0
7268
Газета История Интернет-версия

13.07.2018 00:01:00

Первый противоракетчик страны и мира

Сто лет назад, 20 июля 1918 года, родился генеральный конструктор систем ПРО генерал-лейтенант Григорий Кисунько

Кирилл Макаров

Об авторе: Кирилл Владимирович Макаров – проходил службу в войсках ПВО Сухопутных войск, был заместителем командующего Войсками ВКО по ПВО, доктор военных наук, доцент, заслуженный военный специалист РФ, генерал-майор запаса, с марта 2018 года – генеральный директор ОАО «НПК «НИИДАР».

Тэги: про, антиракета, комплекс а, дунай2, дунай3, аврора, а35, а135, дропшот


Генерал-лейтенант-инженер, Герой Социалистического Труда Григорий Васильевич Кисунько.	 Фото с сайта www.mil.ru
Генерал-лейтенант-инженер, Герой Социалистического Труда Григорий Васильевич Кисунько. Фото с сайта www.mil.ru

В начале 50-х годов ХХ века руководству Советского Союза стали известны планы США «Дропшот», «Массированное возмездие», в которых предполагалось нанесение до 300 ядерных ударов по городам страны. В ответ на изуверские, варварские замыслы заокеанских политиков и стратегов в нашем государстве стали создать не имеющие аналогов в мире противоракетные оборонительные вооружения, которые по научно-конструкторским, материальным, финансовым затратам были равноценны атомно-термоядерному. Это важнейшее дело поручили кандидату технических наук, полковнику Григорию Кисунько.

РАКЕТА ВЗОРВАЛА РАКЕТУ

Всего за несколько лет в 50-х годах ХХ века на специально построенном гигантском полигоне в пустыне Бетпак-Дала (Казахстан), у озера Балхаш, вблизи железнодорожной станции Сары-Шаган, талантами и руками Григория Кисунько, его сподвижников, подчиненных, таких как офицеры конструкторы-радиолокаторщики Владимир Васюков, Владимир Сосульников, Вилен Гундоров, Станислав Зимин, и сотен тысяч ученых, инженеров, рабочих кооперации научных и серийных предприятий отечественной радиоэлектронной промышленности был создан экспериментальный противоракетный комплекс «А». В его основе были сверхмощная РЛС дальнего обнаружения «Дунай-2», оснащенная цифровой ЭВМ мощностью 40 тыс. операций в секунду, три радара точного наведения противоракет.

Эксперименты, проведенные в начале 60-х годов, подтвердили реальность обнаружения и подрыва баллистической ракеты. Система ПРО «А» 4 марта 1961 года вблизи озера Балхаш обнаружила на дальности свыше 1000 км, взяла на автосопровождение и уничтожила противоракетой баллистическую ракету-мишень. Летом 1961 года Никита Хрущев, выступая на одном из международных форумов, заявил о том, что у нас есть умельцы, способные попасть в муху в космосе. Этот эксперимент позволил приступить к созданию боевых систем ПРО.

К июню 1961 года Григорий Кисунько и его команда из СКБ-30 (в декабре 1961 года выделилось из КБ-1 в самостоятельное ОКБ-30) завершили разработку эскизного проекта боевой системы ПРО А-35, предназначенной для обороны Москвы от американских межконтинентальных баллистических ракет (МБР) «Титан-2» и «Минитмен-2». После защиты проекта в 1962 году была создана кооперация разработчиков, в которую вошли: головным ОКБ-30 (впоследствии ОКБ «Вымпел»), МКБ «Факел» по противоракете, НИРТИ (НИИДАР) по РЛС дальнего обнаружения, НИИВТ по вычислительной технике, МНИРТИ по системам передачи данных, ЦНИИС по средствам связи. В 4-м главном управлении Министерства обороны, возглавляемом Георгием Байдуковым, для координации создали специальное заказывающее управление. Для изготовления и монтажа средств ПРО на полигонах и объектах сформировали специализированные монтажно-настроечные организации и предприятия: ГПТП, Спецуправление Минрадиопрома, Минмонтажспецстрой. Специальный полигон ГНИИП-10 для размещения и испытания системы «А» построило Минобороны.

ПРО Москвы развертывалась в двух кольцах радиусом 65 и 90 км. Принятие ее на вооружение из-за технической сложности и наукоемкости планировалось только в 1978 году.

