О таких людях, как Александр Морозов, будет справедливым сказать, что он буквально «слепил» танк собственными руками. Фото из архива УВЗ
Из личного дневника Александра Александровича Морозова:
1. VI-76 г. Решения о моем назначении членом техсовета МОП пока еще нет. В этой связи приказ о моем освобождении от руководства КБ не оформляется. Числа 2–3 июня ожидается приезд на завод товарища Воронина Л.А., который должен коллективу представить нового начальника КБ Шомина Н.А.
Я начинаю потихоньку «сматывать удочки». Надо до отъезда в отпуск освободить свое рабочее место в кабинете для освоения новым начальником КБ.
Итак, проработал 57 лет и 2 месяца, из них 37 лет начальником КБ.
СОЗДАНИЕ ЛЕГЕНДЫ
110 лет назад, 29 октября 1904 года, в городе Бежица родился Александр Александрович Морозов – легендарный человек, один из создателей не менее легендарного танка Т-34, главный конструктор Уралвагонзавода в тяжелое для всей страны время, в период Великой Отечественной войны.
Свой трудовой путь он начал в 14 лет на Харьковском паровозостроительном заводе. Был переписчиком технических документов, затем копировальщиком, чертежником и, в конце концов, нашел свое место на должности конструктора. С июля 1936 года возглавил сектор КБ по новому проектированию. В 1937 году впервые произошла его знаковая встреча с новым главным конструктором Харьковского завода Михаилом Кошкиным, который сразу же оценил молодого инженера, отметив оригинальность мышления при решении сложных задач и завидную работоспособность. Именно такой помощник нужен был Михаилу Ильичу для выполнения особого задания.
Поставленная цель казалась нереальной. Предстояло сконструировать машину, которая должна была быть такой же быстроходной и маневренной, как лучшие в мире танки, но иметь такую мощную броню, чтобы надежно защитить экипаж от противотанковых средств противника. К тому же будущий танк должен был поражать своими огневыми средствами любую бронетехнику, артиллерийские установки, а также живую силу противника.
В группу нового проектирования вошли инженеры с разными характерами и профессиональными навыками. Важно было суметь организовать их в дружный коллектив и пустить умение каждого в нужное русло. Морозов справлялся с этим мастерски. Как в часовом механизме каждая шестеренка выполняет свою задачу, так было и на этом проекте: никто не остался незамеченным. Педант до мозга костей, глава проекта нес личную ответственность за создаваемую машину. Работали до умопомрачения. Как дети радовались каждой находке и удачной идее. Не обходилось и без споров. 3 марта 1939 года в графе штампа «Конструктор» чертежа № 228 «Общий вид танка. Продольный разрез А-20 (БТ-20)» появилась подпись Морозова. Но это было только начало. Начало долгого и тяжелого пути, который принесет мировую известность советскому танкостроению.
А-20 и А-32, который был улучшенной версией «двадцатки», были представлены Военному совету. Он рекомендовал увеличить толщину брони до 45 миллиметров. Эта машина получила индекс «Т-34».
В 1940 году было решено устроить пробег для Т-34 из Харькова в Москву. Руководил пробегом главный конструктор Михаил Ильич Кошкин. В Кремле, на Ивановской площади, машины предстали перед членами Политбюро и правительства. Танки понравились, но предстояли дальнейшие испытания на полигоне.
Боевые машины заставляли преодолевать сложнейшие препятствия, совершать головокружительные маневры, по ним стреляли прямой наводкой фугасными и бронебойными снарядами. Немало волнений пришлось пережить в эти дни заводчанам, пока в КБ не пришла долгожданная телеграмма: «Все в порядке. Готовьте списки для премирования. Кошкин».
Тот сложнейший пробег оказался для главного конструктора роковым. Простудившись, Михаил Ильич Кошкин тяжело заболел и умер в сентябре 1940 года. Руководство конструкторским коллективом было доверено Александру Александровичу Морозову.
Т-34 предстояло выдержать самый главный экзамен – проверку в бою. Приходившие с фронтов добрые отзывы о «тридцатьчетверке», ее преимуществах перед танками противника радовали Морозова, но он понимал, что это преимущество не навсегда. Немецкая промышленность не стоит на месте, и в скором времени Германия создаст что-то такое, что сможет тягаться с «непобедимой машиной». Весь жизненный опыт учил Александра Александровича: в технике не может быть застоя. Не хочешь, чтобы тебя превзошли, – работай, твори, дерзай. Быть в числе первых – это стремление вполне естественное для любого специалиста.
