В День народного единства 4 ноября президент РФ Владимир Путин и патриарх Московский и всея Руси Кирилл в рамках выставки «Память поколений: Великая Отечественная война в изобразительном искусстве» в московском Манеже осмотрели макет возводимого ныне Ржевского мемориала Советскому солдату. Последний будет установлен в канун 75‑летия Победы на федеральной трассе М‑9 «Балтия» (Москва – Рига) у поворота в деревню Хорошево в Ржевском районе Тверской области. Памятник обещает стать самым величественным в истории новой России. Его уже сравнивают с известным во всем мире скульптурным комплексом «Родина‑мать», что в Волгограде, центральная 7900‑тонная железобетонная фигура которого взметнулась на 52 метра, а с мечом – так и вовсе на 85! И хотя заданная высота бронзового Воина, который утвердится под Ржевом, сравнительно скромнее – «всего» 25 метров, – создатели будущего 80‑тонного монолита убеждены, что он будет производить на зрителей не менее неизгладимое впечатление, чем уже десятки лет производит «Родина‑мать». В этом удостоверился и обозреватель «НВО», побывавший в октябре в литейном цехе в подмосковном Солнечногорске, где материализуется проект. Здесь же ему довелось пообщаться и с еще здравствующими ветеранами – непосредственными участниками жесточайших боев на многострадальной ржевской земле.
…А про Ржев умалчивали
Проект ржевского мемориала. Иллюстрация с сайта www.rzhev.histrf.ru |
Впрочем, подобных частных решений множество. Тот же возвышающийся на искусственном холме 12‑метровый 70‑тонный «Воин‑освободитель» с девочкой на руках и с опущенным мечом в берлинском Трептов‑парке, где покоится прах более 7 тыс. «тех, кто брал Берлин», во многом решен подобным же образом. Плащ‑палатка развивается за спиной и у 10‑метрового бронзового «Солдата Победы» в «Зале Славы» Музея Великой Отечественной войны на Поклонке. Таков уж символ советского воина. Но в целом вновь возводимый «России русский Солдат» на Ржевщине будет достаточно своеобразен, разительно отличим от иных памятников на подобную тематику.
А еще схожесть будущего ржевского и болгарского изваяний в том, что инициатива их создания исходила «снизу». Но подробнее об этом – ниже.
Как пишет местная пресса, «сам памятник вместе с курганом – с двенадцатиэтажный дом – будет виден за десятки километров». Это сильное преувеличение, ибо Ржев – отнюдь не пловдивский вариант с холмистым ландшафтом. Но автор этих строк, уже не один раз бывавший в этом месте, может засвидетельствовать, что оно действительно выбрано очень удачно и хорошо просматривается как с упомянутой трассы, так и с прилегающей округи. Из самого Ржева, особенно с его правобережной части (город стоит на Волге в 200 км от ее истока) «новый Алеша» также будет заметен. Он станет «выше» благодаря 10‑метровому искусственному кургану, насыпка которого близ деревни Хорошево уже завершена.
Наступление Красной армии под Ржевом. Фото © РИА Новости |
В Манеже макет нового мемориального комплекса президенту страны и патриарху представлял министр культуры Владимир Мединский. Он оперировал посылом, что масштабная композиция увековечит память более чем 600 тыс. бойцов и офицеров Красной армии, павших в боях под Ржевом в 1942‑1943 годах. Цифра этих потерь тоже давно дискуссионная и в иных источниках доходит аж до 1, 3 млн человек (а то и «свыше 2 млн»!). Ведь сюда приплюсовывают и многочисленные утраты войск Калининского и Западного фронтов, проведших в январе – апреле 1942 года Ржевско‑Вяземскую операцию. В ней, по официальным данным, полегло более 272 тыс. солдат и офицеров при 505 тыс. санитарных потерь.
Но, к слову, и немцам досталось: только с 1 января по 30 марта 1942 года группа армий «Центр» потеряла здесь более 330 тыс. человек. Так что «неоправданные жертвы» советской стороны были отнюдь не напрасны!
