0
1990
Газета История Интернет-версия

18.06.2020 22:00:00

«Никогда бельгийцы не прольют русскую кровь»

Фламандско-валлонский бронедивизион на службе России

Виктор Литовкин

Об авторе: Виктор Николаевич Литовкин – военный обозреватель ТАСС.

Тэги: первая мировая, восточный фронт, николай II, бельгия, дух эльбы, бронеавтомобильный дивизион


первая мировая, восточный фронт, николай II, бельгия, дух эльбы, бронеавтомобильный дивизион Императора Николая II очень интересовала перспективная военная техника. Фото © РОО «Дух Эльбы»

Слова, вынесенные в заголовок, принадлежат командиру бельгийского бронеавтомобильного дивизиона капитану Розе, который вместе со своими подчиненными служил в Российской армии и в годы Первой мировой войны сражался на Восточном фронте в ее рядах против австро-германских войск. А затем во время Гражданской войны, начавшейся в России после Октябрьской революции, отрезанный от своей родины, отказался участвовать в боях на стороне как белых, так и красных. О судьбах и подвигах бельгийских воинов, о которых в нашей стране почти ничего не известно, мы еще расскажем. А сейчас несколько слов о тех, кто занялся восстановлением исторической памяти о них.

Эту фразу из клятвы капитана Розе взяла для названия своего проекта, поддержанного Фондом президентских грантов, Региональная общественная организация «Дух Эльбы». Руководитель организации кандидат исторических наук и полковник в отставке Зарина Вашурина, с которой мы знакомы не один десяток лет, сказала мне, что их проект направлен на восстановление исторической памяти об особых экономических, дипломатических и военно-технических взаимоотношениях между Россией и Бельгией, существовавших накануне и в период Первой мировой войны, а еще, что очень важно сегодня, – на укрепление дружбы и взаимопонимания между бельгийским и российским народами.

Знаю, что Зарина много лет работает над различными проектами, посвященными Великой Отечественной войне, в частности: подвигам защитников Брестской крепости, встрече советских и американских войск в апреле 1945 года на Эльбе, отсюда и название возглавляемой ею организации, и вдруг – мало кому известный эпизод Первой мировой.

– Зачем тебе это? – спросил я.

– Просто интересно, – ответила она. – О русских батальонах, сражавшихся с немцами на Западном фронте во Франции и на Балканах в годы Первой мировой, много чего известно. А вот о тех иностранцах и даже иностранных частях и подразделениях, которые в составе русской армии били общего врага, у нас почти ничего не знают. Мы и решили закрыть одну из таких лакун, тем более когда появилась возможность опереться на рассекреченные архивы.

ПОДАРОК КОРОЛЯ ИМПЕРАТОРУ

История первой воинской части союзников в составе Русской армии на Юго-Западном фронте началась с подарка бельгийского короля Альберта I, который в качестве личного дара императору Николаю II послал в Россию в 1915 году броневой автомобильный дивизион, укомплектованный лучшими на тот момент специалистами. С чего вдруг такая щедрость?

По словам Зарины Вашуриной, в основе такого необычного поступка бельгийского короля лежало мощное экономическое присутствие валлонских и фламандских фирм в нашей стране с конца 30-х годов ХIХ века. Бельгийские инженеры и промышленники принимали активное участие в строительстве российских железных дорог. Ими в 1854 году были возведены две судоверфи – в Тюмени и в Санкт-Петербурге, на которых строились торговые и пассажирские суда, боевые корабли. Продукция льежских оружейников еще при Петре I пользовалась славой в России. В 1840 году бельгийским инженером Фалиссе была организована оружейная мануфактура в России. В 1886 году создано совместное предприятие «Южнорусское Днепровское металлургическое общество». Всего с 1880 по 1900 год в России функционировало 147 предприятий, в которых присутствовал бельгийский капитал с бюджетом порядка 500 млн франков. К 1900 году Бельгия стала крупнейшим зарубежным инвестором в России (объем капиталовложений составил 831 млн золотых франков), опережая крупные индустриальные державы (Франция – 692 млн, Германия – 261 млн).

И первый бронедивизион, что был направлен в Россию в годы Первой мировой, был укомплектован самыми передовыми по тому времени машинами и вооружением. Отправлен он был на войну в Галицию.

