0
7186
Газета История Интернет-версия

24.07.2020 00:01:00

Два Брестских мира: позор или точный расчет

История предостерегает от поспешных выводов

Александр Широкорад

Об авторе: Александр Борисович Широкорад – историк, писатель.

Тэги: брестский мир, декрет о мире, зимний дворец, ленин, германия, австрия, англия, франция, гитлер


12-1-1-t.jpg
Так оценили последствия
«похабного Брестского мира»
на Западе.
Карикатура Уильяма Аллена Роджерса
с сайта Библиотеки Конгресса США
Историю Брестского мира следует начинать с Декрета о мире, принятого Вторым Всероссийским съездом Советов 26 октября (8 ноября), то есть на следующий день после взятия Зимнего дворца. В нем содержалось предложение всем воюющим государствам немедленно заключить мир без аннексий и контрибуций. Мало кто знает, что Германия и Австрия сразу приняли предложение Владимира Ленина. А вот Англия и Франция не приняли.

Но давайте представим на секунду, что это произошло. Милитаристы всех стран получили бы страшный удар. Понятно, что при таком раскладе ни о каком реваншизме в Германии и речи быть не могло. Это значит, что скорее всего Второй мировой войны попросту не было бы. А демобилизованный ефрейтор Адольф Гитлер закончил бы свои дни художником средней руки либо лидером маргинальной группировки в несколько сот, а скорее десятков человек.

Но целью Англии и Франции в Великой войне была не «защита от тевтонской агрессии», а расчленение четырех империй: Германии, Австро-Венгрии, России и Турции, что делало Англию и Францию вместе с США мировыми гегемонами. После отказа Лондона и Парижа заключить «мир без аннексий и контрибуций» Берлин и Вена достаточно резонно заявили, что одностороннее принятие предложения Ленина ставит их в крайне невыгодное положение по сравнению с Англией и Францией, и предложили Советской России начать сепаратные переговоры о заключении мира на Восточном фронте.

В итоге Советская Россия получила «похабный Брестский мир», как его назвал сам Владимир Ленин.

Брест

За последующие после него 102 года написаны тысячи книг и статей, обличавших «предательство» Лениным интересов России. Но, увы, пока никто не предложил альтернативы этому миру. Царская армия потеряла боеспособность еще летом 1917 года, а к февралю 1918 года полностью развалилась. Немногочисленные отряды Красной гвардии не могли дать отпор германской армии.

Вот несколько фактов, наглядно демонстрирующих состояние обороноспособности России в тот период. Уже в первые дни Февральской революции в Кронштадте и Гельсингфорсе матросы убили около сотни морских офицеров – больше, чем их погибло за всю мировую войну. Остальные офицеры Балтийского флота были арестованы или деморализованы. С марта по октябрь 1917 года Кронштадт вообще представлял собой независимое гособразование, не подчинявшееся Временному правительству.

На других фронтах развал армии шел не столь бурно, но к лету 1917 года боеспособных частей на фронте практически не осталось. Лишь в глубоком тылу некоторые части принимали резолюции воевать до победного конца, которые, по большому счету, представляли собой лишь пустые декларации.

В итоге в Бресте пришлось отдать кайзеру сравнительно небольшие территории из числа контролируемых на тот момент советской властью и 93,5 т золота на сумму 124,8 млн руб. (в ценах 1913 года).

А вот на Украину и в Грузию в 1918 году немцев приглашал не Ленин. Это делали правительства украинской Центральной Рады и грузинских меньшевиков, ныне числящиеся национальными героями этих независимых республик. Кстати говоря, власть над малороссийскими губерниями Центральная Рада получила еще летом 1917 года. И не от большевиков, а от Александра Керенского.

Благодаря Брестскому миру на германских штыках выросли независимые Финляндия, Эстония, Латвия, Литва, Польша и Украинская держава гетмана Павла Скоропадского.

Сразу же после заключения Брестского мира на оккупированные немцами территории Прибалтики, Белоруссии и Украины толпами ринулись офицеры царской армии, помещики и либеральная интеллигенция, бегущие от советской власти. Всего около 400 тыс. человек. Под защитой кайзеровских штыков и зачастую на немецкие деньги начали создаваться рати генерала Николая Юденича и князя Павла Авалова. Через оккупированную немцами территорию на Дон к генералу Лавру Корнилову пробирались офицеры из Советской России. Через атамана Петра Краснова Добровольческая армия получила германские боеприпасы и вооружение. Причем немцы снабжали белых не собственным, а трофейным русским оружием, которое в 1918 году захватили в огромном количестве на Украине.

