Маршал Советского Союза Георгий Жуков с семьей. Вверху справа – знак «Участнику боев у Халхин-Гола». Иллюстрации предоставлены автором
Завершение вооруженного конфликта в районе реки Халхин-Гол (1939) сопровождалось учреждением специального памятного знака – «Участнику боев у Халхин-Гола» (подробно о знаке рассказано в статье «Награды не нашли героев», «НВО» № 27, 2012). До недавнего времени было принято считать, что воины Красной Армии им не награждались. В действительности же он предназначался как для воинов Монголии, так и для советского комполитсостава и красноармейцев. Судя по предоставленной атташе по вопросам обороны при посольстве Монголии в России полковником Очирыном Энхбаяром в распоряжение автора копии Постановления Президиума Народного Малого Хурала от 16 августа 1940 года, им предполагалось награждать всех командиров, солдат и гражданских лиц, принимавших непосредственное участие в боях.
ВРУЧЕНИЕ
На основе личных документов, фотографий ветеранов сегодня очевидно, что советских военнослужащих представляли к награждению знаком в 1940–1941 годах. Вручение происходило в несколько этапов. Первый – лето 1942 года. В июле знаки получили военнослужащие РККА, которые после окончания конфликта продолжили службу в Забайкальском военном округе.
Яркий пример – биографические данные подполковника Ивана Новицкого.
В семье Ивана Герасимовича Новицкого хранится знак «Участнику боев у Халхин-Гола» и наградной документ к нему от 25 июля 1942 года № 4403. После окончания в 1938 году Ленинградского танко-технического училища офицер был направлен для прохождения службы в 9-ю особую мотоброневую бригаду, размещенную в Монголии в соответствии с протоколом о взаимной помощи от 1936 года. В ее составе в должности командира взвода он принимал участие в боевых действиях с мая по сентябрь 1939 года. После их завершения Иван Новицкий продолжил службу в том же соединении. Лишь в 1946 году он был направлен на учебу в Казань в Высшую офицерскую техническую бронетанковую школу.
Зимой 1942/43 годов состоялся второй этап награждения. Он связан с приездом в Москву 7 декабря 1942 года делегации Монгольской Народной Республики. Делегация во главе с премьер-министром маршалом Хорлогийном Чойбалсаном следовала в Действующую армию для передачи подарков солдатам и офицерам РККА.
Помимо полушубков, валенок, продовольствия, монгольские гости передали войскам танковую колонну «Революционная Монголия». 12 января 1943 года техника поступила на вооружение в 112-ю ордена Красного Знамени танковую бригаду.
Официальный визит в СССР был использован и для вручения советским военнослужащим знаков «Участнику боев у Халхин-Гола». В период с 9 декабря 1942 года по 1 февраля 1943 года нагрудный знак был вручен Георгию Жукову. Обстоятельства вручения неизвестны, но, вне сомнения, его лично вручал маршал Хорлогийн Чойбалсан.
ИСТОРИЧЕСКОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ
Нагрудный знак «Участнику боев у Халхин-Гола» – малоизвестная награда Георгия Константиновича, она не упоминается биографами полководца. О ее наличии мы можем говорить, основываясь на фотографиях, на которых Г.К. Жуков запечатлен с монгольским нагрудным знаком.
Снимков известно несколько. Два из них позволяют ответить на ряд вопросов, связанных с этой наградой.
Первый относится к достаточно редким. На нем Георгий Жуков запечатлен в кителе со знаками различия Маршала Советского Союза образца 1940 года.
Напомним, генеральские звания в РККА были введены Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 мая 1940 года. На фотографии мы видим, что знаки различия Маршалов Советского Союза размещены на петлицах ромбовидной формы и сверху окантованы золотом. На красных петлицах вышита золотом большая звезда, ниже которой располагаются лавровые ветки и эмблема – перекрещенные серп и молот. Знаки различия в подобном виде просуществовали до 1943 года.
В форме этого образца Георгий Жуков проходил меньше месяца, а значит, снимок сделан в период с 19 января по 1 февраля 1943 года.
Хронология такова. Переход на новую форму с погонами был объявлен 6 января 1943 года, а 15 января 1943 года Иосиф Сталин подписал Приказ Народного Комиссара Обороны СССР № 25 «О введении новых знаков различия и об изменениях в форме Красной Армии». Документ устанавливал переход на новые знаки различия – погоны – всему составу Красной Армии в период с 1 по 15 февраля 1943 года.