Каждый день главный конструктор приходил на ремонтный участок и лично опрашивал танкистов и рабочих цехов о достоинствах и недостатках боевых машин. Благодаря информации, полученной из первых рук, продолжалось усовершенствование машины.
– Михаил Николаевич, – обращался он к конструктору Котову, – этот вопрос по вашей части: после многих часов работы мотора начинает скапливаться топливо в топливном насосе, а оттуда вытекает на днище танка. Каково водителю – валенки намокают, мерзнут ноги...
– Понял, Александр Александрович. Значит, сделать в днище слив?
– Правильно, но только не в днище – отверстие будет забиваться снегом, грязью. Прошу, подумайте...
Четкие линии его лица были словно разработаны по чертежам. Пронзительные голубые глубоко посаженные глаза видели людей насквозь. Он был сверхтребовательным к своим подчиненным, но в первую очередь к себе.
– Любой ценой, но танки должны выходить, – говорил он на собрании коллектива. – Это зависит прежде всего от каждого из нас. Пусть каждый спросит себя: «Чем я помог заводу выпускать больше машин?..»
ВСЕ С НАЧАЛА
В сентябре поступило распоряжение эвакуировать Харьковский завод со всеми его сотрудниками и оборудованием в Нижний Тагил, на Уралвагонзавод. Конструкторское бюро отправили в числе первых. Предстояло многое: перестройка производства и всего предприятия.
На основе Т-34 был собран образец Т-43. Проектирование танка было закончено уже к исходу 1943 года. В конце работы над новой боевой машиной обнаружился один, но существенный недостаток: конструкция не допускала возможности модернизации. Именно в этом Т-34 выигрывал у Т-43.
– Вы создали неплохую машину, – сказал Иосиф Сталин при личной встрече с Морозовым. – Но в настоящее время у нашей армии уже есть хороший танк Т-34. Сейчас задача состоит в том, чтобы повысить его боевые качества, увеличить выпуск. Пока завод и конструкторское бюро не выполнят этих требований действующей армии, нужно запретить отвлекать конструкторов на новые разработки.
Война шла не только на поле боя, но и между конструкторскими отделами противоборствующих сторон. В том же 1943 году гитлеровские инженеры создали новые танки «Тигр» и «Пантера», а также самоходку «Фердинанд». Т-34 в сравнении с ними имел меньшую огневую мощь и нуждался в перевооружении. На усовершенствованную модель «тридцатьчетверки» установили 85-мм пушку, которая уравнивала мощь с машинами противника. Толщина брони увеличилась на 90 мм, появилась командная башенка, увеличившая угол обзора, вместимость возросла до пяти человек. Модель получила индекс «Т-34-85».
В своих воспоминаниях Александр Морозов писал о звонке Верховного главнокомандующего:
– Здравствуйте, товарищ Морозов, как обстоят дела с выполнением постановления ГКО от 5 июня 1942 года?
– Коллектив КБ выполнил постановление Государственного комитета обороны, товарищ Сталин.
– Вот и хорошо. Теперь, по-видимому, можно завершить работу над Т-44. Постарайтесь сделать это как можно быстрее. До свидания, товарищ Морозов.
Этот звонок особенно обрадовал Главного конструктора: отныне им официально разрешалось продолжать прерванную работу над новой машиной. Несмотря на то что Т-43 так и не был запущен в массовое производство, он оказал значительное влияние на развитие конструкции советского танка. Эти наработки были использованы при создании среднего танка Т-44.
«Корабль никогда не дождется попутного ветра, если не знает, в какую гавань ему надо плыть», – это было одно из любимых изречений Морозова. Возглавляемый им коллектив всегда имел представление, в какую гавань он держит путь.
Испытания «сорокчетверки» и доработка продолжались в течение 1944 года и к концу года были успешно завершены. Т-44 был поистине революционным танком. Машина была еще легче, чем легендарная «тридцатьчетверка», но в то же время обладала прекрасной броней и огневыми качествами.
