0
4682
Газета История Интернет-версия

30.08.2019 00:01:00

Артиллерийские авторитеты русской армии

Три личности, оставившие яркий след в истории развития отечественной артиллерии в Первую мировую войну

Тэги: Рдултовский, Кирей, Шейдеман, РД, РТЗ, ТАОН


Рдултовский, Кирей, Шейдеман, РД, РТЗ, ТАОН Гаубичная батарея времен Первой мировой. Фото из библиотеки автора

Развитие артиллерии стало на рубеже XIX–XX веков основой огневой мощи Российской императорской армии. Прогресс осуществлялся людьми, увлеченными своим делом, – подвижниками индустрии тяжелых вооружений. Эти герои ради результата порой жертвовали своей жизнью. Страна должна чтить их имена, только благодаря им Россия получила грозное оружие, защищавшее ее рубежи и суверенные государственные интересы.

В.И. Рдултовский

Владимир Иосифович Рдултовский является одним из выдающихся конструкторов, создателем взрывных устройств и боеприпасов. Это звезда мирового уровня.

Родился во Владикавказе в 1876 году в семье выслужившегося из рядовых штабс‑капитана Кавказской армии. Из уважения к боевым заслугам рано умершего отца сын был принят на казенный кошт в Воронежский кадетский корпус, окончив который (1893) по­ступает в Михайловское артиллерийское училище. Его он окончил (1896) по первому разряду.

В.И. Рдултовский служил в строевых частях (2‑я Восточно‑Сибирская артиллерийская бригада), а затем в Главном артиллерийском управле­нии. Разрабатывал новые образцы артиллерийского вооружения, участвовал в строительстве заводов, налаживал массовое производство боеприпасов, трудился в органах снабжения войск артиллерийским воору­жением. На октябрь 1917 года он работал в должности начальника снабжения тяжелой артиллерии, затем был утвержден в той же должности в Красной армии.

Достижения В.И. Рдултовского в деле развития артиллерийской техники России были выдающимися.

Как известно, полевая артиллерия в Русско‑японской войне 1904–1905 годов имела на вооружении лишь шрапнель. Последняя вследствие глубокого заблуждения считалась «единым снарядом».

Именно В.И. Рдултовский, проанализировав запросы фронта, не только спроектировал пер­вую фугасную 76‑мм гранату, но и организовал ее производство так, что уже с 1905 года граната начала поступать на Дальний Восток.

В 1906–1908 годах он спроектировал фугасную 76‑мм гранату с тротиловым зарядом и разработал не только технологию ее снаряжения, но и организовал снаряжение первых пар­тий. Данная граната – основа боекомплекта батарей русской армии Первой мировой войны, вооруженных 76‑мм полевых пушками. Она сохранилась и на во­оружении Красной армии под названием «старая фугасная граната».

В 1908–1914 годах В.И. Рдултовским были спроектированы фугасные тротиловые снаряды к 107‑мм пушке образцов 1910 и 1877 годов, 122‑мм гаубице образца 1910 года и ручная граната – «граната образца 1914 года».

Во время мировой войны конструктор руководил строительством завода и сборкой пер­вых своих гранат – удалось за четыре месяца довести объем производства последних до 20 тыс. единиц в сутки.

Он также разработал серию дистанцион­ных взрывателей для зенитных гранат (РД, РТЗ (УГ), РТЗ и др.).

Много сделал В.И. Рдултовский и для перевооружения артиллерии Красной армии новейшими образцами артиллерийской техники. Причем конструктор являлся основоположником концепции проектирования взрывателей – и погиб, разбирая одно из своих изделий. Характерной чертой конструкторской работы В.И. Рдултовского было доведение результата его трудов до сдачи в войска.

Занимаясь творческой и преподавательской деятельностью, В.И. Рдултовский являлся автором краткого курса трубок и взрывателей и исторического очерка развития трубок и взрывателей.

В.Ф. Кирей

Был у русской армии и выдающий артиллерийский тактик – генерал‑майор В.Ф. Кирей.

Василий Фадеевич Кирей особо отличился при осуществлении артиллерийского этапа прорыва 9‑й армии Юго‑Западного фронта в ходе наступления 1916 года. Опыт боевого применения артиллерийских мощностей, организационные и оперативно‑тактические выводы были им опубликованы в работе «Артиллерия атаки и обороны», фактически написанной на наблюдательных пунктах и в дальнейшем изданной в СССР в 1926 и 1936 годах.

Были им изданы и тактические рекомендации относительно специфики артиллерийской тактики, отталкиваясь от опыта летней кампании 1916 года.

Старший офицер мортирной батареи капитан В.Ф. Кирей заканчивал войну генерал‑майором – командующим 33‑м армейским корпусом.

Тактик родился в 1879 году и был сыном офицера, выходцем из малороссий­ской дворянской семьи (Черниговская губерния). В активе В.Ф. Кирея – Оренбургский Неплюевский кадетский кор­пус, Константиновское артиллерийское училище, Михайловская артиллерийская и Николаевская военная академии.

При подготовке наступления 9‑й армии весной 1916 года В.Ф. Кирей получил поддержку командующего армией генерала от инфантерии П.А. Лечицкого.

