Топонимика, указанная в знаменитой киноленте, – вымысел. Кадр из фильма «А зори здесь тихие». 2015
4 ноября 1972 года состоялась премьера культового фильма «А зори здесь тихие». Уже в 1973 году его посмотрели 66 млн человек. В Китае его увидели свыше 40 млн зрителей, а в 2005 году китайцы сами сняли 19-серийный телефильм «А зори здесь тихие». Наконец, в 2015 году в России был снят одноименный ремейк.
Подавляющее большинство, если не сказать все отзывы о фильме 1972 года – восторженные. Лично мне фильм тоже очень понравился. Однако я в нем мало что понял с военной точки зрения. Где конкретно происходит действие фильма? Какие объекты защищал зенитный взвод, укомплектованный девушками? Каким способом в этот глухой уголок добрались диверсанты? Какую цель преследовали супостаты? И, наконец, кто были по национальности эти диверсанты – турки или японцы?
Естественно, у читателя возникнет резонный вопрос: а может, автор совсем глупый? Миллиард зрителей все поняли, а он – нет. А может, миллиард россиян и китайцев ничего не знали о том, что происходило в Карелии в 1941–1944 годах, и полностью доверились автору книги «А зори здесь тихие» Борису Васильеву и «классику советского кинематографа» Станиславу Ростоцкому? Итак, попробуем разобраться.
ПРАВО НА ВЫМЫСЕЛ
Любопытно, что автор книги Борис Васильев ни разу не упомянул в тексте географическое название Карелия. Но вот цитата из речи главного героя, старшины Федота: «Противник силою до двух вооруженных до зубов фрицев движется в район Вопь-озера с целью тайно пробраться на Кировскую железную дорогу и Беломорско-Балтийский канал имени товарища Сталина. Нашему отряду в количестве шести человек поручено держать оборону Синюхиной гряды, где и захватить противника в плен. Сосед слева – Вопь-озеро, сосед справа – Легонтово озеро...»
А вот еще цитаты: «Шел май 1942 года». «На 171-м разъезде уцелело двенадцать дворов, пожарный сарай да приземистый длинный пакгауз, выстроенный в начале века из подогнанных валунов. В последнюю бомбежку рухнула водонапорная башня, и поезда перестали здесь останавливаться. Немцы прекратили налеты, но кружили над разъездом ежедневно, и командование на всякий случай держало там две зенитные счетверенки».
Найти на карте Вопь-озеро и Легонтово озеро не удалось ряду исследователей. Увы, и я, грешный, в этом потерпел неудачу.
А вот 171-й разъезд Кировской (Мурманской) железной дороги находится в нескольких километрах от обводного Ладожского канала между речками Паша и Сясь, впадающими в Ладожское озеро. И это, кстати, не Карелия, а Ленинградская область!
Ну, ладно, перепутал писатель номер разъезда. У него что, нет права на авторский вымысел? Конечно, есть, и каждый понимает его по-своему. Так, Лев Николаевич Толстой неделю лазил по Аустерлицкому и неделю по Бородинскому полям.
СТАЛИНСКИЙ КАНАЛ И НЕУЯЗВИМАЯ ДОРОГА
Уже полвека Беломорско-Балтийский канал (ББК) – любимый конек обличителей Сталина. При его строительстве погибло 11 тыс. человек, большинство из которых составляли заключенные. Но посмотрим на карту: параллельно каналу идет Кировская (до 1935 года Мурманская) железная дорога. И ее тоже строили заключенные – свыше 40 тыс. немцев и австрийцев. А кроме того, туда «добровольно-принудительно» завезли свыше 10 тыс. китайцев из Монголии.
Карельский фронт, на снимке финны наступают на Кестеньгу. Фото 1941 года |
26 августа 1916 года произошел бунт 720 китайцев, подавленный с помощью холодного и огнестрельного оружия. Начальство издало указ, что охрану надо вооружить кроме винтовок нагайками, «ибо только таким образом можно управлять китайцами». Исправник Коняев докладывал: «Отказывающихся работать наказываем плетьми».
