Все соратники фюрера после войны вновь собрались в одном месте – на скамье подсудимых Нюрнбергского трибунала. Фото Национального управления архивов и документации
Одна из многочисленных тайн Второй мировой войны связана с именем ближайшего соратника Гитлера по партии Рудольфа Гесса. Судя по переписке между Берлином и Москвой, до мая 1941 года никаких разногласий между Гитлером и Сталиным не было. Подготовка к переделу политической карты мира продолжалась с обеих сторон, а главной целью для отвода глаз была Англия. При этом каждый из них преследовал иные, исключительно свои цели. И все бы ничего, но 10 мая 1941 года произошло событие, суть которого до сих пор не ясна историкам. В тот день Гесс оказался в Англии. Официальная, растиражированная версия утверждает, что этот перелет Гесс совершил исходя из собственных убеждений и на благо Германии.
ВЕРСИЯ ОФИЦИАЛЬНАЯ
До сих пор расхожими являются сообщения в прессе о том, что Рудольф Гесс вылетел в Шотландию, самостоятельно пилотируя двухмоторный самолет «Мессершмитт-110», и в 3 часа ночи 11 мая выбросился с парашютом недалеко от поместья члена королевской семьи герцога Гамильтона. Интересно, как он вне видимости земли, причем без штурмана, мог определить это место, да и насколько он любил прыжки с парашютом и когда совершил последний из них?
Первому встречному фермеру Гесс представился вымышленным именем и попросил доставить его к герцогу. Англичанин сначала привел парашютиста к себе домой, напоил чаем, но скрытно вызвал спецслужбы. Они выяснили истинную фамилию «таинственного немца». Вместо встречи с Гамильтоном Гесс оказался в лондонской тюрьме…
О приземлении Гесса в Шотландии английская пресса сообщила лишь 13 мая. Тогда же было высказано предположение, носившее, видимо, чисто пропагандистский характер, о том, что Гесс сбежал из-за серьезных разногласий и раскола в руководстве национал-социалистов. Английская пресса сделала свое дело, и нет смысла пересказывать не соответствующие действительности высказывания Черчилля о том, как Гесс попал в Англию. Другое дело, что об этом говорили в Германии.
В Советском Союзе об этом узнали лишь 14 мая, но все попытки агентов внешней разведки понять причины перелета, а тем более цель миссии Гесса не дали результата.
Официально об исчезновении Гесса руководство Национал-социалистической партии сообщило 12 мая. В официальном коммюнике говорилось, что «Гесс 10 мая в 18 часов осуществил вылет в неизвестном направлении на самолете из Аугсбурга и не вернулся до сего времени. Оставленное Гессом письмо свидетельствует ввиду его бессвязности о наличии признаков умственного расстройства, что заставляет опасаться, что Гесс стал жертвой умопомешательства». Одновременно нацистская пропаганда стала активно продвигать идею о том, что Гесс, являясь идеалистом, «стал жертвой навязчивой идеи добиться согласия между Англией и Германией».
В 1953 году в Германии были опубликованы мемуары бывшего командующего истребительной авиацией Люфтваффе Адольфа Галланда, где он так описал это событие:
«Ранним вечером 10 мая 1941 года меня вызвал к телефону сильно возбужденный рейхсмаршал и приказал немедленно поднять всю эскадрилью (Ме-110. – Н.Я.) в воздух. Это показалось мне нелепым, так как, во-первых, уже наступили сумерки и, во-вторых, не было никаких сообщений о налете противника. Я сказал это Герингу.
«Налет, – передразнил он, – что значит налет! Вы должны помешать вылету! В Англию на Ме-110 вылетел сошедший с ума заместитель фюрера! Его надо во что бы то ни стало приземлить».
(Получается, что Геринг был посвящен в тайные замыслы Гесса. – Н.Я.)
Я спросил о предполагаемом курсе и времени взлета машины и получил приказ: сразу после начала операции лично давать все сообщения.
Когда я положил трубку, то не мог понять, кто из нас сошел с ума: заместитель фюрера, рейхсмаршал или я сам. Во всяком случае, приказ, который я получил, был явно ненормальным. До сумерек оставалось 10 минут. В это время в воздухе было много Ме-110, которые готовились к ночным полетам или делали пробные полеты после ремонта. Откуда мне было знать, в каком из них сидит Рудольф Гесс? Поэтому я приказал произвести чисто символический взлет. Командиры групп должны были выслать по одной или две машины. Со своей стороны они, очевидно, меня считали сумасшедшим.
