Амирьянц Г.А. Четыре жизни Г.Ф. Байдукова. М.: Кучково поле, 2019. — 520 с. |
Вышла в свет книга о Герое Советского Союза Георгии Филипповиче Байдукове. Знаменитый летчик, участник легендарных героических дальних перелетов 1930‑х годов, Байдуков гораздо менее известен в нашей стране по другим страницам его биографии, которые автор книги выделяет и характеризует отдельно. Он называет их четырьмя жизнями своего героя.
Генерал‑полковник авиации Байдуков – опытный летчик‑испытатель НИИ ВВС и авиационного завода № 22 (сегодня это Государственный космический научно‑производственный центр имени М.В. Хруничева) в Москве, известный военачальник, командовавший в войну штурмовым авиационным корпусом, в послевоенное время руководитель «Аэрофлота» и, главное, один из руководителей создания выдающихся, известных всему миру систем противовоздушной и ракетно‑космической обороны (РКО).
Его заслуги в этих малоизвестных областях были настолько значительны, что мы можем с полным основанием и искренностью сказать, что Георгий Байдуков всей своей героической и творческой жизнью заслужил добрую память потомков. Но как сохранить эту память? Говорят, книги читают все меньше и меньше. И тем не менее она остается единственной возможностью восхититься всей полнотой этой жизни, жизни – во многом вопреки, а не благодаря, в которой было столько борьбы, столько выдающихся событий, столько впечатляющих встреч, такое яркое взаимодействие со многими выдающимися личностями своего времени!
Книга, о которой мы говорим, уверен, является достаточно полным, объективным и системным описанием этого уникального, волнующего и поучительного жизненного опыта, это рассказ не только о замечательном человеке, но о великой эпохе, в которой он жил, воевал, трудился, о выдающихся его современниках, последователях и сподвижниках.
Происхождение у Георгия Филипповича было самое что ни на есть пролетарское, он никогда, даже став генерал‑полковником и автором многих книг, не стремился выглядеть интеллектуалом. Коренной сибиряк, он родился в семье железнодорожного рабочего в глубинке – на разъезде Тарышта Омской железной дороги. С детства был приучен к самостоятельности. Работать начал с 11 лет. «В 1920 году, – писал Георгий Филиппович в своем дневнике, – был командирован в железнодорожную профшколу, затем преобразованную в железнодорожный техникум на ст. Омск, где и проучился до совершеннолетия (до 1925 года)». Он перепробовал все рабочие железнодорожные специальности, но заразился всеобщей тягой к авиации. Будучи активным осоавиахимовцем, в 1925 году ушел добровольцем в Красную армию.
Закончив Ленинградскую военно‑теоретическую школу ВВС и 1‑ю военную школу летчиков имени А.Ф. Мясникова (впоследствии это знаменитое Качинское летное училище в Севастополе), летом 1926 года военлет Байдуков начал военную службу. Уже в 1930-м его, командира звена 10‑й авиационной бригады, владевшего отличной техникой пилотирования, отобрали в числе лучших в стране для работы в Научно‑испытательном институте ВВС, базировавшемся в то время на Ходынке в Москве. Среди отобранных летчиков оказался и Валерий Павлович Чкалов.
Байдуков был одним из лучших мастеров «слепого» полета, то есть пилотирования по навигационным приборам. Будучи в 1930–1934 годах летчиком‑инструктором НИИ ВВС, он активно участвовал в испытательных работах на самолетах‑истребителях и тяжелых машинах. Большой опыт Байдукова в полетах в условиях плохой видимости был востребован в 1934 году во время полетов группы тяжелых самолетов АНТ‑6 по Западной Европе: в Варшаву, Вену, Париж, Лион, Страсбург, Прагу, а также в труднейших беспосадочных перелетах, совершенных экипажем в составе В.П. Чкалова, Г.Ф. Байдукова, А.В. Белякова в 1936–1937 годах.
20–22 июля 1936 года на одномоторном самолете АНТ‑25 был совершен первый беспосадочный перелет по трансполярному маршруту Москва – Земля Франца‑Иосифа – Северная Земля – бухта Тикси – Петропавловск‑Камчатский – остров Удд. За 56 часов 20 минут было преодолено 9374 км. Предложение проверить самолет АНТ‑25 в перелете на Камчатку, прежде чем решиться на перелет в США, исходило от Иосифа Сталина. Но Байдуков в присутствии вождя убедительно возразил: прямой путь до Камчатки составляет примерно 8 тыс. км, а потенциальная дальность АНТ‑25 – около 14 тыс., потому было бы целесообразно удлинить путь на Камчатку за счет захода в районы Арктики. Сталин согласился.
За мужество и героизм, проявленные при выполнении этого перелета, всем членам экипажа было присвоено звание Героя Советского Союза, их имена увековечили на географических картах, переименовав три острова в заливе Счастье Охотского моря в острова Чкалов, Байдуков, Беляков.