Сколько пленных и китайцев погибло в 1915–1916 годах при строительстве Мурманской дороги, до сих пор не посчитано, но в любом случае их куда больше, чем при строительстве ББК. Между тем в СССР с самого начала признавали участие заключенных в строительстве ББК, а сейчас там берега усеяны часовнями и крестами в честь погибших. В 2012 и 2013 годах я ходил на теплоходе по ББК – на его берегах трубы заводов уже не дымят, городок Надвоицы наполовину заброшен, зато лагеря стоят нерушимо, как египетские пирамиды. А вот о военнопленных, строивших Мурманскую дорогу, тотально молчат как советские, так и антисоветские историки. Одна из причин – использование военнопленных на строительстве железных дорог в 1915 году считалось чудовищным нарушением международного права…
Предположим, что зенитный взвод Васкова охранял какой-то другой, а не 171-й разъезд, там, где рядом с железной дорогой проходил канал. Увы, осенью 1941 года финны заняли большую часть Южной Карелии вместе с городом Петрозаводском, переименовав его в Яанислинна. В итоге встала вся южная часть Мурманской дороги, свыше 800 км до станции Масельская на 598-м километре. А это уже Северная Карелия недалеко от побережья Белого моря. В сентябре 1941 года Геббельс заявил по радио: «Кировская дорога выведена из строя – не работает и не может быть восстановлена».
Получается, что войска Карельского фронта и Северный флот лишились сухопутных коммуникаций с Большой землей. Однако еще в 1939 году руководство СССР решило построить ветку от станции Сорокская до станции Обозерская, то есть соединить Кировскую и Северную железные дороги. Из-за Зимней войны строительство началось лишь в мае 1940 года. С началом войны ветка длиной 353 км была достроена. И уже 12 августа 1941 года из Архангельска на станцию Лоухи была переброшена 88-я стрелковая дивизия, сходу вступившая в бой с финнами.
В декабре 1941 года министр иностранных дел Великобритании Антони Иден прибыл в Мурманск морем, а оттуда по железной дороге доехал до Москвы. Вернувшись в Лондон, он 4 января 1942 года заявил по радио: «В связи с тем, что летные условия были очень плохими, мы направились в Москву поездом. Часть нашего путешествия проходила по той железной дороге, о которой Геббельс говорит, что она перерезана. Из своего собственного опыта я могу сказать, что Геббельс ошибается – железная дорога в полном порядке, не повреждена и работает гладко, хорошо».
Практически все грузы, доставленные союзниками в Мурманск, прошли по ветке Сорокская–Обозерская, так как сухопутных дорог там не было.
С июля 1941 года по июль 1943 года германская и финская авиация регулярно бомбили северной участок дороги, особенно от станции Сорокской до Мурманска.
Кировскую дорогу прикрывало пять авиадивизий (258-я, 259-я, 260-я, 261-я и 122-я), которые были оснащены как отечественными истребителями, так и поставленными по ленд-лизу. Особо ценные грузы прикрывали зенитными бронепоездами. Часто в состав грузовых поездов включали по три зенитные бронеплощадки в голове, середине и хвосте поезда. В 1942 году пять железнодорожных станций Кировской дороги получили довольно сильное зенитное вооружение – 154 зенитные пушки, 11 зенитных автоматов и 21 зенитную пулеметную установку. Ну а к началу 1943 года зенитные батареи прикрывали уже 22 железнодорожные станции. Была введена маскировка поездов.
Благодаря поистине героическим усилиям железнодорожников, летчиков и зенитчиков ущерб грузам был нанесен сравнительно небольшой. Между тем в 1942 году в Мурманске ежедневно грузили по 140 вагонов!
ФИННЫ РВУТСЯ ВПЕРЕД
А что же происходило в 1941–1942 годах на ББК? После взятия Петрозаводска финские войска устремились к Медвежьегорску и Повенцу. Их целью был не только захват ББК, но и дальнейшее продвижение к Белому морю, до которого оставалось около 140 км.
Выход к Белому морю должен был остановить продвижение немцев после захвата ими Кольского полуострова. Дело в том, что еще в 1918 году правительство Финляндии включило в список своих претензий и Кольский полуостров, и большую часть Архангельской области. С Карелией же все было и так ясно. Генерал Маннергейм в том же 1918 году изрек: «Я не вложу меча в ножны, пока вся Карелия не станет нашей».
Однако непосредственно перед войной, в начале 1941 года, финскому правительству пришлось уступить Гитлеру Мурманскую область. При этом Маннергейм и премьер Рюти были уверены, что Архангельская область отойдет к Финляндии. Ну а когда финская разведка узнала о планах создания в Архангельской области германских лесных концессий, между финским и германским фюрерами разразился большой скандал.
