0
7156
Газета История Интернет-версия

13.09.2018 22:13:00

Беднейший из президентов

О перипетиях борьбы за власть в Верхней Вольте, ставшей «родиной честных людей»

Владимир Добрин

Об авторе: Владимир Юрьевич Добрин – выпускник Военного университета МО РФ, член Союза писателей России, журналист, переводчик.

Тэги: Верхняя вольта, буркинафасо, Тома Санкара, Блэз Компаоре, мятеж, десантники, реформы, коррупция


Верхняя вольта, буркинафасо, Тома Санкара, Блэз Компаоре, мятеж, десантники, реформы, коррупция Тома Санкара возглавил страну в возрасте 33 лет. Фото с сайта www.thomassankara.net

30 лет назад в небольшой африканской стране произошел государственный переворот. Очередной. Свергли президента, который незадолго до этого так же поступил со своим предшественником, а тот – со своим и так далее. Как и во многих подобных случаях, лишенный власти одновременно лишился и жизни.

Казалась бы, рядовая для Африки история, однако в этот раз все сложились гораздо драматичнее. Поэтому о событии заговорили в разных частях света, хотя произошло оно в Буркина-Фасо, упоминаемой обычно лишь как пример маленькой, бедной и отсталой страны. Но, как известно, законы политики работают одинаково и в малых, и в крупных государствах.

АФРИКАНСКИЙ ЧЕ ГЕВАРА

Свергнутый президент оказался необычной фигурой среди действующих и бывших правителей Черного континента. Недаром его прозвали африканским Че Геварой, и хотя столь же широкой известности он не получил, ему в отличие от команданте кубинской революции все же довелось управлять страной, равной по территории половине Франции и с населением в 7 млн человек.

Полное имя этого человека – Тома Исидор Ноэль Санкара, или просто Тома Санкара. Сын африканского добровольца французской армии, он родился и вырос в Верхней Вольте. Детская память запечатлела обидные эпизоды жизни в стране-колонии. У белого мальчика есть велосипед, а для родителей Тома такая покупка неподъемна. Благополучный сверстник не разрешает ему прокатиться на дорогой игрушке. Тогда Тома берет велосипед без спроса и совершает на нем круг по деревне. За это его отец на несколько дней попадает в тюрьму.

Однако ранний период его жизни имел и неоспоримые плюсы: Тома учится в начальной школе, затем получает среднее образование в лицее. Он хочет стать врачом, но поступает в военное училище для сыновей офицеров. Здесь начинается его политический путь: одним из преподавателей Санкары оказывается убежденный коммунист, который знакомит его с трудами Маркса и дает будущему президенту первые уроки ораторского искусства. Семена марксизма падают на благодатную почву и дают стремительные ростки в сознании молодого бедного африканца.

После училища Тома отправляется на Мадагаскар, где поступает в военную академию. Именно в тот момент в островном государстве происходит «социальная революция» левого толка, и армия играет в ней определяющую роль. Очевидец происходящего, Санкара делает судьбоносный для себя выбор – становится убежденным коммунистом и активно помогает тамошней власти строить новую жизнь. Он ездит по деревням и занимается идейным воспитанием масс.

Вернувшись на родину, Тома сплачивает вокруг себя молодых офицеров, получивших образование за границей. Они намерены реформировать заскорузлую вольтийскую армию, находящуюся под пятой старых служак колониальной эпохи. Так возникает подпольная организация, названная Группой офицеров-коммунистов. Для начала они требуют улучшения условий службы и тайно готовятся к более серьезным делам.

Неожиданно на молодого Санкару сваливается всенародная слава. Во время пограничного конфликта с Мали, командуя подразделением, он проводит смелую атаку, опрокидывает превосходящего по численности противника и в азарте заходит далеко на его территорию. Малийские военные в панике отступают.

Об отважном герое шумят все вольтийские СМИ. Его портреты печатают в газетах, о нем говорят по радио. Санкара становится знаменитостью. Вдобавок он завзятый футболист, байкер, да еще и гитарист в джаз-банде. Лучшего пиара не придумаешь, и власть использует его популярность для укрепления собственных позиций.

Тома назначают начальником единственного в стране воздушно-десантного учебно-тренировочного центра. Это чрезвычайно важный пост, дающий доступ к самой боеспособной части вольтийских Вооруженных сил. Не случайно руководители этого заведения оказывались впоследствии на более значимых государственных постах вплоть до наивысшего.

У РУЛЯ ВЛАСТИ

В это время Санкара сближается с Блэзом Компаорэ, таким же, как и он, молодым офицером. Они неразлучны, и их дружба становится настолько крепкой, что отец Тома усыновляет Блэза, и тот ежедневно обедает в их доме как полноправный член семьи. Именно Компаорэ и решит позднее судьбу Санкары, хотя тогда это показалось бы им обоим кошмарным бредом.