Состоял дивизион, который назывался «Корпус автопушек и автопулеметов», из 350 человек личного состава, 13 бронеавтомобилей (6 пушечных, 4 пулеметных и 3 командирских), 6 легковых машин, 20 грузовиков, 18 мотоциклеток и 130 велосипедов. Основными типами бронеавтомобилей были «Морс» и «Пежо». Эти машины при массе 3,5 т вооружались двумя пулеметами «Гочкис» (из них один запасной) или 37-мм пушкой. Экипаж состоял из 3–4 человек, толщина брони колебалась от 3 до 7 мм. На броневиках устанавливался двигатель «Минерва» мощностью 35 л.с. Командиром части стал майор Коллоне.

Первоначально корпус предназначался для боевых действий на Западе, где прекрасно себя показал в ходе маневренных боев. Чтобы остановить продвижение противника, бельгийцы приняли решение затопить низменный левый берег реки Изер, открыв шлюзы во время прилива: позиции немецких войск и вся прилегающая территория оказались в воде. Это привело к тому, что на данном участке фронта активные боевые действия прекратились, и броневики нельзя было активно использовать из-за бездорожья.

В России же в это время шли тяжелые бои в Галиции. Летом 1915 года, не добившись заметных успехов на западноевропейском театре военных действий, германо-австрийские войска перенесли свои усилия на Восточный фронт. Перед русскими армиями были сосредоточены свыше 100 отборных дивизий противника. Заняв Галицию, противник одновременно активизировал наступление на прибалтийском направлении. России пришлось фактически в одиночку сдерживать мощный натиск врага. Ее основные союзники – Франция и Великобритания, пользуясь сложившейся ситуацией, заняли выжидательную позицию и бездействовали. Впрочем, России редко везло на верных и надежных союзников. И не случайно 1915 год стал для нее годом тяжелых испытаний. Именно поэтому в этот период по инициативе военных агентов России во Франции и Бельгии графа Алексея Игнатьева и штабс-капитана Андрея Прежбяно был поднят вопрос об использовании бельгийского бронедивизиона в русской армии.

Прежбяно обсудил свой план с начальником бельгийского генерального штаба и через несколько дней ему сообщили, что король Альберт считает своим долгом предоставить русской армии все, что ей необходимо. Прежбяно отправился в Париж для переговоров с графом Алексеем Игнатьевым, русским военным атташе во Франции. Они подготовили докладное письмо в Петроград с предложением дать разрешение на прибытие в Россию бельгийского бронедивизиона. В Петрограде отреагировали положительно. 20 июля бельгийский генеральный штаб отправил запрос о предоставлении списка кандидатов добровольцев в экспедицию в Россию для участия в боях на русском фронте.

Около 360 солдат и офицеров откликнулись на этот призыв, еще 85 присоединились к ним несколько позже, в 1916 году, уже в самой Галиции. Таким же образом появился и контингент высококвалифицированных работников и техников, которым предстояло работать на военных заводах России. Ориентировочно 250 из них были отправлены вместе с бельгийскими военнослужащими. Из французского портового города Брест в сентябре 1915 года экспедиционный корпус добровольцев (360 человек, 10 бронеавтомобилей, 7 мотоциклов, 10 грузовиков для материально-технического обеспечения) на английском судне «Врей Кастл» отправился в порт Архангельск. Из Архангельска бельгийских военнослужащих и технику отправили по железной дороге в Петроград.

В столице общественность устроила пышную встречу союзникам на вокзале. Прекрасное впечатление не смог омрачить даже ряд неприятных инцидентов на городских улицах: завидев колонну безоружных, не отличающихся строевой выправкой военных в диковинных головных уборах, петроградцы приняли их за пленных австрийцев и стали в их адрес выкрикивать угрозы. В связи с этим командование Петроградского военного округа по просьбе Конрада де Бюиссере, дипломатического представителя короля Бельгии, срочно опубликовало в газетах соответствующую разъясняющую информацию с дружеским приветствием доблестным союзникам.

