Погрузка боевой техники для отправки в Советский Союз в рамках ленд-лиза. Фото с сайта www.iwm.org.uk
Военно-техническое сотрудничество (ВТС) Российской Федерации с иностранными государствами – это деятельность в области международных отношений, связанная с ввозом и вывозом, в том числе с поставкой и закупкой продукции военного назначения, а также с ее разработкой и производством. Формирование основ военно-технического сотрудничества в нашей стране началось более ста лет назад в связи с активизацией внешнеполитической деятельности Российской империи, участием ее в ряде войн и бурным ростом научно-технических достижений в Европе и Америке.
В этот период в России еще не было единой государственной организации, отвечавшей за закупки вооружения за рубежом и поставки его иностранным государствам. Каждое из ведомств: Военное и Морское – осуществляли их через военных агентов (атташе), по решению императора, самостоятельно. При этом импорт существенно преобладал над экспортом. Так, в 1843 году Военное ведомство закупило в Бельгии 3,5 тыс. нарезных винтовок, которые поступили на вооружение Черноморского казачьего войска. Американская фирма «Смит и Вессон» изготовила для России около 250 тыс. револьверов. Затем закупался за рубежом целый ряд иностранных винтовок: англичанина Карле, чеха Крнка и американца Бердана.
При Александре II (1855–1881) активно начали развиваться связи и в области закупок за границей образцов артиллерийского вооружения, а также технологий их производства. Самым главным партнером России стала Германия и ее основной поставщик – фирма Альфреда Круппа. Также развивались контакты в этой области с Англией, США, Францией и Швецией.
Россия поставляла стрелковое оружие за рубеж, преимущественно в Китай. Так, до 1862 года Пекин получил в дар 10 тыс. отечественных ружей, батарею полевых орудий и большое количество боеприпасов.
Активное развитие военно-технических связей Морского ведомства России с иностранными фирмами началось с появлением парового и броненосного флотов и новых видов оружия. В 1861 году в Англии за 19 млн руб. была заказана плавучая батарея береговой обороны, получившая в России название «Первенец». Заказывались к постройке военные корабли в США и Германии, а во Франции – станки и оборудование, необходимое для изготовления паровых котлов. С 1878 по 1917 год в состав российского военного флота были включены 95 кораблей и судов только американской постройки!
В то же время Россия стремилась не только перенимать передовой опыт судостроения у ведущих морских держав, но и оказывать помощь по линии Морского министерства иностранным государствам. Так, в марте 1817 года король Испании Фердинанд VII обратился к российскому императору Александру I с просьбой продать ему эскадру из четырех 74-, 80-пушечных линейных кораблей и семи-восьми фрегатов. 30 июля (11 августа) того же года представители двух стран подписали в Мадриде «Акт о продаже Россией военных кораблей Испании». Сумма сделки находилась в пределах 685,8–707,2 тыс. фунтов стерлингов.
НОВЫЙ ЭТАП
В начале ХХ века Россия закупала новые образцы боевой техники, вооружения, автомобилей и другого военного имущества в Англии, Германии, Франции, Италии, вместе с тем поставляла отечественное оружие в Болгарию, Черногорию, Сербию, Китай. Поставки стрелкового оружия (винтовок) исчислялись десятками тысяч, а патронов – миллионами штук. Были и более крупные поставки: в 1912–1913 годах Россия поставила в
|
Болгарию 14 самолетов. Тем не менее к 1917 году 90% всего парка самолетов имели иностранное происхождение. Приобретались французские аэропланы и летающие лодки «Вуазен-Канар», «Моран», «Фарман», «Ньюпор», «Доннэ-Левек», «Телье» и «ФБА» (в 1914–1915 годах выпускались по лицензии в России), а также итальянские самолеты «Ансальдо» и американские «Кертисс».
В апреле 1917 года система закупок и продаж вооружения и военной техники приобрела высший направляющий орган – Междуведомственный комитет по заграничному снабжению. По сути, это была первая отдельная структура, обладающая правами окончательного решения всех вопросов закупок вооружения. В состав нового комитета вошли представители министров армии, флота, путей сообщения, промышленности и земледелия. В качестве исполнительного органа комитета было создано Главное управление по заграничному снабжению (Главзагран, ГУЗС). 20 мая (2 июня) 1917 года решение об учреждении Главзаграна и положение о нем были утверждены Военным советом.
