0
5589
Газета История Интернет-версия

11.05.2018 00:01:00

Генеральная репетиция великой интервенции

Вторжение иностранных войск в Россию в годы Гражданской войны было неминуемо

Александр Широкорад

Об авторе: Александр Борисович Широкорад – писатель, историк.

Тэги: росия, революция, гражданская война, иностранная интервенция, нколай II, грмания, еш, десант


росия, революция, гражданская война, иностранная интервенция, нколай II, грмания, еш, десант Броненосец «Потемкин», после восстания переименованный в «Пантелеймон», напугал турков не на шутку. Фото 1906 года

Ленин назвал революцию 1905 года «генеральной репетицией», без которой «победа Октябрьской революции была невозможна». Эту фразу растиражировали тысячи историков и журналистов. Но пока никто не обратил внимание на то, что параллельно с «генеральной репетицией» революции 1917 года тихо, без помпы, прошла и генеральная репетиция «Великой интервенции» западных держав в 1918–1920 годах.

ДАЙ ТОЛЬКО ПОВОД

Любые потрясения в Российской империи всегда становились поводом для интервенции Запада. Причем не только у великих держав, но и у «разных там шведов».

14 (27) июня 1905 года восстала команда броненосца «Потемкин». Под красным флагом корабль был всего 11 (!) дней, но и это вызвало переполох в десятках столиц от Константинополя до Лондона.

Корабль только что вступил в строй. Его вооружение включало четыре 305/40-мм и шестнадцать 152/45-мм пушек. У турок же имелось в строю два старых броненосца – «Мессудие» постройки 1874 года (два 234/40-мм и двенадцать 152/45-мм орудий) и «Хамидие» (1885 год, четыре 238/40-мм и десять 150/35-мм орудий; броненосец казематный, на борт стреляли две 238-мм пушки). С учетом выучки русских матросов «Потемкин» мог их разнести в клочья, не входя в зону досягаемости их орудий.

Соответственно турки испугались, и султанское правительство было готово снабдить «Потемкин» не только углем и провизией, но и деньгами, лишь бы он не подходил к турецким берегам. С этой целью два миноносца с начальником штаба флота Ахмед-пашой были посланы в порт Эрклиди с заданием выдать команде броненосца все необходимое, но не допускать его к другим портам. Заход «Потемкина» в Эрклиди считался наиболее вероятным в связи с тем, что там находились угольные склады. Посыльному судну «Фауд-паша» было приказано крейсировать в 20 милях от входа в Босфор с целью встретить броненосец и вступить с ним в переговоры.

Согласно условиям Парижского мирного договора 1856 года, по которому после Крымской войны 1853–1856 годов Черное море было объявлено нейтральным, проход военных кораблей всех стран, в том числе России, через проливы воспрещался. Так, в 1904 году султан запретил проход кораблей Черноморского флота на Дальний Восток. Но в случае с «Потемкиным» турки были даже готовы пропустить его в Средиземное море.

Совсем иначе реагировал Туманный Альбион. Уже 16 июня в Палате общин три депутата английского парламента сделали правительству запрос по поводу посылки кораблей британского флота в Черное море в связи с восстанием «Потемкина». Так, депутат Бравертон потребовал сделать русскому правительству «дружественное представление» о временной отмене пункта трактата, по которому иностранные военные суда не допускаются в Черное море. «Отмена этого пункта вызывается необходимостью охраны британских подданных, проживающих по берегам Черного моря». 19–20 июня британский посол в Константинополе сделал представление султану о намерении своего правительства ввести в Черное море два крейсера «для охраны коммерческих и других интересов Англии». Султан Абдул-Хамид II отклонил просьбу, но обещал позже еще раз рассмотреть этот вопрос.

Обратим внимание: восставшие потемкинцы пальцем не тронули ни одного иностранца и не нанесли ущерба коммерческим интересам Британии ни на один фунт стерлингов. Но какое это имело значение по сравнению с заветной мечтой «просвещенных мореплавателей» держать свою эскадру в Черном море.

Через 13 лет английская и французская эскадры без всякого приглашения вопреки всем положениям международного права войдут в Черное море. 305–343-мм пушки британских и французских дредноутов будут расстреливать пригороды Одессы, берега Крыма и Кавказа.

БАЛТИКА – ЛАКОМЫЙ КУСОК

Разумеется, наибольший интерес для европейских «мореплавателей» представляло Балтийское море. Любопытно, что как и в 1918-м, в 1905 году интервенцию начали шведы. В декабре 1905 года шведские крейсера прибыли в Петербург и Ригу якобы для эвакуации «шведскоподданных». Честно говоря, я пытался найти хоть один случай притеснения шведов в Петербурге, но так и не нашел.