Можно достаточно уверенно предположить, что без вторжения немецких и турецких армий, а также интервентов Антанты Гражданская война в России продлилась бы от трех до шести месяцев. А в состав Советской республики вошли все без исключения территории бывшей Российской империи.

С другой стороны, Брестский мир и пропаганда большевиков привели Германию к революции в ноябре 1918 года, а германскую армию – к невиданной катастрофе на Украине, равной которой не было в истории Пруссии и Германской империи. Людские потери при эвакуации германских войск из России составили около 50 тыс. человек. Потери вооружений и военного имущества Германии и Австро-Венгрии превзошли аналогичные потери Германии и ее союзников в будущей Сталинградской битве.

Брестский мир прекрасно охарактеризовал князь Владимир Оболенский: «Весной 1918 года немцы вошли в Крым церемониальным маршем, а осенью ушли, лузгая семечки». Мало того, на Украину, в Крым и на Кавказ весной вступила кайзеровская армия, а поздней осенью уходила германская советская (!) армия. Да, да! Во всех германских частях были созданы солдатские советы, которым подчинялись офицеры. Другой вопрос, что особых конфликтов у них не было, поскольку и члены советов, и офицеры мечтали лишь об одном – как можно быстрее вернуться на родину.

И эта огромная орда – 700–800 тыс. человек – ринулась на северо-запад. По предварительным расчетам германского командования, только для эвакуации германских войск, дислоцированных в Центральной и Южной Украине, требовалось более 700 полноценных железнодорожных составов. Естественно, столько поездов не было и в помине, поэтому эвакуация немцев и австрийцев затянулась до февраля 1919 года.

Стрелковое оружие, включая пулеметы, немцы и австрийцы берегли для самообороны от банд петлюровцев, польских националистов и разных «батек» вроде Махно, Ангела, Маруси и прочих. А вот артиллерия была брошена на 80–90%. Почти полностью были брошены трофеи русской армии, взятые в 1918 году. Брошены десятки (сотни?) тысяч лошадей, военных повозок, сотни автомобилей и самолетов. Не менее 70% этого имущества досталось петлюровцам, пилсудчикам, махновцам и мелким бандформированиям, и лишь около четверти – Красной армии. Немцы, сами того не желая, плеснули бочку керосина в огонь Гражданской войны в России.

Карс

А через три года Ленин заключает «второй Брестский мир». Так он сам именовал Карский договор 1921 года. Ирония судьбы – Брест был самой мощной крепостью в европейской части России, а Карская крепость – самой мощной в азиатской части империи.

Как и в Бресте, Советская Россия в Карсе отдавала. Кемалистская Турция получила 8,36 т золота и Карскую область, с 1878 года принадлежавшую Российской империи. Благодаря этому площадь Турции (в нынешних границах) увеличилась почти на 30 (!)%. Ну, а Армения потеряла священную для всех армян гору Арарат.

Ленин не только отдал Мустафе Кемалю огромную русскую крепость Карс, но и распорядился, чтобы части Красной армии помогли вывести тяжелую артиллерию Карса через советскую территорию и порт Батум морем в Турцию. Дело в том, что по своей территории вывести тяжелые орудия турки не имели возможности. Помимо этого туркам было передано 37,8 тыс. винтовок, 324 пулемета и 63 млн патронов к ним, 66 орудий и 141,4 тыс. снарядов.

Зачем же потребовался «второй Брестский мир» и почему монархисты и либералы не обличают за него Ленина? Ведь к ноябрю 1920 года Красная армия имела свыше 5 млн штыков и сабель, а все белогвардейские генералы были разбиты.

Надо понимать, что белогврадейцы имели силу только тогда, когда за их спинами стояли Антанта и 3 млн штыков националистов – финнов, поляков, петлюровцев и прочих. В самих белых армиях одновременно никогда не было под ружьем свыше 300 тыс. человек. Красная Армия разгромила белых, но армии интервентов и националистов остались. Советская Россия не имела возможности воевать с ними всеми одновременно.