18 января 1943 года был подписан Указ Президиума Верховного Совета Союза ССР о присвоении звания Маршала Советского Союза Георгию Жукову. И на следующий день на первой полосе «Красной звезды» размещен Указ и фотография полководца, на которой он запечатлен в форме образца 1940 года со знаками различия генерала армии (на петлицах пять металлических звездочек). Из иностранных наград на форме орден Боевого Красного Знамени (МНР), врученный Георгию Жукову в 1939 году.
4 февраля председатель Президиума Верховного Совета СССР Михаил Калинин вручил Георгию Жукову Маршальскую звезду и орден Суворова I степени (Указ от 28 января 1943 года). На фотографии, размещенной в «Красной звезде» 5 февраля 1943 года, Георгий Константинович впервые запечатлен в форме нового образца с погонами.
На снимке Маршальская звезда и орден Суворова I степени отсутствуют, то есть снимок сделан до 4 февраля 1943 года. При этом на кителе размещены не только медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза (29.08.1939), знак депутата Верховного Совета СССР, два ордена Ленина (16.08.1936, 29.08.1939), орден Красного Знамени (31.08.1922), орден Боевого Красного Знамени (Монгольская Народная Республика, 1939), медаль «20 лет Рабоче-Крестьянской Красной Армии», но и второй орден Боевого Красного Знамени (МНР), орден Республики (Тувинская Народная Республика), нагрудный знак МНР «Участнику боев у Халхин-Гола».
Последнее позволяет утверждать, что нагрудный знак МНР «Участнику боев у Халхин-Гола» был вручен Георгию Жукову до 3 февраля 1943 года.
Подтверждением выдвинутой нами версии может служить и второй снимок – Маршал Советского Союза Георгий Жуков с семьей. На кителе с погонами Маршала Советского Союза образца 1943 года мы видим врученную 4 февраля Маршальскую звезду и орден Суворова I степени. Ниже, в последнем ряду, мы вновь видим знак МНР «Участнику боев у Халхин-Гола».
ТУВИНСКИЙ РАРИТЕТ
Орден Боевого Красного Знамени (МНР) и нагрудный знак «Участнику боев у Халхин-Гола» стали не единственными иностранными наградами, врученными Георгию Жукову зимой 1942–1943 годов. Третья награда – орден Республики (Тувинская Народная Республика) – также относится к малоизвестным наградам Георгия Жукова. Так, в различных источниках по-разному указывается год награждения, а о времени ее вручения ничего не известно. Автор книги «История советских наград» Олег Смыслов утверждает, что Георгий Жуков был награжден орденом Республики (ТНР) 3 марта 1942 года. В других источниках называется 1943 год. Такое разночтение объяснимо: Олег Смыслов указывает дату награждения, другие же исследователи – год вручения награды.
Орден Республики – высшая награда Тувинской Народной Республики. Он был учрежден Указом Президиума Малого Хурала трудящихся Тувинской Народной Республики от 17 марта 1935 года. Наиболее правдоподобно, что Георгий Жуков был награжден в период с 26 декабря 1942 года до 3 февраля 1943 года, а вручение состоялось во время пребывания в Москве торговой делегации ТНР.
В столицу делегация Тувы прибыла 25 декабря 1942 года. Возглавлял ее Председатель Совета министров ТНР Чимба (Сарык–Донгак Чымба). Исходя из того, что впервые орден можно увидеть на маршальском кителе, вручение состоялось скорее всего в период с 26 декабря 1942 года по 3 февраля 1943 года.
Отметим, что в это же время орденом Республики (ТНР) был награжден Иосиф Сталин. Отсюда возникает вопрос: не является ли Иосиф Виссарионович еще одним кавалером знака «Участнику боев у Халхин-Гола»?
Вероятность факта награждения высока. Известно, что Иосиф Сталин к наградам был равнодушен, «наградной болезнью» не страдал. Из иностранных наград он согласился принять ордена и медали только четырех стран. Всего 11 орденов и медалей. Из них пять – награды МНР. А коль так, позволю себе предположить: в декабре 1942 года маршал Хорлогийн Чойбалсан вручил Иосифу Сталину знак «Участнику боев у Халхин-Гола».
