0
7235
Газета История Интернет-версия

02.06.2017 00:01:00

Неприметные убийцы кораблей

Тэги: книги, обзор, рецензии, флот, вмф


19-7-01.jpg

Минные заградители русского флота. От Российского императорского до Советского флота / Александр Чернышев. – М.: Эксмо: Яуза, 2017. – 144 с.

В истории мирового военного кораблестроения можно найти лишь немного классов (подклассов) кораблей, с одной стороны, совершивших пусть и небольшую, но все же революцию в войне на море, а с другой стороны, то ли по своему малому числу, то ли по иной причине попали в своего рода информационный вакуум. Нет, их, конечно, упоминают, но весьма не часто и не всегда, хотя достижений и уничтоженных боевых надводных кораблей, подводных лодок и судов противника на их счету – весьма не мало.

К таким малознаменитым героям флота относятся, как представляется, и минные заградители – надводные корабли или подводные лодки специальной постройки или, в случае с надводными минзагами, переоборудованные из других кораблей (судов), основным предназначением которых является постановка морских минных заграждений. Появление таких специализированных кораблей, а затем и подводных лодок стало возможным и даже необходимым после того, как в военных флотах получил распространение доказавший свою значимость новый вид морского оружия – мины.

«Эти корабли не предназначались для артиллерийских боев с вражескими эскадрами, они не выходили в лихие торпедные атаки, не преследовали вражеские подводные лодки, – читаем мы в предисловии к книге Александра Чернышева «Минные заградители русского флота. От Российского императорского до Советского флота». – Но противник опасался действий этих кораблей, главным оружием которых были морские мины. К сожалению, о минных заградителях широкому читателю известно мало. О них не писали книг, их обошел вниманием кинематограф, даже документальный».

Следует особо при этом подчеркнуть, что, как и в случае с минным оружием, отечественный военно-морской флот оказался в числе одного из наиболее активных сторонников боевого применения нового класса кораблей – минных заградителей. В этой связи вполне символично, что упомянутая книга Александра Чернышева вышла из печати в год 110-летия появления рассматриваемого класса боевых кораблей в русском флоте – официально он появился в нашем военно-морском флоте в октябре 1907 года. Хотя, безусловно, история этих кораблей началась задолго до этого. Впервые специально предназначенные для минных постановок корабли – паровые минные катера и специально переоборудованные для хранения и доставки мин в район постановки небольшие пароходы – активно применялись во время Русско-турецкой войны 1877–1878 годов. В ходе нее впервые была предпринята и попытка перенести минную войну к побережью противника, пусть и не реализованная (специально переоборудованные для этой цели в минные заградители пароходы «Веста» и «Владимир» использованы по предназначению так и не были).

По большому счету данный труд – одна из немногих попыток, что называется, под одной обложкой рассмотреть и историю создания, постройки, службы и боевого применения самих минных заградителей, и историю создания и боевого применения их главного оружия – морских мин. Хотя, конечно, попытка в определенной мере робкая – всего-то менее чем на полторы сотни страниц, что, безусловно, совершенно недостаточно для рассмотрения в мельчайших подробностях всех нюансов истории развития морского минного оружия и минных заградителей отечественного флота, а также истории проводившихся последним минно-заградительных операций. И уж, конечно, это первый труд, в котором объединена история минных и сетевых заградителей отечественного флота в различные периоды его существования – императорский (дореволюционный), советский и современный. Что вполне закономерно, поскольку эти малозаметные герои нашего флота внесли в его победы весьма значительный вклад.

