Схема полета самолета RB-29 7 октября 1952 года. Иллюстрация предоставлена автором |
В марте с.г. исполняется четверть века Российско-американской комиссии по делам военнопленных и пропавших без вести. Созданная 25 лет назад по решению президентов США и России, она вполне успешно продолжает свою деятельность и поныне. По словам сопредседателя российской стороны, Героя Советского Союза генерал-полковника Валерия Востротина, за эти годы накоплен большой опыт совместной работы по розыску и установлению судеб военнослужащих, пропавших без вести в ходе различных войн и вооруженных конфликтов, отработаны механизмы взаимодействия сторон, сформированы действенные рабочие аппараты комиссии. По признанию официальных лиц, сегодня работа в военно-мемориальной области является, пожалуй, единственной сферой, где отношения двух государств сохраняют свой потенциал и динамично развиваются.
Свидетельством тому стала очередная рабочая встреча американских и российских экспертов, состоявшаяся 20 февраля с.г. в Минобороны России. В ходе нее руководитель делегации гостей – начальник регионального отдела по Европе и Средиземноморью Управления Минобороны США по учету военнопленных и пропавших без вести полковник Кристофер Форбс в качестве наглядного примера эффективности работы комиссии привел эпизод с обнаружением в 1994 году на российском острове Юрий и вывозом на родину останков капитана ВВС США Джона Р. Данхэма.
Так как же оказался этот американец на нашей территории?
НА ОСТРИЕ ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ
7 октября 1952 года около 14.00 экипаж самолета RB-29 с веселым названием на борту «Чепчик Короля» (рег. № 44-61815) под командованием капитана Евгения M. Инглиша, принадлежавший 91-й эскадрильи стратегической разведки ВВС США, вылетел с авиабазы Йокота (Нэмуро), расположенной на японском острове Хоккайдо. Помимо командира и штурмана старшего лейтенанта Джона Р. Данхэма, в составе экипажа находились еще 6 человек: второй пилот 2-й лейтенант Пауль E. Брок, штаб-сержанты Самуэль A. Колган, Джон A. Хирш, оператор 1-го класса Tомас Дж. Шипп и операторы 2-го класса Фрэд Дж. Кендрик и Фрэнк E. Нэйл. Им предстояло в очередной раз зафиксировать работу советских радиотехнических средств, расположенных на Сахалине и южных Курилах.
К тому времени такие полеты со стороны ВВС США стали обычной практикой. Еще 14 апреля 1950 года Вашингтон утвердил Стратегию национальной безопасности США (NSC-68), нацеленную на противоборство с СССР, возможная стратегия которого описывалась в разделе под красноречивым названием «Фундаментальный проект Кремля». В нем, в частности, подчеркивалось: «США, как главный центр сил несоветского мира и основа противодействия советской экспансии, является основным противником, чья сплоченность и жизнеспособность может быть подорвана или уничтожена теми или иными средствами, если Кремль реализует свой фундаментальный проект…
Как только у Советского Союза будет достаточный атомный арсенал, предполагается, что он нанесет сильный внезапный удар…
Мы не знаем точно состояние советских атомных возможностей, но ЦРУ оценивает, и это совпадает с оценками Госдепартамента, Армии, ВМС, ВВС и Комиссии по атомной энергетике в отношении производственных возможностей Советского Союза в этой области, что ядерный арсенал СССР будет находиться в следующем диапазоне:
К середине 1950 года – 10–20 ед.
К середине 1951 года – 25–45 ед.
К середине 1952 года – 45–90 ед.
К середине 1953 года – 70–135 ед.
К середине 1954 года – 200 ед.».
На самом же деле у СССР к 1950 году было всего 5 атомных бомб типа РДС-1, впервые испытанных 29 августа 1949 года на Семипалатинском полигоне и хранившихся в Арзамасе-16.
Тем не менее среди возможных направлений ударов советских Вооруженных сил, помимо Западной Европы, нефтеносных районов Ближнего и Среднего Востока, воздушного наступления против Британских островов, воздушных и морских атак против коммуникаций западных держав в Атлантике и Тихом океане, американские стратеги с высокой долей вероятности рассматривали возможность «атак против целей, расположенных на Аляске, Канаде и в США».
В целях выяснения намерений Советского Союза и определения его военного потенциала самолеты ВВС США в рамках выполнения программы воздушной разведки продолжали выполнять систематические полеты над советской территорией, включая Заполярье и Дальний Восток. По данным постоянной комиссии ЦК КПСС, только в период с 1 октября 1951 года по 15 декабря 1952 года было зафиксировано 25 случаев нарушения «советских государственных границ вражескими самолетами», в том числе 19 – на Дальнем Востоке (из них 11 – в районе о. Сахалин) и шесть – в европейской части (два в Прибалтике, три в Прикарпатье и один в Закавказье). При этом девять случаев произошли в ночное время, что дало повод советскому командованию предположить, что в ходе их выполнялись и диверсионные задачи.