Второй беспосадочный перелет 18–20 июня 1937 года по маршруту Москва – Северный полюс – Ванкувер (шт. Вашингтон, США) принес этому экипажу мировую славу. Летчики проявили исключительное искусство, отвагу и мужество, преодолев самую суровую часть земного шара, открыв новую эру покорения человеком природы. За 63 часа 16 минут они преодолели 8504 км.
Байдуков – участник советско‑финской войны, в ходе которой командовал авиагруппой, а затем 85‑м бомбардировочным авиационным полком. Причем попал он на эту «неизвестную» войну несколько необычно. Он узнал, что из‑за непогоды в финскую кампанию на приколе стояло множество самолетов. Будучи приглашенным на 60‑летие Сталина, Байдуков предложил ему создать специальную ударную группу истребителей, а главное – группу бомбардировщиков СБ и ДБ‑3, пилотируемых в основном летчиками‑испытателями, которые в отличие от обычных строевых летчиков могли летать на боевые задания и в условиях плохой видимости. 85‑й авиаполк особого назначения действовал весьма эффективно: его летчики делали по два‑три боевых вылета даже в такие дни, когда остальные из‑за непогоды не летали вовсе.
После начала Великой Отечественной войны по указанию Сталина Георгий Филиппович был направлен в командировку в США для решения вопросов, связанных с приобретением авиационной техники по ленд‑лизу, организацией доставки самолетов в СССР, а также переучиванием советского летно‑технического состава для боевого применения и эксплуатации передаваемой техники.
С ноября 1941 года Байдуков в действующей армии: заместитель командира, а вскоре командир авиационной дивизии резерва Ставки Верховного главнокомандования, затем на Калининском фронте командующий ВВС 4‑й ударной армии. В дальнейшем он командует авиадивизиями, участвовавшими в Курской битве, освобождении Левобережной Украины, битве за Днепр. В январе 1944 года он формирует 4‑й гвардейский штурмовой авиационный корпус, который принимает участие в операциях 1‑го и 2‑го Белорусских фронтов при освобождении Киева, Белоруссии, в Восточно‑Прусской операции, освобождении Гданьска, форсировании Одера.
Кончались две удивительные жизни – летчика Байдукова и военачальника Байдукова. Начиналась новая, не менее яркая и нужная для страны, но явно менее известная третья жизнь Байдукова – руководителя крупных хозяйственных, военно‑научных, оборонных программ.
В 1947 году по решению Политбюро ЦК партии Георгий Байдуков был назначен начальником Главного управления Гражданского воздушного флота страны. На его плечи свалилось огромное и ответственное хозяйство в труднейшее для страны время. Он многое успел сделать для «Аэрофлота», не боясь вступать в полемику и бороться за его интересы с кем бы то ни было из высшего руководства.
Огромную, никак не афишируемую роль Георгий Филиппович в конце своей военной службы сыграл в формировании основ и фундамента воздушно‑космической обороны страны. В течение 15 лет он возглавлял знаменитое среди профессионалов 4‑е Главное управление Министерства обороны (4 ГУ МО) – это генеральный заказчик средств противовоздушной, противоракетной, противокосмической обороны страны. Ближайшие коллеги и сподвижники Байдукова, отдавая должное той роли, которую он сыграл в создании и налаживании эффективной работы новой заказывающей структуры, не устают повторять, что эту роль трудно переоценить. Именно при Байдукове в теснейшей связи с выдающимися учеными, конструкторами, НИИ, КБ, заводами, полигонами, боевыми соединениями были созданы многие новые зенитные ракетные системы и системы ракетно‑космической обороны. Трудно сопоставить научно‑технологическую, да и организационную сложность решения этой многоплановой, системной задачи с какой‑то еще, решавшейся в нашей стране. Потребовалось обеспечить мощный рывок в развитии множества направлений научных технологий: в радиоэлектронике, материаловедении, ракетостроении, математическом программном обеспечении мирового уровня и многих других.
По существу, под руководством Байдукова были заложены практические основы системного опережающего подхода к созданию новейших средств обороны страны от все более совершенствуемых средств нападения потенциального противника. За 15 лет масштабной работы возглавляемое Георгием Филипповичем 4-е ГУ МО стало не только инициатором создания новейших средств противовоздушной, противоракетной, противокосмической обороны страны, но и активным участником сложнейшей кооперации конструкто рских, промышленных и боевых структур на всех этапах проектирования, производства, испытаний и эксплуатации самого совершенного оборонительного оружия, превышающего мировой уровень.
