площадей, чтобы предоставить их для развлечений? Красная площадь исторически символизирует и власть, и торжественные мероприятия во славу Отечества, и воинские парады, символизирующие мощь Отечества, и ратные подвиги его защитников, особенно Великую Победу над фашизмом в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов. Одновременно это место и вечной памяти тем, кто создавал страну, развивал ее, защищал.
Учитывая это, а также тот факт, что у нас, как сказал президент, единая и неразрывная тысячелетняя история, опираясь на которую мы обретаем внутреннюю силу и смысл национального развития, Красная площадь является также символом Отечества, причем особым.
Следовательно, факты истории и современная действительность требуют уважения ко всем символам Отечества, заботы о них и сбережения. Уважения морально-нравственного и правового, законодательного.
Не может быть патриотом тот, кто не уважает символы Отечества!