Тома привлекает Блэза к революционной работе и покровительствует ему во всем. Прием в подпольную организацию нового члена требует строгой и поэтапной процедуры, но Санкара просит товарищей принять Компаорэ без испытаний. Что и происходит.

Вскоре власть в стране захватывает очередной военный, который назначает народного любимца Санкару госсекретарем по информации. Примечательно, что на свое первое заседание Тома приезжает на велосипеде. Похоже, его материальные запросы не изменились с детства.

Но работа на властолюбивого диктатора не нравится молодому марксисту. Спустя полгода Санкара подает в отставку и заявляет по телевидению на всю страну: «Горе тем, кто затыкает народу рот!» Правителя свергают, и следующий узурпатор назначает Тома премьер-министром. Он также хочет использовать Санкару в своих целях, но тот срывает и его планы.

На митингах Тома бросает в толпу: «Долой неоколониализм! Долой империализм!» Это шокирует западных политиков, особенно французов, недавних хозяев Верхней Вольты, внимательно следящих за событиями в своей бывшей колонии. Париж имеет сильное влияние на консервативную часть вольтийской элиты и принимает срочные меры.

В страну прибывает сын французского президента Миттерана, он же – официальный советник своего папы по делам Африки. Миттеран-младший встречается с главой Верхней Вольты, после чего Санкару тут же снимают с поста премьера и на всякий случай арестовывают вместе с двумя ближайшими соратниками.

Но про третьего, Блэза Компаорэ, власти забывают на свою голову, а он как раз и командует тем самым центром подготовки воздушных десантников. Государственные дела требуют большого внимания и аккуратности!

Два с половиной месяца Блэз готовит операцию, после чего наносит удар. Под покровом ночи он и его бравые воспитанники захватывают грузовики добывающей компании, прибывают на них в столицу, отключают во всем городе электричество и, пользуясь темнотой, занимают ключевые объекты.

Санкара встает у руля государства. Первым делом он увольняет половину прежнего кабинета министров и отправляет их на коллективные фермы трудиться на земле, где, по его словам, «от них будет больше пользы».

Реакция следует незамедлительно: спустя пять дней офицеры правых взглядов предпринимают попытку контрпереворота. Санкара подавляет ее и во избежание повтора подобных событий формирует народное ополчение. По примеру Кубы он создает комитеты защиты революции – массовые вооруженные организации, призванные ликвидировать всесилие военных.

РЕФОРМЫ

Жесткие нововведения укрепляют правящий режим, после чего Санкара приступает к мирным социальным реформам. Многим из них можно аплодировать, как, например, беспрецедентному для Западной Африки улучшению положения женщины. Отныне в стране запрещены принудительные браки и варварский обычай женского обрезания. Строго регламентируется многоженство, распространяются средства контрацепции, женщина уравнена в правах с мужчиной и получает доступ к образованию.

Тома Санкара – первый глава африканского государства, допустивший слабый пол на высшие должности в правительстве. Женщины теперь могут по желанию служить в армии, и таковые сразу находятся. Формируется женское гвардейское подразделение на мотоциклах.

Не обходится и без комичных перегибов: раз в году, в объявленный День женщины, от мужчин требуют заняться домашним хозяйством, сходить на рынок и приготовить еду, чтобы они на себе смогли прочувствовать, какова она, женская доля.

Одновременно Тома берется за чиновников – сокращает им зарплаты, запрещает иметь личных шоферов и летать первым классом. Он продает правительственные «Мерседесы» и покупает министрам дешевенькие «Рено». Отныне госслужащие обязаны декларировать свое имущество. Санкара первым подает пример, после чего журналисты называют его «самым бедным президентом в мире».

И в самом деле, он живет на капитанское жалование в 350 долл. в месяц, а президентскую зарплату, 2 тыс. долл., отдает в сиротский фонд. Вдобавок работает в кабинете без кондиционера, чтобы, по его словам, «не было стыдно перед людьми, которым недоступна такая роскошь».

Это выглядит вызовом в глазах многих африканских правителей, чьим дворцам позавидовали бы даже бывшие колонизаторы. Неудивительно, что он привлек к себе внимание всего мира, доброжелательное и не очень.

35-14-2.jpg
Блэз Компаоре умел нравиться всем, но народ
помнит все же бескорыстного Санкару.
Фото с сайта www.presidence.bf

Санкара запрещает вывешивать свои портреты в публичных местах, а это уже выходит за всякие рамки. Смену режима в стране он называет «революцией чести» и переименовывает Верхнюю Вольту в Буркина-Фасо, что в переводе с двух основных языков страны означает «родина честных людей».

