Британский тяжелый танк Mark I во время Битвы на Сомме. 25 сентября 1916 года. Фото с сайта www.iwm.org.uk
Перед Первой мировой войной все государства усиленно готовились к грядущим испытаниям. Генеральные штабы стремились усилить вероятность победы и ускорить завершение войны с помощью неожиданного введения новых боевых средств, технических сюрпризов. Пытались ошеломить противника оружием, против которого пока еще не было защиты. В этом соревновании пальма первенства, несомненно, принадлежала Германии.
ВЫЗВАТЬ ПАНИКУ И ДЕМОРАЛИЗОВАТЬ
Важнейшими новыми техническими средствами, появившимися в ходе Первой мировой и заставшими противников врасплох, было химическое оружие, огнеметы, танки, сверхдальнобойные орудия, а также дирижабли, бомбардировщики и подводные лодки. Все эти новинки, за исключением танков, впервые были применены Германией.
Техническая внезапность, то есть внезапное применение нового оружия, вызывала панику, деморализацию войск и населения, приводила к большим потерям со стороны противника, прежде чем удавалось противопоставить адекватные средства защиты.
Новые средства не вытесняли старое вооружение. Наравне с появлением новых происходило совершенствование старых систем. Винтовка, пулемет, артиллерия, средства связи значительно изменились в ходе Первой мировой войны. При этом не случайно, что именно Германия, наиболее тщательно готовившаяся к войне, и ввела в ее ходе целый ряд технических новинок.
30 августа 1914 года первый германский самолет появился над Парижем и сбросил бомбы, произведя переполох в столице Франции. Авиационное бомбометание было осуществлено в 1911 году итальянцами, а затем практиковалось в Балканских войнах. Но «великие державы» благополучно об этом забыли.
21 декабря того же года, поднявшись с аэродромов в Бельгии, немецкие самолеты атаковали Дувр, а 25 декабря – окрестности Лондона.
В ходе войны в налетах на Париж участвовало 502 воздушных корабля (самолеты и дирижабли), сбросившие 1028 бомб общим весом в 31 тонну – цифра, солидная для авиации того времени.
В налетах на Лондон приняло участие 128 самолетов и 13 цеппелинов, сбросивших 902 бомбы, разрушивших 174 здания и повредивших более 600 строений.
Германские «цеппелины» наводили ужас на европейские города. Рисунок 1914 года |
Немецкий воздушный флот терроризовал население обеих столиц и держал их всю войну под угрозой ночных и дневных ударов. Но в ходе войны с такими налетами постепенно научились бороться, а объекты стали тщательно маскировать (вплоть до создания ночного «искусственного Парижа»).
В ДЕЛО ИДУТ ХИМИЯ И ОГОНЬ
Еще большее значение имело внезапное применение химического оружия.
Один из параграфов Гаагской конвенции гласил: «Договаривающиеся стороны согласились воспретить употребление снарядов, предназначенных для распространения удушающих или ядовитых газов». Германия поставила свою подпись под этим обязательством и «выполнила» его, первоначально применив не артиллерийские химические снаряды, а баллоны, наполненные жидким хлором и содержавшие не газы, а жидкость.
Уже в 1914 году германская армия могла получать в месяц до 12 тыс. тонн хлора, который она и применила как первое боевое химическое оружие. В это время Англия, например, производила его в 40 раз меньше.
22 апреля 1915 года при Ипре немецкая армия впервые применила хлор – его зеленовато-желтые волны сокрушили оборону союзников. До этого немецкий дезертир, перебежавший к англичанам, указывал на готовящуюся химическую атаку, но ему не поверили. И мер защиты принято не было. Ужас и паника охватили англо-французские войска, когда люди начали задыхаться в газовой пелене, охватившей район атаки. Солдаты побежали, но хлор их догонял, заполняя все углубления, – и окопы были завалены людьми, бившимися в агонии.
Союзники сразу же развернули работы по организации противохимической обороны. В то же время на подготовку химического контрудара потребовалось 5 месяцев – и первая химическая атака со стороны англичан имела место только 25 сентября 1915 года.
