Генерал-майор Григорий Пантелеймонович Медведев.
Фото из архива авторов |
В следующем году мы будем отмечать 100-летие со дня рождения выдающегося отечественного военного специалиста генерал-майора Григория Пантелеймоновича Медведева, чей жизненный путь был неразрывно связан с государственным военным строительством. За плечами Григория Пантелеймоновича – полвека армейской службы, активное участие в Гражданской войне, вооруженном конфликте на Халхин-Голе, советско-финляндской и Великой Отечественной войнах. Но наиболее важен его вклад в становление и развитие советского военного собаководства, этой уникальной сферы ратного дела. Именно исход боев и операций подтверждал правильность его выводов по результатам наблюдений и размышлений, выбранных и проводимых в жизнь методов подготовки служебных собак и их вожатых, формирования и практического применения специальных подразделений.
ИЗ КРЕСТЬЯНСКОЙ СЕМЬИ
Гриша Медведев родился на Брянщине 10 октября 1899 года в семье безземельного крестьянина. Достатка в семье не было, дети были болезными и малорослыми. Отец, гнувший спину на руднике от зари до зари, мечтал дать им образование, вывести в люди. Григорий Пантелеймонович часто вспоминал: «Тяжелое это было время, семья еле-еле сводила концы с концами, а тут еще прокатившаяся по Белоруссии холера унесла двух сестер и брата, от непосильной работы умер отец». Крестьянского паренька ожидала незавидная судьба, но события Великого Октября круто изменили его жизнь. Он смог получить приличное по тем временам образование: закончил в 1918 году высшее начальное училище, которое давало право на преподавание в стенах народных училищ.
Грянула Гражданская война, и Григорий Медведев пошел добровольцем в Красную армию. В 1919 году на Западном фронте он воюет с бандами атамана Булак-Балаховича, потом на Южном фронте – против врангелевцев. В 1921 году Медведева, красноармейца 24-й Самарской стрелковой дивизии, принимают в члены РКП(б). Дивизия за отличие в боях получала (точнее, ей возвращали) почетные наименования Железная (октябрь 1921 года) и Симбирская (апрель 1922 года), а он в то время учился на политических курсах Мозырской группы войск Западного фронта, ставшего после расформирования Харьковским военным округом.
В мае 1922 года ротный политрук Г.П. Медведев возвратился в свою дивизию и продолжил службу с присущим ему рвением, но в октябре был демобилизован по болезни. В следующем году он заканчивает Гомельские губернские кооперативные курсы. Здоровье выправилось, и в ходе секретной партийной мобилизации (были и такие события!) Григория Пантелеймоновича призвали в ряды Красной армии. С октября 1923 года он политический лектор в школах подготовки младшего комсостава 8-й стрелковой дивизии и 5-го стрелкового корпуса (Винница), затем – политрук отдельного кавалерийского эскадрона и артиллерийского полка 4-й стрелковой дивизии того же корпуса. В декабре 1926 года – снова учеба: партия направила его осваивать новое военное поприще – служебное собаководство.
НОВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
В императорской армии были генералы от инфантерии, кавалерии и артиллерии, а вот чин «генерал от кинологии» не вводился. Военное ведомство в Санкт-Петербурге, имея огромные мобилизационные ресурсы по людям, «собачьими» инновациями не заморачивалось. Инициативы снизу и войсковой опыт применения собак в военном деле поддержки не получали, практика такой деятельности у вероятного противника не анализировалась. По ряду оценок, в период Первой мировой войны в русской армии насчитывалось всего 300 служебных собак. В германской армии их количество превышало 30 тыс., все они были востребованы под задачи, весьма отличные от парадных дефиле.
В ходе военной реформы 1924–1925 годов был осуществлен переход на смешанное кадровое и территориально-мобилизационное устройство РККА. Новая военная доктрина требовала: «По численности армии не уступать вероятным противникам на главнейшем ТВД, в области военной техники быть сильнее их по решающим видам вооружения…» В рамках реализации этого доктринального положения численность РККА была радикально сокращена до полумиллиона человек, многие военно-технические составляющие обороны страны начали бурно развиваться, в том числе и служебное собаководство.