Но тем только значимее вновь осуществляемый близ Ржева проект.
В рекордные сроки
И благостно то, что возводится «России русский Солдат» в рекордные для таких работ сроки (хотя это и не было самоцелью инициаторов и организаторов проекта).
«Родину‑мать» воздвигали с 1959 года в течение более восьми лет. Пловдивский «Алеша» у болгарских ваятелей как замысел возник в 1948 году, а устремил он свой «вечный» взгляд на восток – на Родину – только спустя девять лет. «Воин‑освободитель» скульптурно закрепил Победу над фашистской Германией довольно быстро – уже 8 мая 1949 года. Но тут надо учитывать, что это было важное политическое решение в условиях уже начавшейся холодной войны. Конкурс, в котором победил Евгений Вутетич, был объявлен в 1946‑м. А потом проект курировал сам Сталин, и возведение памятника солдату с девочкой на руках, что называется, потребовало много сил: одних только пленных немцев работало 1200 человек.
Идея достойного увековечения памяти павших под Ржевом впервые прозвучала из уст ветеранов Великой Отечественной – тех, кто непосредственно прошел через «Ржевскую мясорубку», – в 2017 году. Случилось это на фоне уже многолетних раскопок поисковиков в местах боев и ежегодных торжественных захоронений останков сотен погибших воинов. Только в мае этого года в ходе очередной поисковой экспедиции «Ржев. Калининский фронт» в районе расположения поискового лагеря и пары близлежащих деревень, а также на Полунинских высотах, что в пяти километрах на север от районного центра, были подняты останки 366 солдат и офицеров, погибших в «Долине смерти», как именуется этот участок берега Волги. При них обнаружили 37 медальонов, благодаря чему сразу установили имена 14 красноармейцев.
Сказанное участниками тех боев было живо поддержано Постоянным комитетом Союзного государства Беларуси и России (тем более что отец госсекретаря организации Георгия Рапоты воевал в этих местах). При содействии Минкульта и Российского военно‑исторического общества (РВИО) был организован соответствующий творческий конкурс. Проходил он непросто. Заявки подали и маститые мастера. Но из 19 участвовавших в конкурсе работ «верх взяло» предложение ныне 32‑летнего скульптора Андрея Коробцова, выпускника Академии живописи, ваяния и зодчества им. Глазунова. Несмотря на относительную молодость, победитель ранее уже сумел зрело отличиться в ряде приметных работ как в России, так в некоторых зарубежных странах. Высокую оценку специалистов получали, например, такие разноплановые изваяния, как памятники Ивану III в Калуге (2017) и фронтовой собаке на Поклонной горе в Москве (2013), также он один из соавторов памятника великому отечественному реформатору П.А. Столыпину (2012, у столичного Дома правительства). Архитектором широкомасштабной композиции под Ржевом является 29‑летний Константин Фомин.
Самого советского солдата в его полную 25‑метровую величину лидеры конкурса вылепили весной из 100 тонн уникальной голубой кембрийской глины. Материал был «свой», добытый под Петербургом. А «выросла» богатырская фигура в одном из промышленных районов на окраине российской столицы. Там же была формована и разделена на 600 частей. Каждую их них теперь отливают по отдельности, чтобы затем – уже непосредственно на месте – собрать воедино. Техника отливки «подобных вещей», по словам литейщиков Сергея Яблокова и Максима Дронова, с веками не меняется. Обозреватель «НВО» наблюдал за «древним» процессом: вот слитки бронзы загружают в «примитивную» печь и плавят при 1200 градусах. Заполняют получившейся металлолавой небольшой специальный котел, который подводится к печи с помощью «потолочного» рельсового крана. Затем «в четыре руки» заливают формы. После застывания эти формы вывозят на улицу и буквально кувалдой и ломом расшибают, освобождая готовую деталь. Далее – шлифовка, спайка. Работа довольно «черная и пыльная», небезвредная. «Но – благородная! » – как отметил спец с многолетним стажем 54‑летний Яблоков.