Так, 9 октября 1951 года американский разведчик RB-45С совершил успешный полет продолжительностью 4 час. 10 мин. с японской военной базы в Йокоте до южной оконечности советского о. Сахалин. Не прекращались ночные полеты над Владивостоком и Приморьем.
Ранее, в июле того же года, на базе Йельсон на Аляске впервые появился новый самолет-разведчик RB-47B, а на британской базе в Скалторпе разместились RB-45С. Все они предназначались для полетов вглубь территории СССР, намеченных на весну будущего года.
Характерно, что в ходе подобных полетов неоднократно происходили вооруженные столкновения между советскими истребителями-перехватчиками и американскими самолетами-нарушителями, приводившими к жертвам с обеих сторон. В частности, 6 ноября 1951 года пара истребителей Ла-11 ВВС 5-го ВМФ старших лейтенантов Ивана Лукашева и Моисея Щукина в ходе воздушного боя уничтожила патрульный самолет-разведчик ВМС США P-2В «Нептун», вторгшийся в воздушное пространство СССР на юго-востоке Приморья.
Остается добавить, что американский экипаж RB-29 Евгения M. Инглиша прекрасно знал, что совсем рядом, на Корейском полуострове, уже более двух лет шла ожесточенная война, где многонациональным силам ООН во главе с США противостояли объединенные северокорейские и китайские войска, поддерживаемые советскими военными советниками и специалистами. Только силами ВВС и ПВО СССР к осени 1952 года там было уничтожено свыше 800 американских самолетов. При этом соотношение потерь было явно не на стороне янки – 1:5 в пользу советской авиации.
Не случайно, еще начиная с конца декабря 1950 года – начала января 1951 года Пентагон с санкции президента США Гарри Э. Трумэна планировал для достижения своего превосходства применить в Северной Корее атомные бомбы. С этой целью, к примеру, в октябре 1951 года американское командование в Корее провело тайную операцию под кодовым наименованием «Река Гудзон». В ходе нее стратегические бомбардировщики В-29 отработали имитацию атомных бомбардировок нескольких крупных городов КНДР. На них были сброшены муляжи реальных атомных бомб из арсенала САК ВВС США (без урановой начинки). Целью операции было запугать и деморализовать северокорейское руководство и его союзников угрозой практических атомных атак. По воле судьбы до настоящего применения атомного оружия тогда дело не дошло. Но третья мировая война «стояла на пороге», и локальный конфликт на полуострове и в соседних с ним районах в любой момент мог перерасти в широкомасштабную «бойню народов».
ПОТЕРЯ «ЧЕПЧИКА КОРОЛЯ»
Через полчаса полета, примерно в 14.32 самолет RB-29 капитана Евгения M. Инглиша вторгся в воздушное пространство СССР. Нарушение границы в зоне № 14 тут же обнаружил расчет радиотехнического поста № 44 12-го (Северо-Курильского) приграничного района (ПРВО) Войск воздушной обороны приграничной линии, дислоцировавшийся на южной оконечности острова Кунашир. Через 12 минут янки покинули советское воздушное пространство. Это была так называемая «проверка боем».
Сделав над японской территорией два больших круга, выждав время и проверив реакцию советских средств ПВО, в 15.21 «Чепчик Короля» вновь на две минуты вошел в воздушное пространство СССР. Убедившись в своей безнаказанности, в 15.29 американский разведчик, набрав высоту 5000 м, в третий раз нарушил советскую госграницу и уверенно взял курс на острова Юрий и Шикотан.
Но экипаж Евгения M. Инглиша просчитался. Еще после первого обнаружения его самолета через минуту с аэродрома Южно-Курильск (о. Кунашир) на перехват нарушителя была поднята дежурная пара истребителей Ла-11 старших лейтенантов Владимира Леснова и Бориса Жирякова из 368-го истребительного авиаполка (командир – полковник А.Т. Старченко). Их наведение на цель уверенно осуществлял расчет ВПУ во главе с заместителем начальника штаба 12-го ПРВО полковником Александром Кочневым в составе: командира истребительной группы майора Валентина Шайхутдинова, старшего штурмана капитана Арменока Вартаняна, старшего офицера по наведению подполковника Ивана Рябенко и офицеров по наведению старшего лейтенанта Василия Панова и капитана Александра Панченко.