Так, в трагично сложившейся для Российского государства Русско-японской войне 1904–1905 годов именно минные заградители «Амур» и «Енисей» стали, как это ни парадоксально, самыми результативными боевыми кораблями отечественного флота, поскольку на выставленных ими минах погибло самое значительное количество боевых кораблей японского флота. В частности, на выставленных минзагами в районе Порт-Артура заграждениях – а за время обороны здесь было выставлено в общей сложности 1077 гальваноударных и 255 гальванических (инженерных) мин – в общей сложности погибли 13 японских кораблей, включая два броненосца («Хацусе» и «Ясима») и один крейсер («Такасаго»), а еще шесть кораблей, в том числе один броненосец («Асахи») и три крейсера («Чиода», «Цусима» и «Акаси»), получили при подрывах на русских минах серьезные повреждения. И это при том, что один из трех имевшихся на начало войны на Дальнем Востоке минных заградителей, «Енисей», погиб во время минной постановки 29 января 1904 года. Всего же в Русско-японскую войну у Порт-Артура и Владивостока отечественный флот выставил 4275 мин, включая 2520 гальваноударных и 1755 гальванических. Противник в то же время выставил 2090 мин, которые нанесли весьма чувствительный урон русскому флоту.

Минное оружие оказалось наиболее эффективным боевым средством отечественного флота и в годы Первой мировой войны: именно на его счету – самое большое количество потопленных и поврежденных боевых кораблей противника. К примеру, на выставленных русскими моряками минах в районе Босфора подорвались линейный крейсер «Явуз Султан Селим» (немецкий «Гебен») и минный крейсер «Берк». Причем в великую войну в дополнение к минным заградителям появились еще и сетевые заградители, выставлявшие заграждения из противолодочных сетей для противодействия операциям субмарин противника, но также активно использовавшиеся и для постановки минных заграждений.

В общей сложности за годы войны русским флотом было выставлено 38 932 мины на Балтике (1914 год – 5069, 1915-й – 6482, 1916-й – 13 936, 1917-й – 13 418 мин) и 13 184 мины на Черном море (1914 год – 5460, 1915-й – 1622, 1916-й – 3802, 1917-й – 2300 мин). При этом, как указывается в труде Александра Чернышева, на Балтике из общего числа выставленных мин на заградители специальной постройки или переоборудованные до войны приходилось 19,6%; на заградители, переоборудованные из торговых судов, – 11,6%; на сетевые заградители – 25,8%; на теплоходы – 8,8%; на тральщики – 10%; на крейсера – 4,5%; на эсминцы – 18,2%; на канонерские лодки – 0,2%; на портовые средства – 1,3%. В свою очередь, на Черноморском театре военных действий подавляющую часть мин выставили именно минные заградители (54,9%), тогда как на долю тральщиков пришлось 21,8% от общего числа выставленных мин, на эсминцы – 18,7%, на катера – 3,6%, на подводные лодки – 1%.

«Широко использовались мины в годы Гражданской войны. В составе возрождавшегося Красного флота в 1924 г. находилось 5 минных заградителей. Первыми кораблями Морских сил Дальнего Востока, созданных в 1932 г., были минные заградители, – указывает Александр Чернышев. – К началу Великой Отечественной войны заградители входили в составы всех флотов и речных флотилий. В первые же дни Великой Отечественной войны советский флот выставил оборонительные минные заграждения у военно-морских баз и портов. К постановке мин привлекались надводные корабли почти всех классов: крейсера, эсминцы, сторожевики, тральщики и даже торпедные катера. Но половину из всех мин оборонительных заграждений выставили минные заградители».

Заключительная часть рассматриваемого труда посвящена корабельным минам советского ракетно-ядерного Военно-морского флота, а также последним отечественным специализированным кораблям рассматриваемого класса – минно-сетевым заградителям проекта 317, спроектированным совместно специалистами ЦКБ-50 (Западное проектно-конструкторское бюро) и ЦКБ «Черноморец». Всего по данному проекту в 1967–1970 годах флоту было сдано промышленностью три корабля – «Сухона», «Вычегда» и «Припять». К сожалению, последнему периоду истории минных заградителей в составе Военно-морского флота СССР в книге посвящено всего шесть страниц. Пожалуй, относительно небольшой объем книги, равно как и достаточно маленький ее тираж – единственные серьезные недостатки данного труда.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
840
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1126
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
887
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
726

Другие новости