В Солнечногорске Андрей Коробцов поведал, что «за последние 30 лет у нас в России ничего крупнее не ставилось»: «В моей практике это точно самый крупный проект. Отношусь к нему как к главному в своей жизни». Мысль сделать именно такого Солдата, отливка которого теперь осуществляется, пришла ему после того, как по завершении первого этапа конкурса, в котором не было выявлено победителей, жюри объявило, что в будущий монумент надо «добавить души». «И мы с архитектором думали долго над этим. В результате полностью отказались от первоначально предложенного проекта и сделали другой, совершенно новый, который теперь и воплощаем».
По словам лауреата конкурса, его, «как это обычно бывает, осенило внезапно – журавли!»: «Ведь журавль на Руси издавна – символ погибшего солдата». Это верно: всем памятна песня на стихи Расула Гамзатова в трогательном исполнении Марка Бернеса: «Летит, летит по небу клин усталый, летит в тумане на исходе дня…»
– Кроме того, – рассказал Коробцов, – мы не раз и не два перечитали известное проникновенное стихотворение Александра Твардовского «Я убит подо Ржевом», в котором повествование ведется от лица убитого в бою солдата. Помните, там есть такие слова: «Я убит, и не знаю: / Наш ли Ржев, наконец? Я вам жить завещаю, – / Что я больше могу?» Вот и хотели в бронзе передать дух этой вещи. Наш Солдат – он не какой‑то привычный всем воин с решительным лицом, всегда готовый к подвигу. Хотя понятно, что такие фигуры тоже необходимы. Но наш боец свой подвиг уже совершил и погиб. И он смотрит не на посетителей памятника – живых людей, ради которых он отдал жизнь, а как бы внутрь себя. Поэтому мы сделали его лицо умиротворенным, задумчивым и даже отрешенным. И в этом его взгляде должен прочитываться вопрос: закончилась ли уже эта долгая кровопролитная битва? кончилась ли война? Чтобы люди, приходящие к мемориалу, тоже обращались внутрь себя и задумывались об этой страшной войне, протестовали против возможности новой... А вся фигура этого человека в шинели, с опущенным автоматом будет как бы парить над землей, поддерживаемая стаей белых журавлей...
Коробцов не раз выезжал к месту, где будет установлен «его» Воин. Не только ради рекогносцировки. Он побывал и в местах тех самых боев, в которых теперь поисковики год из года ведут раскопки, находя все новых и новых некогда без вести пропавших, не похороненных тогда защитников Отечества. Видел солдатские медальоны с извлеченными из них чудом сохранившимися данными. И был свидетелем одного редкого случая, когда удалось быстро установить имя павшего, тотчас же найти его родственников и вызвать их на «точку» гибели их предка (благо они жили под Смоленском). Это тоже впечатляло и творчески «подстегивало».
На одной из площадок, куда из «горячего» цеха доставляются отлитые детали памятника, довелось увидеть уже выплавленную и отшлифованную голову будущего «ржевского Алеши». Автор рассказал, что поначалу он хотел придать ему облик прошедшего всю войну своего деда. Но что‑то не заладилось с этим, и он взялся за просмотр сотен фотографий бойцов той эпохи. И выстроился данный образ – собирательный. И это, по словам Коробцова, «был, может быть, самый сложный момент в работе – придать лику павшего простые и в то же время душевные русские черты».
Уже готова и часть журавлей, которых всего будет 35 – целый клин, как в небезызвестной песне Гамзатова...
«А сын погиб в Афганистане»
Из района и области понаблюдать за процессом бронзовой отливки и посмотреть на уже сделанное в тот же день приехали несколько ветеранов. Большинство – непосредственные участники битв за Ржев. Все 1923–1926 годов рождения, так что им уже хорошо за 90. Все – легенды на своей малой родине. Разве что самый младший – Виктор Никитович Орлов – перешагнул за 90‑летний рубеж 22 апреля текущего года. Мальчик‑подросток, в Ржеве он попал под оккупацию, а в августе 1942‑го был угнан в концлагерь, расположенный в захваченной гитлеровцами Белоруссии. Удалось освободиться, и пять месяцев он воевал в одном из партизанских отрядов. В армию был призван лишь через четыре года после окончания войны и срочную службу проходил в белорусской же Лиде.