На город Повенец, где находится южный вход ББК, 20 ноября двинулась единственная финская танковая бригада под командованием генерала Лагуса и семь отдельных пехотных полков. После упорных боев Медвежьегорск был оставлен, а 5 декабря финны захватили Повенец.
Обращает внимание непонятная жестокость финнов к гражданским служащим ББК. Так, в Повенце финны расстреляли диспетчеров, слесарей и разнорабочих ББК. Был расстрелян командир малого парохода «Металлист» Егор Иванович Заонегин и т.д.
Советское командование предвидело прорыв финнов и заминировало семь первых шлюзов ББК (№ 1–7), которые стояли рядом друг с другом и образовывали так называемую «Повенецкую лестницу». За шлюзом № 7 шел водораздел, а дальше суда уже опускались до самого Белого моря.
7 декабря шлюзы были взорваны, и на финские войска, занявшие Повенец, устремился огромный водяной вал. В финских послевоенных изданиях приведены фотографии пяти финских танков, смытых этим валом. Увы, все они трофейные: один Т-34 и четыре Т-26. Около 20 финских солдат утонули, а многие десятки оказались в госпиталях с обморожениями. Финское наступление в буквальном смысле захлебнулось.
В итоге в 1942–1944 годах действовала только северная часть ББК (шлюзы № 10–19). Шлюзы № 8 и 9 контролировались нашими частями, но после них шло Выгозеро. А там финнам удалось захватить несколько островов. В 1942–1944 годах по каналу проходила перевозка грузов для советских частей, дислоцированных западнее канала.
Насколько известно автору, диверсий на ББК в 1942–1944 годах не было. Однако финская авиация неоднократно пыталась атаковать небольшие пароходы, двигавшиеся по каналу. Так, 14 июня 1942 года пять финских самолетов атаковали пароход «Нева»: сбросили шесть фугасных бомб, упавших мимо. Однако пушечно-пулеметным огнем была убита кок Таня Бунина и ранен кочегар Букаев. Через два дня отремонтированная «Нева» вновь ушла в рейс.
О масштабах работы северного участка ББК говорит число шлюзований в 1942 году – 7821! Как видим, в 1942 году в Карелии шла жестокая война, но она не имела ничего общего с событиями, изображенными в фильме «А зори здесь тихие».
А теперь еще раз вернемся к месту действия фильма. Оставим на совести авторов разъезд № 171. Не будем придираться к месту съемок – Рускеальским водопадам, куда ежедневно два раза в день на автобусах из Петрозаводска ездили студенты из массовки. Но природа, снятая в кино, – это западный берег Онежского озера в Карелии. А он с осени 1941 года по лето 1944 года был весь занят финнами. И что, взвод девушек-зенитчиц охранял финскую часть Кировской дороги? А до эпизодически используемой части Кировской дороги и советской части ББК от Петрозаводска по прямой 250 км! А лесами – и все 500…
Практически все покушения на Кировскую дорогу в 1942–1944 годах приходились на участок Сорокская–Мурманск. Немцы и финны почти ежедневно бомбили этот участок, но до него от девушек-зенитчиц аж 500 км, и там начинается лесотундра! Да и охраны на том участке железной дороги было более чем достаточно.
Где могли развернуться события фильма, так это на восточном берегу Онежского озера на 250-километровом участке от Вытегры до Повенца. Правда, там нет ни Кировской дороги, ни ББК, зато хватало вражеских диверсантов.
В 1941–1944 годах на финском берегу Онежского озера и на советском берегу шла уникальная диверсионная война, незаслуженно забытая отечественными историками.
ЗАБЫТАЯ ВОЙНА
Территория Карелии сплошь покрыта лесами, каменными грядами, а также одиночными глыбами и валунами. В Карелии 73 тыс. озер площадью свыше 0,1 га и 1668 озер площадью более 1 га. Надо ли говорить, что выброска парашютистов, как советских, так и противника, в Карелии производилась нечасто. Это были в основном одиночные парашютисты, отыскивавшие места для приводнения гидросамолетов.
Основной же способ десантирования у обеих сторон был посадочный. В ближайшее озеро садилась «летающая лодка» или поплавковый самолет, а диверсанты добирались до берега вброд или на резиновых шлюпках. Обратно диверсанты уходили тем же способом. На гидросамолете можно перевезти и раненых, и пленных, и ценные трофеи.