Для доукомплектования бронедивизиона техникой, вооружением и амуницией по нормам довольствия, принятым в русской армии, бельгийских солдат разместили в Петергофе в казармах лейб-гвардии Уланского полка, по современному адресу: улица Аврова, дом 22. Им были отведены просторные помещения, и ночевали они в кроватях, покрытых простынями. Как они вспоминали позже – роскошь, какую на фронте потом не имели. Для офицеров бронедивизиона были подготовлены небольшие павильоны в парке Петергофа.

Суровая русская зима послужила причиной выдачи бельгийским офицерам и солдатам зимней формы одежды, пошитой специально для них – весьма колоритных полушубков и папах. С 23 октября бельгийский бронедивизион начали готовить к отправке на фронт. В его состав вошли 359 рядовых и унтер-офицеров, 13 офицеров, 2 доктора и священник. Были подготовлены две боевые батареи. Каждая состояла из пяти бронемашин – трех бронемашин с пушками и двух бронемашин с пулеметами. В их состав вошли автомобили для командиров батарей, кареты скорой помощи и несколько технических автомобилей для перевозки амуниции, горючего и багажа. Бронемашины с орудиями были оснащены 37-мм пушками французского военно-морского флота и пулеметами Гочкиса. Экипаж каждой бронемашины состоял из офицера или унтер-офицера, водителя, стрелка или наводчика орудия с помощником, который одновременно являлся и вторым водителем.

11 января 1916 года бельгийский бронедивизион покинул Петергоф и отправился в распоряжение командования Юго-Западного фронта. Автоброневые батареи принимали активное участие в сражениях в ходе Брусиловского прорыва в составе 6-го армейского корпуса 11-й армии Юго-Западного фронта. К концу 1916 года за мужество и героизм, проявленные в боях под Луцком и Тернополем, 141 военнослужащий из 200 бельгийских солдат и офицеров были награждены российскими орденами и медалями, георгиевским оружием.

ЧЕСТИ СВОЕЙ НЕ ПОСРАМИЛИ

Вот несколько примеров из наградных представлений, хранящихся в Государственном Военно-историческом архиве.

«Штаб XI армии. 05.12.1917 года № 38679. Наградной лист на командира 1-й батареи Бельгийского броневого автомобильного дивизиона лейтенанта Эдгарда Ванъ-дер-Донкта за оказанные им особые боевые отличия.

В чине с 15.10.1915 года. В должности с 07.09.1915 года. За текущую кампанию награжден орденом Святого Владимира 4-й степени с мечами и бантом за бои при деревне Свистельники в составе 33 армейского корпуса. Награду получил в январе 1917 года.

20-14-2350.jpg
Бельгийские офицеры из состава
бронеавтомобильного дивизиона
с российскими коллегами.
Фото © РОО «Дух Эльбы»
Суть подвига: к вечеру 11.07.1917 года на правом фланге 6 АК сложилась сложная обстановка ввиду прорыва противника от Выбранувки в направлении к переправам реки Серет у Янува. В штабе АК были неточные сведения о происходящем на фронте. В разведку был направлен лейтенант Эдгард Ванъ-дер-Донкт со своей броневой батареей в направлении Янув – Выбранувка. Несмотря на огонь противника, он продвинулся к д. Выбранувка, в сумерках вступил в бой с колонной конницы противника и привез точные сведения о линии, на которой наши войска вели бой, о силах противника, занимавших Выбранувку, и о движении конницы от Выбранувки на Подхайчики с целью прорваться в тыл нашим отходящим войскам. Представляется к награждению орденом Святого Георгия 4-й степени».

Из оперативного приказа по броневому автомобильному дивизиону от 30 мая – 12 июня 1916 года. «Имею честь довести до сведения дивизиона под моим командованием оперативную сводку от 11 июня, полученную из Ставки Верховного главнокомандующего русскими армиями. В Галиции, к северо-западу от Тарнополя, в районе Цеброва, идет сильный бой, окопы переходят из рук в руки. Бельгийские бронеавтомобили оказывают мощную поддержку нашим войскам. Прорвана неприятельская линия обороны на Стрыпе, где мы завладели укрепленной позицией противника на западном берегу этой реки».

