0
7481
Газета История Интернет-версия

23.01.2015 00:01:00

Бесстрашный командир отважных сибирских стрелков

Сергей Тюляков

Об авторе: Сергей Петрович Тюляков – журналист.

Тэги: история, германия, японское море, стрелок, сибирь, достоевский, саратов, ркка, чапаев


история, германия, японское море, стрелок, сибирь, достоевский, саратов, ркка, чапаев Командование 5-го Сибирского армейского корпуса. Фото 1917 года

В скромной московской двухкомнатной квартире меня встретила вдова внука российского генерала Ивана Андреевича Михаэлиса. Пожилая и приветливая хозяйка квартиры показала мне семейный архив с фотографиями и небольшую икону в честь Святого Николая Угодника. Ее подарили генералу Михаэлису нижние чины полка, которым он ранее командовал. Это было в декабре 1915 года на германском фронте. Очень бережное было отношение генерала и его потомков к этой иконе. Почти 100 лет прошло, а надпись на обратной стороне иконы, написанная простыми чернилами, хорошо сохранилась. Читаем: «15 ссп. Богомольцы Отцу-Командиру Генералу Михаэлису. 12 декабря 1915 г.».

«15 ссп.» – это 15-й Сибирский стрелковый полк. Вероятно, этот солдатский подарок был не менее дорог генералу, как и его семь орденов, из которых лишь один крест был без мечей. Остальные – с мечами и надписями «за храбрость». Было у него и наградное холодное оружие.

Иван Андреевич родился в семье поволжских немцев. Почему простая икона стала таким дорогим памятным знаком?

Война с Германией вызвала в России волну нападок на российских немцев со стороны части русского общества. В некоторых городах были даже погромы магазинов, хозяевами которых были немцы. Многие немцы изменили свои имена и фамилии на русские. Конечно, власти имели основания подозревать этнических немцев в коллаборационизме. А немцев, призванных по мобилизации, направляли в основном на Кавказский фронт, а не на Западный. На первом – воевали против турок, а на втором – против германцев и австрийцев. Поэтому икона, подаренная русскими солдатами немцу-командиру Михаэлису – весьма показательный факт уважения и доверия! Чем же заслужил Иван Андреевич такое отношение к нему?

СТАНОВЛЕНИЕ ГЕРОЯ

Он остался сиротой в шесть лет. Его отец не был дворянином или богатым поволжским колонистом. Иван (Иоганн) проявил себя умным и способным к учебе. С помощью родственников он поступает в Царицынскую гимназию, оканчивает ее с серебряной медалью. Мечтал стать русским офицером. Окончил с отличием юнкерское училище и также по первому разряду (с отличием) Николаевскую академию Генерального штаба. Выпускники академии с такими аттестатами имели право выбора места службы. Многие из них желали служить в престижных Петербургском или Московском военных округах, а также в гвардейских частях. Но штабс-капитан Михаэлис отправляется служить в отдаленный Сибирский военный округ.

Трехлетняя служба в должности офицера по особым поручениям при штабе округа отмечена орденом Святой Анны 3-й степени. Михаэлис занимался не только организацией боевой подготовки резервных Сибирских стрелковых батальонов и формирований Сибирского казачьего войска. Ему, офицеру-генштабисту с аксельбантом на мундире (аксельбант – награда за отличное окончание академии) приходилось бывать в разных отдаленных местах этого самого большого по территории военного округа. Именно в Сибирском военном округе происходило скрытое формирование новых соединений, в том числе трех Сибирских стрелковых дивизий. К тому же на случай мобилизации в округе тайно резервировались и другие дополнительные воинские формирования. Поэтому на войну с Японией было отправлено уже три Сибирских корпуса стрелков.

До этого времени на огромной территории, от Туркестана и до построенного на берегу Японского моря Владивостока, явно не хватало регулярных армейских частей. Сибирскими стрелками становились в первую очередь закаленные с детства тяжелыми природными условиями молодые сибиряки. Их первые батальоны помогали пограничной страже и казакам громить китайские вооруженные банды в Уссурийском крае и отряды кочевников – грабителей в Средней Азии.