НАГРАДЫ НАШЛИ ГЕРОЕВ
Анализ доступных для исследования документов показывает, что большинство награждений состоялось в 1942–1946 годы. Но известны примеры вручений знака в более поздний период. Особо интересны два из них.
Историю первого рассказал автору председатель Центральной избирательной комиссии России, руководитель научного совета Российского военно-исторического общества Владимир Чуров:
«Орден Боевого Красного Знамени МНР мой дед – генерал-майор артиллерии Владимир Иосифович Брежнев – получил за участие в боях против барона Унгерна в 1921 году и установление власти Красномонгольского правительства, – говорит Владимир Евгеньевич. – В ноябре 1961 года группа ветеранов 35-й стрелковой дивизии была приглашена правительством МНР на празднование 40-летия соглашения о дружбе между Монголией и РСФСР...
12 дней провели в Монголии генерал-майор артиллерии Владимир Иосифович Брежнев, генерал-майор Алексей Никанорович Кислов (помначштаба 105-й стрелковой бригады в 1921 году), Иван Яковлевич Смирнов (командир пулеметной команды 307-го стрелкового полка 103-й бригады), и генерал-майор Глеб Николаевич Корчиков (командир роты 312-го стрелкового полка 104-й бригады)...
Председатель Президиума Великого Народного Хурала Жамсрангийн Самбуу вручил нашим генералам ордена Боевого Красного Знамени МНР, Смирнову, как младшему по званию – орден «Полярная Звезда», а министр по делам Народных войск генерал-лейтенант Жамъянгийн Лхагвасурэн – знаки «Участнику боев у Халхин-Гола». Хотя, по правде сказать, дед на Халхин-Голе не воевал – в это время (к счастью, короткое – всего-то год, до февраля 1940 года) «враг народа» полковник Брежнев сидел в рязанской тюрьме».
Вторая история награждения известна автору благодаря директору Ейского историко-краеведческого музея Александру Иванову.
Александр Федорович рассказал мне, что лично в 1973 году присутствовал при вручении знака «Участнику боев у Халхин-Гола» заведующему кафедрой истории СССР Кубанского государственного университета доктору исторических наук, профессору Василию Малышеву.
Малышев Василий Прокофьевич (1898–1976), псевдонимы – Клайнс, Кляйн, Кляйнс. Окончил Военно-политическую академию им. В.И. Ленина, восточный факультет Военной академии им. М.В. Фрунзе, Ленинградский заочный институт иностранных языков. Владел английским, французским и китайским языками.
В РККА с 1918 года. Участник Гражданской войны в Сибири. Красногвардеец. Сражался с войсками интервентов, чехословацких легионов, белогвардейскими частями. В 1918 году был в японском плену, полгода находился в концлагерях на станции Макавеево, бежал. В 1919 году организовал партизанский отряд в Забайкалье. В 1921–1923 годах – в загранкомандировке в Монголии. В 1927–1928 годах – начальник военно-политических курсов при Коммунистическом университете трудящихся Востока им. И.В. Сталина.
Затем проходил службу в Разведуправлении штаба РККА, вместе с Августом Гайлисом входил в состав группы военных советников при ЦК КПК в Шанхае (сентябрь 1930 года – апрель 1931 года).
В годы Великой Отечественной войны был на фронте в Тихвинской ударной группе Ленинградского фронта (1941), потом в тылу. В 1944 году снят с воинского учета. После войны заведовал кафедрами в учебных заведениях, занимался научной работой.
В событиях на Халхин-Голе участия профессор Василий Малышев, как и генерал-майор артиллерии Владимир Брежнев, не принимал. Но знак «Участнику боев у Халхин-Гола» в Краснодар приехал ему вручать лично военный атташе Монгольской Народной Республики! На церемонии присутствовал весь профессорско-преподавательский коллектив университета и студенты.
Причина такого внимания к скромной персоне преподавателя очевидна – вклад в установление власти Красномонгольского правительства. Можно предположить, что участие Василия Малышева и Владимира Брежнева в событиях 1921 года рассматривалось высшим руководством Монголии как пролог решающей победы на Халхин-Голе.