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ РАЗВЕДЧИКИ ПРО

Одними из основных компонентов А-35 были радиолокаторы, обеспечивающие в дежурном режиме круглосуточное, автоматическое обнаружение на дальностях до 2,5 тыс. км баллистических целей, атакующих столицу и регион, построение их траекторий и выдачу целеуказания стрельбовым комплексам, осуществляющим перехват. Такие РЛС разрабатывали главные конструкторы НИИ-37 (НИРТИ-НИИДАР) полковники Владимир Сосульников и Александр Мусатов.

В начале 60-х годов в районе подмосковной станции Кубинка началось создание крупнейшей по тем временам РЛС «Дунай-3» главного конструктора Владимира Сосульникова. Спустя несколько лет ее приняли в опытно-боевую эксплуатацию, потом модернизировали, окончательно приняли на вооружение в 1978 году в составе модернизированной системы ПРО Москвы А-35М под обозначением «Дунай-3М». Вычислительный комплекс производил анализ полученной радиолокационной информации, автоматически обнаруживал баллистические цели на дальности 2,5 тыс. км, проводил целераспределение и выдавал команды на стрельбовые комплексы системы А-35М.

В районе подмосковного города Чехова главный конструктор полковник Александр Мусатов стал создавать РЛС дальнего обнаружения «Дунай-3У», оснащенную новым аппаратурным комплексом и алгоритмами для автоматического обнаружения и сопровождения целей, в том числе космических.

Стоит отметить, что с развитием средств воздушно-космического нападения этот радиолокатор дорабатывался. Огромная станция пережила систему ПРО А-35, затем А-35М. В 90-х годах прошлого века она стала основным разведывательным средством в новой системе А-135. В настоящее время «Дунай-ЗУ» поддерживает каталог космических объектов СККП, находящихся на орбитах ИСЗ в низкоорбитальной области на высоте до 3,5 тыс. км.

По замыслу генерального конструктора Григория Кисунько на главный командно-вычислительный центр системы (ГКВЦ), включающий в себя главный командный пункт (ГКП) и комплекс ЭВМ типа 5Э92, информация поступала одновременно от «Дуная-3» и «Дуная-3У». Всего планировалось построить восемь таких секторных РЛС с круговым радиолокационным полем вокруг охраняемого объекта Москвы и региона. Однако, к сожалению, Григорию Кисунько не удалось реализовать всесторонне продуманный проект по техническим, экономическим и субъективным причинам.

ПРО «АВРОРА»

В середине 60-х годов прошлого века генерал-майор Григорий Кисунько возглавил проектирование территориальной системы ПРО «Аврора», предназначенной для отражения массированного ракетно-ядерного удара, наносимого по административно-промышленным районам европейской части Советского Союза. По принципу построения система «Аврора» была близка к А-35 и представляла собой одноэшелонную многоканальную систему с осуществлением перехвата за пределами атмосферы и радиокомандным наведением на БР противоракет с ядерными боевыми частями. При этом важнейшая роль основного элемента информационного поля, обеспечивающего обнаружение и построение траекторий БР для их последующего целераспределения стартующим противоракетам, отводилась РЛС нового поколения типа «Дунай».

Летом 1967 года заказчик рассматривал эскизный проект «Авроры». В нем были глубокие проработки дальнего обнаружения элементов сложных баллистических целей, выполненные в НИИДАР под руководством полковника Владимира Сосульникова. Предполагалось создание РЛС с крупногабаритными фазированными антенными решетками, нового поколения вычислительной техники и элементной базы, противоракеты с ядерной боевой частью переменной мощности. Однако за полтора десятилетия, прошедших с начала разработки А-35, баллистические ракеты, с которыми предполагалось бороться, усовершенствовались и могли преодолевать ПРО. По словам главного специалиста НИИДАР, кандидата технических наук, полковника в отставке Ярослава Фирсова,  бывшего одним из секретарей комиссии заказчика, которую возглавил командующий Войсками ПРО генерал-полковник Юрий Вотинцев, академиков Юлия Харитона, Виктора Глушкова, Сергея Лебедева и Никиту Моисеева не убедили доводы Кисунько о возможности селекции боевых блоков на заатмосферном участке полета. Комиссия не рекомендовала перейти к опытно-конструкторской разработке системы «Аврора». Это был, мягко говоря, крайне неприятный единичный случай в деятельности генерального конструктора ПРО Григория Кисунько и его соратника главного конструктора Владимира Сосульникова, в свое время блестяще окончившего Ленинградскую военную академию связи.

