Мемориальный музей генералиссимуса А.В. Суворова в селе Тимановка. Здесь была написана книга «Наука побеждать». Фото с сайта www.wikipedia.org
До Петра Великого подразделения русской армии обычно назывались по фамилиям командиров, например, полк Ефима Гулица или дивизия князя Репнина. В 1708 году полки начали именовать по местам квартирования или формирования, так появились полки Преображенский и Бутырский, Московский и Апшеронский (сформирован в ходе войны с Персией на Апшеронском полуострове, в городе Святой Крест, ныне Буденновск). Кроме того, полкам присваивались имена их шефов – часто зарубежных особ королевской крови.
Так, например, менялось название одного из кавалерийских полков русской армии – он формировался в 1705 году в Белгороде, как «драгунский Ивана Пестова полк», затем стал именоваться Нарвским драгунским и после ряда переименований к Первой мировой войне подошел под названием «13-й гусарский Нарвский, Его Величества Императора Германского, короля Прусского Вильгельма II», в котором служил мой дед. Ирония судьбы: шефом полка был кайзер Вильгельм, против которого в числе первых вступили в бой гусары, квартировавшиеся тогда в Царстве Польском, в городе Седлеце.
Интересна, если можно так выразиться, «литературная» судьба полка: в 1870–1880 годах нарвскими гусарами командовал Александр Александрович Пушкин, сын поэта, а у Булгакова в «Белой гвардии» гусарский полк выведен под именем «Белградского» – такого полка в русской армии не было, но явно видна ссылка на место первого формирования полка – Белгород.
В 1918 году поредевший полк был отведен в Тамбов, где переформирован в Нарвский партизанский Красногусарский отряд, который в составе различных подразделений Красной Армии прошел Гражданскую войну на Восточном и Западном фронтах.
Полк прошел славный боевой путь – но как сохранялась память об этом пути? Почти никак – только на гусарских шапках крепилась латунная ленточка, знак отличия за турецкую войну 1877–1878 года, когда полком командовал А.А. Пушкин.
Среди отличий, которые присваивались полкам, были и знамена, и трубы с георгиевскими лентами, и барабаны, и красные отвороты на сапогах – как знак того, что полк стоял по колено в своей крови.
До самого 1917 года лейб-гвардейцы Павловского полка носили на парадах медные шапки-гренадерки с именами тех, кто был в них в сражении под Фридландом в 1808 году.
Но кто знал и кто мог видеть эти знаки воинской доблести, эту память о героизме предков? Только служащие в этих полках да небольшая часть историков и военных.
Все знают, например, знаменитый русский вальс «На сопках Маньчжурии». Но мало кто знает его полное название – «Мокшанский полк на сопках Маньчжурии». Мелодия стала уникальным музыкальным знаком отличия – но кто знает, почему полк называется Мокшанским, и где именно он сражался, какую землю поливал своей кровью, потеряв за десять дней обороны 5/6 своего состава, но не отступив?
Новая эра началась после революции. За особые заслуги, мужество и героизм Реввоенсовет начал присваивать частям и соединениям воинские почетные наименования, «установленные по названиям городов, крупных населенных пунктов, рек, горных хребтов, областей (провинций) и т.п., связанных с определенными боями или сражениями, в которых отличились те или иные части и соединения…».
Первыми, в апреле 1919 года, получили воинские почетные наименования «Туркестанские» соединения Туркестанской армии, сражавшиеся с басмачами в Средней Азии, – не выдуман сюжет фильма «Белое солнце пустыни». Затем появились почетные воинские наименования «Кубанские» в декабре 1919 года и «Чонгарские», «Северо-Донецкие», «Ростовские», «Крымские» и иные в 1921 году.
Первыми воинскими почетными наименованиями в Великой Отечественной войне стали «Донские», «Зимовниковские», «Кантемировские», «Котельниковские», «Сталинградские» и «Тацинские», присвоенные частям, отличившимся в боях в январе 1943 года.
И эти нематериальные знаки отличия оказались намного эффективнее и удобнее, чем отвороты, выпушки, трубы и барабаны.
