В ходе многочисленных войн с арабскими странами израильская армия потеряла множество танков. Фото 1960-х гг
Шестидневная война в июне 1967 года стала триумфом для Израиля, который качественно улучшил свое стратегическое положение по всему периметру границ. Для арабов, особенно для Египта, война, наоборот, оказалась беспрецедентной катастрофой, превращающей мысль о реванше в идею фикс.
МОСКВА СПЕШИТ НА ПОМОЩЬ
СССР был готов оказать Египту максимум помощи в деле восстановления его ВС и в защите страны от действий Израиля. Всего через четыре дня после окончания войны в Египет была переброшена эскадрилья советских бомбардировщиков Ту-16. В течение июня в Средиземном море была развернута 5-я оперативная эскадра ВМФ СССР, в состав которой входили, меняясь по ротации, крейсер, эсминец или сторожевой корабль, один-два тральщика, большой и два-три средних десантных корабля с морской пехотой на борту. Основной базой эскадры до 1972 года стал египетский Порт-Саид. На аэродроме Каир-Западный была развернута разведывательная эскадрилья морской авиации, на аэродроме Мерса-Матрух – противолодочная.
Между тем на Суэцком канале, превратившемся в линию фронта, уже в июле возобновились перестрелки, над каналом – воздушные бои, а у входа в него – морские. Так, 11–12 июля израильские эсминец «Эйлат» и сторожевые катера потопили два египетских торпедных катера проекта 183, а 14 июля в районе канала произошел достаточно крупный бой: израильские истребители сбили четыре египетских МиГ-17 и 3 МиГ-21, тогда как египетская артиллерия потопила несколько израильских патрульных катеров.
Затем до осени возникла пауза. 21 октября египтяне добились одного из самых значительных своих успехов за весь период противостояния с Израилем (с 1948 года). Два их ракетных катера проекта 183Р около Порт-Саида потопили с помощью противокорабельных ракет (ПКР) П-15 израильский эсминец «Эйлат». Он стал первой жертвой ракетного оружия в истории морских войн. Правда, «Эйлат» был построен в 40-е годы, когда никаких ПКР еще не было в принципе, соответственно он не мог отразить удар египетских катеров. Просто израильтяне сочли себя непобедимыми и утратили всякую осторожность, направив старый эсминец без прикрытия с воздуха к главной базе египетского флота. Тем не менее бой у Порт-Саида «взорвал мозг» военно-морским стратегам всего мира и вызвал всплеск энтузиазма в Египте и в других арабских странах.
Уже 25 октября израильтяне отомстили, уничтожив артогнем несколько крупнейших нефтеочистительных заводов Египта в южной части канала (в районе Суэца). После этого в боевых действиях возникла пауза, продолжавшаяся почти год.
При этом СССР не прекращал помогать Египту. В конце 1967 года ВВС этой страны получили 20 бомбардировщиков Ил-28, 60 штурмовиков Су-7, 50 истребителей МиГ-19 и 100 МиГ-21. А в начале 1968 года с десантных кораблей Черноморского флота на азиатском берегу Суэцкого канала высадился отряд морской пехоты (396 человек, 4 танка Т-54, 10 ПТ-76, 21 БТР-60, батарея ЗСУ «Шилка») с целью сохранения за Египтом контроля за входом в канал. Израильтяне мешать морпехам не рискнули.
ОБСТАНОВКА НАКАЛЯЕТСЯ
Артиллерийские перестрелки через канал возобновились в сентябре 1968 года. 31 октября израильские десантники на вертолетах французского производства SA321 высадились в глубине египетской обороны (более 300 км к западу от канала), взорвали два моста через Нил и трансформаторную станцию. После этого вновь наступило длительное затишье. За это время израильтяне построили на восточном (азиатском) берегу Суэцкого канала мощную оборонительную линию, названную линией Бар-Лева – по фамилии начальника Генштаба ЦАХАЛ (Армия обороны Израиля), инициировавшего данный проект. Израильские военные считали, что прорвать ее можно только с применением ядерного оружия, коего у Египта заведомо не было и быть не могло. Вера в несокрушимые оборонительные линии еще никого никогда до добра не доводила, не довела и израильтян, но это случилось через четыре года и является другим сюжетом («Судный день Израиля», «НВО», 19.10.18).
Полвека назад, в марте 1969 года, война возобновилась, чтобы уже не прерываться на протяжении полутора лет. Арабы считают, что именно этот период и является «войной на истощение». Впрочем, в мировой военной литературе под этим термином гораздо чаще понимается весь период с июля 1967 года по август 1970 года.
Уже 9 марта от израильского снаряда погиб начальник египетского Генштаба генерал Риад. Подразделения обеих сторон стали совершать регулярные рейды на «вражеский» берег канала, нанося друг другу чувствительные удары. При этом Израиль пользовался превосходством своих ВВС над египетскими (не в количестве и качестве самолетов, а в уровне подготовки летчиков), нанося удары в глубину Египта. Так, в мае ими был уничтожен Хелуанский металлургический комбинат.
С июля египетские ВВС начали применять штурмовики Су-7, очень эффективные по тому времени. Правда, эффективными они были в хороших руках. Например, при действии индийских летчиков против Пакистана в декабре 1971 года. А вот у арабов с этим были некоторые проблемы. В августе египтяне впервые использовали переносные зенитные ракетные комплексы (ПЗРК) «Стрела-2». По канонической советской легенде в первый же день применения (дата которого, впрочем, никогда не называется) ими было сбито шесть «Фантомов». На самом деле 19 августа были сбиты не «Фантомы», а «Скайхоки» (что само по себе гораздо легче: «Фантом» – «двухмаховый» истребитель, «Скайхок» – дозвуковой штурмовик) и не шесть, а два.