Принципы его организации в РККА отечественный кинолог Всеволод Васильевич Языков (1895–1941) предложил еще в 1919 году. На их осмысление ушло пять лет, приказом РВС от 23 августа 1924 года № 1089 при Высшей стрелково-тактической школе «Выстрел» был создан Центральный опытный питомник – школа военных и спортивных собак (г. Москва, ст. Кусково). В приказе уточнялось: «…для целей разведки, связи, сторожевой, санитарной службы и окарауливания военных складов в помощь сторожам».
Как и предлагал Языков, на первом этапе основной упор делался на подготовку командного состава и специалистов для комплектования окружных школ военного собаководства. Через два года учебное заведение, получившее новое название (переименовываться ему было суждено не единожды), передали в подчинение инспектору связи РККА. Эта субординация сохранялась и в послевоенный период. При школе действовала научно-экспериментальная лаборатория, перед которой ставились задачи: генетико-селекционные, физиологии и психологии собак и другие.
В сентябре 1927 года состоялся четвертый выпуск слушателей Центральной школы-питомника военных и спортивных собак. Всего 27 человек, среди них Г.П. Медведев и ряд краскомов, которые составили на долгие годы ядро командно-преподавательского состава военной кинологии. Григорию Пантелеймоновичу было уготовано пройти все ее ступени. Три года он служит инструктором-дрессировщиком 2-го и 1-го разрядов в школе-питомнике военного собаководства Приволжского военного округа (Ульяновск). С ноября 1930 года по март 1931 года – слушатель курсов усовершенствования среднего командного состава при Ленинградской военной школе связи. После ее окончания он назначается начальником учебной части, а затем начальником и военным комиссаром школы-питомника военного собаководства Приволжского военного округа.
Большой военно-административный опыт Григорий Пантелеймонович получил (1933–1935) в центральном аппарате НКО, исполняя должность помощника начальника 3-го сектора Управления связи РККА (по военному собаководству). В феврале 1935 года его назначают начальником и военным комиссаром Центральной школы связи собаководства и голубеводства РККА.
С января 1937 года он слушатель Высших стрелково-тактических курсов усовершенствования командного состава пехоты «Выстрел». Но их закончить не удалось, в апреле того же года последовало назначение на должность начальника Центральной школы связи собаководства и голубеводства РККА.
С 1937 по 1969 год Григорий Пантелеймонович Медведев – главный военный кинолог РККА, а затем Советской армии. При этом он бессменный начальник все того же учебного заведения, продолжающего менять свои названия:
– Центральная военно-техническая школа военного собаководства (1941–1943);
– Центральная военно-техническая школа дрессировщиков Красной армии (1943–1954);
– Центральная техническая школа военного собаководства (1954–1965);
– 4-я Центральная школа младших специалистов караульной службы (1965–1969).
В Российской армии, пройдя ряд востребованных преобразований, это учебное заведение стало 470-м ордена Красной Звезды методико-кинологическим центром служебного собаководства Вооруженных сил Российской Федерации.
Изменялось название Центральной школы, но ее основное предназначение – подготовка кадров военного собаководства и военных собак – оставалось прежним. Коллектив этого прославленного учебного заведения во главе Г.П. Медведевым с поставленными перед ним задачами на разных этапах военного строительства справлялся успешно. Начальник Главного управления связи Красной армии, маршал войск связи Иван Терентьевич Пересыпкин (1904–1978) дал ей высокую оценку: «За годы своего существования в подготовке кадров военных дрессировщиков и живой техники школа занимает одно из видных мест в деле обучения разнообразному применению собак, в том числе на фронтах Великой Отечественной войны».
На Параде Победы на Красной площади прошли два
батальона собак-миноискателей Центральной военно-технической школы дрессировщиков Красной армии. Фото © РИА Новости |
СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ВОЕННОЙ ДОКТРИНЫ ГОСУДАРСТВА
В предвоенный период полковник Медведев, будучи человеком энергичным и целеустремленным, прилагает усилия к тому, чтобы утвердить военных собак в частях Красной армии как военную технику, предназначенную для выполнения не только обеспечивающих (караульных), но и определенных боевых задач. При его личном участии в 1935 и 1936 годах проводятся протяженные велопробеги с собаками по маршруту Москва–Ленинград–Москва (1500 км), Тбилиси–Батуми (460 км) и др. Под его руководством велась большая работа по совершенствованию методик обучения командиров, инструкторов и вожатых-собаководов, правильно было поставлено и селекционное дело.