КАК УНИЧТОЖАЕТСЯ ПАМЯТЬ
Недавно в Киеве разрисовали красками и повалили памятник Зое Космодемьянской – украинские нацисты продолжили дело гитлеровцев. А до того бандеровская власть снесла памятник легендарному партизанскому генералу Сидору Ковпаку и нацисты надругались над его могилой.
Но это, если можно так выразиться, «террор индивидуальный», попытка убить память об отдельных личностях. А в прошлом году Порошенко перешел к «террору массовому», переименовал все украинское воинство, исключив из наименований воинских частей все, связанное с войной против фашизма и местами, где сражались и побеждали солдаты Красной Армии.
Ленинградский ордена Кутузова реактивный артиллерийский полк стал просто номерным артиллерийским полком.
24-я отдельная механизированная Самаро-Ульяновская Бердичевская Железная ордена Октябрьской Революции трижды ордена Красного Знамени орденов Суворова и Богдана Хмельницкого дивизия стала 24-й отдельной механизированной Бердичевской Железной бригадой им. князя Даниила Галицкого.
128-я гвардейская мотострелковая Туркестанская дважды Краснознаменная дивизия им. Маршала Советского Союза А.А. Гречко стала 128-й отдельной гвардейской горно-пехотной Закарпатской бригадой.
50-й инженерно-саперный Винницкий Краснознаменный ордена Богдана Хмельницкого полк стал 703-м инженерным Винницким полком.
777-й отдельный автомобильный Прутский ордена Красной Звезды батальон стал 777-м отдельным полком материального обеспечения.
121-й отдельный Фокшано-Мукденский орденов Александра Невского и Красной Звезды полк связи стал 121-й отдельной гвардейской бригадой связи.
114-й истребительный авиационный Таллинский Краснознаменный полк стал 114-й бригадой тактической авиации.
Ну, и так далее.
Подход простой – вычеркнуть из названий воинских соединений все, что напоминает о подвигах Красной Армии, о борьбе с фашизмом, о России.
И подход простодушно-жульнический: оставить все географические названия, связанные с Украиной. Была, например, в Советской Армии прославившая себя в боях за Кривой Рог 17-я гвардейская танковая Криворожская Краснознаменная ордена Суворова дивизия. Переименовали ее, ободрав ордена, в 17-ю отдельную гвардейскую танковую Криворожскую бригаду. Вот и разбирайся – то имя или не то, Криворожская – это почетное воинское наименование или просто место формирования? А формировалась она, кстати, на Урале, в августе 1940 года.
То же и с 93-й гвардейской мотострелковой Харьковской дважды Краснознаменной орденов Суворова и Кутузова дивизией, с которой сорвали воинские награды, превратив в 93-ю отдельную гвардейскую механизированную Харьковскую бригаду. И эта «Харьковская бригада», никакого отношения к славе и подвигам Красной Армии и освобождению Харькова в 1943 году не имеющая, предав свою историю и знамя, участвовала в позорной карательной операции против ДНР.
ГДЕ НАХОДИТСЯ ВАПНЯРКА
4-я гвардейская Вапнярско-Берлинская Краснознаменная орденов Суворова и Кутузова военная база дислоцируется сегодня в Южной Осетии, защищая и оберегая народ республики от опасности новой войны и прикрывая Россию с южного направления.
Где находится Берлин и как его брала рабоче-крестьянская Красная Армия в 1945 году, знают все. А где находится Вапнярка, чье имя стоит даже впереди Берлина и почему равны по славе и освобождение Вапнярки, и взятие Берлина? Почему 164-й танковой бригаде (чье имя и регалии приняла 4-я база) 19 марта 1944 года было присвоено почетное наименование Вапнярской? Почему освобождению Вапнярки салютовала Москва двенадцатью залпами ста двадцати четырех орудий?
А начиналась эта история во времена Александра Васильевича Суворова.
Где разместил гениальный российский стратег и полководец штаб-квартиру группы армий, защищавших южное и западное направление? Где написал он свой великий труд «Наука побеждать»? Где готовил он своих чудо-богатырей к стремительному и неотразимому броску на Варшаву, где польские конфедераты устроили «кровавую заутреню», напав на русских во время пасхального богослужения и причастия и вырезав несколько тысяч человек? До сих пор сохраняются следы учебной крепости «Пражки», где суворовские солдаты учились преодолевать рвы и штурмовать стены.