Оправдывая столь претенциозное название, Санкара всерьез борется с коррупцией, и спустя три года, ко всеобщему изумлению, Всемирный банк констатирует ее искоренение в стране. Для многих государств мира это до сих пор выглядит фантастикой.

Санкара стремится ликвидировать зависимость своей страны от иностранной помощи, объясняя: «Кто вас кормит, тот вас и контролирует». В рамках аграрной реформы он отменяет дань, выплачиваемую племенным вождям, и бесплатную работу на них, но главное, перераспределяет феодальные землевладения в пользу крестьян, которые их обрабатывают. В результате за три года урожайность пшеницы возрастает вдвое, что позволяет стране отказаться от ее импорта.

Тома пытается ликвидировать безграмотность среди взрослого населения, делает бесплатными образование и медицину, строит школы и больницы, организует вакцинацию 2,5 млн детей, чем снижает детскую смертность вдвое. За годы его президентства в стране высажены 10 млн деревьев, замедливших наступление Сахары.

В ПОИСКАХ СОЮЗНИКОВ

Главы многих африканских государств недовольны политикой президента-революционера, поскольку их подданные в восторге от нововведений Санкары и требуют таковых же от своих руководителей. Последние призывают Тома поскорее свернуть реформы и «не соблазнять бедноту несбыточными надеждами», но тот никого не слушает. Он знает, что этими призывами дирижирует Франция, мечтающая вновь отстранить его от власти.

И Санкара начинает искать надежных союзников. В конце 1986 года он посещает Советский Союз и ведет переговоры с его руководителями. Но перестроечной Москве уже не до Африки. Тогда Тома еще раз обращается к Фиделю Кастро, и вскоре тот наносит визит в Буркина-Фасо. Обеспокоенные противники Санкары переходят к активным действиям.

Тома сильно облегчает им задачу, совершая одну ошибку за другой. Чтобы «пробудить самосознание народа», он увольняет 2,5 тыс. профессиональных преподавателей и заменяет их плохо подготовленными «революционными наставниками». Он отменяет налог для крестьян, а для сельскохозяйственной страны это катастрофа.

Экономика ее продолжает слабеть, население ропщет и все меньше поддерживает президента. В окружении Санкары происходит раскол. Многие военные недовольны урезанием своих зарплат и появлением параллельной вооруженной структуры в лице революционных комитетов. Профсоюзы не желают, чтобы ими руководили «революционеры», и даже марксистские организации выступают теперь против реформ Санкары.

В ответ он ограничивает свободу СМИ и отправляет в тюрьмы своих политических оппонентов. Это не помогает. Атаки на него приобретают массированный характер. Одни жалуются на суровые репрессии, другие твердят, что они недостаточно суровы, третьи осуждают президента за сеяние раздоров среди коммунистов, четвертые – за попытки помирить их.

Санкару критикует даже Компаорэ – его самый близкий друг и недавний политический протеже. Теперь Блэз выступает за экономическую свободу и за сближение с Западом. Он министр юстиции, влиятельный в стране человек, и сподвижники Тома массово переходят на его сторону. Помощники и даже журналисты сообщают президенту о зреющем заговоре и указывают на его главного вдохновителя – Компаорэ. Они предлагают как-то нейтрализовать его, но Тома запрещает это делать.

Для острастки кто-то из окружения Санкары физически расправляется с политическими противниками, но это лишь обостряет ситуацию. Президент впадает в депрессию. Похоже, он запутался. Его предупреждают о готовящемся перевороте и предлагают обезвредить Компаорэ. В ответ Тома лишь грустно усмехается, говоря, что, если Блэз собирается отстранить его от власти, сопротивляться бесполезно. Президент чувствует себя обреченным.

Санкаре советуют выступить перед народом и попытаться с его помощью найти выход из критической ситуации. Однако противники считают, что это взбудоражит общество, и делают упреждающий ход.

РАЗВЯЗКА

15 октября 1987 года в одном из правительственных зданий Санкара встречается со своими советниками. За окнами звучат выстрелы – буркинийские десантники расстреливают во дворе охрану. Президент обращается к участникам совещания: «Оставайтесь здесь. Им нужен я». Он выходит на крыльцо безоружный, с поднятыми руками, и падает, прошитый автоматными очередями. Та же участь постигает и его советников.

К власти приходит Блэз Компаорэ. Он будет отрицать свое участие в убийстве Санкары и скажет лишь, что Тома был его другом, однако он намеревался физически уничтожить оппозицию и потому погиб. Запад оценит произошедшее как «демократизацию» и будет оказывать новому режиму политическую и финансовую поддержку.