Отмечены благодарностью в приказе по дивизиону: Де Бекер-Реми Жак (1-я батарея) – смелый солдат, любимый всеми. «Оказавшись со своим бронеавтомобилем под огнем противника, он покинул машину, чтобы прицепить трос к другому бельгийскому бронеавтомобилю, вышедшему из строя из-за поломки заднего моста. Был убит во время этой операции. В память высокого самопожертвования, совершенного отважным де Бекером, этот военнослужащий будет оставаться в именном проверочном списке его батареи. При произнесении имени де Бекера все его товарищи будут отвечать: «Убит на поле чести при Воробьевке». Бодсон – вахмистр (4-я батарея), состоящий на довольствии в 1-й батарее. Отважный и полный хладнокровия унтер-офицер. В одиночку выдвинулся на близкое расстояние к неприятельским линиям и под сильным огнем корректировал стрельбу одного из бронеавтомобилей. В знак свидетельства прекрасного примера, поданного вахмистром Бодсоном, этот военнослужащий произведен в 1-е вахмистры».

«Особо хотелось бы остановиться на примере Константа ле Марин, – говорит Зарина Вашурина, – бельгийского кавалера полного банта российских Георгиевских крестов, отважного унтер-офицера, командира бронеавтомобиля, который, получив серьезное ранение, отказался покинуть поле боя и полностью выполнил боевую задачу. Четырехкратный чемпион мира по борьбе, полный георгиевский кавалер Анри Херд – это его настоящее имя – родился в 1884 году в пригороде Брюсселя в семье владельцев популярного кафе. С детства, будучи крупным и сильным ребенком, он пристально следил за успехами звезд таких видов спорта, как бокс и борьба. Потом сам стал заниматься борьбой, сначала на любительском уровне, а затем и профессионально. Известность получил, выиграв в 1905-м турнир в ходе Всемирной выставки в Брюсселе, взяв после этого псевдоним Констант ле Марин, который выбрал в честь своего кумира – борца Константа ле Буше. Мечтал объехать мир. И ему это удалось. Он выигрывал состязания по борьбе в Буэнос-Айресе и Канаде. Его выступления собирали десятки тысяч зрителей. Когда в Бельгию пришла война, он пошел добровольцем в артиллерию, попал в автоброневые части и воевал в отряде бронеавтомобилей сначала в районе Изера, потом отступал со своей армией во Францию, а затем добровольцем вызвался ехать воевать в далекую Россию в составе бельгийского бронедивизиона. Из французского Бреста через Архангельск и Киев прибыл в Галицию, где храбро воевал. В атаке кричал: «Идем резать головы!» Пять ранений, девять боевых наград, полный бант крестов солдатского Георгия. Один из Георгиевских крестов ему вручал лично Николай II. В одном из боев его машина была разбита прямым попаданием, а сам он получил три пули. Потребовалось пять человек для переноски такого крупного и тяжелого раненого. В 1918 году он вернулся в Бельгию инвалидом войны. Привел себя в порядок, лечился и в 1921 году опять завоевывал титул чемпиона мира в Париже».

«В ходе всех боевых действий на фронте в Галиции, – сказала мне Зарина, – в бельгийском бронедивизионе погибли 15 военнослужащих и 25 получили ранения. Нам известны имена только 11 молодых бельгийцев, которые погибли во время боев или в результате полученных ранений. Их имена увековечены на Западе, но почти неизвестны в России. Это второй водитель бронемашины Жак де Беккер, велосипедисты Луи Дегреппе, Эрнст Детурне, Жозеф Дом и Эмиль Жорж, командир бронемашины Морис Ван Эш, члены экипажа бронемашины Луи Лехтер и Рене Розелт, член экипажа бронемашины Жан де Лидекерке, велосипедист Леопольд Сирсаак. Вечная им память!»

В ГОРНИЛЕ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ

В 1918 году в связи с революционными событиями в России различные политические силы пытались втянуть бельгийцев, находившихся на тот момент в Киеве, в вооруженное противостояние. Первым попытался завладеть броневыми машинами командующий созданным на Украине польским офицерским корпусом генерал Иосиф Довбор-Мусницкий, но получил отказ. В том же духе прозвучал ответ и Симону Петлюре, а затем и Михаилу Алексееву, предлагавшему бельгийцам поддержать генерала Корнилова и атамана Каледина в борьбе с большевиками.

