Экипаж американской «Летающей крепости» В-17 № 33794 после вынужденной посадки на советской территории. Фото из архива автора, публикуется впервые
Советские трофейные команды работали на протяжении всей Великой Отечественной войны. В их задачу входило обследование мест падения (приземления) самолетов противника, после чего, в зависимости от их состояния, самолеты эвакуировали для последующего ремонта или разборки с целью извлечения цветных металлов и пр. Однако после начала совместных операций с союзниками на нашей территории совершили вынужденные посадки немало американских и английских самолетов. Особый интерес представляли тяжелые четырехмоторные бомбардировщики. Эти машины в зависимости от их состояния тщательно обследовали и по мере возможности вводили в строй.
Первый из них, В-24 «Либерейтор», совершил вынужденную посадку осенью 1943 года на Дальнем Востоке. После восстановления машину перегнали с аэродрома Елизово в Подмосковье на аэродром Летно-исследовательского института (его иногда именуют Раменское или Кратово в соответствии с рядом расположенными одноименными населенными пунктами), где дислоцировался 25-й бомбардировочный авиаполк дальнего действия. Предельная дальность полета этих машин без бомбовой нагрузки, но с дополнительными топливными баками в зависимости от их модификации была в пределах 5148–5633 км. У модификации В-24D с бомбовой нагрузкой 1360 кг дальность полета не превышала 4000 км, что позволяло американцам наносить бомбовые удары по объектам в Японии лишь с аэродромов, расположенных на территории Китая. На указанной машине, по сути ставшей учебной, к 1945 году подготовили 30 экипажей. Это была вынужденная мера, поскольку ресурс Пе-8 подходил к концу.
Весной 1945 года последовала директива командующего истребительной авиацией ПВО об интернировании иностранных самолетов, севших без разрешения на территории, занимаемой нашими войсками. В частности, командиру 318-й истребительной авиадивизии (иад) предписывалось:
«Все экипажи севших без разрешения на территории, занятой нашими войсками, исправных или неисправных иностранных самолетов, в том числе американских и английских, интернировать и содержать их под арестом впредь до получения указаний о дальнейшем их направлении...
Иностранные самолеты… считать трофейными. Исправные и поддающиеся полевому ремонту самолеты направлять в соответствующие части ВВС. Не поддающиеся восстановлению самолеты сдавать в трофейные органы как металлолом или разбирать на запасные части.
О всех случаях интернирования иностранных экипажей немедленно шифром доносить начальнику Генерального штаба в копии командующему истребительной авиацией ПВО КА и в штаб 1-й виа (воздушной истребительной армии. – «НВО») ПВО с указанием времени, места посадки, принадлежности, типа и номера самолета, количества и поименного состава экипажа, какой части принадлежит, откуда вылетел, какую решал задачу, причины посадки, состояния экипажа и самолета, остатка горючего в баках и ближайшего аэродрома».
К середине мая 1945 года на территории, контролируемой советскими войсками, обнаружили 146 «Летающих крепостей» (В-17) и «Либерейторов» (В-24) разных модификаций. Часть из них, наиболее исправных, вернули союзникам, а остальные пошли в дело. В частности, отремонтированные машины перегоняли на аэродром Болбасово.
Но не все складывалось столь удачно. Так, на аэродроме Парндорф (в 26 км юго-западнее Братиславы) обнаружили В-24D № 44-50414, совершивший посадку 26 апреля. При этом экипаж самолета находился в гарнизоне до 16 мая, когда его на «Дугласе» вывезли в Киев. Осмотр машины, в частности, показал, что с нее демонтировали и расстреляли из личного оружия радиолокационную станцию, испортили электропроводку, а винт четвертого двигателя находился в затяжеленном положении, что свидетельствовало о полете на трех моторах. Была также повреждена лопасть винта первого мотора.
После восстановления машины и ее оборудования наши специалисты 30 мая приступили к запуску двигателей. Три попытки запустить первый и второй моторы не удались, как предположили, из-за повреждения проводов зажигания. Третий мотор запустился сразу и работал хорошо. При этом его показатели были в норме. Однако через четыре минуты последовал взрыв большой силы, и техник Дружинин был ранен в руку и выскочил из самолета через бомболюк. Находившийся в кабине с ним борттехник старший лейтенант Кищенко выключил мотор и, перекрыв топливную систему, получив ожог лица, выпрыгнул в левое окно кабины пилотов. В итоге машина полностью сгорела.
Истинную причину произошедшего установить не удалось. Нельзя исключать, что это была диверсия, а возможно, и «жучок», установленный американцами и сработавший против нас. Не знаю, как у американцев, но на советских послевоенных самолетах, даже на пассажирских, имелась система подрыва секретных блоков (типа «свой–чужой»), и осуществлялось это от кнопки «Взрыв», расположенной на приборной доске летчиков.
Учитывая, что отечественная промышленность прекратила выпуск Пе-8 в 1944 году, к концу войны в строю находилось лишь около 20 машин этого типа. Правда, и очень удаленных целей для них не было. Для решения боевых задач на Евроазиатском континенте вполне хватало ДБ-3Ф и ленд-лизовских В-25 «Митчел», а до Америки и на Пе-8 не дотянуться. Тем не менее никто не мог гарантировать, что на завершающем этапе войны с нацистами США не развернутся против СССР, причем привлекут для этого и недобитых фашистов...
Выявление мест вынужденной посадки и последующая перегонка «американцев» продолжались до осени 1945 года, но не все проходило гладко. В связи с этим приведу еще один факт из истории 45-й дивизии, точнее, 890-го тяжелого бомбардировочного авиаполка (тбап). 25 мая 1945 года экипажу летчика М.А. Котырева предстояло перегнать В-24 № 42-94800 с аэродрома Барановичи в Болбасово. До этого ему довелось перегонять данную машину, восстановленную в начале мая, с аэродрома Ополье в Барановичи. Вскоре после взлета возникли проблемы с одним из моторов, в итоге пришлось совершать вынужденную посадку на заболоченный луг. Виноватым в летном происшествии, как ни странно, оказался очень опытный летчик, забывший поставить винт отказавшего двигателя во флюгерное положение. Надо сказать, что после войны Котырев стал летчиком-испытателем и погиб 19 февраля 1952 года на самолете Ту-4. Вскоре после взлета отключились два двигателя, как потом выяснилось, из-за того, что забыли заправить машину топливом. Выполняя разворот, самолет потерял скорость и столкнулся с землей…
Все трофейные тяжелые бомбардировщики В-17 и В-24 сосредоточили в 45-й тяжелой бомбардировочной авиадивизии (тбад), а с июня 1945 года по приказу командующего 18-й Воздушной армией все «Либерейторы» сосредоточили в 25-м гвардейском тбап, а «Летающие крепости» – в 890-м тбап. В-17 находились в строю до лета 1947 года, когда на вооружение дивизии стал поступать Ту-4 – советская версия американской «Сверхкрепости» (В-29). Так американские бомбардировщики оказались единственными в советских Вооруженных силах, способными решать стратегические задачи. Продолжалось это до появления дальнего реактивного бомбардировщика Ту-16.
Последний В-24 поступил в 25-й тбап осенью 1945 года, причем, несмотря на нехватку запасных частей, «Либерейторы» прослужили до 1952 года.
комментарии(0)