В последующем десятилетии формировался целый ряд различных структур, занимавшихся в той или иной степени военно-техническим сотрудничеством. Так, 1 июня 1918 года было образовано Центральное управление по снабжению армии (ЦУС), в составе которого предусматривалось иметь Комитет заграничного снабжения. В марте 1919 года комитет трансформировался в Главное управление по заграничному снабжению.
В 1924 году для выполнения импортных заказов Военведа и других госучреждений в составе Народного комиссариата внешней и внутренний торговли (НКВТ) был создан Специальный отдел экстренных заказов (Спотэкзак). Все валютные расчеты за поставленное и закупленное военное имущество осуществлялись через валютно-расчетный отдел Финансово-планового управления РККА. В ноябре 1927 года этот отдел был переименован в Отдел внешних заказов (ОВЗ), который подчинялся Уполномоченному Наркомвоенмора при Наркомторге.
|
Совершенствование структуры и качества работы советских органов заграничного снабжения шло по мере накопления ими опыта работы в этой непростой сфере. Для осуществления надлежащего контроля со стороны руководства молодого Советского государства в июле 1928 года была учреждена должность Уполномоченного Народного комиссариата по военным и морским делам СССР при Народном комиссариате внешней и внутренней торговли. Таким образом, в сфере военно-технического сотрудничества начала формироваться своеобразная «вертикаль власти».
5 января 1939 года, согласно решению Комитета обороны при Совнаркоме СССР, ОВЗ был передан из Наркомата обороны в Наркомвнешторг под названием Спецотдел НКВТ со штатом в 40 человек. Наркомы – К.Е. Ворошилов (обороны) и А.И. Микоян (внешней торговли) – 17 января подписали акт передачи отдела. В этом документе он впервые был назван Инженерным отделом (ИО), и такое название закрепилось за его последующими модификациями. В сентябре 1940 года функции и масштабы деятельности отдела еще больше расширились, когда ему передали выполнение незаконченных операций по экспорту вооружения и военно-технического имущества в Китай, Турцию, Афганистан, Монголию, Иран и прибалтийские страны.
В начале Великой Отечественной войны численность Инженерного отдела возросла, в результате чего отдел трансформировался в Инженерное управление (ИУ) НКВТ. По линии ИУ в страну поставлялись все военно-технические грузы, получаемые в рамках ленд-лиза. Чтобы понять масштаб грузооборота, достаточно сказать, что за годы войны в СССР поступило из США и Англии почти 19 тыс. самолетов, около 600 кораблей различных классов и 11 тыс. танков, около 500 тыс. автомобилей и 6 тыс. бронемашин, около 650 самоходных пушек и 3 тыс. походно-ремонтных мастерских, 12 тыс. орудий, бомбометов и минометов, а также большое количество стрелкового вооружения.
Встреча Владимира Путина с генеральным директором ГК «Ростехнологии» Сергеем Чемезовым. 18 декабря 2012 года, Московская область, Ново-Огарево. Фото с сайта www.kremlin.ru |
В период 1945–1946 годов ИУ оказывало помощь вооружением, техникой, продовольствием и другими видами снабжения партизанским и освободительным отрядам в Европе, обеспечивало военно-техническим имуществом их воинские части, которые формировались на территории СССР. Также вооружение и военная техника передавались для создания национальных народных армий в Польше, Албании, Румынии, Югославии и других странах.
Начиная с 1947 года возрос экспорт военной техники, которая оказалась избыточной для сокращающихся ВС СССР. Кроме того, на ИУ было возложено проведение расчетов по ленд-лизу и участие в обеспечении поставок по репарациям и импорту трофейной военной техники. При участии специалистов управления в Восточной Европе и Юго-Восточной Азии организовывалось строительство заводов по производству ВВТ и их комплектующих. Объем работы постоянно увеличивался.
ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД
К 1953 году количество сотрудников ИУ перестало соответствовать объему возложенной на них работы. Кроме того, в осуществлении экспорта вооружения не было достаточной четкости, так как наряду с ИУ Минвнешторга этими вопросами также занималось 9-е Управление Военного министерства, 10-е Управление Генерального штаба Советской Армии и 10-й отдел Морского Генерального штаба, который в условиях существования Военно-морского министерства (1950–1953) действовал достаточно самостоятельно. Отсутствие единой головной организации порождало дополнительные трудности и затягивало решение вопросов по рассмотрению просьб иностранных государств. Когда же в начале 1953 года Мао Цзэдун пожаловался Иосифу Сталину на недостаточную оперативность удовлетворения просьб КНР о поставках вооружения для двух моторизированных дивизий, Сталин поручил правительству сформировать организацию, уполномоченную оперативно и комплексно прорабатывать и решать вопросы ВТС и оказания военно-технической помощи иностранным государствам.