В это же время послы Франции, Англии приняли решение приостановить отправку бронедивизиона на родину в связи с намерением союзников использовать его в готовившихся на Украине операциях для уравновешивания влияния большевиков и неприятеля. Однако военный министр Бельгии был категоричен: бронедивизион должен немедленно вернуться на бельгийский фронт. МИД Бельгии опасался, что если бельгийские солдаты перейдут в распоряжение Украины, как предполагал посол Франции в России, они могут быть вовлечены во враждебные действия с войсками правительства, с которым Бельгия не находится в состоянии войны. Нельзя требовать их участия в Гражданской войной между русскими.

Командир дивизиона капитан Розе был еще более категоричен в оценке предложений английского и французского послов: «Никогда броневые автомобили не будут проливать русскую кровь. Я заявляю, что мой дивизион не будет принимать участия ни на чьей стороне. Бельгийские военные правила запрещают вмешиваться в любую политическую национальную борьбу, и тем более союзников».

Самостоятельная политика Бельгии и особые отношения с Россией позволили правительству небольшого государства несколько раз отказать Великобритании, Франции, а затем и США в предоставлении личного состава дивизиона (особенно механиков-водителей броневиков) для участия в Гражданской войне.

Личный состав бельгийского бронедивизиона покинул Киев 20 февраля 1918 года на специальном поезде, в котором имелись купе, предназначенные для семи бельгийских солдат, женившихся на русских девушках. Бельгийцы достигли Москвы. Оттуда поезд направился через Вологду по направлению к Владивостоку. Пройдя длинный и трудный путь по территории, охваченной Гражданской войной, бельгийцы еще не раз сталкивались с предложениями остаться и повоевать против большевиков.

Реакция бельгийцев, как пишет в своих воспоминаниях один из валлонских военнослужащих Тири, была короткой: «Пошли к черту». 28 марта 1918 года после долгого и трудного пути по Забайкалью, полного внезапных остановок, угроз и шантажа семеновцев и большевиков, бельгийцы в составе 14 офицеров и 320 солдат прибыли в Харбин. Но выезд оттуда тоже был затруднен. Имелись два возможных порта посадки на пароход: Владивосток, куда пролегал прямой путь, но через район, охваченный волнениями, и Нагасаки через Мукден, более спокойный, но слишком долгий и поэтому нереальный.

Было принято решение добиться транспорта для направления личного состава во Владивосток. 25 апреля бельгийцы были посажены во Владивостоке на американский пароход «Шеридан», направлявшийся в Сан-Франциско для дальнейшего следования во Францию. 12 мая дивизион прибыл в Сан-Франциско, где ему организовали горячий прием. Были тщательно продуманы маршрут и программа пребывания бельгийцев в США. 15 мая бельгийские военнослужащие покинули Нью-Йорк, а 25 июня их ждал не менее горячий прием в Бордо. Так бельгийские солдаты и офицеры смогли сохранить нейтралитет и вернуться на родину, не запятнав себя участием в Гражданской войне в России.

ЗАЧЕМ НАМ ПАМЯТЬ О ТЕХ ДНЯХ

«Такова вкратце история пребывания бельгийского бронедивизиона в России, – рассказывает Зарина Вашурина. – Меня привлекло в ней то, что бельгийцы стали первой отдельной воинской частью броневых автомобилей союзников, сражавшейся в составе русской армии и состоявшей из добровольцев.

Бельгийские солдаты и офицеры проявили мужество и героизм, сражаясь вместе с русскими коллегами. Они не боялись жертвовать своей жизнью, спасая раненных казаков и пехотинцев, оказывали им в своем лазарете первую помощь. Боевой порядок бельгийских бронемашин всегда оставался неизменным: в наступлении они были впереди, расчищая пушечным и пулеметным огнем дорогу русской пехоте, при отступлении находились в арьергарде, прикрывая отходящие части от противника. Изучая архивные документы в Российском государственном военно-историческом и Российском государственном военном архивах мы находили достаточное число примеров, свидетельствующих о подвигах бельгийских солдат и офицеров, об их боевой дружбе с русскими солдатами и казаками, уважительном отношении к местному населению.