Я взял карту и попытался вычислить расстояние и время полета на линии Аугсбург–Англия. Если, как мне сказали, Гесс стартовал с аэродрома фирмы «Мессершмитт» в Аугсбурге, то маловероятно, что он достиг Англии, куда будто бы вылетел. Даже от такого старого летчика, как Гесс, <…> для подобного предприятия требовалась большая храбрость, осторожность, летное мастерство – или же нужно было просто сойти с ума.
Этих вопросов касался наш телефонный разговор с Герингом, когда я ему сообщил о безуспешном окончании нашей операции. Я сказал Герингу, что если Гессу действительно удалось долететь от Аугсбурга до Британских островов, то там его обязательно собьют «Спитфайры».
Однако Гесс долетел до Шотландии, где у него, очевидно, кончилось горючее. Он выпрыгнул с парашютом. Вблизи местечка Пейзли его поймал вооруженный вилами крестьянин.
12 мая по организациям партии было распространено сообщение: «Партийный товарищ Рудольф Гесс, которому по причине развивающейся в течение многих лет болезни фюрер строжайше запретил заниматься летной деятельностью, в последнее время снова приобрел для себя самолет. 10 мая около 18 часов в Аугсбурге Гесс поднялся в воздух и до сих пор не вернулся… Насколько можно судить по проведенной сейчас проверке оставленных Гессом бумаг, у него была навязчивая мысль, что путем личной встречи со своими старыми знакомыми-англичанами ему все же удастся достичь взаимопонимания между Германией и Англией».
Какова бы ни была тайная причина этого полета – здесь кто-то сделал попытку в последний момент затормозить мчащийся к катастрофе поезд…»
В то же время Ф. Гальдеру, как следует из его «Военного дневника», об этом стало известно на утреннем совещании 12 мая.
Спустя три дня в ОКХ прошло совещание по «делу Гесса», и Гальдер в своем дневнике записал:
«I. Сообщение фюрера главкому соответствует второй версии прессы о перелете Гесса.
1. Для фюрера это событие явилось полной неожиданностью.
2. Было известно, что:
а) Гесс был внутренне подавлен, поскольку тяготел к Англии и его угнетало взаимоуничтожение германских народов;
б) Гесса угнетал запрет выехать на фронт, а его неоднократные просьбы разрешить ему принять личное участие в боях отклонялись;
в) Гесс был склонен к мистицизму («видения», «пророчества» и т.п.);
г) он лихачествовал в воздухе, и вследствие этого фюрер уже давно запретил ему летать.
3. Дополнительно было установлено:
А. С августа прошлого года Гесс интересовался сводками погоды над Англией.
Б. Гесс пытался через Тербовена получить в Норвегии данные для радиопеленгации.
В. После того как у Удета он не сумел ничего добиться, Гесс систематически занимался летным делом у Мессершмитта.
Г. Технической подготовкой к полету Гесс занимался по заранее разработанному плану (запасные баки).
4. Как все это происходило:
А. В воскресенье был получен пакет с материалами на имя фюрера, который тот отложил в сторону, приняв его за памятную записку. Однако затем фюрер вскрыл пакет и нашел письмо, в котором Гесс изложил причины, побудившие его улететь. В качестве конечной цели Гесс указал Глазго и информировал фюрера о том, что посетит лорда Гамильтона (руководителя английского союза фронтовиков).
Б. Запрос рейхсмаршалу и Удету о возможности достигнуть района Глазго на указанном самолете. На запрос был получен утвердительный ответ. Предвидя, что английская пропаганда попытается использовать этот случай, руководство составило краткое сообщение для прессы».
НЕСТЫКОВКИ
А теперь взгляните на карту и определите расстояние от Аугсбурга в обход Бельгии. Получится около 800 км. Согласно результатам летных испытаний, скоростная дальность полета Ме-110С (кстати, на нем не предусмотрены дополнительные подвесные баки) составляла 800 км, а на экономичном режиме (куда ему было спешить), как показали испытания в НИИ ВВС, – 1000 км. Так что, господин Галланд, вы слукавили. Горючего на самолете было предостаточно, чтобы не только долететь до острова, но и выбрать (при желании) место для посадки. Да и не следует забывать, что заход солнца 10 мая в Германии был в 19 часов 42 минуты.
Если же Гесс вылетел на Ме-110Е, что мало вероятно, то с учетом топлива в баках, подвешенных под крылом, скоростная дальность составит около 1500 км, а на экономичном режиме – почти 2000 км. Как раз чтобы долететь не только до Глазго, но и до океанского побережья Англии. Только кто его там ждал?