СИБИРСКИЕ СТРЕЛКИ

Многие знают песню амурских красных партизан «По долинам и по взгорьям…». Но мало кто знает, что на эту же мелодию еще ранее, перед войной 1914 года, московский литератор и краевед Владимир Гиляровский напишет «Марш сибирских стрелков». Там есть такие слова: «Из тайги, тайги дремучей… Ни усталости, ни страха, бьются ночь и бьются день. Только серая папаха лихо сбита набекрень...»

Марш создавался как напоминание о героических подвигах Сибирских стрелковых полков в русско-японской войне. Бывший российский граф, ставший советским генералом, Алексей Игнатьев в книге «50 лет в строю» вспоминает: «японский полковник, отведя меня в сторону, стал расспрашивать, с какими японскими дивизиями мне пришлось воевать. Я доставил бывшему врагу наслаждение, назвав ему гвардейские 3-ю и 4-ю японские дивизии, но также спросил его, как ему понравились 1-й, 2-й и 3-й или 4-й Сибирские стрелковые корпуса? В ответ японец, оскаливая зубы, мог только издавать гортанные звуки, выражавшие лучше всяких слов одновременно и ужас, и восторг».

Стрелки храбро сражались и в Первой мировой войне. Они были опасными противниками. Против них германское командование часто направляло отборные части, укомплектованные уроженцами Пруссии, Нижней Саксонии и Брауншвейга. Почему именно эти части? Боевые качества войск зависят не только от уровня их выучки, но и от особенностей тех или иных групп населения. Например, формирования из Пруссии считались лучшими в немецкой армии. Высшее немецкое командование нередко получало с фронта такие телеграммы: «Нас атакуют полки храбрых русских азиатов из Сибири». Остроглазые и гордые «бородачи» ходили в атаку с иконами поверх шинелей.

«Сибирский стрелок бьет редко, да метко… и смело идет в рукопашную», – писали о пехотинцах-сибиряках. Их меткость и боевую выдержку отмечают многие военные деятели, например немецкий генерал Эрих Людендорф. Он пишет: «Сибирские корпуса были особенно сильны и доставляли нам много хлопот». Когда немцы узнавали, что напротив их позиций стоят сибирские стрелки, то они в несколько раз увеличивали число своих часовых. Сибиряки всегда выделялись среди российских и советских солдат стойкостью и мужеством. Вспомним крылатое выражение времен Великой Отечественной войны: «Ожили русские сугробы – пошли сибирские полки».

ВОЙНА С ЯПОНИЕЙ

Боевое служение родине Иван Андреевич начинает на полях и сопках Маньчжурии во время войны с Японией (1904–1905). Будет дважды ранен, второе ранение станет очень тяжелым. Он до самой темноты лежал на земле, истекая кровью, почти заваленный землей от взрыва тяжелого снаряда. Его не могли найти. Однако в темноте одна из сестер милосердия не уходила с поля боя. Ей удалось по тихому стону обнаружить раненого капитана Михаэлиса. Потом она выхаживала его в лазарете. Они полюбили друг друга и обвенчались в православной церкви. Михаэлис перешел из лютеранской веры в православную.

Расскажем об одном из героических подвигов Ивана Андреевича. В феврале 2015 года – столетие Праснышского сражения между русскими и германскими войсками. В этом бою русская армия одержала победу. После этого боя Михаэлису присвоили звание генерал-майора и наградили орденом Святого Владимира 3-й степени с мечами. За что конкретно?

Используя ошибки русского командования, немецкие войска скрытно готовят удар и наносят его внезапной и массированной атакой. Наши войска оставляют город Прасныш, создается угроза окружения русских войск. Но скоро враг получит ответный удар от подошедших двух корпусов сибирских стрелков. В их составе находился и 15-й стрелковый полк под командованием полковника Михаэлиса. Этот полк участвует в первой и также внезапной ночной контратаке русских войск. Иван Андреевич после флангового обхода противника, несмотря на ранение, поведет своих стрелков в атаку. Сибиряки врываются на немецкие позиции, разбрасывая гранаты. Враг поспешно отступает. Его потери в три раза превысили потери русских войск. Ивана Михаэлиса назначают командиром бригады сибирских стрелков.