В итоге руководству страны пришлось маневрировать и идти на серьезные уступки. Так, в начале 1920 года большевики заключили три позорных мирных договора с Эстонией, Литвой и Латвией, по которым Москва выплатила Эстонии 15 млн золотых рублей, Латвии – 4 млн и Литве – 3 млн. И это при том, что Красная армия могла в считаные дни смести опереточные армии трех прибалтийских лимитрофов.

В начале 1920 года Ленин запретил Красной армии вести наступление восточнее Читы, дабы не вступать в прямой конфликт с оккупационной армией Японии. Вытурить японцев из Восточной Сибири и Дальнего Востока удалось лишь путем создания Дальневосточной республики и флиртуя с США, включая обещание отдать в концессию Камчатку.

В ноябре 1920 года в Крыму командующий Южным фронтом Михаил Фрунзе, испугавшись ультиматума французского адмирала Шарля Дюмениля, дал возможность барону Врангелю в целости и сохранности эвакуировать свою 60-тысячную армию и столько же беженцев.

Эвакуацию Врангеля обеспечивали около 30 боевых кораблей и 10 транспортов Антанты. Именно они открыли огонь по отрядам повстанческой армии Алексея Мокроусова, штурмовавшим пригороды Феодосии. Все города Крыма были освобождены отрядами крымских повстанцев, пока части Красной армии отдыхали под Джанкоем. Регулярная Красная армия вошла в Симферополь, Севастополь, Ялту и другие крымские города лишь на второй или третий день правления местных ревкомов, организованных повстанцами Мокроусова.

Обосновавшись в Проливной зоне (Босфор и Дарданеллы), Врангель начал готовить вторжение в районе Одессы и в Крым в мае 1921 года. Об этом он сам неоднократно заявлял публично. С ноября 1918 года Константинополь и Проливная зона были заняты флотом Антанты. По огневой мощи их флот раза в три превосходил весь царский флот на 1 августа 1914 года. Там же союзники сосредоточили 150-тысячный десантный корпус, к которому присоединилась 60-тысячная армия Врангеля. У красных же на Черном море был только один боеспособный корабль – подводная лодка АГ-24, а береговая оборона только начинала создаваться.

И вот в таких условиях Ленин заключает «второй Брестский мир» в Карсе. В чем он был хуже первого? Все территории, захваченные немцами в 1918 году, были возвращены СССР, а Карская область и поныне входит в состав Турции. Зато армии и флоту Антанты и врангелевским войскам пришлось срочно выметаться из Проливной зоны. Дело в том, что абсолютное большинство турецкого населения ненавидели Антанту. То есть интервентам предстояла война с Мустафой Кемалем и стоявшей за ним Советской Россией. Исход ее был совсем не определенным. К тому же и сами союзники не доверяли и боялись друг друга.

Подавляющее большинство населения Англии, Франции и США было против войны за Проливы. Зато почти все греки и итальянцы мечтали о захвате Проливов, островов Эгейского моря и западного побережья полуострова Малая Азия. Италия и Греция могли выставить против Турции до миллиона штыков. Однако этот вариант меньше всего устраивал Лондон и Париж. И они предпочли сдать «второй Рим» Мустафе Кемалю.

В итоге «полевой командир» Мустафа стал Ататюрком – отцом всех турок. В Стамбуле на площади Таксим стоит огромный монумент Ататюрку. Слева от отца турок стоит генерал со сложенными на груди руками – Климент Ворошилов! А позади него – начальник разведки РККА Семен Аралов. Так турки оценили итоги сотрудничества с Советской Россией.

Так может, и нам не стоит делать поспешных выводов? История к ним никогда не располагала.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Коммунисты открывают политсезон на Красной площади

Коммунисты открывают политсезон на Красной площади

Дарья Гармоненко

Акция у Мавзолея Ленина пройдет 21 января без прямого упоминания спецоперации

0
1438
Свободные демократы в ФРГ предлагают партнерство консерваторам

Свободные демократы в ФРГ предлагают партнерство консерваторам

Олег Никифоров

Будущее правительство Германии может быть только коалиционным

0
1401
Франсуа Байру хочет стать премьером для всех

Франсуа Байру хочет стать премьером для всех

Данила Моисеев

Глава правительства Франции намерен договориться с левыми и правыми силами

0
1845
Лидера "Альтернативы для Германии" впервые выдвинули в канцлеры

Лидера "Альтернативы для Германии" впервые выдвинули в канцлеры

Олег Никифоров

Алисе Вайдель позволил высказаться Илон Маск

0
3162

Другие новости