Когда RB-29 углубился на советскую территорию на 7,5 км, в 15.30 его уже перехватили истребители Ла-11. С дистанции 1 км американцы открыли по ним огонь из кормовой установки. Но только после третьей атаки противника, видя, что нарушитель, окрашенный в характерный зеленый цвет, не пытается подчиниться их требованиям, советские летчики открыли ответный огонь на поражение. В результате американский самолет-разведчик загорелся и на большой скорости врезался в воду в 1,5 км юго-западнее о. Демина (12–15 км юго-западнее о. Юрий). При этом раздались два взрыва.
По донесению штаба Войск воздушной обороны приграничной линии, помимо летчиков, момент боя и падения RB-29 наблюдали личный состав поста СНиС № 360 7-го ВМФ СССР, а также 2-й и 3-й застав 114-го погранотряда (начальники – капитаны Кучерук и Турчин).
Прибывшие к месту гибели американского самолета пограничные катера смогли обнаружить и подобрать среди множества плававших на морской поверхности мелких деревянных обломков труп только одного из членов экипажа с распущенным парашютом, разорванную надувную лодку, четыре бензобака, а также карту острова Хоккайдо и Курильских островов и несколько листов книги на английском языке. По документам, найденным в черном комбинезоне пилота, был опознан старший лейтенант Джон Р. Данхэм (личный № AO 20173 A). Так бесславно закончился полет «Чепчика Короля».
ДОЛГИЙ ПУТЬ НА РОДИНУ
Но американцы не были бы американцами, если бы не продолжили поиски своих пилотов. С рассвета 8 октября несколько групп реактивных истребителей F-84 «Тандерджет» по 4–8 самолетов принялись патрулировать вдоль госграницы СССР юго-западнее острова Юрий. При этом до 12.00 некоторые одиночные самолеты на большой скорости трижды нарушали советское воздушное пространство, пролетая над районом падения RB-29.
12 октября МИД СССР вручил временному поверенному в делах США в СССР О'Шонесси «ноту по вопросу нарушения американским бомбардировщиком Б-29 советской границы в районе острова Юрий». Но через четыре дня американская сторона вручила заместителю министра иностранных дел СССР Г.М. Пушкину ответную ноту, в которой отклонило протест советской стороны. Американцы заявили, что их «самолет не был оснащен для каких-либо боевых операций» и «не имел бомб, а его пулеметы не были подготовлены для стрельбы». Более того, он «не нарушал советской государственной границы, поскольку остров Юрий не является советской территорией», так как якобы «входит в группу островов Хабомаи и является японской территорией, находящейся под японским суверенитетом».
Дипломатические тяжбы затянулись почти на четыре года. Вашингтон даже выставил счет Москве за потерю RB-29 и его экипажа на 1 млн 620 тыс. 295,01 долларов. Пришлось напомнить вчерашним союзникам о договоренности о незыблемости послевоенных границ.
Тем временем приказом главнокомандующего ВВС от 23.10.1952 года № 0514 «за выполнение своего служебного долга по охране государственной границы» советским летчикам старшим лейтенантам Владимиру Леснову и Борису Жирякову было присвоено внеочередное воинское звание «капитан».
Уже в новом 1953 году, 16 февраля, те же летчики перехватили в районе острова Танфильева (Малая Курильская гряда) очередных американских нарушителей – пару реактивных F-84, углубившихся на территорию СССР на 2 км. В ходе завязавшегося воздушного боя командир звена капитан Владимир Леснов, несмотря на то, что его поршневой самолет получил 7 пробоин, сумел сбить одного из нарушителей и пресечь пограничный инцидент...
Случай же найти останки Джона Р. Данхэма в России представился спустя более чем 40 лет. В результате поисковых работ экспертам Российско-американской комиссии по делам военнопленных и пропавших без вести удалось найти архивные документы с описанием места падения самолета и обнаружения тела американского летчика. В декабре 1993 года на призыв комиссии откликнулся участник тех событий – бывший моряк погранвойск КГБ Василий Сайко, который передал ее представителям кольцо, которое он снял с руки погибшего выпускника Военно-морской академии США 1950 года Джона Р. Данхэма, а также рассказал о том, где тот был захоронен на острове Юрий.
В сентябре 1994 года во время экспедиции комиссии на острове были обнаружены и эксгумированы останки летчика. Экспертиза, проведенная Центральной судебно-медицинской лабораторией США, показала, что они принадлежат именно Дж.Р. Данхэму. Через год, в августе 1995 года, останки офицера с воинскими почестями были перезахоронены на Арлингтонском национальном кладбище. Вот только до сих пор на сайте ветеранской организации ВВС США разведчик, уже капитан Дж.Р. Данхэм значится как погибший в ходе войны в Корее.