С образованием 4-го ГУ МО сложилась и эффективно действовала система постановки задач, формирования тактико‑технических требований и заданий на новую перспективную технику. Большинство из поставленных задач приходилось решать впервые в мире, чему способствовал целый ряд своевременно принятых крупномасштабных решений, позволивших создать в структуре 4-го ГУ МО эффективный механизм управления процессом создания сложнейших систем. Это два полигона (8‑й в Капустином Яру и 10‑й в Сары‑Шагане, Казахстан); две стыковочные базы (в Капустином Яру и в Ковылкино, Мордовия), где разрозненные элементы вооружения комплектовались до полного состава, юстировались и в сборе передавались войскам; это 45-й ЦНИИ МО, созданный в 1960 году в интересах обеспечения работ по тематике РКО, а также специальные Управление по вводу объектов СПРН, ПКО, ККП и Управление по вводу системы ПРО А‑35, в задачи которых входило обеспечение ввода вновь создаваемых объектов ракетно‑космической обороны, формирование и подготовка эксплуатирующего состава воинских частей, координация работ непосредственно на местах дислокации.
Создав столь мощную инфраструктуру, заказчик в тесном контакте с разработчиками, заводами‑изготовителями смог широким фронтом развернуть работы по многим тематическим направлениям, сложным системам и средствам вооружения войск ПВО страны. В результате этой титанической работы была решена геополитическая задача второй половины ХХ века – задача обеспечения стратегической стабильности на планете.
Коллеги Байдукова полагают, что его роль и заслуги в этом отношении не оценены по достоинству звездами на погонах и другими наградами. Но, может быть, гораздо важнее иное – слова восхищения умом, талантом, волевыми качествами выдающегося генерала и его коллег, с которыми он жил, трудился, воевал, искал и находил решения в высоких кабинетах и в пыльной степи полигонов. Эти слова восхищения об учителе и наставнике его последователей, не уронивших высоко поднятую им жизненную и профессиональную планку, особенно искренни и ценны.
Георгий Филиппович свободно владел словом, подтверждением чему является ряд литературных произведений, в том числе книга «Чкалов» в серии «Жизнь замечательных людей». Он был членом Союза писателей СССР.
В книге «Четыре жизни Г.Ф. Байдукова», не следуя строгой хронологии событий, рассказано о них основательно, с опорой на воспоминания самого Георгия Филипповича, его выступления, дневниковые записи, а также на воспоминания его родных, коллег.
Байдукова нельзя отделить от эпохи, в которой он работал, творил, от тех коллективов ученых, конструкторов, инженеров, военачальников и военных специалистов, которыми руководил, с которыми взаимодействовал и сотрудничал.
В ту эпоху такие личности, как Георгий Филиппович, определяли не только техническую политику в государстве, но и формировали мировоззрение, создавали фундамент для становления личностей, для роста специалистов в научной, производственной и армейской среде. Понятие служения Отечеству, которое идет из глубины веков Российской истории, было стержнем всей деятельности военно‑промышленного комплекса, ярким представителем которого был Георгий Филиппович Байдуков.
Особо хотел бы сказать о вкладе в написание книги в качестве автора‑составителя человека как бы со стороны: главного научного сотрудника ЦАГИ, доктора технических наук Геннадия Ашотовича Амирьянца. Известный ученый в области аэроупругости летательных аппаратов и одновременно автор многих ярких книг и публикаций по истории авиационной науки, истории летных испытаний, о летчиках‑испытателях, он в значительной мере построил настоящую книгу на документах: на своих беседах с Байдуковым, его близкими и сподвижниками, на дневниковых записях Георгия Филипповича, его книгах и выступлениях. Он широко использовал также воспоминания, книги и публикации о Байдукове людей, хорошо его знавших. Отдавая должное выдающимся достижениям Байдукова в самых разных областях деятельности, Амирьянц не навязывает читателю своего представления о нем, стремясь показать всю палитру мнений о его нескольких жизнях, не избегая и критических оценок. Благодаря этому у читателя есть возможность увидеть не только выдающегося летчика и военачальника, известного писателя, но узнать живого человека, жившего в сложное, драматичное, даже в чем‑то трагическое, но тем не менее великое время. Само это время, многочисленные искренние друзья, коллеги, сподвижники Георгия Филипповича, а вместе с ними и неизбежные его оппоненты и критики также весьма широко представлены в книге. И в этом также ее ценная особенность.
Достаточно посмотреть в ее оглавление, увидеть фамилии тех, кто поделился воспоминаниями о Байдукове, оценить охваченный в книге временной пласт, чтобы понять: работа над ней потребовала немалых усилий, знаний и кропотливости. Книга состоит из 520 страниц, именной указатель значителен (содержит 674 имени), помимо воспоминаний коллег многочисленные фотографии наиболее полно дополняют портрет героя.
Такие люди, как Байдуков, – гордость нации, олицетворение советской эпохи второй половины XX столетия. Это человек яркой, сложной, противоречивой судьбы, человек многих удивительных качеств и необыкновенных талантов. Человек, которому страна наша обязана истинно выдающимися достижениями в ряде важнейших направлений.
комментарии(0)