Британцы осматривают разбившийся самолет Гесса. Но не вымысел ли это? Фото 1941 года |
Здесь надо отметить, что к маю 1941 года все восточное побережье Туманного Альбиона было покрыто сетью радиолокационных станций, предупреждавших о приближении немецких самолетов, и их операторы успели накопить достаточный опыт. Поэтому пересечь незамеченным границу Англии Гесс не мог, поскольку была высока вероятность перехвата его истребителям ПВО.
Вторым непонятным моментом во всей этой истории был ночной полет. На что мог рассчитывать Гесс в ночном небе? На ковровую дорогу к освещенному аэродрому? Они в военное время были все затемнены, а светотехническое оборудование включалось при плановых полетах или в случае предварительного оповещения военными. А может быть, он предполагал совершить посадку на крыше дома своего приятеля и оказаться в его объятиях?
Вероятность же благополучного приземления ночью в поле была близка к нулю, как, впрочем, и на парашюте. Это был огромный риск.
Гораздо проще было, достигнув Англии еще в светлое время, приземлиться на подходящем военном аэродроме, чем продолжать полет в неизвестность, вглубь королевства. Аэродромов на побережье Англии было достаточно, и все они были хорошо известны немцам. На худой конец это можно было сделать и в поле. Но этого не произошло.
К месту «падения» самолета сбежались люди, и вскоре в прессе появилось фото англичан, позировавших на фоне «мессершмитта». Что это? Действительно останки самолета Гесса или хорошая постановка? Ведь сообщалось, что самолет сгорел. Это как же, ведь топливо было выработано.
Но следов пожара на обломках машины, судя по фотографии, не было, возможно, потому, что не было и полета.
Предположим, что «полет» Гесса (возможно, по версии А.Н. Осокина, его исчезновение связано с английской разведкой) изменил не только планы Гитлера–Сталина на ведение будущей войны, но и соотношение сил в Европе. Тогда получается, что благодаря Гессу удалось «склонить» Англию на сторону Германии и совместно выступить против СССР.
БРИТАНСКИЙ СЛЕД
Что могла предпринять тогда Великобритания против СССР и как она могла поддержать своего нового союзника в намеченной им войне? Сухопутные войска и флот Соединенного Королевства быстро перебросить на новый ТВД вряд ли было возможно. К тому же флоту, кроме северных акваторий, можно было развернуться лишь на Черном море, пройдя через Босфор. Но там существовала опасность оказаться запертым в случае, если события на фронте развивались бы по иному сценарию. Да и переброска английских войск к границам Советского Союза не осталась бы не замеченной. Оставались Королевские воздушные силы, а наносить удары по территории СССР они могли лишь с аэродромов в Ираке.
Как говорилось выше, к началу Второй мировой войны на вооружении Королевских ВВС находились самолеты «Веллингтон» и «Уитли» компаний «Виккерс» и «Армстронг-Уитворт» соответственно.
Самым передовым дальним бомбардировщиком Королевских ВВС в 1941 году считался «Веллингтон II». Если на нем вылететь с аэродрома Хаббания в 80 км от Багдада, то вполне реально было добраться по прямой до Севастополя, сбросив 500-килограммовый груз, имитирующий, например, постановку мин, и вернуться назад. Таким образом, исключать версию А.Н. Осокина о минировании английской авиацией прибрежных вод около Севастополя нельзя.
Сегодня опровергнуть или подтвердить это предположение может только английское правительство, но оно молчит. Ответить на этот вопрос мог бы Рудольф Гесс. Но 17 августа 1987 года весь мир облетела сенсационная новость: в тюрьме Шпандау (Западный Берлин) покончил жизнь самоубийством 93-летний Рудольф Гесс, единственный из подсудимых немецких военных преступников, приговоренный на суде в Нюрнберге к пожизненному заключению.
Пока Гесс был в тюрьме, ему запрещалось что-либо говорить или писать о предпринятой им в мае 1941 года «миссии мира». Его переписка и свидания с родственниками и адвокатами контролировались тюремной администрацией.
В приговоре Международного военного трибунала в Нюрнберге сказано: «Улетая в Англию, Гесс вез с собой некоторые мирные предложения», которые, по его утверждению, Гитлер был готов принять. Примечательно, что этот полет произошел спустя 10 дней после того, как Гитлер назначил последнюю дату для нападения на Советский Союз – 22 июня 1941 года.
В стенограмме заседания Нюрнбергского процесса 31 августа 1946 года было зафиксировано, что Гесс пожелал сообщить о своей миссии в Англии, но его прервал председатель трибунала англичанин Лоуренс. После этого Рудольф Гесс отказался отвечать на вопросы судей и обвинителей, разыгрывая невменяемость и потерю памяти.
