0
6421
Газета История Интернет-версия

05.12.2014 00:01:00

Корабль, который всегда знал, в какую гавань он идет

Карина Огнева

Об авторе: Карина Павловна Огнева – корреспондент пресс-службы ОАО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод».

Тэги: морозов, т34, уралвагонзавод, сталин, тигр, фердинанд, т64, великая отечественная, кремль, харьков


морозов, т-34, уралвагонзавод, сталин, тигр, фердинанд, т-64, великая отечественная, кремль, харьков О таких людях, как Александр Морозов, будет справедливым сказать, что он буквально «слепил» танк собственными руками. Фото из архива УВЗ

Из личного дневника Александра Александровича Морозова:

1. VI-76 г. Решения о моем назначении членом техсовета МОП пока еще нет. В этой связи приказ о моем освобождении от руководства КБ не оформляется. Числа 2–3 июня ожидается приезд на завод товарища Воронина Л.А., который должен коллективу представить нового начальника КБ Шомина Н.А.

Я начинаю потихоньку «сматывать удочки». Надо до отъезда в отпуск освободить свое рабочее место в кабинете для освоения новым начальником КБ.

Итак, проработал 57 лет и 2 месяца, из них 37 лет начальником КБ.

СОЗДАНИЕ ЛЕГЕНДЫ

110 лет назад, 29 октября 1904 года, в городе Бежица родился Александр Александрович Морозов – легендарный человек, один из создателей не менее легендарного танка Т-34, главный конструктор Уралвагонзавода в тяжелое для всей страны время, в период Великой Отечественной войны.

Свой трудовой путь он начал в 14 лет на Харьковском паровозостроительном заводе. Был переписчиком технических документов, затем копировальщиком, чертежником и, в конце концов, нашел свое место на должности конструктора. С июля 1936 года возглавил сектор КБ по новому проектированию. В 1937 году впервые произошла его знаковая встреча с новым главным конструктором Харьковского завода Михаилом Кошкиным, который сразу же оценил молодого инженера, отметив оригинальность мышления при решении сложных задач и завидную работоспособность. Именно такой помощник нужен был Михаилу Ильичу для выполнения особого задания.

Поставленная цель казалась нереальной. Предстояло сконструировать машину, которая должна была быть такой же быстроходной и маневренной, как лучшие в мире танки, но иметь такую мощную броню, чтобы надежно защитить экипаж от противотанковых средств противника. К тому же будущий танк должен был поражать своими огневыми средствами любую бронетехнику, артиллерийские установки, а также живую силу противника.

В группу нового проектирования вошли инженеры с разными характерами и профессиональными навыками. Важно было суметь организовать их в дружный коллектив и пустить умение каждого в нужное русло. Морозов справлялся с этим мастерски. Как в часовом механизме каждая шестеренка выполняет свою задачу, так было и на этом проекте: никто не остался незамеченным. Педант до мозга костей, глава проекта нес личную ответственность за создаваемую машину. Работали до умопомрачения. Как дети радовались каждой находке и удачной идее. Не обходилось и без споров. 3 марта 1939 года в графе штампа «Конструктор» чертежа № 228 «Общий вид танка. Продольный разрез А-20 (БТ-20)» появилась подпись Морозова. Но это было только начало. Начало долгого и тяжелого пути, который принесет мировую известность советскому танкостроению.

А-20 и А-32, который был улучшенной версией «двадцатки», были представлены Военному совету. Он рекомендовал увеличить толщину брони до 45 миллиметров. Эта машина получила индекс «Т-34».

В 1940 году было решено устроить пробег для Т-34 из Харькова в Москву. Руководил пробегом главный конструктор Михаил Ильич Кошкин. В Кремле, на Ивановской площади, машины предстали перед членами Политбюро и правительства. Танки понравились, но предстояли дальнейшие испытания на полигоне.

Боевые машины заставляли преодолевать сложнейшие препятствия, совершать головокружительные маневры, по ним стреляли прямой наводкой фугасными и бронебойными снарядами. Немало волнений пришлось пережить в эти дни заводчанам, пока в КБ не пришла долгожданная телеграмма: «Все в порядке. Готовьте списки для премирования. Кошкин».

Тот сложнейший пробег оказался для главного конструктора роковым. Простудившись, Михаил Ильич Кошкин тяжело заболел и умер в сентябре 1940 года. Руководство конструкторским коллективом было доверено Александру Александровичу Морозову.