Но немецкая промышленность в это время дала армии новое отравляющее вещество – фосген. Если от хлора противники немцев защищаться научились, то применение фосгена вновь было для них внезапным. Та же история повторилась с ипритом и другими химическими веществами. Каждое появление нового средства вызывало массовое поражение, большие потери, панику и деморализацию войск.
К июлю 1915 года германская армия приготовила противнику новый сюрприз – огнемет. Потери от этого нового оружия не были значительными, но моральное воздействие было велико. Огненная струя производила огромное впечатление и вызывала панику – до тех пор пока союзники не узнали о слабых сторонах нового оружия: небольшой дальности и кратковременности действия.
ДОСТАТЬ ПАРИЖ
В 1916 году германское командование с целью морального потрясения столицы Франции решило изготовить сверхдальнобойные орудия, стреляющие на 130-километровое расстояние. В 1918 году, когда фронт приблизился к Парижу на 120 км, эти орудия были задействованы для стрельбы по городу. Сверхдальнобойные орудия имели калибр 210 мм. Снаряд весил 120 кг, а длина тела орудия составляла 140 калибров. Стрельба велась в разные периоды – с расстояний в 120, 100 и 80 км. Всего за 44 дня бомбардировки с марта по август 1918 года было выпущено 303 снаряда.
Первый выстрел был сделан 23 марта 1918 года (причем наводка потребовала сложных геодезических работ, которые были проведены саксонским профессором геодезии). В результате обстрела Парижа 183 снаряда попали в город, а 120 снарядов упали вне города. Моральное впечатление было серьезным, и Париж в значительной степени опустел. Всего из столицы бежало до 1 млн жителей. Разрушения были незначительными. Убито 256 и ранено 620 человек – таким образом на 1 снаряд приходилось менее 1 убитого и 2 раненых.
Большие затраты на разработку подобных орудий не окупились результатами обстрелов, и германское командование увидело нерентабельность этого оружия. Но свою задачу орудия выполнили – внезапный артиллерийский обстрел с расстояния в 120 км наделал много шума.
На море германский флот ошеломил противника массовым применением подводных лодок. Кроме подводных лодок были использованы дистанционно управляемые суда, начиненные взрывчаткой. Одно из таких судов было введено во французский порт и разрушило часть береговых построек.
ТАНКИ СОЮЗНИКОВ
Со стороны союзников наиболее крупным техническим средством, повлиявшим на тактику ведения общевойскового боя и оперативное искусство, были танки.
Проект танка был предложен еще в 1912 году поручиком австро-венгерского железнодорожного полка, инженером-строителем Г. Бурстыном. Но его проект был забракован, и центральные державы не стали инициатором применения танков – пальма первенства досталась англичанам.
В ходе позиционного этапа мировой войны танки на Западном фронте стали эффективным средством преодоления позиционного тупика.
В сентябре 1916 году англичане имели около 50 тяжелых танков – тихоходных, неповоротливых и громоздких. 15 сентября 1916 года, внезапно для германской армии, они были применены во время атаки на Флер. В бою участвовало 32 танка (остальные вышли из строя ранее). Появление танков произвело большое впечатление, но серьезного успеха не принесло. Слишком несовершенна была еще материальная часть «сухопутных броненосцев» вкупе с отсутствием опыта их применения.
В последующих боях количество танков увеличивалось, приобретался опыт, исправлялись ошибки. Массовое применение танков у Камбрэ (324 машины) привело к значительному оперативно-тактическому успеху – англичане захватили до 8 тыс. пленных и около 100 орудий ценой до 107 подбитых противником танков. В 1918 году количество танков, участвовавших в боях, доходило до 500 и более, однако внезапности их применения удавалось достигнуть редко. Появились средства противотанковой обороны: артиллерия, инженерные средства и т.д. Бронированные машины несли большие потери.
Таким образом, Первая мировая война отличалась обилием технических новинок. Техническую внезапность довольно удачно и в большом масштабе сумели обеспечить немецкие ученые, используя мощную производственную базу своей страны. Причем ни одна из предыдущих войн не дала такого количества новых видов оружия. Но привело ли их применение к победе?
Технические новинки Германии не смогли изменить соотношения сил и другие стратегические обстоятельства, но в отдельные периоды войны и на отдельных участках фронта часто они играли решающую роль.