Ну, хорошо, предположим, что среди немецких генералов оказался один идиот, который приказал сбросить с парашютами 16 германских парашютистов на «остроконечных елей ресницы» и каменные гряды Карелии, вместо того чтобы спокойно приводнить их на «голубые глаза озер» на гидросамолетах. Предположим, что все эти 16 диверсантов уцелели. Но не будем лукавить. Германские парашютисты – это не вчерашние школьники. 10 мая 1940 года они сели прямо на крыши фортов неприступной бельгийской крепости Эбен-Эмаэль и взяли ее, потеряв шесть (!) человек. В мае 1941 года с воздуха был захвачен остров Крит. Причем парашютистов было в 5 раз меньше, чем англичан и греков. А в 1944 году два батальона парашютистов четыре месяца обороняли монастырь Монте-Кассино от 100-тысячного союзного воинства американцев, англичан, канадцев, австралийцев и прочих там поляков. И чтобы старшина-инвалид и пять девочек-зенитчиц расправились с 16 (!) парашютистами – это, мягко говоря, ненаучная фантастика.
Но хуже всего для сценаристов то, что в Карелии германских парашютистов не было и быть не могло. По приказу маршала Маннергейма туда не допустили ни одного немца. Единственный раз 16 немецких парашютистов ранним утром 23 июня 1941 года на двух гидросамолетах «Хенкель-115» приводнились на Коньозере к востоку от Беломорско-Балтийского канала. Отряд диверсантов вышел к шлюзу канала, чтобы его взорвать. Однако шлюз имел многочисленную охрану, и диверсантам пришлось вернуться восвояси. Эти бравые ребята тащили германский тротил, немецкие автоматы, были одеты в мундиры люфтваффе, но… говорили по-фински. «Маскарад» потребовался потому, что 23 июня 1941 года Германия уже воевала с СССР, а Финляндия еще готовилась.
1 сентября 1942 года вблизи станции Коноши Северной железной дороги на озере Лача сели два германских двухмоторных поплавковых бомбардировщика «Хенкель-115». Но это была не территория Карелии, а Архангельская область. И диверсию собирались произвести не на Кировской, а на Северной дороге (Архангельск–Москва). И ко всему прочему диверсантами были не немцы, а эстонцы.
Прилетевший забирать диверсантов гидросамолет «Хенкель» был обстрелян красноармейцами. Самолет был поврежден, а трое диверсантов ранены. «Хенкель» пролетел всего 35 км и сел на Юнго-озеро. Диверсанты добили своих раненых, утопили самолет, но через пару часов оказались в руках сотрудников НКВД.
Понятно, что финских диверсантов в «Зорях…» показывать никак нельзя по «идеологическим» соображениям. В СССР и РФ за 75 лет не было снято ни одного (!) фильма о войне с финнами в 1941–1944 годах. Притом что финны за эти годы сняли многие десятки фильмов о «продолжительной войне» с «рюсси», и почти все фильмы были дотированы государством.
Недавно у меня были в гостях знакомые. Их сын 17 лет, 11-й класс языкового лицея, по истории оценка «отлично», задал вопрос: «А на чьей стороне воевали финны в 1942 году?» Частный случай? Проведите опрос в школах и вузах. Ответит ли кто-либо правильно? Скажем за это большое спасибо нашим кинорежиссерам, историкам и журналистам.
Более того, мало кто знает, что летом 1942 года мудрые финны допустили в Карелию итальянских диверсантов. И вот 22 июня 1942 года в карельский поселок Лахденпохья прибыл 12-й отряд (скуадриглия) диверсантов группы MAS под командованием капитано-ди-корвето Бьянкини. Проведя несколько операций, в ноябре 1942 года итальянцы укатили на теплое Средиземное море, оставив финнам всю свою матчасть.
Ну, раз финнов показывать в кино запрещено, почему бы не сделать супостатами в фильме фотогеничных итальянцев? И финал можно было сделать менее трагическим – девушки и старшина Васков ведут полсотни пленных итальянцев.
Сейчас у нас десятки миллионов людей буквально тащатся от фэнтези, как, например, древние укры изобретают колесо, строят Ноев ковчег. Народ восхищается и «Зорями». А я, слыша об этом фильме, вспоминаю старый советский анекдот: «Армянское радио спрашивает: «Верно, что Саакадзе из Тбилиси выиграл в лотерею «Волгу»?» – «Совершенно верно. Но не Саакадзе из Тбилиси, а Сутрапьян из Еревана, и не в лотерею, а в карту, и не выиграл, а проиграл, и не «Волгу», а 10 тысяч».
комментарии(0)