Т-34 предстояло выдержать самый главный экзамен – проверку в бою. Приходившие с фронтов добрые отзывы о «тридцатьчетверке», ее преимуществах перед танками противника радовали Морозова, но он понимал, что это преимущество не навсегда. Немецкая промышленность не стоит на месте, и в скором времени Германия создаст что-то такое, что сможет тягаться с «непобедимой машиной». Весь жизненный опыт учил Александра Александровича: в технике не может быть застоя. Не хочешь, чтобы тебя превзошли, – работай, твори, дерзай. Быть в числе первых – это стремление вполне естественное для любого специалиста.

Каждый день главный конструктор приходил на ремонтный участок и лично опрашивал танкистов и рабочих цехов о достоинствах и недостатках боевых машин. Благодаря информации, полученной из первых рук,  продолжалось усовершенствование машины.

– Михаил Николаевич, – обращался он к конструктору Котову, – этот вопрос по вашей части: после многих часов работы мотора начинает скапливаться топливо в топливном насосе, а оттуда вытекает на днище танка. Каково водителю – валенки намокают, мерзнут ноги...

– Понял, Александр Александрович. Значит, сделать в днище слив?

– Правильно, но только не в днище – отверстие будет забиваться снегом, грязью. Прошу, подумайте...

Четкие линии его лица были словно разработаны по чертежам. Пронзительные голубые глубоко посаженные глаза видели людей насквозь. Он был сверхтребовательным к своим подчиненным, но в первую очередь к себе.

– Любой ценой, но танки должны выходить, – говорил он на собрании коллектива. – Это зависит прежде всего от каждого из нас. Пусть каждый спросит себя: «Чем я помог заводу выпускать больше машин?..»

ВСЕ С НАЧАЛА

В сентябре поступило распоряжение эвакуировать Харьковский завод со всеми его сотрудниками и оборудованием в Нижний Тагил, на Уралвагонзавод. Конструкторское бюро отправили в числе первых. Предстояло многое: перестройка производства и всего предприятия.

На основе Т-34 был собран образец Т-43. Проектирование танка было закончено уже к исходу 1943 года. В конце работы над новой боевой машиной обнаружился один, но существенный недостаток: конструкция не допускала возможности модернизации. Именно в этом Т-34 выигрывал у Т-43.

– Вы создали неплохую машину, – сказал Иосиф Сталин при личной встрече с Морозовым. – Но в настоящее время у нашей армии уже есть хороший танк Т-34. Сейчас задача состоит в том, чтобы повысить его боевые качества, увеличить выпуск. Пока завод и конструкторское бюро не выполнят этих требований действующей армии, нужно запретить отвлекать конструкторов на новые разработки.

Война шла не только на поле боя, но и между конструкторскими отделами противоборствующих сторон. В том же 1943 году гитлеровские инженеры создали новые танки «Тигр» и «Пантера», а также самоходку «Фердинанд». Т-34 в сравнении с ними имел меньшую огневую мощь и нуждался в перевооружении. На усовершенствованную модель «тридцатьчетверки» установили 85-мм пушку, которая уравнивала мощь с машинами противника. Толщина брони увеличилась на 90 мм, появилась командная башенка, увеличившая угол обзора, вместимость возросла до пяти человек. Модель получила индекс «Т-34-85».

В своих воспоминаниях Александр Морозов писал о звонке Верховного главнокомандующего:

– Здравствуйте, товарищ Морозов, как обстоят дела с выполнением постановления ГКО от 5 июня 1942 года?

– Коллектив КБ выполнил постановление Государственного комитета обороны, товарищ Сталин.

– Вот и хорошо. Теперь, по-видимому, можно завершить работу над Т-44. Постарайтесь сделать это как можно быстрее. До свидания, товарищ Морозов.

Этот звонок особенно обрадовал Главного конструктора: отныне им официально разрешалось продолжать прерванную работу над новой машиной. Несмотря на то что Т-43 так и не был запущен в массовое производство, он оказал значительное влияние на развитие конструкции советского танка. Эти наработки были использованы при создании среднего танка Т-44.

«Корабль никогда не дождется попутного ветра, если не знает, в какую гавань ему надо плыть», – это было одно из любимых изречений Морозова. Возглавляемый им коллектив всегда имел представление, в какую гавань он держит путь.

Испытания «сорокчетверки» и доработка продолжались в течение 1944 года и к концу года были успешно завершены. Т-44 был поистине революционным танком. Машина была еще легче, чем легендарная «тридцатьчетверка», но в то же время обладала прекрасной броней и огневыми качествами.

Одновременно с работой над Т-44 поступило распоряжение приступить к разработке новой боевой машины, при конструировании которой предполагалось использовать огромный опыт эксплуатации танков в боевых условиях на фронтах Великой Отечественной войны. Акцент был сделан на усиление огневой мощи танка, повышение его броневой защиты и способности преодолевать водные преграды по дну. В первом квартале 1945 года были изготовлены два опытных образца нового танка, которому в дальнейшем был присвоен индекс «Т-54». В этом же году они прошли испытания.