Но почему представитель СССР не потребовал, чтобы Гесс продолжил свое откровение? Объяснение может быть одно: советское правительство, а точнее Сталин, было так же заинтересовано в сокрытии правды, как и англичане. Мы и сегодня боимся предать это гласности.
ТАК ГДЕ ЖЕ ИСТИНА
Существует несколько версий «побега» Гесса, но их объединяет одно – желание Германии и Великобритании быстрей напасть на Советский Союз, чтобы стереть его с лица земли. Причем оба этих государства были полны ненависти друг к другу. Но англичане, желая столкнуть Германию с СССР, надеялись на их обоюдное уничтожение, а Германия в случае расширения «жизненного пространства» вряд ли отказалась бы от оккупации Туманного Альбиона, и это не могли не осознавать в Лондоне.
О том, насколько Лондон был заинтересован в сотрудничестве с Гитлером, свидетельствует заявление Аллена Даллеса, руководителя резидентуры Управления стратегических служб в Берне во время Второй мировой войны, будущего директора ЦРУ. В 1948 году Даллес заявил: «Британская разведка в Берлине установила контакт с Рудольфом Гессом и с его помощью нашла выход на самого Гитлера. Гессу было сказано, что если Германия объявит войну Советам, Англия прекратит военные действия».
В самоубийство Гесса верится с трудом. По этому поводу зарубежная пресса сообщала: «В день смерти к Гессу не хотели пускать его санитара-тунисца Маури. Только через полчаса, с трудом прорвавшись к садовому домику, специально построенному для Гесса на случай плохой погоды, Маури увидел подопечного безжизненно лежавшим на полу. В домике находились американский надзиратель и двое военных, что было строжайше запрещено.
Маури стал делать Гессу искусственное дыхание, но его чемоданчик «первой помощи» оказался взломанным, а кислородный баллон – пустым, хотя накануне санитар его проверял. У приехавшего английского врача инструментарий тоже оказался в нерабочем состоянии. Когда тело Гесса привезли в госпиталь, два незнакомца исчезли, а санитару посоветовали держать язык за зубами».
Любопытно то, что в печати встречаются различные даты (начиная с конца апреля до 15 мая) прекращения бомбардировок военно-промышленных центров Великобритании, городов Бирменгем, Бристоль, Конвентри, Ливерпуль и Саутгемптон и других. Однако точная дата до сих пор не озвучена. То, что это событие произошло в мае, сомнения не вызывает. Возможно, ответ на это можно найти в английских газетах тех лет. Но автор не владеет их языком, и вызывает удивление, что никто из титулованных историков не обратил на это внимание. Нельзя исключать, что это и является ключом на пути к пониманию причины начала Великой Отечественной войны.
28 мая 1941 года, когда завершилась операция немцев по захвату острова Крит и прекратились активные действия ВС Германии против Великобритании, во второй раз после Дюнкерка немцы позволили уйти английским войскам, на этот раз с острова.
Похоже, что после этого события и наступило затишье, которое, как видится, было направлено на продолжение подготовки войны против СССР. Нередко прекращение налетов на Соединенное Королевство связывают с большими потерями Люфтваффе – 1773 самолета, но похоже, что это не так.
В печати часто ссылаются на письмо Гитлера, доставленное Сталину курьером из Берлина на самолете Ю-52 15 мая 1941 года. Послание является не чем иным, как ответом на письмо Сталина, направленное фюреру, судя по всему, 11 или 12 мая.
В нем Гитлер сообщал:
«Я пишу это письмо в момент, когда я окончательно пришел к выводу, что невозможно достичь долговременного мира в Европе – не только для нас, но и для будущих поколений – без окончательного крушения Англии и разрушения ее как государства. Как вы хорошо знаете, я уже давно принял решение осуществить ряд военных мер с целью достичь этой цели. Чем ближе час решающей битвы, тем значительнее число стоящих передо мной проблем. Для массы германского народа ни одна война не является популярной, а особенно война против Англии, потому что германский народ считает англичан братским народом, а войну между нами – трагическим событием. Не скрою от Вас, что я думал подобным же образом и несколько раз предлагал Англии условия мира. Однако оскорбительные ответы на мои предложения и расширяющаяся экспансия англичан в области военных операций – с явным желанием втянуть весь мир в войну – убедили меня в том, что нет пути выхода из этой ситуации, кроме вторжения на Британские острова.
Английская разведка самым хитрым образом начала использовать концепцию «братоубийственной войны» для своих целей, используя ее в своей пропаганде – и не без успеха. Оппозиция моему решению стала расти во многих элементах германского общества, включая представителей высокопоставленных кругов. Вы наверняка знаете, что один из моих заместителей, герр Гесс, в припадке безумия вылетел в Лондон, чтобы пробудить в англичанах чувство единства. По моей информации, подобные настроения разделяют несколько генералов моей армии, особенно те, у которых в Англии имеются родственники.