Через 13 лет, 13 февраля 1918 года, со шведской эскадры в бухте Экерё на Аландских островах, тогда принадлежавших России, высадился шведский десант. Повод – статья в шведской газете, где русские на Аландских островах сравнивались с «дикими зверьми, убивающими мирных граждан без всякого повода». Естественно, ни одного убитого русскими шведа, ни хотя бы финна десантники не нашли. Но тем не менее шведский десант взял в плен русский гарнизон в количестве 1200 революционных солдат, не особенно желавших воевать.

Однако 5 марта на Аланды заявилась германская эскадра с дредноутами «Вестфален», «Рейланд» и «Позен». Куда против них броненосцам береговой обороны «Сверье» и «Оскар II». Шведам было приказано выйти вон.

В конце 1905 года в Балтийское море вошли английская и французская эскадры. Британский консул в Риге К. Вудгауз в телеграмме министру иностранных дел Великобритании Э. Грею 15 декабря 1905 года, ссылаясь на «весьма угрожающее» положение в Риге, просил от лица английских подданных прислать военный корабль для «защиты их жизни и имущества».

Для вторжения в Прибалтику в порту Мемель была сформирована германская эскадра. На русской границе началось сосредоточение германских войск. Вильгельм II заявил дипломату М. Енишу, что в случае продолжения «беспорядков» в Прибалтике Германия не оставит Остзейские провинции «на произвол судьбы». Пресса Германии, а также курляндские газеты, издаваемые немцами, пестрели статьями о предстоящей интервенции германской армии в Прибалтику. Причем даже назывались даты.

Однако до германского вторжения дело не дошло. Причин этому было много. В начале 1906 года революционное движение стало немного спадать. Когда петербуржцы увидели в Неве чужие боевые корабли, возмущению как правых, так и левых не было предела. Не будем забывать, что Англия, Франция и Германия планировали ввод войск в Прибалтику, но каждая держава желала, чтобы ее войска были там единственными. В итоге между ними возникли серьезные дипломатические трения.

В конце концов в Берлине решили не рисковать, и вместо большой эскадры в Ригу и Ревель в декабре 1905 – январе 1906 года было направлено лишь несколько пассажирских пароходов. На них в Германию эвакуировали 1259 человек, из которых 963 – германскоподданных, а остальные – русскоподданные и т.д.

ЭВАКУАЦИЯ ЦАРЯ НЕ СОСТОЯЛАСЬ

Параллельно с эвакуацией иностранцев правительство Германии готовилось к эвакуации морем императора Николая II и его семьи. Обычно Николай II отдыхал в Петергофе на Нижней даче летом, а в конце августа уезжал в Ливадию или в Царское Село в Александровский дворец. Но в 1905 году он уехал из Нижней дачи только в ноябре.

Во время пребывания императора на Нижней даче (буквально в 20 метрах от воды) перед окнами дворца, по словам Николая II, «торчала лодка «Ёрш». Современные историки гадают, что это за лодка? Некоторые даже утверждают, что это была субмарина. На самом деле «Ёрш» – маленькая старая, водоизмещением в 305 тонн, плоскодонная канлодка 1875 года постройки.

Дело в том, что к началу ХХ века в России каждое ведомство обзавелось своим флотом. Ну, с Морским ведомством все понятно. Военное ведомство имело свои крепостные флотилии – минные заградители, подводные лодки, транспортные суда и т.д., а также речные флотилии – канонерские лодки, бронекатера и др. Министерству финансов принадлежали таможенные (пограничные) флотилии. Своими флотилиями (транспортными) обзавелись и некоторые железные дороги. Жандармы решили не отставать. Но их флотилия была совершенно секретна, поскольку главная ее задача заключалась в охране царских яхт и береговых резиденций.

При Николае II в составе русского флота появился новый тип кораблей – «конвоиры царских яхт». В 1900–1904 годах были построены четыре конвоира – «Конвоир», «Спутник», «Дозорный» и «Разведчик».

Старые корабли – крейсер «Азия» (1874 год постройки) и канонерская лодка «Ёрш» – в 1900–1901 годах прошли капитальный ремонт с заменой котлов и вооружения. «Азия» стала плавказармой жандармов и дворцовой охраны. На ней разместились фотолаборатория и различные криминалистические лаборатории и даже служебные собаки. «Азия» постоянно сопровождала императорские яхты в походах в Финских шхерах, а в 1911 году «Азию» сменил новый корабль специальной постройки «Печора».