8 мая 1953 года было подписано распоряжение Совета Министров СССР № 6749, согласно которому в составе Министерства внешней и внутренней торговли СССР было образовано Главное инженерное управление (ГИУ), сосредоточившее в себе все функции по организации, осуществлению и координации военно-технического сотрудничества Советского Союза с иностранными государствами (в 1955 году был образован Государственный комитет СМ СССР по внешним экономическим связям, в состав которого было передано ГИУ).
Изначально в штате ГИУ было 238 сотрудников, в том числе 160 прикомандированных к нему высших и старших офицеров, состоящих на действительной военной службе, а также 78 служащих. По мере роста объемов экспорта и функциональных задач штаты увеличивались. ГИУ функционировало вплоть до конца 1991 года. Начав сотрудничать в 1953 году с 12 странами народной демократии, к 1990 году ГИУ работало уже с 50 государствами, в том числе с капиталистическими странами. Практика почти сорокалетней успешной работы ГИУ подтвердила правильность и эффективность кадровой политики его формирования как офицерами военно-инженерных специальностей, так и высококвалифицированными инженерами из смежных областей (финансовая отчетность, государственное планирование и управление).
К концу 60-х годов в зарубежные страны по линии ГИУ было поставлено большое количество военной техники, которая нуждалась в обслуживании и ремонте. В странах началось создание объектов военной инфраструктуры: аэродромов, военно-морских баз, пунктов управления войсками, военных учебных заведений, центров боевой и военно-технической подготовки, ремонтных баз, а также предприятий по производству оборонной продукции. До 1968 года этот вид внешнеэкономической деятельности осуществляло ГИУ ГКЭС во взаимодействии со спецподразделениями всесоюзных объединений «Проммашэкспорт» и «Техноэкспорт». Разделение финансовых и материальных возможностей между этими тремя подразделениями ГКЭС, распыление квалифицированных военно-инженерных кадров и отсутствие надлежащей координации усилий подразделений создавали заметные трудности в работе. Поэтому распоряжением правительства от 8 апреля 1968 года было создано (и с 1 сентября того же года начало функционировать) Главное техническое управление (ГТУ). В этом году мы отмечаем полувековой юбилей с момента основания этой организации.
Базой для создания ГТУ послужило 5-е управление ГИУ, имевшее опыт работы в этой области. Таким образом, помимо ГИУ в ГКЭС появилось второе самостоятельное управление, занимавшееся проблемами ВТС с иностранными государствами.
Постоянно растущий объем экспорта требовал дальнейшего совершенствования системы управления ВТС. В январе 1988 года на базе ликвидированных Министерств внешней торговли и Государственного комитета СССР по внешним экономическим связям было учреждено Министерство внешних экономических связей (МВЭС), в состав которого вошли ГИУ и ГТУ. А в конце того же года на основании распоряжения СМ СССР из состава ГИУ был выделен третий самостоятельный главк МВЭС – Главное управление по сотрудничеству и кооперации (ГУСК).
Создание нового министерства и управления явилось следствием выполнения постановления ЦК КПСС и Совета Министров «О мерах по совершенствованию военно-технического сотрудничества с зарубежными странами», принятого в конце марта 1987 года. В этом документе особо акцентировалось внимание всех ответственных министерств и ведомств на качестве поставляемой на экспорт продукции военного назначения и ее техобслуживании. На ГУСК МВЭС СССР были возложены задачи по передаче государствам – участникам Варшавского договора лицензий на производство ВВТ; по организации и обеспечению их совместного производства в странах; по содействию министерствам и ведомствам СССР в организации НИОКР в области разработки ВВТ, а также по скоординированному импорту продукции военного назначения как для нужд ВС СССР, так и для ВС стран социалистического содружества.