Неослабевающее внимание Григорий Пантелеймонович уделял улучшению кадров военного собаководства. Он ставил перед собой цель перевести школу на трехлетний цикл подготовки офицеров-кинологов, но удалось это сделать только в конце 1944 года. В его мировоззренческом понимании военно-кинологическая работа должна быть направлена на реализацию основных положений военной доктрины государства, а умелое применение военных собак – вносить весомый вклад в победу в войне. По его личному настоянию больше учебного времени выделялось на изучение вопросов природы и истории войн, характера и особенностей современных конфликтов, тактики использования в них военных собак. Главенствующая роль принадлежит Г.П. Медведеву в становлении ряда новых служб военного собаководства.
Идея «собака против танка» была им не только поддержана, но и воплощена в жизнь (см. «НВО», № 15 и 19 за 2018 год). Он лично разрабатывает методики дрессировки и боевого применения собак – истребителей танков, участвует в полигонных испытаниях. В августе 1939 года полковник Г.П. Медведев возглавил отряд военного собаководства, в состав которого были включены собаки службы связи, а также собаки – истребители танков. Опыт боев на реке Халхин-Гол против японских захватчиков им тщательно изучался. И как результат, в годы Великой Отечественной войны за счет использования собак было уничтожено 304 танка. В сумме две танковые дивизии врага!
Изучая мировой опыт использования ездовых собак, Г.П. Медведев разработал и настойчиво внедрял санитарно-нартовую службу. Суть ее заключалась в том, что собачьими упряжками на передовую подавались боеприпасы и военные грузы, а обратным ходом вывозились тяжелораненные бойцы, причем с личным оружием. В декабре 1939 года подразделения Центральной школы с собаками службы связи и санитарно-нартовыми упряжками успешно действовали на Карельском перешейке. Какой объем военных грузов был перевезен этим видом транспорта во время Великой Отечественной войны, пока никто не подсчитывал. Что касается тяжелораненных, вывезенных с поля боя, их количество, по скромным подсчетам, превышает 700 тыс. человек. Напомним еще раз: их вывезли с личным оружием.
В 1940 году по предложению Г.П. Медведева разрабатывается новая служба собак – минно-разыскная. «Собака, – говорил Григорий Пантелеймонович, – из миллионов запахов, окружающих ее, выбирает один. Непостижимо, как она, разыскивая взрывчатку, чует ее на глубине 2 метров под землей. Причем в любой упаковке, будь то металл, пластмасса или дерево».
Много усилий он приложил для того, чтобы новая служба собак стала востребованной в войсках. Весной 1944 года, выступая на конференции, посвященной вопросам практического применения и дрессировки собак-миноискателей, Г.П. Медведев подчеркивал: «Новый вид применения военной собаки как средства, облегчающего саперу-миноискателю обнаруживание мины, показал превосходные результаты. В настоящее время мы располагаем обширным материалом наших специальных подразделений, действующих на фронтах…» Речь шла о том, что количество мин и фугасов, обезвреженных к этому времени подразделениями собак-миноискателей, исчислялось миллионами. Были отработаны приемы и способы их действий на минных полях.
Накануне Великой Отечественной войны Центральная школа имела плановые объемы подготовки собак по 11 видам служб. С началом войны приступила к формированию отдельных взводов, рот, отрядов и батальонов, имеющих в своем составе различные службы собак. Первый батальон убыл на Западный фронт уже 2 июля 1941 года. Общее число частей и подразделений, сформированных Центральной школой и направленных в Действующую армию, – 231, в том числе два отдельных полка специальных служб. Всего за время войны было подготовлено 3 тыс. офицеров, 8 тыс. сержантов и около 32 тыс. вожатых, а также 68 тыс. собак по восьми основным видам служб. Боевая работа и подвиги были отмечены государственными наградами, их удостоились более 3 тыс. бойцов и командиров подразделений военного собаководства, девять частей награждено орденами. За умелое руководство и высокие результаты в боевой деятельности Центральной школы на фронтах Великой Отечественной войны постановлением СНК СССР от 17 ноября 1943 года полковнику Г.П. Медведеву было присвоено воинское звание «генерал-майор войск связи».