ПАМЯТЬ – ЖИВА

Начальник штаба одного из Сибирских пехотных корпусов генерал Михаэлис скончался в феврале 1917 года. Смерть наступила от сердечного приступа в двухлетнюю годовщину Праснышской победы. Вероятнее всего, он умер от последствия тяжелой раны, а также стрессовых потрясений. На фронтах начинались волнения и первые проявления развала армии и анархии в стране. Многие отважные «бородачи» – сибиряки довоенного и первых военных призывов, бывшие надежной опорой командования, погибли или были искалечены в беспрерывных и кровавых боях. Исчезает в новой солдатской массе сибирских полков чувство гордости, что они общепризнанные героические сибирские стрелки – верные защитники Отечества. А эта гордость была признаком неформальной элитарности этих частей. Кстати, о новой солдатской массе. В том же 15-м Сибирском стрелковом полку солдаты – уроженцы Сибири уже в 1916 году составляли лишь одну пятую часть личного состава. В полк прибывали новобранцы в основном из европейской России. Изъяны и преступления государственного правления во время войны и тяжелые условия жизни российского населения увеличивали анархию.

Могила генерала Михаэлиса на городском кладбище в Саратове не сохранилась. Его жена, дочь и внук похоронены на Ваганьковском кладбище в Москве. У этого семейного захоронения я познакомился с вдовой внука генерала. Думал, что это могилы родственников балерины Л.С. Михаэлис – гражданской жены сына писателя Ф.М. Достоевского. Она сумела сохранить некоторые документы из бесценного архива великого писателя. Я ошибся, но зато узнал, кто такой генерал И.А. Михаэлис!

Узнал также, что советский разведчик, полковник ГРУ Генштаба РККА Виктор Филиппович Кидайш, он же Виктор Деже (1897–1938), венгр, был женат на племяннице жены генерала Михаэлиса. Лидия Ивановна, супруга разведчика Кидайша, была очень красивой женщиной. Супруги выполняли задания в Германии и Швейцарии. Виктор Кидайш был репрессирован (расстрелян), а его жену осудили на 10 лет лагерного заключения. Они были реабилитированы.

К 100-летней годовщине начала Первой мировой войны в Саратове открыли выставку, посвященную знаменитым уроженцам Саратовской губернии и всем тем, кто был мобилизован на войну из этого края. Вот некоторые имена. В.И. Чапаев – житель поселка Большево. Мобилизован как «ратник ополчения первого разряда». На фронте получил два Георгиевских креста и унтер-офицерское звание. Там же портреты будущих героев Великой Отечественной войны. Они также отличились и в Первой мировой войне. Это генералы И.В. Панфилов, И.С. Кутяков и другие. На отдельном стенде материалы о герое – партизанском командире С.А. Ковпаке. Его, чернорабочего города Петровска, мобилизовали на войну. На отдельном стенде и сведения о генерале И.А. Михаэлисе. Указано и прежнее (немецкое) название поселка, где он родился, – Мессер, ныне это Усть-Золиха. Организаторы выставки поместили ксерокопию заметки из мартовского номера газеты «Саратовский листок» за 1916 год: «…в Саратове находится на лечении у матери раненный в ногу 12-летний мальчик Василий Филиппов, представленный за успешные разведки к награждению Георгиевским крестом 4-й степени и медалью на Георгиевской ленте».

Генералу Михаэлису не суждено было, в отличие от многих генералов и офицеров-фронтовиков, например Петра Врангеля или Владимира Каппеля, «прославится» в будущей братоубийственной Гражданской войне. Поэтому в истории он не совсем заметен. И пусть одним из явных доказательств его заслуг перед Россией будет то, что он достойно командовал отважными сибирскими стрелками.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1339
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1526
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1636
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
3894

Другие новости