Проведенная реорганизация системы ВТС дала свои плоды: по данным СИПРИ, в 1985–1989 годы объем советского экспорта ПВН составлял 16–22 млрд долл. и превышал объем экспорта аналогичной продукции США (10–13 млрд долл.).
РАСПАД СССР И СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ ВТС РОССИИ
К началу 90-х годов в нашей стране (а в Восточной Европе – несколько ранее) произошли известные деструктивные изменения. Советский Союз распался, перестал существовать Варшавский блок. Нарушение производственных связей между отечественными предприятиями и предприятиями-смежниками в некогда дружественных странах создавало серьезные трудности в организации производства и взаимных поставок между странами Содружества Независимых Государств (СНГ). Введение национальных валют привело к нарушению единой системы финансовых расчетов. Отсутствовали котировки этих валют и соответствующие платежные соглашения. Принципы расчетов с этими странами существенно отличались от тех, которые применялись ранее в отношениях с бывшими участниками Варшавского договора. В странах СНГ не были определены организации, осуществлявшие ВТС, отсутствовали необходимая нормативная база и навыки самостоятельной работы.
В результате в 1991–1992 годы произошел резкий спад в военно-техническом сотрудничестве РФ с зарубежными странами. В 1991 году его объем сократился по сравнению с 1990 годом в 2,5 раза, а в 1992 году по сравнению с 1991 годом – почти в 4 раза. Падение объемов сотрудничества было обусловлено сложной политической и экономической обстановкой как в России, так и в странах – партнерах бывшего СССР.
Указом президента Российской Федерации в январе 1992 года ГИУ и ГТУ МВЭС были реорганизованы в Российское государственное внешнеэкономическое объединение по экспорту и импорту продукции и услуг военного назначения (ВО) «Оборонэкспорт» и Государственную внешнеэкономическую компанию по экспорту и импорту вооружения и военной техники (ГВК) «Спецвнештехника». «Оборонэкспорт», «Спецвнештехника» и ГУСК (аббревиатура осталась прежней) сохранили статус структурных подразделений МВЭС России. Общее ведомственное руководство «Оборонэкспортом» и «Спецвнештехникой» осуществлялось Главным управлением военно-технического сотрудничества МВЭС России.
Затем Указом президента РФ от 12 мая 1992 года «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с зарубежными странами» был введен механизм регулирования деятельности в области ВТС и утверждено «Положение о военно-техническом сотрудничестве с зарубежными странами». А 24 декабря 1992 года указом президента РФ была регламентирована номенклатура разрешенной к поставке ПВН. Руководством страны предпринимались и другие меры в решении проблемы повышения эффективности системы военно-технического сотрудничества.
Вместе с тем, как показал опыт, попытки преобразования ГИУ в ВО «Оборонэкспорт» и ГТУ – в ГВК «Спецвнештехника», создания на их базе акционерных обществ совместно с предприятиями – производителями ВВТ не дали желаемых результатов. В ноябре 1993 года в соответствии с указом президента РФ на базе ГВК «Спецвнештехника», ВО «Оборонэкспорт» и ГУСК МВЭС России была образована Государственная компания (ГК) по экспорту и импорту вооружений и военной техники «Росвооружение» со статусом самостоятельной коммерческой организации, деятельность которой не была подконтрольной правительству РФ в лице его федеральных органов исполнительной власти. Новая компания была выведена из состава МВЭС России, но оставалась правопреемником трех организаций, на базе которых она была создана: «Оборонэкспорта», «Спецвнештехники» и ГУСК. В функции ГК «Росвооружение» входили вопросы экспорта и импорта всех видов ВВТ, стратегически важных сырьевых товаров, техники и технологии двойного назначения. Контроль за деятельностью госкомпаний был возложен на Федеральную службу охраны президента России.
В 1994–1997 годы успешная деятельность ГК «Росвооружение» способствовала неуклонному росту объемов экспорта ВВТ с 1,7 млрд до 3,5 млрд долл.
20 августа 1997 года указом президента РФ № 910 ГК «Росвооружение» приобрела статус федерального государственного унитарного предприятия (ФГУП). В те годы усилилась конкуренция «Росвооружения» с другим государственным посредником в сфере ВТС – ФГУП «Промэкспорт». Последний был образован указом президента РФ № 908 от 20 августа 1997 года с целью «реализации за рубежом высвобождаемых из состава Вооруженных Сил Российской Федерации вооружения и военной техники, комплектующих изделий и запасных частей к ним, а также боеприпасов в связи с проводимой военной реформой».