Что же касается «Ерша», то его экипаж был частично укомплектован жандармами, и он охранял Нижнюю дачу. Глубина Финского залива в районе Нижней дачи крайне мала, поэтому и выбрали плоскодонку с осадкой всего 1,7 метра. А в октябре 1905 года на «Ерше» планировалась эвакуация царской семьи.

11 октября 1905 года императрица Александра Федоровна осмотрела «Ёрш» и, видимо, сочла лодку неудобной для эвакуации. Поэтому было решено использовать германские миноносцы.

На поляне перед Конюшнями (в советское время там размещался санаторий «Петродворец») в сентябре 1905 года была развернута мощная искровая радиостанция. Нужды для связи со страной не было – исправно действовали телефон и телеграф. Зато с помощью радиостанции была установлена устойчивая связь с германской эскадрой, которая вышла из Мемеля и встала в нескольких десятках километров западнее Кронштадта.

Обратим внимание, 25 октября Николай II поехал к Конюшням и поблагодарил «офицеров и команду» беспроволочного телеграфа (Царский дневник за 25 октября). Риторический вопрос: если «команда» попросту была в резерве на случай прекращения телефонной и телеграфной связи с Петербургом, то за что их приезжал благодарить император? Очевидно, что команда выполняла какие-то спецпоручения. Через несколько дней после отъезда царя из Петергофа радиостанция у Конюшни была свернута.

Два миноносца из состава германской эскадры прошли мимо береговых фортов Кронштадта и подошли к Нижней даче, насколько позволяли глубины. 20 октября 1905 года Николай II отметил в дневнике: «Морской агент Гинце прибыл с двумя германскими миноносцами из Мемеля с почтой посольства». Понятно, что «почта посольства» – только дипломатичное прикрытие возможной эвакуации царской семьи, поскольку «прикрывать» дипломатическую почту двумя миноносцами не было никакой необходимости. На следующий день, 21 октября, царь лично принял командиров немецких миноносцев. 23 октября 1905 года прибыла вторая пара германских миноносцев, оба командира которых были также немедленно приняты Николаем II.

Историк Игорь Зимин в своем труде «Повседневная жизнь Российского императорского двора. Царские деньги. Доходы и расходы Дома Романовых» по сему поводу писал: «Можно утверждать, что с 20 по 26 октября 1905 г. с командирами германских миноносцев был детально проработан и согласован план эвакуации царской семьи из России. Видимо, именно этот план и был доложен императору 27 ноября 1905 г. флаг-капитаном К.Д. Ниловым, которого Николай II принял в Нижнем дворце Петергофа».

Параллельно в октябре-ноябре 1905 года шел перевод денег из России в Германию. Опять же процитирую Зимина: «…Только с ноября 1905 г. по июль 1906 г. на секретных счетах в Германском имперском банке разместили 462 936 ф. ст. и 9 487 100 германских марок. И это только те суммы, которые автор достоверно отследил по указанным в сносках архивным документам. Кроме этого, в денежных документах царя за 1907 г. по статье «собственные издержки» прошла сумма в скромные 40 руб. 05 коп., уплаченная за перевод в Германию 100 000 руб. Можно с уверенностью предполагать, что новые секретные счета открывались по уже отработанной схеме и не только на детей, но и на родителей – императора Николая II и императрицу Александру Федоровну».

Предвижу возражения оппонентов: вывоз в Германию денег и царя – это еще не интервенция. Я не уверен. Операция по вывозу Николая II и его семьи четырьмя германскими миноносцами могла пройти гладко только при соблюдении строжайшей секретности. Малейшая утечка информации, и корабли Балтийского флота и форты Кронштадта открыли бы огонь. Подошли бы основные силы германской эскадры, и пошло-поехало…

Интервенция в Россию в 1918–1921 годах была не случайностью, а закономерностью. С начала ХХ века ведущие европейские державы мечтали об интервенции в Россию, а после 1914 года к ним присоединились США и Япония.



Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Собаки и шорты под запретом

Собаки и шорты под запретом

Надежда Горлова

Небольшое путешествие по Ивановской земле

0
2071
Суровые времена в суровом краю

Суровые времена в суровом краю

Леонид Бахревский

Новый поморский эпос, революция и интервенция

0
1304
Новый премьер Японии решил обойтись без сотрудничества с Россией

Новый премьер Японии решил обойтись без сотрудничества с Россией

Владимир Скосырев

Токио после смены правительства продолжит курс на поддержку Киева и более равноправные отношения с Вашингтоном

0
4031
Сокровища Агрбы

Сокровища Агрбы

Яна Любарская

Патриарший собор с органом, несвященные коровы и хмурая хурма

0
4822

Другие новости