Обо всем этом и многом другом можно подробно узнать из книги Владимира Швабского «Собака на воинской службе» (БЕРКУ, 2017).
ТАЛАНТ ОРГАНИЗАТОРА
Как отмечали ветераны, война предъявила особые требования к людям, возглавлявшим коллективы военного собаководства. Григорий Пантелеймонович Медведев оказался на высоте положения, его неутомимость и подвижность поражала всех. Самым удивительным было то, что в его быстроте не было ни тени суетливости. Всегда веселый, свежий, подтянутый, он в совершенстве владел искусством подбодрить шуткой или товарищеским словом, но умел быть, когда этого требовала обстановка, и непреклонно требовательным. Долгий жизненный опыт Григория Пантелеймоновича, хорошее знание людей, не говоря о собаках, и интуиция безошибочно подсказывали ему верную линию поведения в служебной деятельности.
Яркий талант организатора, высокий профессионализм, масштабность мышления, неутомимая энергия, чувство ответственности за порученное дело, активная гражданская позиция Григория Пантелеймоновича позволяли ему осуществлять руководство и держать в поле зрения все вопросы военного собаководства, находить оптимальный способ решения поставленных задач. Он неоднократно выезжал на фронт для контроля и оказания помощи. Обстановка потребовала, и он руководил отрядами. За проявленное при этом мужество был награжден тремя орденами.
После окончания войны, с переходом страны и вооруженных сил на мирные рельсы, генерал-майор Г.П. Медведев направляет усилия на обобщение богатейшего опыта фронтового применения собак. На базе этого он продолжает поиск новых и совершенствование существующих методик военного собаководства. В 1958 году им разработано «Наставление по дрессировке и применению военных собак» – полный нормативный документ службы военных собак.
Созданные по инициативе Г.П. Медведева Федерация служебного собаководства ДОСААФ и Центральный клуб служебного собаководства проводили большую работу по активизации работы клубов. С 1958 по 1972 год он председатель президиума Федерации служебного собаководства, активно содействует развитию служебного собаководства. Нельзя не отметить, что Григорий Пантелеймонович являлся активным инициатором и организатором выведения новых пород служебных собак: русский черный терьер, московская сторожевая и водолаз. Выйдя в 1969 году на пенсию, он продолжал активно трудиться: вел большую военно-патриотическую работу, читал лекции, проводил беседы с молодыми воинами-собаководами. Его часто видели на занятиях, в поле, на выгулах, он и там делился своим богатым опытом.
Именем генерала Медведева названа одна из улиц военного городка в поселке Княжево Дмитровского района Московской области. В настоящее время там дислоцируется 470-й ордена Красной Звезды методико-кинологический центр служебного собаководства ВС РФ, преемник Центральной школы, которой он командовал 35 лет. О жизни и службе Григория Пантелеймоновича рассказывают главные стенды музея истории военного собаководства. Среди экспонатов – почетная грамота «За высокие результаты в служебном собаководстве в 1941 году», подписанная председателем ОСОАВИАХИМа Семеном Михайловичем Буденным; пропуск 1943 года «для проезда по всем военно-автомобильным дорогам фронта и армии»; сабля, с которой он шел 24 июня 1945 года во главе колонны Центральной школы на Параде Победы на Красной площади в Москве.
Обширный архив музея хранит документы и артефакты, которые ждут своих исследователей. Малоизвестно, например, что гений отечественной трансплантологии Владимир Петрович Демихов свои первые эксперименты в этой области проводил в 1946–1947 годах на базе Центральной школы. Этому посвящена его книга «Пересадка жизненно важных органов в эксперименте», две газетные статьи «Второе сердце» и «Для продления жизни человека». Многие архивные документы свидетельствуют о том, что Центральная школа всегда и очень крепко дружила с наукой, причем как с фундаментальной, так и с прикладной.
Организатор и величайший практик советского военного собаководства генерал-майор Г.П. Медведев разделял идею французского естествоиспытателя-натуралиста Жоржа Кювье: «Собака составляет самое замечательное, совершенное и полезное из всех приобретений, какие когда-либо сделал человек». Григорий Пантелеймонович активно и настойчиво развивал ее в практическом плане, стремился максимально использовать свойство собаки в военном деле. Колоссальный опыт, накопленный на этом поприще под его руководством, востребован и сегодня.
комментарии(0)