С ПРИЦЕЛОМ НА ПЕРСПЕКТИВУ
Начало XXI века ознаменовалось новой вехой в дальнейшем совершенствовании системы ВТС и ее приведения к требованиям действующего законодательства. Указом Президента РФ от 04.11.2000 г. № 1834 «О создании федерального государственного унитарного предприятия «Рособоронэкспорт» было образовано ФГУП «Рособоронэкспорт» путем слияния «Росвооружения» и «Промэкспорта». Причем уже в первые четыре года существования «Рособоронэкспорта» был заложен прочный фундамент для дальнейшего поступательного роста объемов выполнения контрактных обязательств и портфеля заказов. По итогам работы российских субъектов ВТС в 2004 году удалось обеспечить рекордные в то время показатели – 5,8 млрд долл. (для сравнения: в 2000 году – 3,7 млрд долл.).
Проведенная реорганизация позволила сделать систему ВТС более управляемой и эффективной. Одновременно была усилена роль государства в экспорте вооружений. Образованный в декабре 2000 года Комитет РФ по военно-техническому сотрудничеству (в настоящее время – Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству России) был определен головным федеральным органом исполнительной власти, в пределах своей компетенции реализующим решения президента и правительства РФ по регулированию и контролю деятельности в области ВТС Российской Федерации с иностранными государствами и обеспечивающим исполнение положений международных договоров в вопросах ВТС.
В целях сохранения и укрепления своих позиций на международном рынке «Рособоронэкспорту» удалось использовать дополнительные резервы: увеличить объемы поставок запчастей к ранее проданным вооружениям. В ряде зарубежных стран были созданы сервисные техцентры по обслуживанию российских вооружений, при этом особое внимание уделялось приданию им регионального статуса. Реализация «Рособоронэкспортом» концепции наступательного маркетинга сохранила обширную географию экспорта российского оружия. К 2006 году поставки осуществлялись уже в 55 стран мира, а к 2017 году их число еще более возросло.
В соответствии с Указом президента РФ от 26 ноября 2007 года № 1577 «Об открытом акционерном обществе «Рособоронэкспорт» федеральное государственное унитарное предприятие было преобразовано в открытое акционерное общество, 100% акций которого передали под управление госкорпорации «Ростех».
В декабре 2017 года «Рособоронэкспорт» возглавил Александр Михеев.
В существующей системе ВТС России госпосредник действует в тесной связке с другими российскими субъектами ВТС, в том числе с госкорпорациями и оборонно-промышленными холдингами, которые приобретают все большее значение в деле совершенствования сервисного обслуживания, ремонта и модернизации экспортной военной техники в течение всего жизненного цикла.
В основе успешного продвижения и реализации на внешнем рынке продукции и услуг военно-технического назначения лежит умелое сочетание опыта правопредшественников с новыми рыночными методами работы, в частности, с грамотной маркетинговой политикой и мерами эффективной государственной поддержки (государственного протекционизма) со стороны высших должностных лиц РФ, что исходит из содержания основных принципов Федерального закона от 19 июля 1998 года №114-ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации».
Одним из критериев правильности выбранной стратегии корпоративного развития госпосредника является устойчивый рост показателей, характеризующих объемы продаж ВВТ, валютных поступлений и портфеля заказов.
В 65-летнюю историю становления и развития отечественной системы ВТС внесли свой вклад тысячи военных и гражданских специалистов. Золотыми буквами вписаны в страницы истории такие руководители ГИУ ГКЭС, как Г.С. Сидорович, М.А. Сергейчик, Ю.П. Гришин, В.А. Власов, руководители ГТУ ГКЭС С.А. Николаев, С.Н. Краснов, руководитель ГУСК МВЭС В.Д. Осипов, руководители ФСВТС России и ее правопредшественников М.А. Дмитриев, В.С. Миронов, А.В. Фомин, руководители ГК «Росвооружение» А.И. Котёлкин, Г.А. Рапота, руководители ФГУП «Рособоронэкспорт» С.В. Чемезов, А.П. Исайкин и многие другие ответственные работники системы ВТС России с иностранными государствами, успешно возглавляемой уже 17 лет президентом России В.В. Путиным, который обеспечил ее становление и стабильное развитие с начала XXI века.
комментарии(0)