Русские пулеметчики буквально рядами выкашивали противника. Фото автора
Российское военно-историческое общество и центр исторической реконструкции «Гарнизон-А» при поддержке Военно-технического музея Московской области провели недавно фестиваль, посвященный памяти героев Первой мировой войны.
На поле, близ подмосковной Черноголовки, участниками из восьми клубов военно-исторической реконструкции были показаны два эпизода Великой войны – сражение на Марне и Варшавско-Ивангородская наступательная операция. В ходе этой операции русские войска Юго-Западного фронта под командованием генерала Николая Иванова и Северо-Западного фронта под командованием генерала Николая Рузского (470 тыс. штыков, 50 тыс. сабель, 2,4 тыс. орудий) в октябре 1914 года отразили наступление германских (9-я армия – Макензен) и австро-венгерских (1-я армия – Данкль) войск (290 тыс. штыков, 20 тыс. сабель, 1,6 тыс. орудий) под общим командованием генерал-полковника Пауля фон Гинденбурга на Варшаву и Ивангород, а затем, перейдя в контрнаступление, отогнали противника на глубину до 140 км.
Тяжелое поражение австро-германских войск (потери составили до половины личного состава) имело значительные внешнеполитические последствия – оно не только облегчило положение союзников на Западном фронте, но и сорвало планы по втягиванию на стороне четвертного союза балканских государств в кампанию 1914 года.
Гости фестиваля могли не только наблюдать захватывающую реконструкцию общевойскового боя времен 1914 года с применением бронеходов (как тогда называли бронеавтомобили), артиллерии и кавалерии, но и познакомиться с образцами стрелкового вооружения русской армии и ее противников – германцев и австро-венгров, бытом бойцов в полевых условиях, медицинским обеспечением войск.
Слово пресс-секретарю фестиваля Екатерине Сеничкиной: «Военная реконструкция – это не просто красочное историческое шоу, это способ погрузиться в ту эпоху и на себе прочувствовать, чем жили, за что сражались, а иногда и отдавали жизни за отечество наши прадеды. Способ ощутить прямую и непосредственную связь времен, свои корни. Без понимания этого можно быть потребителем – мещанином, без рода и племени, этакой современной Эллочкой-людоедкой с айфончиком. Но нельзя быть патриотом и гражданином».
И с этим трудно не согласиться.