В апреле 1946 года танк Т-54 приняли на вооружение, а в следующем началось его серийное производство.

При создании новой техники случались и ошибки, и неудачи. На вопрос кто виноват, ответ у Александра Александровича был один:

– Виноват я. Я главный конструктор, на чертежах стоит моя подпись.

Слово «работа» воспринималось Морозовым как совместная деятельность множества людей. Оно вызывало в воображении имена и лица людей, которые были причастны к созданию танков. За каждой деталью и механизмом главный конструктор видел труд определенного человека. Он ценил людей за их самоотверженность и верность делу.

Для самого же Александра Александровича работа была любимым делом, главным увлечением и всем смыслом жизни. Все остальное относилось к разряду «маленьких радостей». В свободное время он любил читать, особенно выделял документальную прозу и мемуары. Своим товарищам всегда рекомендовал прочесть книгу летчика-испытателя Героя Советского Союза М.Л. Галлая «Через невидимые барьеры. Испытано в небе». Морозов считал, именно так нужно писать о технике и людях, которые ее создают. Иногда с сыновьями ходил на рыбалку, даже получалось что-то поймать. Но пристраститься к этому увлечению так и не получилось.

ВОЗВРАЩЕНИЕ ДОМОЙ

19 ноября 1951 года Морозов вернулся на Харьковский завод, где также выполнял функции главного конструктора КБ-60М. Там он приступил к масштабным работам по созданию среднего танка «Объект 430», предшественника серийного танка Т-64. Работа над проектом была закончена к концу 1954 года. Но по мнению Морозова, «Объект 430» создал бы в армии большие неудобства по эксплуатации, ремонту и обучению.

В 1961 году конструкторское бюро в сжатые сроки выполнило технический проект танка «Объект 432». В результате работы, проведенной КБ Морозова по совершенствованию «432», новый средний танк был принят на вооружение в 1966 году под индексом «Т-64». «Шестьдесятчетверка» открыла второе послевоенное поколение.

Не успел Т-64 сойти с конвейера, Александр Морозов со своими коллегами уже вел работы по дальнейшему усовершенствованию новой боевой машины – Т-64А. В 1969 году было освоено ее серийное производство.

29 октября 1974 года Александр Александрович праздновал свое 70-летие. Весь день к нему шли с поздравлениями и добрыми пожеланиями. Приехало очень много приглашенных. В бюро чувствовалось праздничное настроение, и работы никакой не могло и быть.

– Все, что тут с такой теплотой было высказано в мой адрес, – это далеко не мои, а ваши, дорогие товарищи, заслуги, а также заслуги нашего родного завода, его конструкторов и многих тысяч тружеников нашего заводского коллектива, которые своей работой внесли определенный вклад в развитие танкостроения, оправдали доверие и любовь нашего народа, особенно в трудные годы испытаний прошедшей войны.

Я горжусь только тем, что всю свою жизнь шел вместе с вами, с моим родным заводом и коллективом конструкторов, разделяя с вами все трудности нашей нелегкой работы.

В сентябре 1976 года танки «447» и «437» были приняты на вооружение Советской армии. Им присвоены марки «Т-64Б» и «Т-64Б1». Эффективность танка Т-64Б возросла в 1,6 раза по сравнению с танком Т-64А.

Александр Александрович Морозов скончался в 1979 году после продолжительной и тяжелой болезни. Позднее Харьковскому конструкторскому бюро машиностроения было присвоено имя легендарного конструктора. Он принял участие в создании ряда советских средних и основных боевых танков на протяжении многих десятилетий, внеся этим неоценимый вклад в укрепление оборонной мощи нашей Родины. Дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и трижды лауреат Государственной премии СССР, награжден орденами Ленина, Октябрьской Революции, Суворова 2-й степени, Красной Звезды и Трудового Красного Знамени, генерал-майор инженерно-танковой службы, доктор технических наук Александр Александрович Морозов.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Георгий Соловьев

За 20 лет своей истории компания вошла в число лидеров региональной энергетики

0
1072
Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Владимир Полканов

Как предприятия отрасли решают кадровые проблемы

0
1039
Путин обсудил вопросы языкознания

Путин обсудил вопросы языкознания

Иван Родин

2028-й скорее станет Годом Тютчева, чем Толстого

0
1302
Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Татьяна Астафьева

"Роснефть" за год вложила в экологические проекты 74 миллиарда рублей

0
1059

Другие новости