Артиллерийская компонента удара была продумана во всех деталях. В полосе 11‑го армейского корпуса у деревни Доброноуц (участок главного удара армии) на 3, 5‑километровом фронте сосредоточили 159 орудий. Длительность артподготовки – 75 минут. Были отлажены распределение и группировка артиллерии, порядок действий, переноса огня, вопросы взаимодействия и т.д.

В итоге 22 мая 1916 года более многочисленная артиллерия противника была подавлена, а пехотные позиции разгромлены. Причем 32‑й артдивизион действовал ювелирно: за день израсходовал лишь около 11 тыс. снарядов. Разбитые на периоды действия русской артиллерии были разыграны как по нотам – и путь пехоте был открыт. Так, например, 128‑й Старооскольский полк, преодолевший все три линии вражеской обороны, потерял лишь двух человек убитыми и четырех ранеными. Аналогичной была ситуация и в других полках дивизии.

9‑я армия в период 22–28 мая пленила 37 тыс. человек.

Вклад В.Ф. Кирея в армейскую победу переоценить невозможно. Двухмесячная подготовка (артразведка, аэрофотосъемка, расчеты и пристрелка и т.д.) принесла свои плоды.

И «артиллерийский пот» спас «пехотную кровь» (любимое изречение В.Ф. Кирея).

Позднее артиллеристы В.Ф. Кирея организовали прорывы у Станиславова и Калуша, а затем под Тлумачом и Хоцимержом.

В.Ф. Кирей становится кавалером Георгиевского оружия, полковником и сотрудником управления инспектора артиллерии Юго‑Западного фронта.

Будучи инспектором артиллерии 41‑го армейского корпуса, В.Ф. Кирей отличился при организации артподготовки июньского наступления 1917 года (в артиллерийском отношении ставшего для русской армии эталонным), заслужив орден Святого Георгия 4‑й степени.

Дальнейшая судьба В.Ф. Кирея была связана с Русской армией П.Н. Врангеля и эмиграцией. Причем генерал стал и ­признанным авторитетом в чехословацкой артиллерии.

В.Ф. Кирей – крупнейший артиллерийский тактик – специалист по прорывам позиционного периода мировой войны.

Г.М. Шейдеман

Теперь вспомним о Г.М. Шейдемане, организаторе и первом командире корпуса тяжелой артиллерии особого назначения (ТАОН).

Будущий генерал родился в 1867 году, окончил Петровско‑Полтавский кадетский корпус, Михайловское артиллерийское училище, Николаевскую академию Генерального штаба. Участник Русско‑японской и Первой мировой войн. В ходе последней Г.М. Шейдеман был командиром артиллерийских дивизиона (21‑го мортирного) и бригады (5‑й и 33‑й), инспектором артиллерии (4‑го армейского корпуса и 5‑й армии).

Генерал‑лейтенант Г.М. Шейдеман становится командиром 48‑го армейского корпуса (ТАОН). В состав последнего входили орудия 120–305‑мм калибра, и, как вспоминал В.И. Гурко, особенность этого соединения, возглавляемого генералом‑академиком, заключалась в том, что его боевые части были только артиллерийскими.

К весне 1917 года корпус насчитывал 338 стволов, прекрасно себя зарекомендовав в ходе летнего наступления. ТАОН стал огневым резервом Ставки – мощным средством усиления ударных объединений. В ходе операций артиллерия ТАОН, придаваясь ударным объединениям соединениям, объединялась в артгруппы, подчиненные инспекторам и начальникам артиллерии армий и корпусов.

В итоге плод организаторского труда Г.М. Шейдемана оказался более чем впечатляющим – и артиллерийская подготовка в ходе летнего наступления 1917 года была качественной, а результат действий артиллерии отличным. В результате с минимальными потерями была сокрушена оборона австро‑германских войск. Но утратившая стойкость главная масса русской армейской пехоты свела на нет все усилия артиллеристов. И это при том, что, как справедливо отметил командующий ТАОН (в дальнейшем – начальник артиллерии РККА) Г.М. Шейдеман, еще ни разу на Русском фронте Первой мировой войны не было введено в дело столь большого количества орудий самых разных калибров и еще ни разу артподготовка не достигала столь выдающегося успеха.

Все три фигуранта нашей статьи внесли ощутимый вклад в историю развития отечественной артиллерии – и золотыми буквами вписаны в ее летопись.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Верующих подводит крещенская оттепель

Верующих подводит крещенская оттепель

Милена Фаустова

Из-за тонкого льда на реках вырубать иордани небезопасно

0
852
Нужна ли Абхазии президентская клятва в святилище

Нужна ли Абхазии президентская клятва в святилище

Анастасия Коскелло

На фоне кризиса жители республики потянулись к язычеству

0
1669
Дубай в шоколаде. Попытка зимнего лакшери-трипа на теплое побережье

Дубай в шоколаде. Попытка зимнего лакшери-трипа на теплое побережье

Милена Фаустова

0
2194
Нейтралитет оказался поводом для укрепления культа личности "второго Туркменбаши"

Нейтралитет оказался поводом для укрепления культа личности "второго Туркменбаши"

Виктория Панфилова

0
3493

Другие новости