Все ветераны‑орденоносцы остались более чем довольны будущим монументом.
Участник Ржевских побоищ 95‑летний белорус Иван Евгеньевич Кладкевич до фронта с год отработал на легендарной Магнитке – ковал меч победы, как говорили и писали тогда. А воевал пулеметчиком. По комплекции щупленький, он таскал на себе по снегу аж целый «максим», весивший с четверть центнера! В одном из безуспешных наступлений под Ржевом был тяжело ранен в ноги разорвавшейся рядом миной, которая убила наводчика и заряжающего. В медсанбате и госпиталях перенес три операции на ступнях. Словами ветерана вполне можно выразить общее мнение участников войны: «Изумительный памятник – и по красоте, и по величию! Мне, рядовому солдату, это особенно дорого. Конечно, в войну воевали и командиры, но главным на ней был рядовой солдат...» Кладкевич тоже мог бы стать офицером. Война шла к своему логическому победному концу, и в апреле 1944‑го его, к тому времени вернувшегося в строй, комполка как одного из способных воинов направил в Киев учиться на артиллериста. «Не исключено, что тем самым он спас мне жизнь, – предполагает теперь ветеран. – Ведь больше погромить врага мне не довелось. А в 1952 году меня нашел и орден за участие в боях подо Ржевом, за то ранение». Но службу после окончания училища он продолжил и в 1960‑м майором уволился в запас, после чего долгие годы трудился на гражданском поприще.
А еще все ветераны хотят по возможности увидеть уже отлитого и установленного «ржевского солдата», как они его уже именуют. Подполковник в отставке Евгений Степанович Книга даже «дал себе слово дожить до открытия монумента у Хорошево – до 75‑летия Победы»: «Я видел всем известные памятники в Берлине, на Мамаевом кургане, но считаю, что наш – самый необыкновенный по своей задумке. Обязательно приду на праздник его открытия и выступлю с речью – уже сейчас думаю, что скажу молодежи в этот день». Фронтовик, к слову, тоже уроженец Белоруссии. Там партизанил, влился в действующую армию, форсировал Днепр. А потом в составе 128‑й зенитной артбригады был направлен на Ленинградский фронт, где был начальником прожекторного расчета, который ослеплял стервятников люфтваффе и подставлял вражеские самолеты под огонь расчетов зениток. После войны продолжил службу: сначала оказался в Баку, а в отставку вышел в 1976‑м в Грозном. Откуда в достопамятном 1994‑м, бросив все имущество, квартиру и машину, пришлось бежать – к одной из дочерей в Ржев, где она была замужем за летчиком‑испытателем 514‑го авиазавода. Так здесь и осел.
Автора этих строк, пожалуй, больше всего потрясла судьба почетного гражданина Твери и Тверской области полковника юстиции в отставке Спартака Андреевича Сычёва. На Калининском фронте он оказался в январе 1942 года, после окончания Ленинградского арттехучилища, освобождал Ржев. Медаль «За боевые заслуги», полученную за участие в тех боях, ценит больше всех других своих наград. В последующем участвовал в сражении на Курской дуге, где был тяжело ранен, в форсировании Днепра, изгнании оккупантов из Киева. Прошел через всю Украину и Польшу. Штурмовал Берлин, где на Рейхстаге осколком кирпича начертал: «Я, Спартак Сычёв, брал Берлин». А ровно через сорок лет – 9 мая 1985‑го – в Афганистане у него погиб сын‑лейтенант, командир разведвзвода. Как рассказал «НВО» отец‑долгожитель, Андрей написал рапорт о направлении его в Ограниченный контингент еще будучи курсантом Московского ВОКУ (а до этого он окончил Калининское СВУ, ныне Тверское): «Я отговаривал его, но он ни в какую!..» В рейды ходил с сентября 1983‑го. Погиб в 22 года. Два ордена Красной Звезды успел заслужить (второй – посмертно)… Остается только удивляться жизнестойкости его отца‑фронтовика!