Эти обстоятельства требуют особых мер. Чтобы организовать войска вдали от английских глаз и в связи с недавними операциями на Балканах, значительное число моих войск, около 80 дивизий, расположены у границ Советского Союза. Возможно, это порождает слухи о возможности военного конфликта между нами.
Хочу заверить Вас – и даю слово чести, что это неправда...
В этой ситуации невозможно исключить случайные эпизоды военных столкновений. Ввиду значительной концентрации войск эти эпизоды могут достичь значительных размеров, делая трудным определение, кто начал первым.
Я хочу быть с Вами абсолютно честным. Я боюсь, что некоторые из моих генералов могут сознательно начать конфликт, чтобы спасти Англию от ее грядущей судьбы и разрушить мои планы. Речь идет о времени более месяца. Начиная примерно с 15–20 июня я планирую начать массовый перевод войск от Ваших границ на Запад. В соответствии с этим я убедительно прошу Вас, насколько возможно, не поддаваться провокациям, которые могут стать делом рук тех из моих генералов, которые забыли о своем долге. И, само собой, не придавать им особого значения. Стало почти невозможно избежать провокации моих генералов. Я прошу о сдержанности, не отвечать на провокации и связываться со мной немедленно по известным Вам каналам. Только таким образом мы можем достичь общих целей, которые, как я полагаю, согласованы.....
Ожидаю встречи в июле».
Естественно, возникает вопрос: где же письмо Сталина? Если оно существовало, то должно было находиться в рейхсканцелярии фюрера, а копия (второй экземпляр) – в архиве Кремля. Но оно нам недоступно.
НОВЫЕ ЗАГАДКИ
Любопытно, что именно 15 мая 1941 года, видимо, была завершена разработка предварительного плана стратегического развертывания Вооруженных сил Советского Союза на случай войны с Германией и ее союзниками. Этот документ до 1948 года хранился в личном сейфе А.М. Василевского, в то время заместителя начальника оперативного управления в звании генерал-майора. Последнее указывает на то, что документ никогда не покидал стен Генерального штаба. Естественно, возникает вопрос: не связано ли это с «миссией Гесса»?
Здесь надо отметить, что Василевский в ноябре 1940 года посетил Германию в составе делегации наркома иностранных дел В.М. Молотова и был в курсе проводившихся переговоров.
Уж очень много событий, указывающих на возможный сговор двух вождей, произошло в мае 1941 года. Складывается впечатление, что между ними шла большая тайная игра и в выигрыше, если учесть и развал СССР в 1992-м, оказался посредник – Великобритания. Хотя главным победителем во Второй мировой был Советский Союз.
Важнейшие события в жизни страны весной 1941 года завершились выступлением Сталина в конце мая на расширенном заседании политбюро, где он сказал: «Если подвести итог внешнеполитической деятельности с 1931 до начала 1941 года, то главным является то, что, несмотря на происки англо-американского империализма, удалось избежать вовлечения Советского Союза в войну против фашистской Германии на западе и Японии на востоке.
…Заключение договора о ненападении с Германией было правильным политическим шагом с нашей стороны. Он дал необходимую передышку для более лучшей подготовки страны в обороне…
Обстановка обостряется с каждым днем, и очень похоже, что мы можем подвергнуться внезапному нападению со стороны фашистской Германии».
Чем руководствовался вождь, предупреждая руководство страны о неизбежности войны? Возможно, на эту мысль навел его именно полет Гесса в Англию. А может быть, он изначально намеревался нанести удар в спину Германии, представлявшей на тот момент гораздо большую опасность по сравнению с Англией. Ясно лишь одно – что оба вождя ненавидели друг друга и в любом случае должны были столкнуться в кровавой битве.
В 2011 году в печати появились публикации нескольких документов из архива Службы внешней разведки с сообщениями советских разведчиков о перелете Гесса, но они ровным счетом ничего исследователям не дают и их иначе, как к рубрике «Одна гражданка говорила», не отнесешь.
В завершение же приведу слова Уинстона Черчилля из его воспоминаний: «Русские очень подозрительно относятся к истории с Гессом, у меня был продолжительный разговор на эту тему в Москве с маршалом Сталиным: он все время твердил, что Гесс был приглашен нашей секретной службой. Не в наших интересах, чтобы теперь все это всплыло».
На мой взгляд, этого вполне достаточно, чтобы ответить на вопросы: как и зачем Гесс оказался в Англии?