Во всем этом нет ничего удивительного, кроме одного: почему Санкара не пытался противодействовать Компаорэ, зная, что тот готовит его свержение и, возможно, убийство? Что парализовало волю этого молодого, сильного человека, не раз демонстрировавшего смелость и решительность в смертельных схватках? Ведь он обладал неплохим ресурсом, чтобы, на худой конец, вытребовать себе приемлемые условия отставки.

Санкара даже не попытался бежать, хотя многие страны надежно укрыли бы его. Или он надеялся, что Компаорэ не пойдет на такой шаг? Еще недавно Блэз был его идейным последователем и самым верным сподвижником. Он намеренно освободил для Тома президентский пост, рискуя при этом собственной жизнью. Наконец, Блэз был его лучшим другом и названным братом, с которым они делили еду и кров. Неужели Санкара не знал, что в политике другие правила и в ней нет места сентиментам?

А может быть, Тома усомнился в правоте своих идей? Ведь, несмотря на все усилия и жертвы, уровень жизни в его стране продолжал снижаться. Или ему не давала покоя кровь соотечественников, пролитая ради этих идей? И, не желая усугублять трагедию, он попытался бороться мирно, а в случае неудачи решил искупить свои ошибки собственной смертью?

Я прибыл в Буркина-Фасо спустя полтора года после гибели Санкары. Страна жила спокойно, однако не прошло и месяца, как ближайший соратник Компаорэ попытался захватить власть. Еще недавно он помог Блэзу свергнуть Санкару, за что получил кресло министра обороны, а теперь решил побороться и за главный пост в стране. Но допустил неверный шаг и был казнен после жалкого публичного покаяния. А когда-то все трое составляли ядро Группы офицеров-коммунистов и мечтали сделать Верхнюю Вольту счастливой.

НАСЛЕДИЕ ИЛЬИЧА

В одном из высоких армейских кабинетов я увидел на стене портрет солидного темнокожего господина, лысого и с усами. Мне стало интересно, кто это и чем он прославился в истории Буркина-Фасо. Вглядевшись, я вдруг понял, что это не кто иной, как Ленин. Малозаметная надпись под портретом подтвердила мою догадку. Африканизированный Владимир Ильич выглядел непривычно, но именно таким его видел местный художник, на что имел полное право.

В соседнем кабинете вождь мирового пролетариата оказался совсем черным, поскольку был вырезан из эбенового дерева и до блеска отполирован. Вскоре оба портрета, настенный и скульптурный, исчезли и больше не появлялись, но чуть позже, в том же здании, я столкнулся с сержантом, несшим в руке гипсовую голову Ильича. Увидев меня, парень смутился и торопливо спрятал ее за спиной.

Несомненно, буркинийские власти старались скрыть от иностранцев свои политические пристрастия. В тамошних воинских частях проводились занятия по теории марксизма-ленинизма, что также не афишировалось и выяснилось, когда я случайно очутился в закрытой для посторонних зоне. Получалось, что уцелевший во всех передрягах Компаорэ продолжал эксплуатировать коммунистическую идеологию в армейской среде.

Он умудрился продержаться на посту президента 27 лет, и не сомневаюсь, что в этом ему помог не только Запад, но и богатое ленинское наследие.

Санкара и Компаорэ – два друга-марксиста, но какие разные из них получились президенты! Компаорэ не выглядел революционным лидером, однако обладал явной харизмой: приятные манеры, спокойная, умная речь, задумчивая улыбка и вдобавок наружность кинозвезды. Недаром в африканских и западных СМИ он проходил как Красавчик Блэз.

Он умел нравиться покровителям, друзьям и даже врагам. И тем не менее Буркина-Фасо оставалась при нем такой же бедной, как и была. В то время как ее руководители богатели на глазах. Поэтому население не сильно расстроилось, когда Компаорэ свергли.

А вот бескорыстного Санкару буркинийцы любят до сих пор. Президент-аскет делал для страны, что мог, и, несмотря на все его промахи, сумел завоевать людские сердца. На «родине честных людей» Тома считают самым честным ее гражданином. Он стал народной легендой. Свергнувший его Компаорэ был вынужден назвать именем Санкары столичный проспект, а место его захоронения теперь – объект паломничества.             


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Константин Ремчуков. США ввели запрет на инвестиции в высокотехнологичные сектора Китая по мотивам нацбезопасности

Константин Ремчуков. США ввели запрет на инвестиции в высокотехнологичные сектора Китая по мотивам нацбезопасности

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в КНР по состоянию на 05.11.24

0
6727
Семь грехов папы Франциска

Семь грехов папы Франциска

Милена Фаустова

К чему приведут нововведения в католической морали

0
6514
Впервые в истории папа Римский отказался от апостольского наставления

Впервые в истории папа Римский отказался от апостольского наставления

Милена Фаустова

Синодальный путь привел в тупик женское священство

0
5709
Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
5965

Другие новости