Тем временем под Ржевом…
Тем временем на самой площадке установки мемориала работы кипят круглосуточно: бригады специалистов различных строительных профессий сменяют одна другую. 80‑тонную необычную махину возносимого журавлями Солдата, который встанет на 10‑метровом восьмигранном рукотворном холме, будет поддерживать еще более тяжелый 110‑тонный металлокаркас. Его изготовили в городе воинской славы Белгороде (Ржев носит столь же почетное наименование) и уже монтируют.
«Под» фигурой Воина расположится музей. Архитектурная его особенность в том, что он символически явит собой разрушенный гитлеровцами до основания Ржев. Но это, по задумке создателей, будут не собственно руины, в чем была бы «артиформа, много негатива, а понятная всем современная символика, должным образом воздействующая на сознание».
Имена документально подтвержденных 62 тысяч павших на Ржевско‑Вяземском выступе высекут на металлических плитах из устойчивой к коррозии кортеновской стали. Их вмонтируют в две подпорные стены 6‑метровой высоты.
Прилегающая территория пока сплошь засыпана песком, но позже на ней, по словам главы Ржевского района Валерия Румянцева, «будет уложено 4 тысячи квадратных метров гранитной брусчатки». А до того, как завезли песок, на четырех гектарах была проведена тщательная работа по разминированию. «И было найдено более полутысячи различного рода взрывоопасных предметов, – уведомил чиновник, который в прошлом руководил одним из местных совхозов и птицефабрикой. – Представляете, какая плотность! А ведь эти поля десятки лет на тракторах пахали!» Местные власти весьма деятельно помогают в возведении мемориала, который однозначно будет символизировать Ржев.
…И «меценат» двух лет от роду
Как сообщил в беседе с обозревателем «НВО» скульптор Коробцов, «все работы идут без проволочек, финансирование, можно сказать, безукоризненное». На официальном сайте РВИО сообщается, что полная стоимость проекта 650 млн руб. Из них 200 млн целевым траншем сразу выделил Постком Союзного государства. Остальные средства – народные пожертвования и вклады компаний. То есть участие государства – это только «моральная поддержка». Это, конечно, не может не вызывать вопроса, ну да ладно. На момент подготовки материала к печати коллективный вклад составлял более 271 млн руб., которые поступили из 1316 конкретных адресов. Из них 150 млн выделил некий меценат, который пожелал не афишировать свое имя. Значит, не перевелись еще на Руси Саввы Морозовы и Саввы Мамонтовы, Павлы Третьяковы и Степаны Рябушинские… Впрочем, пока такой только один. Итого собрано более 471 млн руб., что и позволяет осуществлять возведение не только без проволочек, но «по‑советски» ударными темпами.
Как рассказала официальный представитель РВИО Надежда Усманова, «пожертвования приходят со всей страны, причем участвуют и стар и млад»: «И вот что особенно трогает. В строке, где жертвователь указывает свое имя, многие вписывают имена своих отцов и дедов, воевавших на Калининском фронте. 94‑летняя жительница Тюменской области в память о своем отце, погибшем подо Ржевом в 1942 году, пожертвовала несколько тысяч рублей. А одному из самых маленьких «меценатов» по имени Фёдор всего два года. Понятно, это малыш не сам – благотворительный взнос от его имени сделали родители. И честь им и хвала за это! Ведь вот с каких младых ногтей растят патриота Отечества».
По словам Усмановой, «активно помогают и организации». Московская государственная академическая филармония провела благотворительный концерт «Героям Ржева посвящается», который прошел в октябре в Концертном зале им. Чайковского, и перечислила средства в размере 5 млн руб. Ранее Большой театр от одного из показов легендарного «Лебединого озера» направил 13 млн руб.
Солнечногорск – Ржев – Москва
комментарии(0)