Одновременно с работой над Т-44 поступило распоряжение приступить к разработке новой боевой машины, при конструировании которой предполагалось использовать огромный опыт эксплуатации танков в боевых условиях на фронтах Великой Отечественной войны. Акцент был сделан на усиление огневой мощи танка, повышение его броневой защиты и способности преодолевать водные преграды по дну. В первом квартале 1945 года были изготовлены два опытных образца нового танка, которому в дальнейшем был присвоен индекс «Т-54». В этом же году они прошли испытания.
В апреле 1946 года танк Т-54 приняли на вооружение, а в следующем началось его серийное производство.
При создании новой техники случались и ошибки, и неудачи. На вопрос кто виноват, ответ у Александра Александровича был один:
– Виноват я. Я главный конструктор, на чертежах стоит моя подпись.
Слово «работа» воспринималось Морозовым как совместная деятельность множества людей. Оно вызывало в воображении имена и лица людей, которые были причастны к созданию танков. За каждой деталью и механизмом главный конструктор видел труд определенного человека. Он ценил людей за их самоотверженность и верность делу.
Для самого же Александра Александровича работа была любимым делом, главным увлечением и всем смыслом жизни. Все остальное относилось к разряду «маленьких радостей». В свободное время он любил читать, особенно выделял документальную прозу и мемуары. Своим товарищам всегда рекомендовал прочесть книгу летчика-испытателя Героя Советского Союза М.Л. Галлая «Через невидимые барьеры. Испытано в небе». Морозов считал, именно так нужно писать о технике и людях, которые ее создают. Иногда с сыновьями ходил на рыбалку, даже получалось что-то поймать. Но пристраститься к этому увлечению так и не получилось.
ВОЗВРАЩЕНИЕ ДОМОЙ
19 ноября 1951 года Морозов вернулся на Харьковский завод, где также выполнял функции главного конструктора КБ-60М. Там он приступил к масштабным работам по созданию среднего танка «Объект 430», предшественника серийного танка Т-64. Работа над проектом была закончена к концу 1954 года. Но по мнению Морозова, «Объект 430» создал бы в армии большие неудобства по эксплуатации, ремонту и обучению.
В 1961 году конструкторское бюро в сжатые сроки выполнило технический проект танка «Объект 432». В результате работы, проведенной КБ Морозова по совершенствованию «432», новый средний танк был принят на вооружение в 1966 году под индексом «Т-64». «Шестьдесятчетверка» открыла второе послевоенное поколение.
Не успел Т-64 сойти с конвейера, Александр Морозов со своими коллегами уже вел работы по дальнейшему усовершенствованию новой боевой машины – Т-64А. В 1969 году было освоено ее серийное производство.
29 октября 1974 года Александр Александрович праздновал свое 70-летие. Весь день к нему шли с поздравлениями и добрыми пожеланиями. Приехало очень много приглашенных. В бюро чувствовалось праздничное настроение, и работы никакой не могло и быть.
– Все, что тут с такой теплотой было высказано в мой адрес, – это далеко не мои, а ваши, дорогие товарищи, заслуги, а также заслуги нашего родного завода, его конструкторов и многих тысяч тружеников нашего заводского коллектива, которые своей работой внесли определенный вклад в развитие танкостроения, оправдали доверие и любовь нашего народа, особенно в трудные годы испытаний прошедшей войны.
Я горжусь только тем, что всю свою жизнь шел вместе с вами, с моим родным заводом и коллективом конструкторов, разделяя с вами все трудности нашей нелегкой работы.
В сентябре 1976 года танки «447» и «437» были приняты на вооружение Советской армии. Им присвоены марки «Т-64Б» и «Т-64Б1». Эффективность танка Т-64Б возросла в 1,6 раза по сравнению с танком Т-64А.
Александр Александрович Морозов скончался в 1979 году после продолжительной и тяжелой болезни. Позднее Харьковскому конструкторскому бюро машиностроения было присвоено имя легендарного конструктора. Он принял участие в создании ряда советских средних и основных боевых танков на протяжении многих десятилетий, внеся этим неоценимый вклад в укрепление оборонной мощи нашей Родины. Дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и трижды лауреат Государственной премии СССР, награжден орденами Ленина, Октябрьской Революции, Суворова 2-й степени, Красной Звезды и Трудового Красного Знамени, генерал-майор инженерно-танковой службы, доктор технических наук Александр Александрович Морозов.