Примечательно, что после отклонения эскизного проекта «Аврора» Григорию Кисунько присвоили воинское звание «генерал-лейтенант». В соответствующих инстанциях знали о высоком авторитете ученого и понимали: в науке отрицательный результат – тоже результат.

Спустя некоторое время талантливого, но резкого на слова и непримиримого с оценками действий властей предержащих ученого и конструктора Григория Кисунько, к сожалению, освободили от должности генерального конструктора ПРО. Другие ученые продолжили дело первого противоракетчика страны.

СЫН «ВРАГА НАРОДА»

Будущий генеральный конструктор, доктор технических наук, профессор, член-корреспондент АН СССР/РАН, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии, генерал-лейтенант-инженер Григорий Кисунько родился 20 июля 1918 года в селе Бельманка Запорожской области.

Еще в сельской школе он удивлял способностью решать самые сложные задачи по арифметике, математике, физике. Трудно сказать, кем бы он мог стать с таким природным дарованием. В 30-х годах незажиточную семью раскулачили, отца Григория расстреляли. Для сына «врага народа», казалось, закрылась дорога в будущее. Он, рискуя, с поддельной справкой о родных поступил на физико-математический факультет Луганского педагогического института. Потом аспирантура. В июне 1941 года Григорий Кисунько блестяще защитил диссертацию и получил ученую степень кандидата физико-математических наук. Офицер Кисунько воевал в 337-м отдельном радиобатальоне Московского фронта ПВО. В 1944 году инженера роты станций радиообнаружения самолетов, кандидата наук, старшего лейтенанта Кисунько перевели преподавателем на кафедру теоретической радиолокации в Ленинградскую военную академию связи им. С.М. Буденного. Были случаи, когда молодого инженер-капитана Кисунько в академии старшие офицеры принимали за слушателя и отчитывали.

В 1950 году офицера прикомандировали к Министерству вооружения СССР и направили в КБ-1. Он разрабатывал СВЧ-устройства, руководил испытаниями станции наведения ракет системы ПВО Москвы С-25 «Беркут», был начальником отдела разработки ЗРК, начальником СКБ-30 в КБ-1.

В 1954 году майору Григорию Кисунько поручили разрабатывать предложения по проекту экспериментальной противоракетной системы и впоследствии назначили главным конструктором.

Спустя четыре года он стал главным конструктором боевой системы ПРО Москвы А-35, потом генеральным конструктором, под руководством которого дорабатывалась, совершенствовалась, готовилась к государственным испытаниям и приему на вооружение сложнейшая оборонительная система.

В 1966 году генерал-майора Григория Кисунько назначили директором и научным руководителем вновь образованного системообразующего ОКБ «Вымпел» по разработке систем ПРО. Казалось, перед талантливым ученым и руководителем открываются большие перспективы. Но вмешались обстоятельства и человеческий фактор. По субъективным причинам его понижают в должности. В конечном итоге он переходит из мощного оборонного предприятия научным консультантом в 45-й ЦНИИ Минобороны, а в середине 80-х годов увольняется из армии и работает заведующим лабораторией отдела теоретических проблем АН СССР. Земной путь первого главного конструктора русской ПРО завершился в 1998 году. Память о нем хранит московская школа № 1430 имени Героя Социалистического Труда Г.В. Кисунько.



Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Саммит в Баку тонет в словесных баталиях

Саммит в Баку тонет в словесных баталиях

Договариваться об увеличении расходов на климатические изменения становится все сложнее

0
3287
В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

Михаил Сергеев

Спад в металлургии и строительстве маскируется надеждами на будущее

0
2715
Рост цен идет как по маслу

Рост цен идет как по маслу

Анастасия Башкатова

Некоторые продукты дорожают на десятки процентов в годовом выражении

0
4353
На развитие транспорта потратят триллион рублей

На развитие транспорта потратят триллион рублей

Ольга Соловьева

Дорогие авиабилеты замедляют увеличение пассажиропотока

0
2708

Другие новости