Те, кто видел снятый знаменитым режиссером Пудовкиным перед самой войной по распоряжению товарища Сталина (Сталин сам редактировал сценарий) прекрасный и исторически достоверный фильм «Суворов», помнят этот штаб среди убогих хат и мазанок в крошечном местечке Тульчине, ныне райцентре Винницкой области.
Этот штаб южной группировки войск сохранялся и после Суворова, и после Отечественной войны 1812 года, и возглавлял его герой войны, генерал-фельдмаршал Витгенштейн. Северное общество декабристов находилось в блистательном Петербурге, столице империи, а Южное общество, более радикальное, возглавляемое Пестелем, находилось именно в Тульчине.
Приезжал туда и Пушкин, встречался с Пестелем, и только случайно Тульчин не вошел в бессмертные строфы «Евгения Онегина», а остался среди набросков к 10-й главе поэмы.
За Тульчином находится село Тимановка – село, в котором в советское время было три музея: краеведческий, художественный и мемориальный А.В. Суворова. А за селом три колодца – Суворовские колодцы, выкопанные русскими солдатами. В 70-е годы они были облицованы бетоном, поставлен возле них каменный обелиск, а я еще помню их деревянными, облицованными могучими выдолбленными из дуба колодами, деревянным ковшиком-корытцем на длинной ручке и вырезанной надписью: «Выкопали прадеды – восстановили правнуки».
А еще дальше за колодцами – безымянный военный городок, с 1949 года – войсковая часть № 64369, школа младших авиационных специалистов № 50. Городок на этом стратегическом направлении был построен в самом начале 30-х годов, и до войны там располагался артиллерийский полк на конной тяге – по рассказам местных жителей. Рядом с городком, через шоссе, был устроен летний палаточный лагерь и сделана круглая, кирпичная, залитая бетоном танцплощадка.
Моего отца направили туда служить в 1949 году, и в детских воспоминаниях часть домов была уже в виде развалин, куда детям запрещалось ходить, от палаточного лагеря остались только заросшие травой котлованы – в земле копались углубления с земляными нарами и очагом, а сверху натягивался палаточный тент, а танцплощадка была расколота бомбой.
Военный городок обычно называли Вапняркой – по имени близлежащей узловой железнодорожной станции. «Вапно» по-украински «известь», когда-то в этих местах добывали известь, вот название и осталось. Движение поездов через эту станцию началось в 1870 году – и ее стратегическое значение еще более повысилось. Поэтому и катились через нее все войны. О боях Гражданской войны писали Багрицкий и Катаев, о боях Великой Отечественной – Борис Горбатов. Военный городок опоясывали окопы, мост через крошечный ручеек, протекавший поперек шоссе, был взорван, у стрельбища стоял ржавый немецкий танк, земля густо усеяна осколками и пустыми обоймами, немецкими – плоскими и нашими – корытцем.
Важность этого направления хорошо понимали немцы – поэтому такими ожесточенными были бои и при обороне, и при освобождении Вапнярки 16 марта 1944 года в ходе Уманско-Ботошанской операции.
15-я мотострелковая бригада, 48-я, 107-я, 109-я и 164-я танковые бригады за эти бои и победы приказом Сталина получили почетное наименование Вапнярских.
Остается добавить, что в Вапнярке учился и начинал работать в железнодорожных мастерских дважды Герой Советского Союза, генерал армии Иван Данилович Черняховский.
А 164-й танковой бригадой командовал полковник Николай Вениаминович Копылов. В боях за Берлин он получил звание Героя Советского Союза, а его бригада стала Вапнярско-Берлинской. После войны полковник Копылов еще десять лет служил в армии, а вскоре после ухода в запас переехал в Абхазию, в Сухум, где прожил до 12 апреля 1965 года.
Так неожиданно переплелись судьбы прославленной Вапнярско-Берлинской танковой бригады и ее легендарного командира: полковник спит вечным сном в Абхазии, а наследники его боевой славы охраняют мир и покой и Абхазии, и Южной Осетии…
Вечная память – командиру, вечная слава – тем, кто заслужил и хранит сегодня доблестное имя и высокие награды!