Название проекта нам подсказала позиция правительства Бельгии, ее военного министерства, солдат и офицеров бронедивизиона, отказавшихся проливать русскую кровь в годы смуты Гражданской войны. Согласитесь, не так уж и много примеров, когда в том числе и бывшие союзники России отказывали себе в удовольствии поживиться за счет нашей страны. Самый яркий пример тому – поведение созданного из военнопленных Чехословацкого корпуса, солдаты и офицеры которого, двигаясь к Владивостоку, тащили и грабили все, что попадало в их руки, включая и золотой запас России, беспощадно расправлялись со всеми неугодными, оставляли после себя смерть и разруху. Хочу отметить, что бельгийцы оставили совершенно иную, добрую память о своей чести и благородстве. Два года напряженных боев, жизнь на фронте, потери боевых товарищей, путешествие во Владивосток из Киева по охваченной Гражданской войной территории не ожесточили их, сердца не прониклись ненавистью к нашей стране. Всю последующую жизнь они хранили добрую память о своем пребывании в России, ее природе, культуре и столь разных людях, ее населяющих».

Интересно, что у этой истории существует продолжение. По возвращении бельгийских военнослужащих на родину их часть сначала была восторженно встречена, а спустя короткое время – расформирована. Правительство Бельгии опасалось, что бельгийские офицеры и солдаты могли попасть под влияние революционных событий в России. Удивительна была судьба их боевого знамени. Она тесно связана с православным храмом Иовы Многострадального, освященного в середине прошлого века в память «Царя Мученика Николая Второго и всех русских людей, богоборческой властью в смуте убиенных». Деньги для храма собирали по всему миру более 20 лет. Жертвователи – почти 15 тысяч наших соотечественников в Китае, Америке, Аргентине, Франции. Проект, одобренный великой княгиней Ксенией Александровной, осуществил архитектор Николай Исцеленнов, выигравший специальный конкурс. Прообразом храма послужила старинная шатровая церковь в подмосковной деревне Остров. Иконы писала княгиня Елена Львова. Так вот, именно в этой церкви до середины 60-х годов прошлого века и хранилось знамя бельгийского бронедивизиона, про которое за давностью лет забыли: последний раз его выносили во время торжественного богослужения в день 50-летия со дня расстрела семьи императора Николая II.

Впоследствии члены строительного комитета храма-памятника решили передать стяг на хранение членам Ассоциации памяти бойцов бронедивизиона в России, а те, в свою очередь, передали его в Королевский музей армии и военной истории.

«В ходе работы над реализацией проекта, – рассказала мне Зарина, – мы планируем издать сборник архивных материалов и фотодокументов «Бельгийский бронедивизион в русской армии. Сборник приказов 1916–1917гг.», создать полнометражный документальный фильм с рабочим названием: «Никогда бельгийцы не прольют русскую кровь». В основу сборника и документального фильма лягут архивные материалы, еще не введенные в научный оборот. Мы благодарны руководству Российского государственного военного и Российского государственного военно-исторического архивов, Государственному архиву кинофотодокументов, их сотрудникам за оказанную помощь при поиске необходимых материалов, их обработке и систематизации».

Я слушал Зарину Вашурину и думал о том, что «мягкая сила», о которой много говорят в околополитических кругах, проявляется именно в таких конкретных делах, когда наши люди, энтузиасты-историки, работают в архивах и извлекают из них документальные свидетельства совместной борьбы нашего народа с другими народами против общего врага. Так было в годы Первой мировой, и в годы Второй мировой, и даже сегодня, когда подразделения российских войск помогают сирийской армии победить террористов запрещенных у нас бандформирований ИГ. Проходят десятилетия и века, но память, скрепленная кровью, не иссякает. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Трынды-трынды, балалайка!

Трынды-трынды, балалайка!

Максим Артемьев

«Некрасовщина» Андрея Белого против «вечных тем» Альфреда Эдварда Хаусмена и другие странные сближения в русской, английской и сербской поэзии

0
2628
Русский епископ отказался от сана и церкви

Русский епископ отказался от сана и церкви

Валерий Вяткин

Ушел из «тени алтарей»

0
6319
Генштаб за все ответит

Генштаб за все ответит

Сергей Шулаков

Как была уничтожена гвардейская пехота Николая II

0
2990
Муха на шее мертвеца

Муха на шее мертвеца

Сергей Шулаков

Многие английские поэты Первой мировой воображали себя новыми героями «Илиады», приплывшими брать Трою

0
2179

Другие новости

Загрузка...