8 сентября израильские боевые пловцы взорвали два египетских торпедных катера, впрочем, несколько пловцов при этом погибло (катера, в общем, того не стоили). На следующий день израильский танковый батальон высадился на западном берегу канала и провел там лихой рейд на 50 км, уничтожив египетский военный лагерь и несколько РЛС, погибло не менее 150 египтян и ни одного израильского военного. Успеху рейда способствовало то, что израильтяне использовали трофейную технику – Т-54 и БТР-50. 11 сентября над каналом произошел крупный воздушный бой, в котором египтяне потеряли 5–7 МиГ-21, 2-3 Су-7, 1 МиГ-17, израильтяне – 1–2 «Миража». Через неделю израильские ВВС полностью разгромили 10-ю зенитно-ракетную бригаду ПВО Египта.
26–27 декабря группа израильского спецназа захватила новейшую советскую РЛС П-12 и вывезла ее на внешней подвеске вертолета СН-53. Благодаря этому сам Израиль и США получили ценнейший материал для ведения РЭБ против советских систем ПВО.
В течение 1969 года Египет потерял от 48 до 72 боевых самолетов и не менее 3 дивизионов зенитных ракетных комплексов С-75. При этом египтяне претендуют на уничтожение как минимум 45 израильских самолетов, но ЦАХАЛ признает только 5.
С 7 января 1970 года израильские ВВС усилили удары по объектам в глубине территории Египта, ПВО которого противостоять им не могла, хотя только за 1969 год получила 157 истребителей МиГ-21. 22 января израильский воздушно-морской десант захватил остров Шадуан в районе нынешней «всероссийской здравницы» Шарм-эль-Шейха и удерживал его 30 часов, вывезя оттуда еще одну РЛС. Египет потерял 30 человек убитыми, 62 пленными, 2 торпедных катера проекта 183, Израиль – 3 человек убитыми. 12 февраля ВВС Израиля уничтожили металлургический завод в Каире.
НОВЫЙ РАУНД ПОМОЩИ
В Москве еще в декабре 1969 года было окончательно принято решение об оказании Египту прямой военной помощи в сфере ПВО. В марте 1970 года началась переброска советских войск из Николаева в Александрию. В Египте была сформирована 18-я особая дивизия ПВО СССР в составе трех зенитно-ракетных бригад (по 8 дивизионов ЗРК С-125 в каждой), 135-го истребительного авиаполка (40 МиГ-21МФ) и 35-й разведывательной эскадрильи (30 МиГ-21Р). Для прикрытия позиций ЗРК было выделено 70 ЗСУ-23-4 и 242 «Стрелы-2».
Боевой дебют дивизии состоялся уже 14 марта и был, мягко говоря, неудачным: ЗРК С-125 сбил египетский бомбардировщик Ил-28. Несмотря на крайнюю засекреченность операции, израильтяне о ней немедленно узнали и начали вести для советских военнослужащих радиопередачи на русском языке.
Прибытие советских войск воодушевило египтян, они стали активнее проводить рейды на восточный берег канала, за весну 1970 года в результате этих рейдов потери ЦАХАЛ составили 64 человек, еще 6 попали в плен. Впрочем, советские зенитчики и летчики достаточно долго не вступали в бой. Лишь 22 июня советский МиГ-21 сбил израильский штурмовик А-4 «Скайхок», а 27 июня ЗРК С-125 18-й особой дивизии сбили первый F-4 «Фантом». 30 июня было сбито от трех до семи израильских самолетов, которые, в свою очередь, уничтожили два дивизиона ЗРК С-75 с египетскими расчетами. 18 июля израильские ВВС вывели из строя дивизион С-125, уничтожив 2 ПУ и 1 ТЗМ, погибло 8 советских зенитчиков. При этом израильтяне потеряли три «Фантома».
30 июля над каналом 8 МиГ-21 с советскими летчиками вступили в бой с 12 израильскими самолетами (4 «Миража», 8 «Фантомов»). Он стал последним воздушным боем в истории ВВС СССР и закончился гибелью 4 МиГов и 2 летчиков. В ряде советских источников говорится, что был сбит 1 «Мираж», но подтверждений этому нет.
3 августа ВВС Израиля потеряли от огня зенитных ракетных комплексов 4 «Фантома» и 1 «Мираж». «Война на истощение» все более оправдывала свое название для обеих сторон. 7 августа Израиль, Египет и Иордания подписали соглашение о прекращении огня.
Данные о потерях сторон крайне противоречивы, поскольку и те и другие врут совершенно безгранично, при этом в отличие от других (например, от американцев) даже по прошествии значительного времени никогда не признают своего вранья и не обнародуют своих реальных потерь.
По доступным данным, Израиль потерял в ходе «войны на истощение» 1,4 тыс. человек убитыми и от 30 до 100 самолетов. Потери Египта в людях установить не удается, самолетов потеряно до 150 (только МиГ-21-68), из них до 25 были сбиты наземной ПВО Израиля, остальные – в воздушных боях. Почти все потери израильских ВВС, наоборот, приходятся на ЗРК и зенитную артиллерию. Действия советской 18-й дивизии ПВО никак нельзя назвать триумфальными, тем не менее именно они стали причиной того, что Израиль согласился на прекращение огня.
28 сентября 1970 года умер Герой Советского Союза Гамаль Абдель Насер, почти 20 лет возглавлявший Египет. Сменивший его Анвар Садат в июле 1972 года изгнал из страны советских военных советников и войска. После этого в Израиле совсем расслабились, за что чуть было не поплатились в октябре 1973 года.
комментарии(0)